Урожай рябины абиотический фактор

Обновлено: 05.10.2024

Что такое абиотические факторы среды

Абиотические факторы среды – это факторы неживой природы, способные активно воздействовать на состояние флоры и фауны. К ним можно отнести грунт, воздух, температуру, погодные условия. Все названные аспекты различаются, если брать удаленные друг от друга уголки планеты. Но они не могут влиять на живые организмы, которым приходится существовать в заданных условиях.

Особенности абиотических факторов

Главная особенность абиотических факторов – изменять в ту или иную сторону процессы, происходящие в живых организмах. Но воздействие это бывает различным, в зависимости от того, какая именно группа абиотических факторов оказывает данное влияние:

Физические факторы – источником данных факторов служит физическое состояние окружающей среды или некое явление (механическое, магнитное, волновое, и т.д.). к физическим абиотическим факторам можно отнести температуру.

Химические факторы – эта группа полностью зависит от химического состава окружающей среды. К ним можно отнести степень солености воды, процентное содержание кислорода в воздухе, и т.д.,


Почвенные факторы – влияют, по большей части, на растения и живущие в почве организмы. Это сложная совокупность как физических, так и химических свойств почвы. К ним можно отнести наличие тонкого или толстого гумусового слоя, степени увлажненности почвы, ее структуру, и т.д.

Виды абиотических факторов

Согласно общепринятой классификации, абиотические факторы подразделяются на следующие основные виды:

Климатические. Эта группа факторов способна оказывать на живые организмы планеты самое серьезное влияние. В свой очередь, среди климатических факторов тоже можно выделить отдельные группы:

Солнечная энергия, а конкретнее – инфракрасное излучение и ультрафиолетовые лучи, влияющие на процессы фотосинтеза,

Освещенность поверхности – фактор, влияющий на все живые организмы, так как у каждого есть свой режим, связанный со сменой дня и ночи,

Влажность воздуха – понижение этого фактора приводит к снижению плодоношения растений, отрицательно сказывается на жизни и размножении некоторых живых организмов,

Осадки – этот фактор влияет на один из важнейших процессов, круговорот воды в природе.

Температура – один из самых важных факторов, определяющих, какие растения будут произрастать на той или иной территории, какие животные смогут там жить.


Ветер – от этого параметра зачастую зависят и влажность воздуха, и температура на поверхности Земли.

Эдафические или почвенные.

От того, какой является почва в том или ином районе, зависит, кто в ней сможет проживать, и какие растения смогут произрастать в заданных условиях.

Основными показателями, почвы, которые способны повлиять на контактирующие с ними растения и живые организмы, являются:
Показатель засоленности почвы,
Степень увлажненности,
Температура на поверхности почвы и внутри нее,
Структура почвы,
Пористость почвы,
Реакция почвенной среды.

Топографические.

Главным из всех топографических факторов является высота. Известно, что чем выше в горы, тем меньше живых организмов способно существовать в подобных условиях. Иногда можно найти места, практически незаселенные, потому что они оказываются непригодными для жизни в связи с особенностями топографии. Помимо высоты, к топографическим параметрам относят рельеф местности .

Гидрографические.

Этот фактор подразумевает количество и качество водных ресурсов, имеющихся в той или иной местности. Какие-то организмы нуждаются именно в пресной воде, каким-то для существования подходит соленая. Кому-то нужно употреблять воду для нормальной жизнедеятельности большое количество воды, кому-то ее необходимо совсем немного.
Режимы абиотических факторов, их характеристика
Основное влияние на состояние и жизнедеятельность всего живого на земле оказывают не столько сами абиотические факторы, сколько их режимы.

Режимы абиотических факторов

Температура.

Один из самых важных режимов. Каждый живой организм, будь то оастение или животное, способен существовать в строгом диапазоне температур. Понижение или повышение температурного режима непременно отразится на состоянии его здоровья или даже приведет к гибели. Есть такие температуры, при которых жизнь в принципе невозможна.


Вода.

Как известно, вода – главное условие существования жизни на земле. Каждый из живущих на планете имеет воду в своем составе. Живые организмы наукой подразделяются на несколько типов, которые в разной степени нуждаются в воде: гидрофильные – живут в водной среде постоянно, гигрофильные – выбирают для себя очень влажные места обитания, мезофильные – их потребность в воде можно назвать умеренной, ксерофильные – могут жить в очень засушливых зонах и долгое время обходиться без воды.

Влажность.

Вода и влажность – не одно и то же. Под влажность подразумевается насыщенность воздуха водяными парами. Этот показатель может влиять на температуру6 при высокой влажности температурный режим воспринимается живым организмом несколько иначе, чем при пониженной. Некоторые растения произрастают в регионах, где преобладает повышенная влажность воздуха, и наоборот. То же самое можно сказать о животных.

Солнечное излучение.

Солнечное излучение также является основным условием существования жизни на Земле. Растения нуждаются в нем постоянно, благодаря свету, происходит важнейший процесс фотосинтеза. На жизнедеятельность растений и животных влияет также такой фактор, как продолжительность светового дня – от тоже напрямую связан с солнечным излучением.

Радиация.

Из космоса поступают не только несущие жизнь солнечные лучи, но и радиация. Разные виды растений и животных по-разному реагируют на изменение уровня радиации у некоторых при превышении определенного порога начинают гибнуть зародыши, сильное превышение порога может вызвать гибель отдельных организмов или серьезные мутации.

Газовый состав воздуха.

Этот параметр имеет примерно постоянное значение. Содержание кислорода в нем такое, которое позволяет всему живому на земле дышать и развиваться. Но раньше, когда кислорода в атмосфере земли было недостаточно, это препятствовало образованию жизни.

Ветер.

Этот фактор способен повлиять на температуру, а также на увлажненность воздуха. В некоторой степени, он может даже изменять внешний вид растений, влиять на их рост и размеры. Сильные ветры (ураганы способны перемещать животных с одного места на другое, тем самым меняя состав сообществ.

Атмосферное давление.

Самостоятельно атмосферное давление не оказывает существенного влияния на живые организмы. Но в совокупности с температурой и влажность эффект может быть очень даже существенным.


Высота над уровнем моря.

Этот фактор влияет на распространенность тех или иных живых организмов в определенной местности. Как известно, чем выше над уровнем моря расположена территория, тем сложнее там выживать как растениям, так и животным. На самых высоких горных вершинах жизни практически нет. Это связано с уменьшением комфортности: чем дальше вверх, тем менее выносимыми становятся условия существования.

Влияние абиотических факторов на живые организмы

Наглядным примером того, что абиотические факторы оказывают непосредственное влияние на все живое, может служить то, что в различных местах планеты биологические процессы протекают с разной скоростью. Это напрямую связано с различием абиотических факторов в той или иной местности.
Изменение хотя бы одного из абиотических факторов приводит к гибели одних видов живых организмов, и появлению других. При изменении абиотических факторов не все организмы непременно погибают: отдельным видам удается приспособиться к новым условиям жизни и продолжить существование.

Каждый из вышеописанных факторов (влажность, температура, наличие воды, солнечное излучение) влияют на живые организмы достаточно сильно. Изменении хотя бы одного параметры может привести к крайне непредсказуемым, а порой очень негативным последствиям.

Иногда животные, привыкшие к одним и тем же абиотическим факторам, в случае их изменения, мигрируют в поисках наиболее комфортных для жизни, привычных им условий. Что касается растений, они также подвергаются влиянию абиотических факторов, и способны приспосабливаться к новым условиям, чтобы выжить. Например, во время засухи у них удлиняются корни, изменяется строение листьев.

Животные также всевозможными способами адаптировались к колебаниям основных абиотических факторов (температуры, влажности и света):
Теплокровность – такие животные способны постоянно поддерживать одну и ту же температуру тела,
Спячка – с ухудшением абиотических факторов животные впадают в длительный сон, помогающий пережить временные трудности,
Анабиоз – замедление жизненно важных процессов в организме на некоторое время,
Морозостойкость – некоторые живые организмы способны переносить экстремально низкие температуры.

Примеры абиотических факторов

Научившись правильно использовать абиотические факторы в сельском хозяйстве, человек способен положительно влиять на количество собранного урожая и на продуктивность скора. Рассмотрим на конкретных примерах, как можно, изменив те или иные абиотические факторы, повлиять на жизнедеятельность растений и животных.

Свет.

Освещенность влияет, в большей степени, на жизнь растений. Для животных он решающего значения не имеет. Для флоры же это – главный источник существования и развития. Правильно рассчитав необходимый растению режим освещения, можно ускорить рост и созревание культурных растений. Именно поэтому в теплицах включают свет, чтобы у растений были особые, более благоприятные условия произрастания.

Что касается домашних животных, то, увеличив световой день, можно повысить яйценоскость кур и увеличить удои молока.

Почва.

Один из важнейших факторов, влияющих на плодоношение и развитие растений, являются характеристики почвы. Человек давно изучил, что необходимо каждому культурному растению для того, чтобы оно приносило максимальный урожай и росло быстро. Поэтому, обеспечив оптимальный полив, удобрив землю, взрыхлив ее, люди научились получать урожаи, которые в естественных условиях произрастания были бы недостижимы: на воле растения полностью зависят от погодных условий, вовремя не пошедший дождь, ураган, град способен уничтожить все, что растет. Сельскохозяйственные культуры, находясь под присмотром, избавлены от подобного риска.

Ветер.

Этот фактор может существенно повлиять на живые организмы. Особенно на растения. Сильные порывы способны ломать ветви деревьев, вырывать их с корнем. Человек защищает нужные ему растения от воздействия этого абиотического фактора, помещая их внутрь теплиц и парников.

Вода.

Домашних животных и растения, которые важны для людей, вовремя и в соответствии со своими потребностями обеспечиваются водой. В условиях природы живые организмы не всегда получают необходимое количество этого компонента. Нередки случаи засухи или, наоборот, слишком дождливые периоды. И то, и другое пагубно влияет как на растения, так и на животных, иногда приводя их к гибели. Под присмотром человека случится такого просто не может, так как он заинтересован в получении урожая, в сохранении жизни своих питомцев. Он влияет на абиотические факторы таким образом, чтобы они обеспечили комфортное существование его любимцам, а те, в свою очередь, радуют его прекрасным урожаем, мясом, Яйцами, шерстью, и прочими продуктами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

I . ЗАДАНИЯ:

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ И КЛАССОВ ЖИВОТНЫХ.

А) членистоногие Г) пресмыкающиеся

В) земноводные Е) млекопитающие

II . ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)

1. Какая часть солнечного спектра способствует образованию загара:

А) инфракрасная Б) красная

В) ультрафиолетовая Г) фиолетовая

2. Что не будет являться абиотическим фактором среды:

А) сезонное изменение окраски зайца – беляка

Б) распространение плодов калины, рябины и дуба

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений

Г) осенний листопад

Абиотическими факторами среды не являются:

А) вода и выпадение осадков Б) грунт

Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, изменяются в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны:

А) для среднего течения реки

Б) для горных рек

В) для стоячих водоемов

III . ЗАДАНИЯ.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИМЕРОВ.

ТЕРМИНЫ (по отношению к воде растения делят)

1. водные растения

околоводные растения, (наземно-водные)

растения сухих и очень сухих мест

А) растения, запасающие влагу в листьях и в стеблях

Б) внешне сухие растения, устойчивые к пониженной влажности

В) растения с хорошо выраженной связью с водой

Г) растения из местообитаний с высокой влажностью, а так же способны расти около водоемов

Д) наземные растения умеренно влажных мест обитания

а. ковыли, верблюжья колючка

б. ряска, кувшинка, кубышка

в. агава, кактус, алоэ

г. рис, росянка, камыш

д. дуб, рябина, береза

1. ХОЛОДНОКРОВНЫЕ – А, Б, В, Г

ТЕПЛОКРОВНЫЕ – Д, Е

1 В, 2 Б, 3 Г, 4 Б

1 В, б, 2 Г, г, 3 Д, д, 4 Б, а, 5 А, в,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 790 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.09.2015 9872
  • DOCX 33.5 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Стопичева Лидия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести пост уполномоченного по правам учителей

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Неживая природа косвенно либо напрямую влияет на все живые организмы. Существенное изменение температуры, света, влажности и прочих абиотических факторов может оказаться для живого существа критическим и даже привести к его гибели. Узнаем подробнее о факторах неживой природы и их влиянии на живой мир.

Виды абиотических факторов

Все факторы неживой природы принято делить на 6 групп:

  1. Физические, они же – климатические. В эту группу включены объекты неживого мира, оказывающие влияние на формирование климата: осадки, температура, свет, атмосферное давление и прочие. Глобальные изменения климатических условий сказываются на жизни флоры и фауны всей планеты. Одни виды живых организмов расширяют свои ареалы, другие, напротив, вытесняются с привычных территорий и оказываются на грани вымирания.
  2. Эдафические, они же – почвенно-грунтовые. Физические и физико-механические характеристики грунта оказываются важными для организмов, жизнь которых связана с почвенной средой обитания. Химические свойства почвы и видовое разнообразие обитателей определяют её плодородие.
  3. Топографические, они же – орографические. Такие характеристики местности как рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция и крутизна склонов могут изменять климат, структуру почвы, и, следовательно, воздействовать на живых существ, обитающих на конкретных территориях. К примеру, высокие горные хребты могут быть преградой на пути циклонов, защищать определенную местность от холодных ветров, и тем самым сопутствовать формированию там благоприятного для многих организмов климата.
  4. Химические. Все живые существа крайне чувствительны к изменению химического состава окружающей среды. Газовый состав воды и воздуха, соленость вод, состав почвенного слоя и другие химические параметры среды могут оказаться решающими для живых существ при выборе места обитания.
  5. Гидрографические. Эти факторы воздействуют на свойства и характеристики водной среды. К ним относятся: плотность воды, скорость течения, проточность, световой режим и другие. К примеру, от степени прозрачности воды зависит фотосинтез водных организмов (фитопланктона, высших растений), что в свою очередь влияет на накопление органического вещества.
  6. Пирогенные. Пожары, возникшие естественным путем, являются одним из значимых экологических факторов, регулирующих численность и расселение живых организмов. К примеру, в местности с преобладанием растительности средиземноморского типа, пожары благоприятствуют росту травянистых растений и кустарников, возвращая в почву элементы питания. Кроме того они служат естественным барьером, препятствующим проникновению в данную экосистему пустынной растительности.

Наиболее значимые абиотические факторы

К самым важным факторам неживого мира, оказывающим воздействие на живые организмы относятся:

  • температура;
  • влажность;
  • солнечная радиация;
  • свет;
  • воздух.

Характеристика основных факторов неживой природы

Температура – тепловой режим, главным источником которого является солнечное излучение. В разных географических широтах уровень нагрева земной поверхности будет отличаться, поскольку он зависит от угла падения солнечных лучей. Также данный фактор характеризуется суточными и сезонными изменениями. Температура влияет на скорость протекания различных процессов в организмах, а также на географическое расселение живых существ.

Влажность воздуха – показатель содержания водяного пара в атмосфере. Вода является структурным компонентом любого живого существа. Ее потеря во время испарения или при выведении конечных продуктов обмена веществ оказывает существенное воздействие на организмы, из-за чего они вынуждены приспосабливаться к добыванию и сохранению влаги. Степень увлажненности наземных экосистем зависит от географической широты местности, сезона, времени суток и т. д.

Солнечная радиация является главным источником энергии в атмосфере и на поверхности планеты. Количество поступающего на Землю излучения неодинаково и зависит от нескольких условий: времени года, высоты солнца, прозрачности атмосферы и прочих.

Свет – видимое солнечное излучение. Освещение различной интенсивности и продолжительности влияет на важные процессы в организмах. Под воздействием света происходит фотосинтез, транспирация, фотоморфогенез, фотопериодизм и др. Благодаря свету дневные животные с помощью зрения ориентируются в пространстве.

Воздух – важнейший фактор, от которого зависит жизнь организмов. Он представляет собой смесь газов, необходимую для дыхания и водообмена живых существ. Состав воздуха может меняться как под воздействием естественных природных явлений (пожары, извержения вулканов), так и в результате антропогенного воздействия (выбросы предприятий, выхлопные газы).


Задания Д22 № 6901

Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц

Фотопериодизм – это влияние длины светового дня на физиологические процессы животных.

Добрый день! В этом задании четко говорится о том,что это не просто птицы,на которых действительно влияет фотопериодизм, а именно насекомоядные. Значит, вопрос подразумевает ответ, связанный с пищей этих животных. Почему ответ 3 не подходит?

Потому что это вопрос из так называемых "ловушек". Увидели слово насекомоядные — сразу ассоциация — пища. А это неверная ассоциация. Даже если теплая осень будет, и насекомых будет еще много перелетные птицы все равно "улетят". Так как инстинкт у них на укорочение длины светового дня срабатывает (ну точнее срабатывает эпифиз и птицы начинают готовиться к перелету)

Читайте также: