Условия прорастания семян конспект

Обновлено: 05.10.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление об условиях прорастания семян, о зависимости прорастания от факторов окружающей среды (тем­пература, влажность, воздух), о правильном посеве семян, о ро­сте и питании проростков, о зависимости глубины заделки семян от их размера и свойств почвы; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян.

Оборудование и материалы: коллекции семян, сухие и пророс­шие семена, проростки растений, результаты опытов, свидетель­ствующих о необходимости воды, воздуха, определенной темпе­ратуры для прорастания семян; таблицы с изображением опытов, выявляющих значение различных условий для прорастания семян.

Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, по­требность в воде, кислороде, определенной температуре; период покоя, всхожесть семян, проросток; холодостойкие и теплолю­бивые растения; глубина заделки семян, надземное прорастание семян, подземное прорастание семян.

Выберите верные утверждения.

Семя - вегетативный орган растения.

Семя является зародышем будущего растения.

Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма.

Одни из самых крупных семян - семена сейшельской пальмы - весят до 200 г.

Рубчик - след от повреждения семени скальпелем.

Семявход - маленькое отверстие в семенной кожуре, через ко­торое происходит газообмен.

Эндосперм - особая запасающая ткань растения.

Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

Фасоль относится к двудольным растениям.

Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

Семядоли семени фасоли - это первые зародышевые листья бу­дущего растения.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какова основная функция семян. (Распростра­нение и размножение растений.)

Какие основные способы распространения семян вы мо­жете назвать? (Ответы учащихся.)

Кто нашел сведения об оригинальных способах распростра­нения растений? (Учащиеся отвечают, приводят примеры.)

Семя — это, прежде всего, зародыш будущего растения. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти, появившийся при этом молодой росток называют проростком.

Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло? (Для этого необходимо поместить семена во влажную среду.)

Вспомните, как отличаются друг от друга сухие семена и те, которые некоторое время пролежали во влажной среде. (Се­мена во влажной среде набухают.)

Благодаря чему внутрь семян проникает влага? (Благодаря особому отверстию — семявходу.)

Но набухают любые семена — и живые, и неживые. Вспо­мните, например, как разбухает гречневая крупа или рис, когда вы их варите. Перед приготовлением рекомендуется замачивать и горох, фасоль или чечевицу. Но большинство из этих семян никогда не прорастут, даже если вы их посадите в почву, потому что, чтобы семя проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. Погибнуть зародыш может от перегрева, переохлажде­ния, механической обработки, деятельности насекомых, а также от длительного хранения.

Способность семян к прорастанию называется всхожестью. Семена с погибшим зародышем теряют всхожесть. Всхожесть семян можно вычислить. Для этого возьмем 100 семян гороха, поместим их в условия, благоприятные для прорастания. Через 3—4 дня посмотрим, сколько семян проросло, результат запишем. Через 10 дней посмотрим на наши семена еще раз, подсчитаем количество проросших семян и это число выразим в процентах от общего числа семян. Получившийся процент и будет являться показателем всхожести семян. Попробуйте проделать этот опыт дома. (Учитель может заранее, за 8—10 дней, подготовить этот опыт, а на уроке продемонстрировать его результаты и дать объ­яснение.)

До прорастания зародыш в семени находится в состоянии покоя. В этом состоянии семена могут находиться от нескольких суток до нескольких лет. Зародыши в семенах лимона остаются жизне­способными в течение 9 месяцев после созревания, кофе — 1,5 лет, тыквы и огурца — 10 лет, некоторых сорных растений — 50—80 лет. Известны случаи, когда семена прорастали и через сотни лет, про­лежав в условиях, не приведших к гибели зародыша. Обнаружен­ные в торфяниках семена лотоса проросли спустя две тысячи лет! А найденные в вечной мерзлоте на Аляске семена бобового расте­ния арктического люпина проросли спустя 10 000 лет! В период покоя зародыш защищен от неблагоприятных воздействий.

Что защищает зародыш в этот период? (Ответы учащихся.)

Покой семян — приспособление, предохраняющее их от про­растания в неблагоприятные сезоны года.

Какие условия необходимы для прорастания семян? (Уча­щиеся высказывают предположения.)

Для прорастания семенам необходимы вода, воздух и опреде­ленная температура.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника ,перечислите условия, необходимые для прорастания семян, и объясните значе­ние каждого. Опишите опыты, доказывающие потребность в них.

(Если есть возможность, опыты лучше провести на уроке. Если же опыт рассчитан на несколько дней, то во время занятия лучше продемонстрировать его результаты, а условия проведения объяснить устно.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОДЫ И ВОЗДУХА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН


Оборудование: три широких пробирки (или другие удобные емкости), семена гороха или фасоли (можно взять зерновки пше­ницы или кукурузы), вода.

В три широкие пробирки положим семена гороха или фасоли.

Семена в одной из пробирок оставим сухими (есть воздух, но нет влаги), в другую пробирку нальем немного воды так, чтобы она частично покрывала семена (есть воздух и влага), третью за­полним водой до краев (имеется достаточно влаги, но нет воздуха).

Прикроем пробирки стеклом и поставим в теплое место.

Через 5—6 дней оценим результат.

Итог. Семена в сухой пробирке не проросли (остались без изменения); в пробирке, доверху наполненной водой, набухли, но не проросли; частично залитые водой набухли и проросли.

Вывод. Семенам для прорастания необходимы вода и воздух.

Вода необходима потому, что зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества. За счет проникшей в семя воды питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят в растворимое состояние и становятся доступны для зародыша.

Попробуйте на вкус сухую и проросшую зерновку пшеницы.

Какую разницу вы заметили?

Сухая зерновка окажется крахмалистой, а пророщенная — сладкой. Это под действием воды нерастворимые питательные вещества семени (крахмал) перешли в растворимые (сахар). Сахар хорошо растворяется в воде и может проникать во все растущие части. Соответственно, семена лучше прорастают во влажной поч­ве. Но когда земля чрезмерно увлажнена, вода занимает все поры и вытесняет воздух, поэтому семена сгниют, так как у них не будет возможности дышать.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОРАСТАЮЩИЕ СЕМЕНА АКТИВНО ПОТРЕБЛЯЮТ КИСЛОРОД (ДЫШАТ)


Оборудование: две стеклянные банки с крышками, проросшие семена гороха (или фасоли, зерновки пшеницы, овса).

Возьмем две стеклянные банки. В одну из них положим проросшие семена, другую оставим пустой.

Обе банки плотно закроем крышками и поставим в темное теплое место.

Через сутки оценим результат.

Итог. Откроем сначала пустую банку и опустим туда зажжен­ную свечу — свеча продолжает гореть. Откроем банку с пророс­шими семенами и опустим туда горящую свечу — свеча потухла.

Вывод. В пустой банке состав воздуха практически не из­менился, там содержится достаточно кислорода, необходимого для процесса горения. В банке с проросшими семенами свеча не горит, так как прорастающие семена израсходовали весь со­

держащийся в воздухе кислород на дыхание, выделив при этом углекислый газ.

(Необходимо напомнить, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет, а также обратить внимание учащихся на то, что дышат не только прорастающие, но и любые живые семена, просто у них в состоянии покоя дыхание менее выражено.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН

Оборудование: две пробирки или чашки Петри, семена гороха или другие крупные семена, холодильник.

В две пробирки положим семена гороха и нальем неболь­шое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).

Поставим одну пробирку в темное теплое (+18. +20 °С) ме­сто, а другую — в холодильник.

Через 5—6 дней оценим результат.


Итог. Семена, которые находились в тепле, проросли, а на­ходившиеся в холодильнике — нет.

Вывод. Для прорастания семян необходима определенная тем­пература.

Семенам некоторых растений требуются особые условия для прорастания.

(Здесь можно подключить к работе учащихся. Для этого на предыдущем уроке нескольким ученикам (по желанию) дает­ся задание подготовить доклад об особых условиях прорастания семян. На уроке они в течение 2—3 мин излагают сведения, кото­рые им удалось отыскать. После этого учитель дополняет рассказ учащихся.)

Зародыши семян многих растений средней полосы, например некоторых сортов ячменя и пшеницы, способны прорасти только после воздействия на них низких температур.

Как вы считаете, чем обусловлено такое свойство семян? (Ответы учащихся.)

Эта особенность защищает растения умеренного климата от прорастания осенью, иначе оно могло бы погибнуть зимой. А вот таким растениям, как черника, брусника, земляника, рябина требуется прохождение через пищеварительную систему птиц или животных, где под действием желудочного сока семенная кожу­ра становится более тонкой и способна пропускать влагу внутрь семени.

Как вы думаете, для чего растениям такое сложное приспо­собление? (Ответы учащихся.)

Это приспособление для распространения семян.

Какими же должны быть плоды растений, семена которых распространяются таким образом? (Ответы учащихся.)

Конечно же, они должны быть привлекательными на вкус для животных. Но есть еще более интересные приспособления для прорастания семян в определенных условиях. Например, в Север­ной Америке, существуют целые сообщества растений, которые прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары, вслед­ствие чего семенная кожура распадается. Во время пожара также освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.

Зная, что именно нужно для прорастания тех или иных расте­ний, человек создает все необходимые условия для благополучно­го развития семян и, соответственно, получения большего урожая.

На какую глубину необходимо погружать семена в почву? (Ответы учащихся.)

Если их поместить неглубоко, они высохнут, а если закопать слишком глубоко, то у них (особенно у маленьких) не хватит сил пробить толстый слой почвы. В целом можно вывести такое пра­вило: более крупные семена необходимо помещать на большую глубину, а мелкие — неглубоко, чтобы у них хватило сил раздви­нуть комочки земли и выпустить молодой побег на поверхность. Мелкие семена, например лука, моркови, мака, салата, сельдерея, нужно сеять на глубину 1—2 см; более крупные — огурцов, редиса, томата, свеклы — высаживают на глубину 2—4 см; крупные же — семена гороха, бобов, фасоли, тыквы — необходимо помещать на глубину 4—5 см, иначе им не хватит влаги.

ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СИЛУ НАБУХАНИЯ СЕМЯН, Т. Е. СИЛУ, С КОТОРОЙ ОНИ РАЗДВИГАЮТ ЧАСТИЧКИ ПОЧВЫ ПРИ ПРОРАСТАНИИ

Оборудование: семена гороха или фасоли, стеклянная банка, пластмассовый или металлический круг, диаметр которого равен внутреннему диаметру банки, вода, гиря массой около 1 кг, мар­кер, который пишет на стекле.


Положим семена гороха в банку и нальем туда немного воды. Так, чтобы семена получали достаточно влаги и воздуха.

Сверху на замоченные семена положим пластмассовый круг, а на него поставим гирю. Отметим маркером с наружной стороны стекла уровень (высоту), на котором располагается пласт­массовый круг до набухания семян.

Поставим банку в теплое место, по истечении 4—5 дней оце­ним результат.

Итог. Семена набухли и стали занимать больший объем, под­няв пластмассовый круг вместе с гирей.

Вывод. Сила набухания семян такова, что они поднимают пла­стиковый круг вместе со стоящей на нем гирей, в несколько раз превосходящей их по массе.

Итак, мы выяснили, что для успешного развития семян необхо­димы три основных условия: вода, влажность и определенная темпе­ратура. Но как семена прорастают? Различают два типа прорастания семян. В первом случае, как, например, у фасоли, тыквы, огурца, клена, свеклы, семядоли выносятся на поверхность почвы — надзем­ное прорастание. Во втором случае, как, например, у гороха, чины, дуба, каштана, семядоли остаются в почве — подземное прорастание.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Что происходит с неживыми семенами при замачивании?

Почему не все набухшие семена всходят?

Для чего прорастающим семенам необходима вода?

Почему семена необходимо высевать в рыхлую почву?

Опишите опыт, доказывающий, что прорастающие семена активно дышат.

Почему в переувлажненной почве семена не всходят?

Как рассчитать процент всхожести семян?

Какие семена прорастают при наиболее низких темпера­турах?

Для чего семенам необходим период покоя?

Почему семена различных растений высевают в разные сроки?

Творческое задание. Сделать картину из семян. Для этого на­рисовать контуры изображения на листе картона, подобрать раз­личные по размеру и окраске семена, приклеить их с помощью клея так, чтобы они соответствовали рисунку.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Провести опыт, доказывающий необходимость наличия питательных ве­ществ, содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноцен­ного развития проростка. Для этого взять несколько пророщен- ных семян фасоли. У трех проростков удалить все семядоли, у трех проростков оставить половину семядоли, у трех — одну семядолю, а три оставить целыми. Посадить проростки во влажную рыхлую почву и поставить в теплое место. Не забыть поливать рассаду. Че­рез 7—10 дней попробовать дать объяснение полученному резуль­тату. По возможности подготовить доклад о проделанном опыте.

Прорастание семян

Условия прорастания семян

Основные факторы, влияющие на прорастание семян овощных культур

Презентация Прорастание семян

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок по биологии

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

1.Образовательные

Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка .

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый , полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие , так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод , что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?

Ответ: Вода, воздух и тепло.

Вопрос: Как называются эти факторы?

Ответ: Это факторы неживой природы .т.е .абиотические факторы.

Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли этих факторов для прорастания семян?

Ответ: Нет

3.Давайте исследуем влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. .

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем, в первый стакан посадили проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. .

4. Давайте исследуем как влияет глубина заделки семян в почву.

Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

Глубина заделки зависит от:

1. размера семени:

А. мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко на глубину 1-2 см, это семена таких растений, как лук, репа.

Б.средние семена заделывают в почву на глубину 2-4 см, это семена таких растений, как редис, огурцы

В. крупные семена заделывают в почву на глубину 4-5 см, это семена фасоли, гороха.

Работа учащихся с текстом параграфа №38, стр.185

Самые мелкие семена имеют орхидеи. Длина семени орхидеи – не больше 1 мм, 1 млн. семян орхидеи весит меньше 28 г. Величина семени никоим образом не влияет на размеры растения, которое из него вырастет: орхидеи вырастают более крупными, чем другие, у которых семена крупнее. А огромное красное дерево начинает свою жизнь с крошечного семени длиной не более 1,6 миллиметра.

2. качества почвы .

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Давайте исследуем как влияет свет на прорастание семян.

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету, так и в темноте.

Из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, ( семена подсолнечника), т. к. она не пропускает свет.

Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный , клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака.

6.Учитель делает вывод о том, какие условия необходимы для прорастания семян.

Запись учащимися в тетради схемы слайда.

Чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что приводит к гибели семян.

В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром.

Агротехника посева имеет большое значение: необходимость знать сроки посева семян, рыхление почвы перед посевом, свойства почвы.

Растения дают нам жизнь

Об этом знают даже дети,

Но как же появляются

Растения на свете?

Вырастают они из семян

Что мы видели с вами не раз

Но почему, спросите вы,

Не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост

Найдете в книге вы:

«Для прорастания семян

И первое, конечно же,

Наличие воды, а во-вторых, тепло

Будь хоть зима, хоть лето

И воздух, чей состав так сложен

Для прорастания им нужен.

И если все это сложить

Солнце, воздух и вода

Немного времени, немного времени

И с вами, увидим, как из семя

Такой знакомый человеку

Зеленый маленький листочек

Покажет тоненькую ручку,

Как листики с кленовых почек.

Учитель: Итак, для прорастания семян необходимы: вода, воздух, тепло, питательные вещества семени, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубину заделки семян, которая зависит от размера семян и свойств почвы.

Вопросы к учащимся:

Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление?

Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Что на уроке было интересным?

Что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Закрепление полученных знаний на уроке

Домашнее задание: параграф №38, задания в тетради с печатной основой № 139-143

Подведение итогов урока: учитель подводит итоги работы, оценивает активно работающих на уроке учащихся.

Комментарии оценок, выставление оценок в дневники учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

· Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

· Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

· Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

· Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

· Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

· Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

· Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый, полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый

видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -исследование в 6 классе на тему "Условия прорастания семян" по программе Пономаревой И.Н.

До поры, до времени не сеют семени

Один день год кормит

Что посеешь, то и пожнёшь

От плохого семени не жди хорошего племени

Цель: изучение условий прорастания семян.

познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростом проростков,

развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

развиватьумениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД) развиватьумение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,

обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, и природными объектами

воспитывать уважение к труду

Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян ; чашки Петри с проросшими семенами.
презентация к уроку, инструктивная карта.

Тип урока: комбинированный (урок-исследование)

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Вступительное слово учителя:

- Ребята, а хотите увидеть чудо?

- Что мы такое с вами наблюдали?

(прорастания семян (ускоренный просмотр видео съемки)

- Посмотрите, как эти маленькие проростки упорно и настойчиво тянутся вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как росточки к свету. А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования.

- На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте их заранее поблагодарим за поддержку.

- Скажите, пожалуйста, ребята, что вы видите у себя на столах? (семя и проросток).

- Чем они отличаются?

- Почему одно семя проросло, а другое нет? (нет необходимых условий).

Проблема: Как определить, какие условия являются благоприятными?

Как узнать, при каких именно условиях начинается прорастание?

Что нужно сделать для решения этой для решения этой проблемы?

Нужно поставить эксперименты

Сформулируйте цель исследования: изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их

А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация) Всем, кто будет сажать растения – и жителям сельской местности и горожан, имеющих дачи или выращивающих растения на балконах.

- Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, какие же условия необходимы для прорастания семян.

Давайте вспомним этапы проведения исследования. Кто забыл у вас на столах есть памятки.

Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

Проверка дом.задания

(проверочная работа на листах)

Оценивание результатов

Дополнительные вопросы:

Рассказ о строении семян двудольных и однодольных растений.

- Что общего у семян однодольных и двудольных растений? (наличие семенной кожуры, питательных веществ и зародыша).

- Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений? (у однодольных семян одна семядоля, у двудольных- две семядоли)

- Где хранится запас питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений? ( у однодольных семян запас питательных веществ хранится в эндосперме, у двудольных в семядолях).

Итак, давайте по рассуждаем над каждым словом темы.

Условия(- это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; - это требования)

Прорастание –(это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка.

Семя. – Что мы знаем о семени? (Орган размножения семенных растений).

Попробуем сформировать гипотезы. ( запись на доске, на слайде)) Мы предположили, что для прорастания семян необходимы:

питательные вещества

Формулируем задачи (ищем пути решения) (запись задач на доске)

Проверить гипотезы опытным путем

выполнить исследовательское задание

Рассказать об опыте. Дать объяснение полученных результатов.

Поиск информации, получение новых знаний по теме

В конце работы сделать вывод

Итак, пытаемся наши гипотезы опровергнуть или подтвердить.

Дома вы выполняли опыты.

1.Выступление первого эксперта:

Влияние воды на прорастание семян

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

- Итак. Делаем вывод. (Для чего нужна вода ? (учебник с.34))

Вывод:вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

2.Выступление второго эксперта:

Изучение необходимости кислорода для прорастания семян.

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

- Кислород нужен для прорастания семян? (с.35)

Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.

(Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода происходит высвобождение энергии для роста зародыша. Дышат и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.)

Что написано на пакетиках ваших семян?

3. Выступление третьего эксперта.

Влияние температурных условий на прорастание семян.

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

- На прорастание семян влияют температурные условия. (учебник с.35)

Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

4. Выступление четвертого эксперта.

Влияние света на прорастание семян

Для эксперимента были одновременно посажены семена фасоли в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью.

- Нужен свет для прорастания? ( учебник с.36)

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету так как лучи красного или синего света угнетают появление проростков, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.

Для большей части семян присутствие света необязательно.

Еще одна гипотеза – питательные вещества (слайд )

Эту гипотезу будем подтверждать или опровергать вместе. Приступаем к сбору информации. Где вы его можете найти? ( в учебнике, дополнительно информация в Интернете, из опыта людей и др)

Работа по учебнику – с. 35

Показ слайда с проростками с целыми семядолями и удаленными частями семядолей.

Какой вывод можно сделать по этому опыту?

(Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку Петри поместили семена фасоли полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый).

Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

- Итак, какие гипотезы подтвердились, а какие нет. Какие условия необходимы для прорастания семян? (вода, воздух, тепло, питательные вещества)

Какие не играют большой роли? (свет и почва)

Общий вывод. Записываем

Поставьте себе оценку за отчет по опыту( в листе в окошечке)(Приложение)

А сейчас я предлагаю вам решить следующую задачку.


Задача: Сельский житель, соблюдая все перечисленные ранее условия, посеял весной семена одного из огородных растений, однако большинство их них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу?

Гипотезы…..( глубоко закопали, плохая земля)

А от чего еще могло так произойти? (не все семена всхожие, т.е. погибли)

- Для того, чтобы семена проросли, необходим живой зародыш. Семена с живым зародышем называются всхожими (записываем в тетради).

Всхожесть семян — это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянных семян.

определение всхожести, способы в быту (пример с семечками подсолнуха и др.)

Объединяемся в группы(пары) Задание для каждой пары у вас имеются на столах. Я даю вам на это 3-4 минуты. (по учебнику)

пара На какую глубину можно заделывать семена? (с.36)

пара Сроки посева семян (с.36)

Кто будет отвечать из пары? Пожалуйста, спикеры, слушаем вас.

Отчет. (заслушиваем группы) Записываем в тетрадь.

1.Глубина зависит от размера семени, качества почвы

Р астения

теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.

холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см

Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

2.Сроки посева

Одним растениям для прорастания семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.

а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.

б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

Какие семена можно садить раньше других?

Самооценка – Посовещайтесь и решите, кто из вашей пары работал немного лучше и сделал больший вклад в ваше исследование.

Выводы по экспериментальной работе делает учитель.

(- Не все семена обладают способностью прорастать сразу после созревания. Семена яблони, клёна и других растений нуждаются в длительном периоде покоя. Благодаря этому кратковременные зимние оттепели не вызывают прорастания семян, иначе проростки могли бы погибнуть при первом заморозке, т.е. период покоя даёт возможность пережить неблагоприятные условия жизни.)

- Спасибо вам, юные исследователи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли?

- Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура, питательные вещества и наличие живого зародыша.

- А какое практическое значение имеют эти знания?

-Зная условия прорастания семян, можно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

- А как правильно хранить семена в домашних условиях?( в сухом месте, в тканевых или бумажных пакетах, в прохладном или теплом месте)

Я предлагаю вам научиться делать пакетики для семян из бумаги. ( из бросового материала: газета, черновики)

Мастеркласс Пакетик для семян

- А сейчас проверим ваши знания, как вы их сумеете применить.

Тест на листочке, самопроверка

Выводы по уроку:

- Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.

-При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.

-Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.

Какую цель мы ставили перед уроком?

Достигли поставленной цели?

Перечислите условия необходимые для прорастания семян.

Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить?

Что на уроке было интересным?

Что на уроке было важным?

Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

(на один и тот же вопрос отвечают несколько человек)

Каждый из вас по-разному работал на уроке, сложите ваши результаты в общий и поставьте итоговую оценку в конце листа (проверочный тест + отчет по опыту +оценка в группе)

Домашнее задание: оформить работу в виде презентации

Выясните, какие приметы посева семян знают ваши родственники. Словарь: скарификация, стратификация

Читайте также: