За рекой полыхая осинами темнел лес

Обновлено: 08.07.2024

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Узнаем, как пра­виль­но выпол­нить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия в нём одной или двух и более грам­ма­ти­че­ских основ. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют син­так­си­че­ский раз­бор про­сто­го и слож­но­го предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

    (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

Сделайте синтаксический разбор предложений : вечером я зашла в магазин и купила книгу ; поросёнок завизжал и юркнул в лес а свинья осталась на месте ; за рекой, полыхая осинами , темнел лес.


____ зашла - глагол сказ.

= = = в - предлог магазин - сущ.

- и - союз купила - глагол сказ.

, простое с однородн.

___ завизжал - глагол сказ.

= = = и - союз юркнул - глагол сказ.

= = = в - предлог лес - сущ.

, простое с однородн.

), а - союз свинья - сущ.

___ осталась - глагол сказ.

= = = на - предлог месте - сущ.

, полное, простое, неосложн.

(сложное, союзное, сложносоч.

, состоит из двух простых предложений, связанных союзом а и разделённых запятой)

За - предлогрекой - сущ.

Оборот) , темнел - глагол сказ.

, простое, осложнено обособл.

Образа действия, выраженным дееприч.


Синтаксический разбор ?

Вечером я зашла в магазин и купила интересную книгу и полезную книгу .

Ёжик лежал и глядел на медвежонка тихими глазами.


Сделайте синтаксический разбор предложения Лес - это запахи весны?

Сделайте синтаксический разбор предложения Лес - это запахи весны!


Сделать синтаксический разбор предложения?

Сделать синтаксический разбор предложения.

Ночевка в лесу без огня в прошлом году на реке Арзамасовке не послужила мне уроком.


Вечером мама зашла в магазин и купила хлеб, молоко, картошку?

Вечером мама зашла в магазин и купила хлеб, молоко, картошку.

Полный синтаксический разбор.


Сделайте синтаксический разбор леса в жемчужном инее?

Сделайте синтаксический разбор леса в жемчужном инее.


Весь день мы шли сосновыми лесами пробирались через заросли осин и берёз?

Весь день мы шли сосновыми лесами пробирались через заросли осин и берёз.

Синтаксический разбор предложения какими членами предложения выражены * осин и берёз *.


Сделать синтаксический разбор предложения : Но лес это тысячи деревьев?

Сделать синтаксический разбор предложения : Но лес это тысячи деревьев.


Выполни разбор по членам предл?

Выполни разбор по членам предл.

И синтаксический разбор : Вечером девочка зашла в магазин и купила книгу.


Синтаксический разбор предложения : Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце?

Синтаксический разбор предложения : Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце.


Сделать синтаксический разбор предложения?

Сделать синтаксический разбор предложения.

Лера видела в лесу зайчёнка.

Вы открыли страницу вопроса Сделайте синтаксический разбор предложений : вечером я зашла в магазин и купила книгу ; поросёнок завизжал и юркнул в лес а свинья осталась на месте ; за рекой, полыхая осинами , темнел лес?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Слово отмечено! От приставка! Мечен корень! Н суффикс! Ый окончание.


Отмеченный. От - приставка, меч - корень, енн - суффикс, ый - окончание.


Достоинство человека, огромное уважение, великая радость, повышать мастерство.


Достоинство человека, моё достоинство. Твое уважение. Радость жизни. Мастерство рук.


Животное с длинной шеей жираф Дикая Роза шиповник Густой лес чаща Сосуд для кипячение воды чайник Тёмное густое облако туча Чечня рыба щука Белые мухи снежинки Белокрылые птицы чайки Сторож на огороде чучело 60 минут час.


1 - Жираф 2 - Шиповник 3 - Чаща 4 - Чайник 5 - Туча 6 - Щука 7 - Снежинки 8 - Чайка 9 - Чучело 10 - час.


Период. У нее такой же пушистый хвост. Цвет шерсти серый. Она очень пушистая. Домой ее принес папа. Увидел ее еще котенком в подъезде, и решил взять. Она очень боялась всего поначалу, а спустя неделю освоилась. Она очень любит играть. Иногда ..


Реки - дон ворона хопёр страна - россия сша украина китай города волгоград воронеж москва сан - петербуркг кривой рог.


Россия, Минск, Волга, Арбат, Курочка Ряба.


Приставки пишутся слитно со словами и меняют его смысл, а предлоги пишутся всегда раздельно и применяются для связи слов в предложении.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

1. Тридцать комариков выбежали на поляну, заиграли на своих скрипках.


2. У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни маленького Медвежонка.


3. Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.


4. Они сложили в корзину вещи: грибы, мед, чайник, чашки – и пошли.


5. И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина – все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.


6. Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.


7. За рекой, полыхая осинами, темнел лес.


8. И он прыгнул, как настоящий кенгуру.


9. Вода, куда ты бежишь?


10. Может, он сошел с ума?


© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

9 класс

Светлана Тагирова

Светлана Тагирова запись закреплена

Понедельник (27.04)
Родной язык (7 урок)
Тема: Синтаксический разбор предложений.
Задание: выполни полный синтаксический разбор предложений.
1.Шум и движение происходили в запорожском таборе.
2.Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.
3. Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4.За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
5.Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

Vadim Zaripov


Vadim Zaripov

Читайте также: