Зачем березы листья сбрасывают внеклассное занятие младших

Обновлено: 01.07.2024

- Правильно, ребят а, вы отгадали, а ка к их мож но назвать одним слов ом?

/Деревья/. Как вы думаете, что общего у всех эти х деревьев, которые в ы

видите на иллю страциях. /Строение : корни, ствол, ветк и/ . А чем он и

отличаются друг от друга? /У о дних деревьев - листочки, у других — иго л ки/.

Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли де ревья сбрасывают листву

- Ребята, оказываетс я, все деревья у словно можно раз делить на:

лиственные деревья , у которых лист очки, н - р, береза, рябина, каштан и др.

хвойные де ревья, у которых в место листочков иг олки, наприме р: ель, сосна,

северных, и юж ных у словиях всегда остаются зелен ыми, не сбрасывают

вечнозеленым относятся деревья ю жных стран, джу нглей, где никогда не

бывает зимы, и деревья не меняют и н е сбрасывают листву , например:

- А вы знаете, реб ята, оказывается, кл иматические у словия влияют на то,

сбрасывать л истья или нет. В наши х краях деревья сб расывают листву ,

потому что мен яются времена г о да: осень сменяет лет о, зима сменяет осень.

Поэтому, зимой деревья отдыхают , а растут только весной и летом. А в

тундре очень к ороткое лето, а з има длинная и х олодная, поэтому деревья

растут очень ме дленно. Если с равнить нашу березу и березу в ту ндре, то

наша береза выс окая, а там она ка рликовая, невысо кая.

В степи деревья т оже невысокие, потому что там жарк о, сухие ветра, и к орни

вынуждены у ходить далеко вн из в поисках вод ы, а на рост кр оны не хватает

сил. А в джу нглях очень высокие деревья, с гу стой кроно й и б ольшими

листьями, так как та м не бывает зимы, м ного солнца, вл аги; поэтому деревья

стараются как м ожно больше впитать в себя влагу и тепло. - А теперь давайте

Цель: расширить знания о жизни деревьев осенью, наблюдать за осенними изменениями в природе.
Задачи: Способствовать развитию познавательного интереса.

Листопад, листопад!
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
А. Рябинка

– Какое растение называется деревом?
– Растение с одним одревесневшим стволом.
– Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
– У лиственных деревьев – листья, у хвойных – хвоя.
– Как они выглядят в разные времена года?
– Хвойные деревья всегда остаются зелёными, лиственные осенью меняют цвет.
– Что ещё происходит осенью с листьями?
– Они опадают с деревьев.
– Как называется это явление?
– Листопад.

Деревья освобождаются от листвы не сразу. Подготовка к листопаду происходит постепенно. Золотая осень – это пора, когда мы наблюдаем, как деревья и кустарники меняют свой наряд.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый – осинке,
Бусы красные – рябинке,
Зонтик жёлтый – тополям…
И. Винокуров

Первая примета золотой осени – желтеющие листья берёзы.



Позднее оранжевыми, розовыми, бардовыми становятся листья осины, краснеют листья некоторых видов клёна.




Почему листья осенью меняют цвет? В клетках листьев содержится зелёный и жёлтый пигменты. С понижением температуры воздуха зелёный пигмент разрушается, начинает выступать жёлтый, а у некоторых деревьев – красный.


Почему деревья сбрасывают листья? Листья испаряют влагу, а деревьям её нужно много. Зимой корням деревьев трудно добывать влагу из почвы. Так, сбрасывая листья, деревья защищаются от зимней засухи.

Какие деревья сбрасывают листья первыми? Раньше всех листва опадает у липы, берёзы и вяза. Дольше не сбрасывает листву дуб. Кусты сирени до поздней осени стоят зелёными, их листья опадают зелёными даже после первого снега.
Деревья пестрят красотой золотой осени. Земля словно покрыта разноцветным ковром. Вода у берегов тоже усыпана разноцветьем опавших листьев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 " Сказка" г. Камбарка

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Воспитатель 1 категории

Тема занятия: Почему листья опадают.

Цель: 1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование : Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

- Ребята, сегодня , когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? ( Да)

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

- Ну что , ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

- А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? ( Ответы детей)

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

- Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

-Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

- Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

- Вот , оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? ( ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях( желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? ( хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? ( потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

-Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали -
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. ( Дети смотрят мультфильм)

- Ну что ребята, вы все поняли?(да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

- А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? ( Дети выполняют задание)

- Ну что вы заметили? ( Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

- Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают ( ответы детей) . Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. ( Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. ( Дети берут листочки и встают в круг.

- Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья опадают.

  • исследовать строение листа.
  • способствовать закреплению знаний о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
  • развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, , жилки), мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
  • развивать воображение и творческую активность;
  • развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.
  • воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
  • участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы;
  • умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи;
  • активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач
  • имеют элементарное представление о строение листа;
  • проявляют интерес к природе .

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся и улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, кажите, какое сейчас время года?

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Скажите, как называют осень в сентябре? Почему?

Дети: ранняя осень, потому что листья на деревьях еще зеленые, солнышко светит ярко.

Воспитатель: Как называют осень в октябре и почему?

Дети: золотая осень, потому что листья меняют цвет и становятся красными, желтыми, солнце светит не так ярко.

Воспитатель: Как мы называем осень в ноябре? Почему?

Дети: Поздняя осень. Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья.

Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня стать маленькими символами осени – осенними листочками. Если вы согласны, тогда я объявляю сегодняшний день – Днём осенних листочков.

(раздается звонок по скайпу - на связи Гена Барбоскин)

Гена Барбоскин: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что у вас сегодня День осенних листочков. Поэтому хотел вас попросить о помощи разобраться, почему листья осенью опадают. Вы поможете мне в этом?

Гена Барбоскин: Заранее спасибо.

Воспитатель: Ребята, как мы сможем Гене помочь? Что можем сделать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы помочь Гене Барбоскину, нам нужно выстроить алгоритм исследования.

На магнитной доске дети выстраивают

алгоритм исследования листьев.

По очереди берут картинки-знаки и выбирают действия с листьями

  1. Приготовить лупу.
  2. Выбрать лист.
  3. Исследовать.
  4. Составить рассказ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько листочков надул ветер.

Воспитатель: Соберите разрезные картинки, и мы узнаем какие листочки он нам принес.

Дети собирают разрезные картинки листьев березы, дуба и рябины или тополя (всего 3 листочка).

Воспитатель: Как называется лист, который вы собрали из разрезных картинок?

Дети: Я собрал березовый лист. Я собрал дубовый лист. Я собрал рябиновый лист.

Воспитатель: Давайте узнаем, с каких деревьев наши листочки. Для этого поделитесь на группы и подойдите к любому из деревьев, найдите лист с того дерева, с которого он осыпался.

Дети подходят к изображению 3 деревьев (по 3 человека) березы, дуба, тополя (рябины), находят листья и приклеивают их к соответствующим деревьям.

Воспитатель: С каких деревья осыпались листья?

Дети: Листья осыпались с березы. Листья осыпались с тополя (рябины). Листья осыпались с дуба.

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько листьев на березе? Тополе(рябине)? Дубе?

Воспитатель: Для того, чтобы нам изучить листья, предлагаю вам пройти в лабораторию.

Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель: Возьмите в руку березовый лист. Как называется вот эта часть листа? (показывает черешок).

Дети: Стебель. Палочка. Черешок.

Воспитатель: Правильно. Эта часть листа называется черешок. С помощью черешка лист закрепляется на стебле. Подойдите к столам и рассмотрите березовый лист через лупу. Что вы видите на листе?

Дети: Тонкие дорожки. Паутинки. Прожилки.

Воспитатель: Листья пронизаны жилками. По жилкам к листочку передается вода. Пощупайте лист пальцами. Какой он на ощупь?

Дети: Лист гладкий, крепкий, упругий.

Воспитатель: Именно жилки делают лист упругим. Отделите лист от прожилок. Что случилось с листом?

Дети: Листья ломаются и рвутся без жилок.

Воспитатель: Проведите правым указательным пальцем по главной жилке. Где она проходит?

Дети: Она проходит посередине листа.

Воспитатель : От главной жилки отходят более мелкие жилки. Проведите по ним левым указательным пальцем.

Воспитатель: Почему деревья сбрасывают осенью листья?

Дети. Потому что они желтеют. Потому что их сдувает ветер.

Воспитатель: Осенью становится холоднее, солнце светит мало, и листья перестают вырабатывать хлорофилл. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву. Так они защищают себя, потому что если листья не опадут, то зимой ветки могут обломаться от тяжести снега.

Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а!
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!

Воспитатель: перед вами лежат два листочка: один сухой, другой недавно упавший с дерева. Возьмите в руки и попробуйте их сложить. Что с ними произошло?

Воспитатель: Лист недавно опавший остался прежним, а сухой лист раскрошился. Что можно сказать об этом эксперименте?

Дети: Лист, который только что опал питался влагой дерева, а лист давно опавший, питание не имеет, поэтому он сухой и ломкий.

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, проведем эксперимент.

Воспитатель: Возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Воспитатель: Ребята, что можно сказать об этом эксперименте?

Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель : Ребята, а давайте мы с вами потанцуем с листиками:

(на экране показываются движения, дети по музыку выполняют их)

  1. Листочек качается (движения вправо-влево).
  2. Листочек кружится (дети кружатся вокруг себя).
  3. Листочек летит (дети бегают).
  4. Листочек падает (дети приседают).

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать да или нет. Если нужно сказать да - вы будете хлопать. Если нет - руки прячете за спину.

Осенью цветут цветы?

Тучи солнце закрывает?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать – куртки шапки надевать?

Воспитатель: Раз у нас сегодня День осенних листочков, я предлагаю вам быть не только осенними листиками, а стать королями и королевами осенних листочков. Согласны? А, что есть у королей и королев, что их отличает от остальных?

Воспитатель: мы сейчас сделаем свои собственные королевские короны.

(изготовление короны из сухих листьев, которые клеятся на основу из картона)

Воспитатель: Ребята, пока наши короны сохнут, мы с вами свяжемся с Геной и дадим ответы на его вопросы. Давайте ему позвоним. (гудок, на связи Гена Барбоскин)

Воспитатель: Еще раз здравствуй, Гена! Мы многое узнали и сейчас, ребята расскажут об этом.

Дети: рассказ детей о том, что узнали.

Читайте также: