Зацветет рябина и кончится весна а когда рябина покраснеет

Обновлено: 26.08.2024

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая. Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи. На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в БСП. Следует иметь в виду, что простые предложения в составе сложного с разными видами связи обычно объединяются в смысловые блоки. Правильное выделение смысловых блоков значительно облегчает задачу расстановки знаков препинания. Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится. Сравните: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Упр 74. Прочитайте предложения. Объясните знаки препинания.

1. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Паустовский). 2. Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки (Куприн). 3.

Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов). 4. Зацветет рябина — кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето. И тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины (Пришвин).

Упр. 75. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2. Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4. А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5. Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается (Грин).

1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Паустовский). 2) Все небо было усеяно мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов). 3) Зацветет рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето. И тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины (Пришвин).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык. 9 класс. Урок № 53.

Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1. Части сложного предложения могут быть связаны разными видами связи:

Уж было поздно и темно ; сердито бился дождь в окно , и ве­тер дул , печально воя .

I часть II часть

Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая - сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью.

По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные пло­ты , что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

I часть II часть

Первая часть этого сложного предложения является сложно­подчинённым предложением. Оно соединено со второй частью (про­стым предложением) бессоюзной связью.

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами , и мы слышали , как оно опустилось на реку недалеко от нас .

I часть II часть

Первая часть этого сложного предложения - простое предложение, вторая часть - сложноподчинённое предложение. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и ).

2. В сложных предложениях рядом могут быть сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится, если после придаточного нет второй части двойного союза ( то, так ) или союза но :

С вёсел падали капли , и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго синее пятныш­ко .

Сравните: С вёсел падали капли , и когда они падали в море , то на месте их падения вспыхивало ненадолго синее пятнышко .

Задание № 1 (презентация): (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложе­ний:

(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вы­шедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.

(1) [ Павел Петрович старался не глядеть на Базарова] 1 ; [ помириться с ним он всё-таки не хотел] 2 ; [ он стыдился своей заносчивости , своей неудачи , стыдился всего затеянного им дела] 3 , (хотя и чувствовал ) 4 , (что более благоприятным образом оно кончиться не могло ) 5 .

[ ] 1 ; [ ] 2 ; [ , , ] 3 , (хотя x ) 4 , (что ) 5 .

I часть II часть III часть

Виды связи между простыми предложениями:

I и II , II и III части связаны бессоюзной связью.

III часть:

№№ 3 - 4 - подчинительная связь (предложение № 4 - обстоятельственное уступки),

№№ 4 - 5 - подчинительная связь (предложение № 5 - придаточное изъяснительное).

(2) Ещё была зима , но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вы­шедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так , что становилось жарко , и лучи его были так ярки , что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.

[ ] 1 , но [ и x , ( когда ) 3 , x ] 2 , ( что ) 4 , и [ x ] 5 , ( что и ) 6 .

I часть II часть

Виды связи между простыми предложениями:

I часть:

№№ 1 - 2 - сочинительная связь,

№№ 2 - 3 - подчинительная связь (предложение № 3 - обстоятельственное времени),

№№ 2 - 4 - подчинительная связь (предложение № 4 - обстоятельственное образа действия, меры и степени).

I и II части связаны сочинительной связью.

II часть:

5 - 6 - подчинительная связь (предложение № 6 - обстоятельственное образа действия, меры и степени).

Задание № 2 (презентация): распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман. (2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона. (3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. (4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине. (5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее. (6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем. (7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию. (8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем. (9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне. (10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно. (11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. (12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. (13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее. (14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом. (15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. (16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…

сочинительная и подчинительная

сочинительная и бессоюзная

подчинительная и бессоюзная

сочинительная, подчинительная и бессоюзная

(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман.

(2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона.

(3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли.

(4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине.

(6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем.

(8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем.

(5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.

(7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.

(13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее.

(10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.

(9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне.

(11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

(16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…

(15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.

(12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом.

(14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом.

Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложе­ний запишите в тетрадь:

(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно пе­рестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылин­ки. (3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (4) Зацветёт рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.

(1) Я понимал , что выручить нас может только случайность : или вода внезапно пе­рестанет прибывать , или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку.

[ x ] 1 , ( что ) 2 : или [ ] 3 , или [ ] 4 .

№№ 1 - 2 - подчинительная связь (№ 2 - придаточное изъяснительное),

№№ 2 - 3 - бессоюзная связь,

(2) Со мной случилась очень странная вещь : мне показалось , что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылин­ки .

[ ] 1 : [ x ] 2 , (что ) 3 ; (когда ) 4 , то [ x ] 5 , ( в которых ) 6 .

№№ 1 - 2 - бессоюзная связь,

№№ 2 - 3 - подчинительная связь (№ 3 - придаточное изъяснительное),

№№ 4 - 5 - подчинительная связь (№ 4 - придаточное времени),

№№ 5 - 6 - подчинительная связь (№ 6 - придаточное определительное).

(3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно , как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

[ ] 1 , и [ x ] 2 , (как будто и ) 3 .

№№ 1 - 2 - сочинительная связь,

№№ 2 - 3 - подчинительная связь (№ 3 - обстоятельственное образа действия, меры и степени).

(4) Зацветёт рябина - кончится весна , а когда рябина покраснеет , кончится лето .

[ ] 1 - [ ] 2 , а ( когда ) 3 , [ ] 4 .

№№ 1 - 2 - бессоюзная связь,

№№ 2 - 4 - сочинительная связь,

№№ 3 - 4 - подчинительная связь (№ 3 - обстоятельственное времени).

Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её от­сутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:

(2) Он пробыл недолго в Марселе, но когда он ра сс казывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста. (3) Когда р а здали п а латки, наши оф и церы поместились вместе, а так как офицер­ские п а латки были просторны , то кап и тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устроена на восем ь десят человек, но так как она одна служила на несколько окрес т ных губерний, то в ней помещалось до трёхсот .

Домашнее задание:

Упражнение № 208: переписать два последних абзаца, раскрывая скобки, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Задание № 1: (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложе­ний:

(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вы­шедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.

Задание № 2: распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложе­ний запишите в тетрадь:

(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно пе­рестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылин­ки. (3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (4) Зацветёт рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.

Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её от­сутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:

Это задание на прямую речь. По идее, просят схему расстановки знаков препинания при прямой речи. Эти схемы правильны.

можете помощь? если не в падлу. Укажите сложносочинённое предложение:
а) Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье;
б) Снег ещё лежал сугробами, но на полях осел стал рыхлым и тёмным;
в) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно.

А причём здесь "впадлу"? ))) Сложносочинённое: в) - основы дышит всё; всё притворно и ложно, связаны сочинительным союзом то. то. а)и б) - простые предложения с однородными сказуемыми.

Читайте также: