Заход на посадку ил 18

Обновлено: 07.07.2024

Однако версия, связанная с навигационной ошибкой, — наиболее вероятная, сказал эксперт.

В понедельник Ил-18 выполнял плановый перелет с аэродрома Канск (Красноярский край) на аэродром Тикси (Якутия). Однако в 4.45 по московскому времени в 30 км от аэродрома Тикси самолет совершил аварийную посадку. На борту воздушного судна, по предварительным данным, были только военные: 32 пассажира и семь членов экипажа. Четверо сейчас находятся в крайне тяжелом состоянии, 34 — в тяжелом. Всем им оказывается медицинская помощь.

Все пострадавшие в результате аварийной посадки при состоянии, допускающем транспортировку, будут доставлены для прохождения лечения и реабилитации в центральные военные клинические госпитали Минобороны в Москве и Санкт-Петербурге, заверили в военном ведомстве.

По предварительным данным, самолет, находившийся в эксплуатации 51 год, разбился в условиях метели, плохой видимости и обледенения.

Возраст самолета также не имеет значения, утверждает генерал-лейтенант, экс-командующий Дальней авиацией Михаил Опарин.

Если бы причиной аварийной посадки стал сильный боковой ветер, то крушение произошло бы непосредственно на взлетно-посадочной полосе, поясняют специалисты.

По словам пилота, Ил-18 отлично садится и при трех работающих двигателях из четырех.

Впрочем, неизвестно, сколько в топливных баках Ил-18 оставалось горючего, отмечают специалисты.

Однако он отметил, что такой случай маловероятен.

Судно действительно получило деформацию, но обломков нет, самолет остался цел, заявил глава Булунского улуса, где произошел инцидент, Игорь Кудряшов.

По факту аварийной посадки самолета военные следователи уже начали проверку. На месте происшествия работает следственная группа военного следственного отдела СК РФ по Якутскому гарнизону. Также привлечены криминалисты из следственного управления Следственного комитета по Восточному военному округу.

Экскурсия в кабину Ил-18. Левая сторона

Экскурсия в кабину Ил-18. Приборная доска левая

Попутно: на фото очень хорошо видны приборы контроля вибрации двигателей – вверху над радиолокатором и магнитным компасом. Вибрацию в полете необходимо постоянно контролировать. Ее увеличение свидетельствует о возможном начале разрушения двигателя. Правда, бывали случаи ложного срабатывания сигнализации и выключения по этой причине экипажем двигателя в полете. Но… лучше уж перебдеть.



Папа летал на Ту-154 и участвовал в комиссиях по расследованию авиапроисшествий, поэтому в семейном архиве попадаются вот такие катастрофические фото -

По бортовому номеру в интернете нашёл подробности.
Летом 1975 года, при заходе на посадку в Челябинске, не выпустилась основная стойка шасси. Предполагаю, самолёт садился на брюхо, в поле параллельно полосе. И при такой суровой посадке, каким-то чудом ни кто не пострадал, кроме самого самолёта. Думаю, что если бы не этот земляной вал, на который наткнулся самолёт в конце посадки, то и его удалось бы восстановить. Самолёт списан 28 сентября 1976 года. Он пролетал не много не мало 15 лет. Это был первый Ил-18 с двигателями АИ-20 3й серии. В эксплуатации с 15 апреля 1960 года, и уже в мае того же года, Хрущёв летал на нём во Францию, козырнуть показаниями Пауэрса со сбитого U-2

14 Апреля 1961 года этот самолёт доставил первого космонавта, Юрия Гагарина, из Куйбышева в Москву. На подлёте к Москве к самолёту присоединились семь истребителей из Кубинки, составив почётный эскорт -

Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвёл посадку в аэропорту Внуково -

Выход Гагарина из самолёта, по ковровой дорожке с развязанным шнурком, даже сняли в цвете -

Это единственное цветное фото этого самолёта, которое мне удалось найти, хотя его выход снимали со всех сторон -



Честно говоря, узнав что именно на этом самолёте Гагарин прибыл в Москву, я думал что интернет кишит изображениями этого лайнера, но не тут то было, кроме этих фото мне попалось лишь ещё одно, видимо сделанное на память на фоне бортового номера -

И ещё пара моделек с этим бортовым номером -

13 февраля 2020 года исполняется 40 лет первому сверхдальнему перелету в Антарктиду на самолете Ил-18Д (СССР-74267). Посадка была произведена на новую снежно-ледовую взлетно-посадочную полосу, расположенную в 12,3 км от станции Молодежная, близ горы Вечерняя. 16 февраля 1980 года Ил-18Д совершил беспосадочный полет по маршруту: Молодежная — Полюс Относительной Недоступности – Южный географический полюс – Молодежная. 23 февраля 1980 года самолет благополучно вернулся в Москву. Суммарно летное время составило 78 часов 54 минут, за которое самолет преодолел в общей сложности 45.660 км. Этот полет положил начало регулярным сверхдальним рейсам из СССР в Антарктиду.

К сожалению, участников того перелета осталось в живых немного… Мне посчастливилось пообщаться с бортинженером Владимиром Игнатьевичем Сесом, который ныне проживает в болгарском городке Святой Влас. Немолодой уже человек с сибирской закалкой до сих пор ходит с рыбаками в море, играет в шахматы, увлекается фотографией и даже ведет собственной блог в Интернете.

Владимир Игнатьевич Сес

Владимир Игнатьевич Сес. Фотография В.Камиллери

— Да, летал Ан-12 в 1961 году и Ил-18 в 1963 через Австралию на станцию Мирный. Полёт длительный и опасный из-за погодных условий тех широт, а снежная полоса в Мирном получалась не очень… Добиться твёрдости снежного покрова не получалось, колёса делали колею на полосе. Доставка полярников и грузов кораблями — это потеря драгоценного короткого антарктического лета. Прошло время, появилась новая техника, возможности курсовой навигации. Решили построить на станции Молодёжная взлётно-посадочную полосу для приёма самолётов весом свыше 60 тонн на колёсном шасси.

— Почему был выбран маршрут через Аден (Йемен) и Мапуту (Мозамбик)?

— Какие были дополнительные заботы у бортинженера в этом антарктическом полете?

— Это подготовка самолёта и его систем к полёту. Приходилось вникать во все подробности. Так, потребовал заменить командно-топливный агрегат на гарантийном двигателе. У него 6 регулировок за полгода. Заменить исправный агрегат — это проблема с заводом. Рекламация. Добился через министерство. Дальняя связь прерывалась после отхода от точки 300 км, а надо 9000 км. Вызвал заводских представителей, которые нашли ошибку в пайке проводов. Связался с земли во Внуково с Молодёжной и, о чудо, ответили. Нам такая связь была нужна над океаном для связи с Антарктидой и Москвой. Другая связь здесь отсутствует.

Предполетная подготовка самолета Ил-18Д в аэропорту Внуково (Москва)

Предполетная подготовка самолета Ил-18Д в аэропорту Внуково (Москва)

— Каким было первое впечатление от Антарктиды, с воздуха и на земле?

— Впечатление яркое, ослепительно яркий белый снег. Настолько, что все сразу достали солнцезащитные очки и более с ними не расставались. Февраль в Антарктиде — это конец лета.

На солнышке с полярниками, Антарктида, самолет Ил-18Д

На антарктическом солнышке с полярниками

— Насколько было холодно? Была ли у экипажа специальная одежда, оборудование, рассчитанное на холодную погоду?

— Днём до нуля доходило, а ночью -25°, и столько же метров ветер, который называется сток. Холодный воздух с Купола (Антарктиды) стекает к побережью. В Москве мы получили антарктическую спецодежду, защищающую от мороза и ветра.

— Как выглядела станция Молодежная в 1980-м году? Как встретил экипаж полярники?

— Станция Молодежная — это домики на сваях с электрическим отоплением. Встречали нас, как самых дорогих вип-гостей!

— Что из себя представляла взлетно-посадочная полоса на Молодежной, её ведь специально готовили под этот полет?

— На леднике громадный слой снега. Его катками укатывали и сделали твердую корку. Сели как на бетонную полосу. Ледник, на котором находилась полоса, постоянно уползал в океан, и полосу каждый год поправляли. Полоса первого полёта сместилась на северо-восток на 120 метров к прилёту в 1984 году.

— В чем особенности взлета и посадки в условиях Антарктиды?

Ил-18Д, станция Молодежная, Антарктида, 1980 год

Рулим после посадки по рулежной дорожке на перрон

Решили изготовить щиты под колёса. Я на них вытянул двигателями самолёт. Заправили топливо, посадили пассажиров, готовы к взлёту. Взлетать в сторону Купола против стока. Как только сошли со щитов тележки основных колёс увязли в снегу, но Ил побежал. Скорость: 140… 150…160…160 …160… А пробежали больше половины полосы. Надо прекращать взлёт… Зароется в снег передняя стойка, облом и… Но в это время вдруг прибор показал 165… 175… Подъёмная сила крыла выросла, вылезли колёса из колеи и на скорости 270 км/час взлетели. Убрал шасси…

Нас предупредили, что на взлёте будет болтанка на Куполе. Сразу ушли на разворот в сторону моря, не убирая закрылки. Скорость в один миг упала с 320 до 270 км/час. Сильный сдвиг ветра. Ильюшка послушался убрать крен, но ушёл во второй режим полёта, когда самолёт летит, задрав нос. Уменьшить угол тангажа нельзя, самолёт начинает снижаться, а скорость не растёт. Больше минуты боролись. Нас прижало к леднику, поддержала воздушная подушка. Долетели до края ледника, командир опустил нос самолёта к океану, начала расти скорость. Ушли со второго режима. По градусу убирал закрылки. Вздохнули с облегчением… Справились!

Ил-18Д, Антарктида, станция Молодежная, 1980 год

После двух дней пурги самолет занесло снегом. Откапывали бульдозером, потом лопатами, а после запустили двигатели и вырулили, как из капонира

— Чем пахнет Антарктида? Какой воздух в Антарктиде, какие запахи? Насколько тяжело или легко там дышится?

— Воздух свежий, какой только можно себе представить. Запах морозной свежести.

— Вы были и на Молодежной, и на Полюсе Недоступности?

— Летали на Полюс Относительной Недоступности, потом полетели на Южный полюс на станцию Амундсен-Скотт. Сделали круг над ними и ушли на Молодёжную.

Станция Молодежная, Антарктида, 1980 год

Улицы и дома станции Молодежная

— Какие научные задачи стояли перед экипажем и исследователями, которые летели на этом самолете?

— Лётчикам — единственная задача доставить смену полярников, а у них у каждого была своя задача по специальности.

— Вы посетили могилы погибшего экипажа самолета Ил-12. Почему случилась катастрофа? Почему похоронили летчиков в Антарктиде, а не отправили их тела на Родину?

— Катастрофа самолета произошла на станции Молодежная 2 января 1979 года из-за отказа двигателя на взлёте, а они, как правило, летают там с перегрузкой. Расстояния большие, нужно везти груз и топливо самолёту. Вот и вынуждены… Радиста вытащили живым и эвакуировали в Австралию, а потом в Москву, где он скончался. Остальных членов экипажа похоронили в цинковых гробах на скалах. Земли там нет, а вывозить кораблями в Москву тогда запрещал морской устав.

Кладбище в Антарктиде

Кладбище в Антарктиде. Поклониться погибшим летчикам пришли коллеги и местные аборигены

— Были ли у Вас до полета в Антарктиду полеты в Арктику?

— Я много летал по северной части России. Думаю, это стало определяющим моментом, почему именно меня пригласили принять участие в этом полете.

— Сколько всего состоялось таких перелетов?

— С 1980 по 1984 год я участвовал в шести перелетах. Был, кажется, потом еще один полёт на Ил-18Д, не знаю точно. А сейчас туда летают из Кейптауна Ил-76, это на 1000 км ближе, можно брать больше груза и иметь настоящие запасные аэродромы. Ил-76 имеет меньшую удельную нагрузку на снежную полосу. У него много колёс на шасси.

— Было ли труднее, или, наоборот, легче с каждым разом летать в Антарктиду?

— В каждом полёте были свои трудности. В одном полёте до Антарктиды добрались за 7,5 часов, хорошая погода и попутный ветер, зато при полёте в Мапуту попали в мощный грозовой фронт. Пришлось снизиться с эшелона под облака, два часа лететь над океаном и садиться в Мапуту в ливневых осадках, т.к. до запасного аэродрома в Бейре (Мозамбик) не хватало топлива. Израсходовали над океаном, когда снизились с эшелона.

Не ожидали, что полеты над Африкой будут такими сложными. Обледенение в облаках, внизу заняты эшелоны, выше уйти не позволяет полетный вес.

— Во время сверхдальних полетов была ли у экипажа возможность отдохнуть в полете, или только на земле? Сейчас летчики во время полета имеют возможность отдохнуть, самолет идет на автопилоте. А как это было в 1980-м году?

— В полете менялись пилоты и штурман. У нас были их начальники из комиссии. Я и радист оставались на своих местах, замен не было. Самолёт, конечно, летел на автопилоте.

На борту был также второй полный экипаж, командир корабля Е.Бунчин. Этот экипаж вел самолет из Одессы в Каир и затем в Аден. Еще один экипаж ранее вел самолет по маршруту Москва-Ленинград-Одесса и остался в Одессе. А основной экипаж командира А.Денисова прилетел в Аден, столицу южного Йемена, раньше для акклиматизации. 3 дня отдыхали на берегу Индийского Океана, температура воды была 29 градусов.

Отдыхали в Африке и в Антарктиде. И в море плавали, и в снегу валялись, и на подледную рыбалку ходили.

Антарктида, 1980 год

В снегу Антарктиды

Все пингвины к людям очень дружелюбны. Кажется, огромные Императоры просто считают людей своими. Ну, может, чуть повыше и постройней (рост Императорского пингвина до полутора метров).

Антарктида, императорские пингвины

Императорские пингвины. Детский сад

— Как интересно! А как спит пингвин.

  • Ложится на живот и голову подсовывает под себя, становясь совершенно беззащитным.

Впечатления от общения с этими очаровательными существами остались на всю жизнь!

— Каких животных, помимо Императорских пингвинов, Вы встречали в Антарктиде?

— Пингвинов видели разных. Больше всего было небольших Аделей. Летали повсюду птицы-поморники.

Пингвины Адели

Пингвины Адели

Антарктида, тюлени

Тюлень балдеет, когда ему чешут животик

— Вы так интересно рассказываете, что я чуть не забыла задать Вам главный вопрос: как Вы пришли в авиацию? Расскажите о Вашей работе в авиации и немного о себе.

— О небе я мечтал с детства, хотя в моей семье и близко никто с авиацией связан не был. Но путешественники были всегда! Предки отца прибыли в Сибирь на подводах с Украины во время столыпинской реформы. В те далекие времена фамилия Сеску или Сесенку (точно уж теперь не установить) при очередном обмене паспортов трансформировалась в Сес.

В детстве жил с родителями на Курильском острове Кунашир, потом нас срочно эвакуировали, была опасность взрыва вулкана Тятя. С отличием окончил Иркутское Авиационное училище ГВФ и уехал работать в Туруханск Красноярского края. Потом в Красноярске начал летать на Ил-14, Ан-24, Ил-18. В 1970 году перевёлся в Москву. В то время набирали летчиков в штат московского аэропорта Внуково. Летал по всей России, а когда начали готовить экипажи для выполнения сверхдальнего перелёта, попал в Антарктиду. Потом Ил-62, Ту -154. Работал в Болгарии и в Турции в национальных авиалиниях.

Мои дочери — отражение разных кровей в моей семье. Одна — черноглазая цыганка, а другая — голубоглазая белокурая сибирячка. Обе они унаследовали от предков неуемную страсть к путешествиям!

Камень на память из Антарктиды

Камень из Антарктиды на память

— Владимир Игнатьевич, огромное спасибо, что согласились дать интервью! От всей души поздравляю Вас с юбилеем! Долгих лет жизни и крепкого здоровья!

PS. Выражаю огромную благодарность Владимиру Игнатьевичу Сесу за великолепное интервью и фотографии Антарктиды из личного архива.

Слушайте Theme From Antarctica — Vangelis на Яндекс.Музыке

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Как мало мы порой знаем вот о таких подвигах. А ведь это и правда событие! Для того времени было сложно представить такие перелеты, но люди это сделали и вошли в историю!

Здравствуйте!
Экипажи 145 ОПЛАЭ ВВС БФ летали на Ил-38 (вели разведку в Индийском океане) с Адена с октября 1979. Мы видели этот Ил-18Д в аэропорту Адена. Знали — куда он летит. Жаль, что не сделали фото. В 1985 мы были в Мапуту (Мозамбик). Помнит ли бортинженер о самолётах Ил-38, которые стояли на перроне в Адене?
С Уважением, лётчик-снайпер Авиации ВМФ !

Читайте также: