Закон о хранение навоза

Обновлено: 19.09.2024

Полемика по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства идет давно. Органы Росприроднадзора подходили к его решению по-разному. Кто-то требовал безусловного наличия лицензии, кто-то – только на продажу навоза.

Решил посвятить 5 минут этому вопросу, так как сам ломал голову над этим вопросом, когда проводил проверки Росприроднадзора.

Вопрос необходимости оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности для осуществления деятельности по обращению навоза (помета) ранее был предметом разъяснений Минприроды России (письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376) и Минсельхоза России (письмо от 11 августа 2016 г. № ВА-14-27/8782).

И вот, Минприроды России 19.06.2020 дало очередные разъяснения.

Навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий (они перечислены в разъяснениях).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать эти продукты для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством.

Судами признается необоснованным привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате их хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли от такой деятельности не осуществляется (постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда от 13 сентября 2017 года по делу №А21-4009/2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 г. N 626 “Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов” (документ не вступил в силу)


Обзор документа

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 г. N 626 “Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов” (документ не вступил в силу)

В соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Д.Н. Патрушев

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 26.10.2020 N 626

Ветеринарные правила
перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов

1. Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Правила) устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст. 6017; 2015, N 6, ст. 974), обращение с которыми осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4281; 2013, N 27, ст. 3480).

2. Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным 1 .

3. Перемещение биологических отходов к местам их хранения, переработки или утилизации (далее - перемещение биологических отходов) должно осуществляться в закрытых емкостях, устойчивых к механическому воздействию, воздействию моющих и дезинфицирующих средств, оснащенных крышками или другими средствами защиты, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания, или в одноразовых полиэтиленовых или пластиковых пакетах, устойчивых к прокалыванию (далее - емкости для биологических отходов), если иное не установлено Правилами.

Для перемещения биологических отходов, предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта и контаминированных и/или инфицированных возбудителями африканской чумы свиней, бешенства, блютанга, высокопатогенного гриппа птиц, гриппа лошадей, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, сапа, скрепи овец и коз, сибирской язвы, трихинеллеза, туляремии, чумы крупного рогатого скота, чумы мелких жвачных животных, эмфизематозного карбункула (эмкара), ящура и возбудителями болезней животных, впервые выявленными на территории Российской Федерации, или в отношении которых невозможно подтвердить их происхождение, или владелец которых не установлен (далее - особо опасные биологические отходы), должны использоваться емкости для биологических отходов с надписью "особо опасные биоотходы".

5. Полиэтиленовые и пластиковые пакеты при перемещении биологических отходов должны быть заполнены не более чем на % и закрыты с помощью бирок-стяжек или другим способом, исключающим высыпание, утечку биологических отходов.

6. Перевозка биологических отходов, предназначенных для перемещения, должна осуществляться способами, исключающими вытекание (высыпание) биологических отходов.

7. Кузов транспортного средства, в котором осуществляется перевозка биологических отходов, должен быть устойчивым к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

8. Перемещение трупов животных, масса каждого из которых составляет более 25 кг, за исключением трупов животных, контаминированных возбудителями сибирской язвы, чумы крупного рогатого скота, допускается осуществлять без использования емкостей для биологических отходов в кузовах транспортных средств, соответствующих требованиям пункта 7 Правил, накрытых тентами или иными приспособлениями, препятствующими их выпадению из транспортных средств, а также с соблюдением условий, указанных в пункте 6 Правил.

10. Не допускается перемещение биологических отходов в одном транспортном средстве совместно с другими грузами.

12. Хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее - помещения для хранения биологических отходов), если иное не установлено пунктом 13 Правил.

13. Допускается хранение умеренно опасных биологических отходов в емкостях для биологических отходов, расположенных в холодильниках, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных и термометрами (термографами, терморегистраторами).

14. Стены, перегородки, потолок, пол в помещениях для хранения биологических отходов должны быть выполнены из материалов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств. Внутренние поверхности помещения для хранения биологических отходов и инвентарь в них не должны иметь деревянных неокрашенных поверхностей.

15. Не допускается хранение биологических отходов в одном помещении с продукцией животного происхождения, кормами и кормовыми добавками для животных.

16. Хранение биологических отходов в течение 12 часов с момента их образования может осуществляться в емкостях для биологических отходов в местах их образования без учета положений, предусмотренных пунктами 12 - 15, 17 Правил.

17. Хранение биологических отходов должно осуществляться:

при температуре от 4 до 0 °С - до 2 суток;

от минус 1 до минус 7 °С - до 3 суток;

от минус 8 до минус 10 °С - до 7 суток;

от минус 11 до минус 17 °С - до 30 суток;

от минус 18 °С и ниже - до 12 месяцев.

18. Для хранения умеренно опасных биологических отходов, образовавшихся на территории личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих разведение и содержание животных (далее - хозяйства), в течение не более чем 48 часов с момента их образования допускается размещение емкостей для биологических отходов на территории хозяйства на площадке для временного хранения биологических отходов, которая должна быть оборудована навесом, иметь твердое, влагонепроницаемое покрытие с уклонами, обеспечивающими стоки и отвод сточных вод и атмосферных осадков, без учета положений, предусмотренных пунктами 12-17 Правил. Площадка для временного хранения биологических отходов должна быть расположена на границе территории хозяйства с подветренной стороны по отношению к местам для содержания животных и иметь подъездные пути.

19. Переработка умеренно опасных биологических отходов допускается в целях производства кормов и кормовых добавок для животных, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения.

20. Переработка умеренно опасных биологических отходов, контаминированных возбудителями болезней животных, должна осуществляться при соблюдении режимов, обеспечивающих инактивацию возбудителей болезней животных.

21. Переработка особо опасных биологических отходов не допускается.

22. Ввоз в хозяйства умеренно опасных биологических отходов для хранения, переработки и (или) утилизации допускается с территории хозяйств, расположенных в регионе со статусом "благополучный регион" 2 по заразным болезням животных. Места хранения, переработки и утилизации ввезенных биологических отходов должны располагаться на расстоянии не менее 1000 м от мест содержания животных и (или) хранения продукции животного происхождения.

23. Хозяйства, осуществляющие убой животных, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются умеренно опасные биологические отходы, вправе перерабатывать умеренно опасные биологические отходы путем предварительного измельчения и последующей проварки в котлах или иных емкостях не менее 2 часов при температуре не менее 100 °С. Полученная продукция используется в течение 12 часов с момента приготовления для кормления животных, за исключением крупного рогатого скота, овец, коз, или направляется на переработку и (или) на утилизацию.

24. Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.

25. Утилизация особо опасных биологических отходов должна осуществляться под наблюдением специалиста в области ветеринарии, являющегося уполномоченным лицом органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - государственный специалист в области ветеринарии), путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.

26. Под открытым небом в траншеях (ямах) под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии допускается сжигать биологические отходы, образующиеся при отгонном животноводстве, включая оленеводство, в районах Крайнего Севера, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации .

27. Способы устройства и размеры траншей (ям) для сжигания биологических отходов должны обеспечивать нахождение продуктов сжигания биологических отходов в пределах траншеи (ямы).

28. Зола и другие негорючие остатки должны закапываться в той же траншее (яме), в которой проводилось сжигание биологических отходов.

29. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных.

30. К захоронению в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме допускаются умеренно опасные биологические отходы после подтверждения отсутствия возбудителей африканской чумы свиней, бешенства, блютанга, высокопатогенного гриппа птиц, гриппа лошадей, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, сапа, скрепи овец и коз, сибирской язвы, трихинеллеза, туляремии, чумы крупного рогатого скота, чумы мелких жвачных животных, эмфизематозного карбункула (эмкара), ящура по результатам лабораторных исследований.

31. Повторное захоронение умеренно опасных биологических отходов в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме возможно через 2 года после последнего захоронения биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного остатка, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы в землю.

32. На территории скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы запрещается пасти скот, косить траву, перемещать землю и гумированный остаток за пределы скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы.

33. Запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты, если иное не установлено правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270; 2018, N 53, ст. 8401).

1 Статья 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

3 Статья 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены ветправила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.

К отходам относятся трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

Перемещать отходы к местам хранения, переработки или утилизации можно в прочных закрытых емкостях без возможности самопроизвольного открывания или в плотных пакетах. Наносится маркировка "умеренно опасные биоотходы" либо "особо опасные биоотходы".

По общему правилу отходы должны храниться в охлажденном виде. Хранение при комнатной температуре допускается в местах образования отходов в течение не более 12 часов.

Умеренно опасные отходы можно перерабатывать для производства кормов и кормовых добавок для животных, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения. Особо опасные отходы перерабатывать нельзя.

Отходы утилизируются путем сжигания. Для особо опасных отходов предусмотрено наблюдение сотрудника госветслужбы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Закон о навозе, действительно наделал немало шума за последние несколько недель. Реакция россиян на этот закон весьма разнообразна – от негодования и нелестных высказываний до насмешек по поводу того, что правительству видимо больше заняться нечем, как обсуждать и разрабатывать подобные законы. Однако в большинстве случаев информация об этом законе в интернете сильно искажена – видимо для того, чтобы вызвать больше шума вокруг публикаций и паники. Отсюда и такой диапазон реакции. Большинство людей пишут комментарии к статьям об этом законе, не разобравшись в его сути и нюансах.

А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. Речь идет о ФЗ № 548, принятом еще в 2014 году – закон об отходах потребления и производства, об утилизации этих отходов, их обработке, транспортировке и прочих моментах.

Закон четко прописывает порядок транспортировки, сбора, хранения и утилизации отходов, имеющих классы опасности с 1 по 4. При этом, согласно ГОСТу, навоз относится к отходам 3 и 4 класса опасности, то есть, умеренно и малоопасные отходы. Важно и то, что согласно закону, к 1 июля 2016 года утилизация таких отходов должна быть обязательно сертифицирована, для чего требуется покупка весьма дорогостоящей лицензии.

Лицензия выдается на право утилизации навоза – отходов различных сфер и отраслей животноводства. При этом для утилизации (хранения навоза с целью преобразования его в перегной) должны быть оборудованы специальные места. За нарушение этих требований компаниям грозят очень серьезные штрафы, исчисляющиеся миллионами рублей.

Законом запрещено вывозить свежий навоз и навозную жижу на поля, в лесные зоны, в лесополосы, так как подобные действия наносят вред природе, отравляя почву и воздух. Вносить в землю для улучшения плодородия можно только перегной, для получения которого навоз должен перепревать в течение нескольких лет.

Второй момент паники в сети связан с тем, что всем тем, кто держит скот на своем подворье, а также фермерам, теперь придется покупать дорогостоящие лицензии, чтобы иметь право утилизировать навоз, делая из него перегной для своей же земли. Эта паника также напрасна и не обоснована.

Дело в том, что закон о навозе (№ 458) направлен на регулирование деятельности крупных сельскохозяйственных организаций, больших ферм. При этом он не может как-либо ограничивать обычную деятельность мелких подсобных хозяйств и частных небольших ферм. Однако лишь в том случае, если продукция с подворья не продается другим людям. Единственное требование к таким хозяйствам – организация места для хранения и утилизации навоза, то есть – обычных компостных куч, ям и т.д. Вывозить свежий навоз на поля и огороды, даже если земля находится в собственности, запрещено. Это будет приравнено к отравлению земли, за что предусмотрены серьезные штрафы.

Если получаемые продукты реализуются в торговые точки или просто продаются соседям, то здесь потребуется лицензия на утилизацию отходов. При ее отсутствии, как и при отсутствии места для утилизации отходов, в ходе проверки можно получить очень серьезные штрафы, суммы которых для личных подворий и мелких фермеров могут оказаться просто неподъемными. В этом плане закон очень недоработан, а штрафы Росприроднадзора нередко разоряют мелкие хозяйства и самых обычных граждан, так как инстанции пользуются тем, что граждане не знают нюансов этого закона, и начисляют штрафы.

В настоящее время власти разрабатывают новые аспекты этого закона, направленные в первую очередь на то, чтобы защитить мелкие подсобные хозяйства от злоупотребления и неверной трактовки законодательства со стороны Росприроднадзора. Защитить мелких фермеров и частные подворья от взыскания штрафов на пустом месте.

Одна молочная корова в день дает не только 15 кг молока, но и несколько десятков килограммов навоза. Навоз, как ценный продукт, аграрии не выбрасывают, а после выдержки в течение нескольких месяцев используют как удобрение для своих сельскохозяйственных земель. На этих землях растут кормовые культуры – травы, кукуруза и др., которыми питаются животные.

Обычно аграрии вносят в почву только три основных элемента – фосфор, калий и азот, и вносят в ограниченном количестве. За долгие годы использования самых распространенных азотных удобрений почва обедняется, с органикой такого не происходит – она, наоборот, повышает плодородие почвы, говорит эксперт.

Но, как выяснилось, не все так просто. Несколько лет назад навоз был признан отходом, что наложило на аграриев особые требования по обращению с ним. Например, теперь навозохранилища необходимо внести в государственный реестр объектов размещения отходов, в противном случае их использование запрещено. Навозохранилища, которые входят в состав строящихся молочных комплексов, должны проходить государственную экологическую экспертизу, что затягивает сроки подготовки к строительству.

Производители молока просят правительство помочь с навозом

Появилось еще и лицензирование. Чтобы вносить навоз в почву, он должен быть обеззаражен, а для этого – выдержан. По букве закона выдерживание может быть признано утилизацией, обезвреживанием, размещением – на все эти действия нужна лицензия.

Контролеры получили возможность штрафовать аграриев за неправильное обращение с навозом. По данным КоАПа, нарушение правил обращения с отходами животноводства грозит юрлицам штрафами в несколько сотен тысяч рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 суток.

Аграрии недоумевают: если мы используем навоз для удобрения своих же земель, то где логика и зачем лицензия? Минприроды ответило специальным разъяснением: при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и других требований не нужна ни лицензия, ни другие формальности по обращению с отходами. Однако все равно непонятно, в каком случае навоз – отход, а в каком – ценный побочный продукт и как это доказать. По мнению Национального союза производителей молока (Союзмолоко), надо дать возможность бизнесу самому решать, в каком случае навоз является отходом, а в каком – нет. Разъяснения Минприроды не дают на это четкого ответа.

При этом Минприроды считает, что выведение навоза из-под законодательства об отходах недопустимо. Но вместе с тем признает, что нужны специальные правила и требования к его использованию в качестве вторичного ресурса.

Союзмолоко помимо навоза обеспокоено маркировкой, отнесением молокозаводов к особо опасным предприятиям и другими проблемами. Правительство обещает рассмотреть все предложения бизнеса на рабочих группах по регуляторной гильотине. Пока же проблемы с навозом каждый решает как может: кто-то на свой страх и риск работает по старинке и ждет, пока нагрянут проверки. А кто-то продолжает недоумевать, но все же оформляет лицензии.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Мы ответственны по своей природе

Ваш регион - г. Москва?

Сервисы и госуслуги

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Информация для природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами животноводства

Апрель 27, 2020

Читайте также: