Занятие в средней группе осенний урожай

Обновлено: 04.10.2024

Оценить 1552 0

Конспект ООД для детей средней группы

Цель: Закрепить знания детей о признаках осени, название овощей и фруктов, их цвет, форму, расширять кругозор детей, словарный запас.

Образовательные:

1.Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Закреплять знания об овощах и их пользе для человека.

4.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

5.Закреплять представления детей о цвете величине, форме.

Развивающие:

1.Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

2.Развивать тактильную память; зрительное внимание.

уточнять, обогащать и активизировать словарь; .

3.Развивать мелкую моторику, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.

Воспитательные:

1.Воспитывать самостоятельность, инициативность.

2.Воспитывать у детей культуру поведения

Предварительная работа:
Беседы об осени. Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

1.Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

2.Основная часть

- Ой, а кто это стучит к нам в дверь? Пойду открою!

Под музыку входит Зайчик.

-Ребята, а кто к нам в гости пришел?

– Правильно. Давайте зайчику покажем как мы с вами умеем здороваться.

Дети становятся в круг.

- Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Я живу в родном краю

Всех я вас приветствую!

Зайка - Здравствуйте, ребята. Я - серенький зайчик, припрыгал к вам из леса, знаю что осенью собирают урожай, и я хочу вас попросить мне помочь собрать овощи на зиму.

Воспитатель- Конечно, мы тебе поможем собрать урожай, правда ребята. Вспомните мы с вами весной сажали веселый огород. А что же у нас выросло на нашем огороде?

Игра Доскажи словечко.

Воспитатель читает текст, дети отгадывают.

-Зрел всё лето урожай, что собрали отгадай:

-Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

-На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …(горох)

-А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрицы, молодые…(огурцы).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

-Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке…(репка)

-Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).

-Верите- не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на грядке …(помидоры).

- Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,

Как зелёный чурбачок, под названьем…(кабачок).

– Урожай у нас не плох, уродилась и картошка, и капуста, и горох!

Зайка - Ребята, что это у вас лежит на столе?

Дети- Фрукты и овощи.

Зайка- Ой, а чем фрукты отличаются от овощей?

Зайка – Понятно, помогите мне их разложить по корзинкам.

- Опять кто- то стучит к нам в дверь, пойду открою.

Под музыку входит медведь.

Мишка- Здравствуйте ребята, когда я шёл к вам в детский сад и по дороге встретил Осень. Она сказала, что в этом году на полях и садах уродился богатый урожай и дети из средней группы собирают сегодня урожай.

- Да, собираем, но мы не много устали, хотим отдохнуть.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге ( повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (дети садятся)

Мишка – Я ребята сажал в этом году огород, только я плохо понимаю где вершки а где корешки, помогите мне разобраться.

- Конечно мы тебе поможем. Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей.

Вам нужно подойти к столу и правильно собрать вершки и корешки.

Дети подходят к столу с карточками. (При необходимости воспитатель делает подсказку.)

Воспитатель – Правильно все собрали. Ребята, посмотрите внимательно, овощи у нас все одинаковые? (Нет)

- Чем отличаются овощи друг от друга? (Формой, цветом, размером)

- Верно, они отличаются и цветом, и формой, и размером.

Воспитатель рассматривает с детьми цвет, форму и размер каждого овоща:

- Какую форму имеют картошка, правильно а морковка? (Круг, овал)

- Ребята, а найдите мне свеклу. Какого цвета этот овощ? (Красного)

- Найдите мне репу. Какого цвета этот овощ? (Желтого)

- Какой овощ тоже желтого цвета? (Лук)

- Коричневого цвета? (Картошка)

- Оранжевого цвета? (Морковь)

- А сейчас мы с вами поиграем.

Дети называет каждый овощ, затем закрывают глаза, а воспитатель забирает один овощ (капусту) и прячет. Малыши открывают глаза и пытаются вспомнить, какого овоща не стало.

Молодцы, ребята, вы справились, а теперь пусть попробуют отгадать какого овоща не стало Мишка и Зайка

- Конечно, не стало капусты. Из капусты мы сейчас приготовим на обед вкусный салат. Вспомним, как готовят салат.

Мы капустку рубим, рубим, рубим, рубим!

Мы капустку трём, трём, трём, трём!

Мы капустку жмём, жмём, жмём, жмём!

Мы капустку солим, солим, солим, солим!

- А теперь я вам предлагаю собрать нашим лесным друзьям в дорогу вкусных овощей.

Давайте мы их нарисуем необычными красками. Мы уже с вами такими красками рисовали Как называются такие краски? Правильно – пухлые, а из чего они у на получились? Правильно, возьмите в руки ватные палочки и нарисуйте Мишки и Зайчику овощи.

Дети садятся за столы, при необходимости воспитатель помогает.

3.Заключительная часть

- Вот, зайчик и мишка, какие овощи ребята для вас собрали.

Мишка: Ребята, какие вы молодцы, вы немного устали рисовать, а давайте с вами потанцуем.

Мы корзиночки несем, хором песенку поем,
Урожай собирай и на зиму запасай.
Ой да, собирай
И на зиму запасай.

Мы ребята молодцы, собираем огурцы,
И фасоль, и горох, урожай у нас неплох.
Ой да, и горох.
Урожай у нас неплох.

И пузатый кабачок отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай, а в корзинку полезай.
Ой да, не зевай,
А в корзинку полезай.

Едем-едем мы домой на машине грузовой.
Ворота открывай — едет с поля урожай.
Ой да, отворяй —
Едет с поля урожай.

Зайчик: Молодцы ребята, славно поиграли, и урожай с огорода собрали. Спасибо вам.

Мишка. А нам пора в лес, лесные друзья давно уже нас заждались. До свидания!



Дети заходят в зал под музыку и становятся полукругом.
Ведущая: Ребята, посмотрите, как красиво у нас в зале!



Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети: Осень!
Ведущая: Мы сейчас листком махнем
В гости Осень позовем.
Все: Осень, Осень, в гости просим!
Под музыку заходит осень.



Осень: Я - Осень золотая,
К вам пришла опять,
Багряной, желтой краской
Я буду рисовать.
Хожу я по тропинкам,
Хожу не торопясь.
А листья золотые
Летят, летят, кружась.


Танец с осенними листочками (после танца дети садятся на стульчик)
Дети: 1. Вот и листья облетели,
Под ногами шелестят.
Груши, яблоки поспели,
И стоит без листьев сад.

2. Непогода, солнце скрылось,
Лужа тонким льдом покрылась,
Словно бабочки порхают,
Листья с веток облетают…


3. У нее полны корзинки,
Фрукты, овощи – не счесть.
А для всех, для всех деревьев
У нее подарки есть.

4. Для березоньки – платочки,
Те, что золотом блестят.
А рябинке, словно дочке,
Сшила праздничный наряд.


6. Только что это такое?
Отчего листочки вдруг
Закружились над землею,
Всё засыпали вокруг?

Все: Если листики летят,
Это значит листопад.



В зал под музыку входит ёжик, в руках корзинка. Обходит зал и останавливается.
Ёжик: Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я – ёжик, ни головы, ни ножек. Шел я в лес за грибами, да немного заблудился и попал к Вам на праздник. А, что у Вас за праздник?
Дети: Осенний урожай.
Ведущий: Здравствуй ёжик! Заходи к нам в гости, посмотри, какой у нас урожай вырос! Дети читают стихи.


1. Очень красная морковка,
От морковки много толка:
Витамины, сок и вкус -
Кушай смело карапуз!

2. Блеск на кожице атласной.
Стоп! На грядке – светофор!
Это светит ярко-красный
Сочный спелый помидор!


3. Тыква наша растолстела,
Раздуваются бока.
К сентябрю позолотела,
Стала цвета медяка.

4. Ах, зацвёл в капусте густо,
В центре плотный белый ком.
Это - плод цветной капусты,
Вырос снежным бугорком.

5. Редька нас зимой спасает,
От хворобы и простуд.
Нам здоровье предлагает,
С мёдом редечный сосуд.


6. Папе я не понарошку
Помогал копать картошку:
Пол ведра – мой ценный вклад,
Не картошка – просто клад!

7. Овощ этот съесть не просто,
Запах - резкий, привкус – острый,
Но полезность высока,
Даже в дольке чеснока!

8. У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!





Ёжик: Молодцы, ребята!
Ёжик: А загадки Вы, любите?

Загадки про овощи.
1. Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

2. Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

3. Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)

4. Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили
А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)




Осень: Раз! Два! Три! Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте!
(проводится игра 2 раза. Дети называют имя спрятанного под платком ребенка). В конце игры под платком корзинка с яблоками –это детям сюрприз.


Материалы и оборудование: венок из осенних листьев, бусы из рябины и шиповника, зонтик, муляжи овощей и фруктов, плетёная корзинка, картинка с изображением огорода, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, игрушечная посуда.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности детей

1. Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят

- Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)

- А почему осень называют урожайной? (потому что осенью собирают урожай)

А какой же урожай мы собираем осенью?

Дети медленно ходят по кругу, держась за руки, и говорят:

Дети (хором). Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки!

Дети (хором). Значит, будут пирожки!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети (хором). Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей!

Дети (хором). И для каши, и для щей!

Осень. Рады ли вы грушам?

Дети (хором). Мы их впрок насушим!

Осень. А уж яблоки что мед!

Дети (хором). На варенье, на компот!

Осень. Принесла и меду!

Дети (хором). Полную колоду?

После этого дети идут по кругу в другую сторону и говорят:

Дети (хором). Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети (хором). Не хотим, не надо! (Бегут врассыпную.)

Дождик. Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт

Дождик нам сейчас не нужен, урожай лучше собирать в сухую погоду.

овощи

На этой картинке все овощи перепутались, давайте мы их отыщем.

Дети смотрят на картинку и называют овощи.

Затем демонстрируется картинка с изображением ого­рода. Дети рассматривают ее и отвечают, где растут овощи (в огороде, на грядке, под землей, над землей).

А в этом мешочке лежат разные овощи, но какие вы должны узнать сами, опустив руку в мешок и по форме отгадать один из них.

В мешочке лежат разные овощи. Дети должны на ощупь определить, что они нашли в мешочке, предварительно описав форму и размер попавшегося в руку плода.

Давайте теперь посчитаем, сколько овощей лежали в мешочке.

5. Отгадывание загадок.

- А что ещё осень принесла нам в подарок, узнаем, когда отгадаем загадки (отгаданный фрукт дети берут из корзинки).

Бок себе помяло. (Яблоко)

Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко. (Слива)

Сижу на дереве, кругла, как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мёд. (Вишня)

Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны

Соку сладкого полно Руки на пояс

Руку протяните, Протянули руки вперёд

Яблоко сорвите. Руки вверх

Ветер ветку стал качать, Качают вверху руками

Трудно яблоко достать Подтянулись

Подпрыгну, руку протяну Подпрыгнули

И быстро яблоко сорву! Хлопок в ладоши над головой

Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны

Соку сладкого полно. Руки на пояс.

- Дети, а что можно приготовить из фруктов?

Давайте мы сегодня сварим компот из яблок, но сначала мы их слепим.

Каждый ребёнок вылепливает яблоко по инструкции воспитателя.

8. Рефлексия

Дети рассматривают и оценивают вылепленные яблоки, а потом варят из них компот для кукол.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Здравствуйте, ребята. Я услышала стихи и пришла. Смотрите, какая у меня тяжелая корзина. В ней овощи и фрукты, которые люди собирают осенью: яблоки, груши, виноград, картошка, морковь, свекла. Вставайте в хоровод. Мы с вами поиграем.

Дети: Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки!

Дети: Значит, будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки!

Дети: Каша будет в печке!

Осень: Принесла вам овощей!

Дети: И для каши и для щей!

Осень: Рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень: А уж яблоки – что мёд!

Дети: На варенье, на компот!

Осень: Принесла и мёду полную колоду!

Дети: Ты и яблок, ты и мёду

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Воспитатель: – Ребята, вы чувствуете, что подул легкий ветерок? Покажите, как качаются веточки деревьев. А вот ветер подул сильнее. Веточки наклоняются ниже.

Осень: Ветер раскидал разноцветные листья. (Раскидывает листочки на ковре). Давайте их соберем.

Дети собирают листья под музыку. У каждого ребенка по 2 листочка.

Воспитатель: – Ребята, а вы хотите попасть в осенний лес? Осень, покажи, пожалуйста, детям осенний лес.

Осень: – Хорошо, давайте отправимся в лес.

-Раз, два, три, покружись и в лесу окажись.

-Ребята, а вот ежик. Он хочет собрать грибы, но забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя. Он просит вас рассказать ему про съедобные и несъедобные грибы.

Воспитатель: – Ребята, помогите ежику собрать грибы.

Воспитатель: – Ребята, вы такие молодцы! Ежик говорит вам спасибо. Вы рассказали ему про грибы и помогли их собрать.

Осень: – Ребята, все лесные звери отправились за грибами. Давайте и мы с ними пойдем, вставайте в хоровод.

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки (дети идут в хороводе).

Белочки скакали, рыжики срывали (скачут поскоками, приседают).

Лисичка бежала, лисички собирала (легкий бег, срывают воображаемый гриб).

Скакали зайчатки, искали опятки (прыгают на обеих ногах, останавливаются и оглядываются по сторонам).

Медведь проходил, мухомор раздавил (ходят на внешнем воде стопы, в конце топают ногой).

Осень:- Ребята, мне пора идти. Надо помочь лесным животным приготовиться к зиме. До свидания. (Уходит, забирает ежика и корзинку с грибами)

Воспитатель: – А нам пора возвращаться из леса в детский сад.

-Раз, два, три, повернись и в детском саду окажись.

Рефлексия:

Воспитатель: – Ребята, вы запомнили, что нам принесла Осень в корзинке? (Ответы детей.)

- Давайте, каждый нарисует по желанию то, что нам приносит осень.

Дети рисуют пальцами по пшену и объясняют рисунок.

Читайте также: