Занятия в детском саду с использованием технологии триз

Обновлено: 07.07.2024

Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.

Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.

Методы ТРИЗ-технологии в детском саду

Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.

Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как

– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)

— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)

— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)

— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)

— серое (Испорченное? Покрашенное?)

— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)

— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)

— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)

— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.

Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:

Возраст, с которого применяют ТРИЗ

Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.

Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.

Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.

Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как

  • Игры для детей 3 – 4 лет,
  • Игры для детей 5 — 6 лет,
  • Игры для детей 6 – 7 лет.

ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?

Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?

Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?

— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?

— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?

— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?

С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.

В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.

Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.

ТРИЗ – загадки для детей

Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.

Шаблон №1. Выделение свойств.

Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример: Сочиняем загадку про радугу.

Она цветная, высокая, красивая.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Шаблон № 2. Обозначение действий.

Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет.

Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты:

Перевозит пассажиров – автобус.

Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия.

Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:

Лисичка, шишки, запасы.

Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.

Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.

Многие убедились на собственном опыте, что ТРИЗ-методики с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - становится эффективным помощником в деле формирования у детей творческого мышления, интеллектуальной смелости, готовности к принятию решений.

В этом разделе мы собрали для Вашей педагогической копилки реальный опыт коллег по применению ТРИЗ-технологий в работе. Используйте удачные решения, изложенные в этих публикациях, и положительный результат не замедлит себя ждать. В обществе ценятся люди интеллектуально смелые, самостоятельные, деятельные. ТРИЗ-методики способствуют развитию именно этих качеств личности.

Планируйте Ваши ТРИЗ-занятия с нами!

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления Применения ТРИЗ-технологии в ДОУ очень широко. ТРИЗ –технология –очень универсальна, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Ее применение возможно в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в играх, в кружковой работе. Сегодня я.

Нетрадиционные приемы творческого рассказывания с использованием ТРИЗ-технологий Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского их воображение из.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Актуальностью данной методической разработки является учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения.

Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития у детей на современном этапе обучения.

Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей обучающихся в результате применения ТРИЗ-технологии в условиях дополнительного образования

Цель методической разработки - выявить методы и приемы технологии ТРИЗ, эффективно влияющие на развитие творческих способностей обучающихся в детских объединениях.

Цель работы определила следующие задачи :

3. Выявить основные элементы, обеспечивающие построение эффективного обучения и развития творческой личности.

Гипотеза : в условиях современного образования творческий потенциал обучающегося имеет хорошие задатки для своего развития, но при построении современной системы образования факторов для эффективного развития данных задатков не достаточно. Построение же и внедрение ТРИЗ технологий, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки педагога, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и педагогу, и детям.

Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить ребенка анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки". Дидактика, каноны которой были сформулированы ещё в XVII веке Я.А. Коменским, функционирует до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция. Психологическая инерция - это привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

1. Цель, преимущества и дидактические принципы использования ТРИЗ-технологии в ДОУ

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

- в активизации познавательной деятельности детей;

- в создании мотивационных установок на проявление творчества;

- в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарно-го запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антони-мами);

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

-развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

· Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

· Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность рабо-тать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного ре-шения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

· Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

· Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать про-цесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

· Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального обо-рудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максималь-но использовать возможности, знания и интересы детей.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста


Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие думать и объяснять, принимать неординарные решения, обладающие коммуникативной компетентностью. Но, к сожалению, главной и отличительной…

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ. СТАРШАЯ ГРУППА

Ход занятия:

Воспитатель

: Ребята, что мы слышим? Какой характер у этой музыки? Что вы представляете, когда слышите эту музыку? (Ответы детей)

Воспитатель

: Ребята, я предлагаю вам улыбнуться друг другу и пожелать друг другу успехов в усвоении знаний. Готовы?

1, 2, 3, 4, 5 — можно все пересчитать. Взвесить, описать, измерить, На компьютере проверить.

И сейчас я проверю вашу готовность к занятию. Готовы?

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок? • Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница? • На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова? • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? • Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит? • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? • Что едят крокодилы на северном полюсе? • Что является второй подушкой для щеки? • Кто громче замычит: петух или корова? • Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку? • От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста). • Как лучше сорвать арбуз с дерева? • Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи? • Когда собака бывает в конуре без головы? • Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру? • Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? • Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше? • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Воспитатель

: Молодцы ребята. Вы доказали, что вы внимательны и я предлагаю вам еще одно испытание – ребус.

картинки-верблюд, еж, синица, носорог, антилопа. По первым буквам дети читают зашифрованное слово).

Модель весны

. Докажите, что пришла весна с помощью модели.

(Светит солнце. Льет весенний дождь. Зазеленели деревья. Прилетели бабочки. Вернулись из дальних краев птицы.)

Вспомните пословицы, поговорки, приметы весны.

Системный оператор

(в центре — находится весеннее дерево. Оно принадлежит ко всем другим деревьям- осеннему, зимнему. У дерева есть ствол, корни, ветви и листья. В прошлом это было семечко. Которое принадлежало ко всем семечкам, семечко состоит из скорлупы и ядра. В будущем оно станет деревом).

Вспомните пословицы , поговорки, приметы весны:

Весна красна цветами, а осень пирогами. Март — заря весны. Если с березы течет много сока — к дождливому лету. Соловей — птица малая, да и та знает, когда месяц май. Коли в мае дождь , будет и рожь.

В — согласный, мягкий. Е — гласный, можно пропеть. С — согласный, твердый. Н — согласный, твердый. А — гласный, ударный.

Согласным называется звук , который пропеть нельзя. Гласным называется звук, который можно пропеть.

Составьте предложение по схеме со словом весна.

Пришла красавица весна. ________ _______ __________ .

Фантастическая гипотеза.

Расскажите о животных, живущих в тундре — (северный олень, песец, волк, заяц).

Воспитатель:

Услышали олени шум нашего самолета и побежали далеко в тундру. Давайте не будем им мешать, снова наберем нужную высоту. Мы подлетаем к
Арктике
. Это обширная область земного шара, в центре которого находится Северный Ледовитый океан.

Каких животных можно встретить среди мерзлоты?

(Белого медведя, моржа, тюленя, оленя)

Представьте, что вы попали в волшебную страну, в которой живут необычные животные.

Морфологический ящик

(составление из разрезанных частей необычного животного). Например: Мы назовем такое животное- Морлень. Как вы думаете как живется этому животному? (Он сильный, потому, что может плавать как морж, У него есть рога как у оленя, он ест траву. Рога ему мешают в воде. И ему сложно передвигаться, так как у него хвост моржа)
Вывод
: такое животное погибнет.

Теперь наш самолет берет курс на юг.

Каких животных жарких стран вы
знаете?
(верблюд, слон, носорог, зебра, лев, бегемот). Познакомиться с ними поближе нам поможет волшебный экран.

Системный оператор

. В центре экрана слон. Он принадлежит ко всем животным жарких стран- верблюду, зебре льву и т.д. В прошлом он был слоненком и принадлежал ко всем детенышам животных жарких стран. У него есть туловище, голова, уши, хобот, ноги. В будущем он станет взрослым слоном)

Изобразите слона, верблюда, моржа, тюленя.

Воспитатель: А теперь наш самолет заправился горючим, и мы можем лететь обратно.

Воспитатель

: Пока мы с вами разговаривали наш самолет совершил посадку.

Посмотрите прямо у трапа лежит какой-то конверт. Это письмо от Лесовичка. Но что это? Письмо не открывается. На нем код. Необходимо правильно расставить числа числового ряда.

Какой цифры не хватает? (4)

Вы получите цифру 4, если расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных, на часах цифра 4). Как можно получить 4? (К 3 добавить 1, к 2 добавить 2)

Но что это? Почему такой шум?

Воспитатель

: Лесовичек укажет нам дорогу дальше, если мы решим задачу:

. (Летели две птицы. Одна птица летела высоко, поэтому на все смотрела сверху. А другая летела низко, поэтому на все смотрела сбоку. Детям предлагаются паспорта геометрических фигур. Их задача определить, какой объемной фигуре принадлежит паспорт, посмотрев на неё сверху и сбоку).

Воспитатель

: От этого места тропинка ведет к 2 кустарникам. Кроме того, на полянке растут и деревья. Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один ствол. Оно выше кустарника. У кустарника много стволов и оно ниже дерева).

Воспитатель

: А теперь нам нужно пройти через болото. Лесовичек приготовил для нас спасательные кочки, но здесь хватит только всем по одной. Как поступить? Разделить на части кочку. Сколько нужно кочек, чтобы переступать двумя ногами с кочки на кочку?

Чтобы войти на полянку к Лесовичку, каждый из вас должен выбрать цифру меньше 6, но больше 4, не синюю, не желтую, не зеленую(красную).

Детей встречает Лесовичек.

Вот и закончилось наше путешествие. Вы славно потрудились. Я считаю , что все вы готовы к поступлению в школу и желаю вам учиться на такие оценки, которые вы держите сейчас в руках. Гранит наук очень тяжел и вам предстоит нелегкий труд, чтобы постичь все науки.

Один из таких сладких камушков я для вас приготовил. Это халва. Съешьте её на здоровье и пополните свои силы.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ



(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга) Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки. (Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.) Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.) Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.) Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.) Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.) Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела) (Звучит запись писка комара) Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать. Подвижная игра “Поймай комара”



Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем? Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы. Воспитатель:Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем? Ответы детей.



Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец. Дети благодарят муравья. Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад.Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились. Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые — в большинстве наши друзья! Послушайте стихотворение (читает ребёнок) Не обижайте лесных насекомых! В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки… У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой… Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Читайте также: