Здоровьесберегающие технологии по пению в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность : Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).


Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой работы являются:

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!


Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.


В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в
/ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней
/(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –
гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает
/одновременно (восьмые).
/Дети подхватывают движения

Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают
Иду по лужам. / ладонями по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп — / Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап — /Поднимают руки вверх и рит-
/ мично щелкают пальцами —
Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп — /Скрещивают руки на груди и
Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль — /Выполняют ритмичную пру-
Упала шапка. / жинку.
Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.
Кругом вода.
Да-да-да, / Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!


Я использую в своей работе элементы игрового массажа. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что, массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.


Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)


Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.

Зайчата
(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос.

Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение – это основное средство музыкального воспитания [2]. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерёв, И.П. Павлов [6]. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки).

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу [6].

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, игровой самомассаж), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплению здоровья и являются одним из средств физического развития ребенка, поэтому на музыкальных занятиях необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.

Цель: использование здоровьесберегающие технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивающих каждому ребенку укрепление физического здоровья; выявление и развитие певческих навыков.

  • Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям) [1].

В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Я, как педагог стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей [3]. При работе с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Я не поощряю пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Игровой самомассаж

Самомассаж полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека


Обучение простейшим массажным приемам я провожу в игре.

Цель – обучение детей по средствам правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.

Точечный массаж биологически активных точек по А.А. Уманской выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов Ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний [1].

Артикуляционная гимнастика

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
  • увеличить объем слуховой памяти и внимания;
  • учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
  • развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
  • совершенствовать дикцию;
  • развивать чувство ритма;
  • совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале [1].

В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

На музыкальных занятиях я провожу артикуляционную гимнастику эмоционально, в игровой форме


В основе артикуляционных упражнений лежит система В.Емельянова (Приложение № 1).

В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась музыкальная память, внимание.Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем, способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников


Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку [1].

При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка


В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б.Толкачева и К.Бутейко возможно использование несложных упражнений А.Н. Стрельниковой.

Распевание

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке [1]. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению


Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “Потешки” (Приложение № 2).

Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром (Приложение № 3). В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурса.

О высоком уровне развития певческих способностей свидетельствуют результаты диагностики проведенной в конце 2010 – 2011 учебного года в сравнении с 2009 – 2010 годом: в старшей группе высокий уровень развития певческих навыков увеличился на 14 %; в подготовительной к школе группе высокий уровень – увеличился на 16 %. (Приложение № 4).

4 Валеологические песенки Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны) И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши) Мы погладим лобик, носик и щечки. Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики") Как в саду цветочки! Разотрем ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны) Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

8 Детская вокалотерапия Для детской вокалотерапии лучше использовать мелодии русских народных и детских песен. В Гетингемском университете на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким. Колыбельные и детские песни, сказки с напевами важны для воспитания в детях не только музыкальных и творческих навыков, но и развития памяти, становления уравновешенной психики. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют. Вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб, голосовая мышца не сформирована. Ее место занято соединительной тканью, железами и сосудами. Лишь к 7 годам голосовой аппарат ребенка в целом формируется.

12 Фонопедический метод А. Емельянова Фонопедия вокальная - метод лечения заболеваний гортани, сопровождающихся расстройствами певческого голоса; основан на использовании упражнений для тренировки дыхательной, артикуляционной и голоса образующей системы. Методика является оздоровительной - нормализуется работа дыхательной системы, осуществляется профилактика и лечение горловых заболеваний (ларингиты, трахеиты, астма), корректируются или исправляются различные дефекты речи (заикание, невыговаривание отдельных звуков). Ещё одно достоинство методики в том, что рефлекторное запоминание и заучивание заменяется осознанной мыслительной работой. Дидактический материал усложняется постепенно, позволяя даже самому слабому ребёнку уверенно справляться с предлагаемым заданием. В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Дети начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой. У них развиваются внимание, память, гибкость мышления, грамотность, способности к иностранным языкам. Как показывает практика, фонопедические упражнения дают положительный эффект при массовом их применении в распевании хора, как фонопедическое средство снятия утомления голосового аппарата.

13 Экологический аспект фонопедического метода Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий. Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.


Новый вариант СанПиНа помогает создавать эти условия, а (ЗОТ) здоровье сберегающие образовательные технологии являются перспективным направлением в системе инновационных педагогических технологий, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья детей, начиная с детского сада.

В данном процессе не последнюю роль играют музыкальные занятия, несмотря на то, что они занимают весьма скромное место в учебном плане. Самым доступным среди всех видов музыкальной деятельности является пение, так как певческим голосом в той или иной степени обладает от природы каждый малыш.

ЗОТ, используемые на музыкальных занятиях включают: дыхательную и артикуляционную гимнастики, распевки, игровой массаж.

Перед разучиванием или исполнением песен необходимо проводить работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности: самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Обучение простейшим массажным приемам лучше проводить в игре. Цель — обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела. При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Игровой самомассаж. Он полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, бессознательно посылаются положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимается настроение и улучшает самочувствие.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Можно познакомить детей с тем, на что влияет массаж каждого пальчика, чтобы заинтересовать их выполнять упражнение старательно. Детям будет интересно узнать, что большой палец руки связан с легкими и печенью, указательный — с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой, средний — с сердцем, кровообращением, безымянный — с нервной системой и здоровьем в целом, а мизинец — с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками — потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т. п.

Точечный массаж биологически активных точек по методике Картушиной выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению, совершенствование подвижности и точность движений языка и губ. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений: укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох). Тренировка силы вдоха и выдоха. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений можно выполнять под счет, часть — под музыку.

Цель распевания — подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

Задачи: предупреждение заболевания верхних дыхательных путей, укрепление хрупких голосовых связок детей. Валеологические песенки-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и проявляют интерес к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Голос — это уникальный музыкальный инструмент, ведь даже когда человек говорит шепотом, он вибрирует. И эти вибрации воздействуют на весь организм вокалиста, тем самым улучшая кровообращение и способствуя очищению клеток организма. Широкий диапазон частот колебаний голоса способен улучшить кровообращение сосудов любого диаметра. Так высокие частоты положительно влияют на микроциркуляцию крови в капиллярах, а низкие — на кровоток в артериях и венах. Отдельно нужно отметить, что во время пения происходит активная работа диафрагмы. Такое ее функционирование массирует печень, и тем самым предотвращает застой желчи. Так же улучшается работа органов брюшной полости, поэтому поющий ребенок меньше подвержен простудным заболеваниям, у него укрепляется иммунитет, чем ребенок, не занимающийся вокалом.

Пение — это во многом искусство правильного дыхания. А дыхание — основа жизни и функционирование нашего организма. При пении происходит тренировка диафрагмального дыхания, развивается дыхательная мускулатура, а также улучшается дренаж легких и их тренировка. Для детского организма это крайне важно. У поющих людей со временем увеличивается объем легких — это добавляет организму запас прочности.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять и успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость. Формируется уравновешенный характер. А пение в хоре — не только улучшение здоровья детей, но и помощь в укреплении дружеских связей, налаживании здорового коллективного духа. Позитивные эмоции и любовь к своему делу — вот что важно, чтобы ребенок развивался правильно.

Наблюдения показывают, что использование ЗОТ в учебном процесс позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

На музыкальных занятиях необходимо продолжать разрабатывать и проверять эффективность модели внедрения ЗОТ, основанных на достижениях современной науки практики, которые помогают научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, артикуляционная гимнастика, пение, укрепление здоровья детей, упражнение, голосовой аппарат, детский сад, игровой массаж, музыкальная деятельность, нервная система.

Похожие статьи

Воспитательно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые.

ребенок, артикуляционная гимнастика, укрепление здоровья детей, пение, упражнение, музыкальная деятельность, игровой массаж, детский сад, голосовой аппарат, нервная система.

Развитие музыкальных способностей детей старшего.

ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей, артикуляционная гимнастика, музыка, развитие, упражнение.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей.

— Распевание и пение. Артикуляционная гимнастика

— Укрепление здоровья детей. — Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

 Артикуляционная гимнастика, способствующая тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Использование здоровьесберегающих технологий на.

Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей

1. Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.

3. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика, детский организм, пальчиковая гимнастика.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи артикуляционной гимнастики:  укрепление мышц артикуляционного аппарата.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная.

Специфические приемы логоритмики в работе с детьми.

В логоритмику входит артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения, чистоговорки для автоматизации

Основные термины (генерируются автоматически): Логоритмическая деятельность, сохранение здоровья детей, проведение.

Читайте также: