Здоровьесберегающие технологии в детском саду 1 младшая группа

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Здоровьесбережение детей

Выполнил: воспитатель

Сапронова Елена Викторовна

Понятие и виды здоровьесберегающих технологий…………………….…….. 6

Здоровьесберегающие технологии в 1 младшей группе……………. ………. 9

5.Игровой массаж и самомассаж……………………………………….………..12

7.Динамические паузы и физ. минутки………………………………………. 14

8.Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия……………………………………………………………15

Система закаливания детей……………………………………………………….16

Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни…………20

Комплексно-тематический план по валеологическому воспитанию детей в 1 младшей группе………………………………………………………..…………. 22

Результаты проведенной работы…………………………………….……. …….25

Актуальность.

В. А. Сухомлинский

По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе-это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.

Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.

Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми

Создание здоровьесберегающей среды в группе

Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания

Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья

Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов

Ожидаемые результаты:

Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);

Оптимальное функционирование организма;

Формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;

Сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;

Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе? Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

Виды здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

Валеологического просвещения родителей

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ

Обеспечение соц.-психологического благополучия ребенка

Режим двигательной активности детей в течении года

1. Организованные хороводные игры,

п.и., упр-я со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы

2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т.п.

3. Утренняя гимнастика

4. Физкультурное занятие

5. Музыкальное занятие

2 р в неделю по 15 мин

1-3 мин 3р в день

7. Организованная деятельность на прогулке: п.и., медленный бег, упр-я со спортивным инвентарем, на спорт.оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт. игры и т.д.

8.Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спорт.оборудовании, со спорт. инвентарем, творч. игры

9.Упр-я после дневного сна

10.Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п.и., упр-я со спорт.инвентарем и др.

11.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творч. игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигат. и строит. игрушками и др.

Здоровьесберегающие технологии в 1 младшей группе

Гимнастические упражнения для детей 2-3 лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.

1.Утренняя гимнастика

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех органов и систем.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Я использую различные формы утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

- с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;

– с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов;

– с использованием элементов корригирующей гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физкультурном зале или в группе.

Комплексы утренней гимнастики см. в Приложении № 1.

2. Дыхательная гимнастика.

Я придерживаюсь мнения многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.

Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект

необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие

дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом

выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие дышать надо носом

все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения

привести свой организм в состояние глубокого расслабления

воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй

Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.

Комплексы дыхательной гимнастики см. в Приложении № 2.

3. Гимнастика для глаз

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

В своей работе я применяю ряд различных упражнений, которые представляю в Приложении№ 3.

4. Пальчиковая гимнастика.

Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.

Комплекс пальчиковой гимнастики см. в Приложении № 4.

5. Игровой массаж и самомассаж.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Я использую в работе игровой массаж по методике А. Уманской и К. Дейнеки. Массаж и самомассаж я провожу 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.

После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Артикулярный массаж - массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2—3 раза в день.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.

Комплекс упражнений представлен в Приложении № 5.

6. Гимнастика после сна.

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.

Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.

Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными интонациями.

Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.

Комплекс гимнастики после сна представлен в Приложении № 6.

7. Динамические паузы и физминутки

Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.

В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.

В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотворений к конкретному занятию:

содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его программными задачами

стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения

сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.

8. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.

У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребёнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.

Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:

создание оптимальных гигиенических условий

проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.

Профилактика плоскостопия проводится мной после дневного сна детей (ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам), а игры и упражнения по профилактике осанки можно проводить как в первой так и во второй половине дня, в зависимости от нагрузки.

Примеры игр и комплексов упражнений см. в Приложении № 7.

Система закаливания детей.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Требования к проведению закаливания :

Учет индивидуальных особенностей ребенка

Положительные реакции ребенка на закаливание

Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей педагогов и родителей.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

Создание здоровьесберегающей среды в группе

Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Здоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группы

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

для укрепления мышц глаз

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.



Здоровьесберегаюшие технологии фото отчет.


Дети сдувают кусочки ваты с ладошек.


Проводятся на прогулке, в групповой комнате – с малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно.









Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий : занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.


Музыкальный танец с платочками.



Проведение физкультминуток и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать оптимальный темп непосредственной образовательной деятельности и препятствовать наступлению утомления у детей.



Соблюдайте правила здорового образа жизни :

Соблюдайте режим дня!

Спите в прохладной комнате!

Выполняйте гимнастику после сна.

Список использованных источников.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детей

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детей Утренний прием Приём детей начинаю с использованием музыки успокаивающей и ласковой, элементов сказкотерапии. Использую потешки, стихи,.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства , как часть других технологий , для снятия напряжения , повышения эмоционального настроя .

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

Технологии эстетической направленности реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам

Технологии эстетической направленности реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам

Мониторинг посещаемости младших групп

Мониторинг посещаемости младших групп


Сотрудничество с семьей Воспитатель – индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на прогулки, праздники и т.д. Педагог-психолог – информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и проч. Педагог по физкультуре – показ открытых занятий, спортивные праздники и т.д. Медперсонал – семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа

Сотрудничество с семьей

Воспитатель – индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на прогулки, праздники и т.д.

Педагог-психолог – информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и проч.

Педагог по физкультуре – показ открытых занятий, спортивные праздники и т.д.

Медперсонал – семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа

РОДИТЕЛЬ РЕБЕНОК ПЕДАГОГ

Мы стремимся к полной реализации , в жизни каждого ребенка , трех моментов : обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений достаточной индивидуальной умственной нагрузки полное удовлетворение потребности в движении

Мы стремимся к полной реализации , в жизни каждого ребенка , трех моментов :

обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений

Читайте также: