Зеленели дубы и островерхие пихты вековые

Обновлено: 05.10.2024

Презентация на тему: " Сложносочинённое предложениеВы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские." — Транскрипт:

3 Сложносочинённое предложениеВы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращениемСкрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

5 Найдите БСП 1) Дружбу так понимать нужно: общие недостатки исправим дружно.. 2) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. 3) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.

6 B9 Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: B9 Среди предложений 22–24 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ : B9 Среди предложений 17–19 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения. Ответ:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок изучения нового материала

· обучающая: изучить правила постановки запятой и точки с запятой в БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно читать их и выбирать знаки препинания;

· развивающая: умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры, помочь учащимся в осознанном владении речевыми нормами в жизни человека; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать;

· воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, желание глубже изучать родной язык, вызвать у обучающихся интерес к теме урока.

Методы обучения: дедуктивно-индуктивный.

Оборудование:

· Русский язык: учеб. для 9 класса общеобразоват. организаций/ [Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Н.Н.Фаттахова; научн. ред. Е.А.Быстрова]. - 3-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016. - 384 с.: ил. - (Инновационная школа).

· карточки для индивидуальной работы.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учеб. для 9 класса общеобразоват. организаций/ [Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Н.Н.Фаттахова; научн. ред. Е.А.Быстрова]. - 3-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016. - 384 с.: ил. - (Инновационная школа).

2. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - 26-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2004. - 206 с.:

1. Организационный момент (1мин.).

2. Проверка домашнего задания (1 мин.).

3. Опрос ( 7 мин.).

4. Психологическая подготовка к восприятию нового материала ( 2 мин.).

5. Изучение нового материала ( 15 мин.).

6. Закрепление нового материала ( 10 мин.).

7. Подведение итогов урока ( 2 мин.).

8. Объяснение домашнего задания ( 2 мин.).

I . Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, постановка общей цели урока).

II . Проверка домашнего задания.

Домашнее задание. Выпишите из художественной литературы 10 бессоюзных сложных предложений. Начертите схемы, подчеркните грамматические основы. Сделайте синтаксический разбор двух предложений.

III . Опрос.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1. Произвести синтаксический разбор предложения. Расставить пропущенные знаки препинания. (Один ученик работает у доски).

Всякий великий поэт потому велик что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории.

Карточка 2 . Вставьте пропущенные буквы. (Индивидуальное задание).

Хранить семейные тр..диции, таинстве..ая прел..сть, в..теран войны, весе..ий карнавал, рай..ный ф..стиваль, юные т..ланты, кож..ный ч..модан, стекля..ая ветрина, ветр..ой двигатель, будущие пок..ления, ветр..ная погода, подробно ком..нтировать шахматную партию, соб..рать стари..ые монеты, пря..ая зел..нь, гости..ый двор.

Карточка 3. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите придаточные предложения и их значения. Произведите морфологический разбор выделенного слова. (Один ученик работает у доски).

Всюду куда н(..)взглянешь виднелись мачты и разв..вающиеся на мачтах флаги. Было так тихо что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей. Я полагал что мы скоро выйдем к морю но ошибся.

Карточка 4. Найдите БСП, выпишите их, вставляя пропущенные буквы.(Индивидуальное задание).

Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы. (В)друг я чу..ствую: кто(то) берет меня за плечо. (В)высь взлетает Сокол - жмется Уж к земле. Васька, сердитый и заспанный, держа лошадь в поводу, стоял и пропускал лошадей. (На)лево от двери две полочки: одна – наша, другая – Карл Ивановича. Послушай: дождь стучит по крыше. Ну, послушай, сыграм в шашки. Глинистая дорога раскисла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачиать в сторону. По улицам мела метель, ветер несколько раз принимался с каким-то стоном завывать в трубе.

2. Работа в тетрадях (пока четыре ученика выполняют задания, записанные на карточках, остальные учащиеся работают с учителем).

Слайд 1 . Замените БСП союзными. Запишите их.

1) Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. 2) Я взялся за дверную ручку, потянул её к себе – тотчас же заиграл оркестр. Я уже понял: это сон. 3) Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, окаймлённое по бокам синевато-серыми увалами. 4) Живи просто – проживёшь лет до ста. 5) Левитан сидел долго – спешить ему было некуда. 6) Кукушка закуковала – пора сеять лён .

Ответ: Хотел рисовать, но кисти выпадали из рук. Я взялся за дверную ручку, потянул ее к себе и тотчас же заиграл оркестр. Я уже понял что это сон. Сзади шапкой стоял лес, а впереди расстилалось болото, окаймленное по бокам синевато-серыми увалами. Живи просто и проживешь лет до ста. Левитан сидел долго, потому что спешить ему было некуда. Кукушка закуковала, значит пора сеять лен.

3. Коллективная проверка работы , выполненной у доски.

4. Сбор карточек у детей , выполнявших индивидуальные задания.

I V . Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

1. Беседа по вопросам:

- Какие предложения называются сложными? (Сложными называются предложения, у которых две и более грамматических основ)

- На какие две группы делятся сложные предложения? (На союзные и бессоюзные. Союзные делятся на ССП и ППП)

- Что такое ССП? (ССП - это такое сложное предложение, которое состоит из двух или более предикативных частей, связанных между собой интонацией и сочинительными союзами. Предикативные части ССП равноправны)

- В СПП какая часть называется главной? (Главной называется часть, от которой задается вопрос)

- Что такое БСП? (БСП - это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов и союзных слов)

Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания. Знаки препинания в БСП отделительные, то есть они отделяют простые предложения в составе сложного.

2. Вступительное слово учителя (объявление и запись темы).

V . Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

Задание 1. Прочитайте правило на страницах 277, 278.

2. Беседа по вопросам.

1. Какие знаки препинания могут ставиться между частями БСП? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

2. От чего зависит выбор того или иного знака препинания? (Выбор того или иного знака препинания зависит от смысловых отношений, которые устанавливаются между частями БСП, и их интонационного оформления).

3. Когда употребляются запятая или точка с запятой? (При перечислении событий, явлений).

4. При каком условии ставится запятая между частями БСП? (Если они не распространены или мало распространены и тесно связаны по смыслу).

5. При каком условии ставится точка с запятой между частями БСП? (Если они отдалены друг от друга по смыслу и значительно распространены, внутри этих частей есть запятые).

V I . Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником.

Задание. Письменно выполните упражнение 258: спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания; с помощью схем объясните постановку знаков препинания.

У доски работают два ученика. Первый ученик 1, 2, 3 предложения выписывает, второй ученик 4, 5, 6.

1.Солнце опускалось в море, на небе тихо гасла багряная заря. [- =], [- =]. 2.Небо очистилось, замелькали звезды, становилось уже светло [- =], [- =], [=]. 3. Было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие. [- =, =]; [= - ], [ = ]; [ = - ]. 4. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. [ = - ], [ = - ], [ = - ]. 5. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена. [ - =]; [ = - ]. 6. Герасим схватил Муму, стиснул ее в своих объятиях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду. [ - = , = ]; [ - = ].

Вывод . Запятая между частями БСП ставится, если выражается значение перечисления, последовательности, одновременности, если части предложения не распространены. В этом случае между частями БСП предложения можно поставить союз и.

Слайд 2. 1 вариант . Выпишите БСП, расставляя знаки препинания. Начертите схемы БСП, в которых ставится точка с запятой, используя для обозначения входящих в их состав предложений квадратные скобки.

2 вариант. Выпишите простые предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Я (не) видел вас целую неделю я (не) слышал вас долго. Море (в)дали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось (розово)дымчатое облако мягких очертаний. Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив кудрявые кроны закрывали небо. Под солнцем капли блестели переливались и казались серебряными. Вот и солнце встает из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. Золотая осень приходит медленными но уверенными шагами заполняет яркими узорами леса поля и горы радует глаз всем своим великолепием и буйством красок. Край неба алеет в березах просыпаются (не)ловко перелётывают галки воробьи чирикают около темных скирд. У ног моих тянулась узкая долина прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник. Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперед. Смутно поблескивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам-голышам.

Ответ: 1 вариант: Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. Море вдали покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. [ = - и - ]; [ - = ] . Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, воробьи чирикают около темных скирд. [ - = ]; [ = , = - ], [ - = ] . У ног моих тянулась узкая долина, прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. [ = - ]; [ - = ].

2 вариант: Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. Смутно поблескивает река в предрассветной дымке, журчит по прибрежным камешкам-голышам. Под солнцем капли блестели, переливались и казались серебряными. Золотая осень приходит медленными, но уверенными шагами, заполняет яркими узорами леса, поля и горы, радует глаз всем своим великолепием и буйством красок.

Задание. Ребята, бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.

Слайд З. Объяснительный диктант (один ученик работает у доски). Запишите текст И.С. Тургенева, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложения. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях? (Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Предложения не осложнены. В последнем предложении в простых предложениях есть другие знаки препинания. Поэтому ставится точка с запятой.)

VI I . Подведение итогов урока.

1. Беседа по вопросам:

- Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения? (Во-первых, они повествуют о том, что происходит в той или иной ситуации, не осложняя союзами предложение. Во-вторых, они обогащают речь, ведь если делить текст на части, где все бессоюзные сложные предложения поделить на части и составить из них простые, то получится не очень красивый текст. В-третьих, в отличии от сложноподчиненных предложений, они не несут в себе дополнительную информацию)

Таким образом, роль бессоюзных сложных предложений в тексте нельзя переоценить, они являются основой многих текстов и делают речь более богатой и приятной для восприятия.

- Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?

- Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления? (Союз и).

2. Обоснование оценок и выставление их в классный журнал и дневники детей.

VII I . Объяснение домашнего задания.

Дома: прочитать § 21, упр. 258.

Задание: Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки. С помощью схем объясните их постановку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Где-то мычит корова () из чащи сада несётся заунывная песня.

Валил мокрый снег () закрутилась небывалая вьюга.

Дубовые кусты разрослись по скатам оврага () около родника зеленеет короткая бархатная трава () солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги.

2. Отметьте предложения, в которых на месте скобок можно поставить точку с запятой.

Веки её сжались () из-под ресниц поползла слеза.

Как-то в полдень я отправился на каток один () смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня.

Хлестал дождь порывами () дико шумели голые липы в Летнем саду.

Блестели воды () бежали ручьи по дорожным колеям.

В пузырчатое окошко хлестал дождь () на дворе мотались акации.

Прошёл вечер () наступила ночь.

Вот пролетел мимо полустанок () два солдата с котомками глядели на окна поезда, и на скамье сидела в клетчатом пальтишке грустная барышня.

Тем временем летний свет в небе начал тускнеть () солнце склонилось к закату, в лесу под соснами растекались прохладные сумерки, надвигалась ночь.

В дверь были видны плотные полоски тучи () солнце, склонившись к закату, протянуло широкие лучи под их свинцово-мокрыми днищами.

С лица генерала сразу исчезла благодушная улыбка () лицо покраснело, глаза сверкнули.

Темнел вдали огромный дуб () серел на тропинке пыльный подорожник.

В небе то и дело вспыхивали нити () комнату заливало трепетным пугающим светом.

3. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

А. Тротуар быстро высыхал () дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

2) Первая часть БСП на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

3) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет то, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.

Б. Только последний совет Владимир и исполнил () стихов он не писал.

Вторая часть БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.

Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.

Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.

4. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

А. Посчастливится () подъедем.

БСП содержит перечисление событий, ставится запятая.

Вторая БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.

Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.

Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

5. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска можно поставить тире.

Пётр взглянул в окно () снег в парке был ярко-белым, не городским.

Он не мог долго оставаться на одном месте () тоска его грызла.

В углу залы был насыпан ворох овса () тут же на соломе повизгивали, ползали и тыкались мордами гончие щенята.

Попробовал идти пешком () ноги мои подкосились.

6. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах?

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницу

— Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

Учитель: Яскевич Светлана Викторовна
Тема:Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Продолжительность: 45минут
Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; информационно-коммуникационная технология УМК под редакцией С.И.Львовой


Цели:
§ Образовательные.
Организовать деятельность учащихся для:
ü обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
ü совершенствования умений находить БСП в тексте
§ Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  • формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  • активизирования познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечения благоприятной психологической обстановки.


Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Читайте также: