Жилкование параллельное корневая система стержневая корневая система

Обновлено: 05.10.2024

Характерными признаками двудольных растений являются следующие: наличие двух семядолей в зародыше; сетчатое или ветвящееся жилкование листьев; число элементов цветка в большинстве случаев равно (кратно) 4 или 5; кольцевидное расположение проводящей ткани. Корневая система стержневая. Двудольные составляют около 4/5 всего разнообразия цветковых растений на Земле и представлены всеми известными жизненными формами, среди них есть травы, деревья и кустарники. КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ

Однодольные растения составляют около 1/4 всех видов цветковых растений в природе. В отличие от двудольных, для них характерны следующие признаки: зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно; листья с параллельным жилкованием, реже с дуговидным, пальчатым или перистым; не расчлененные обычно на черешок и пластинку, часто с влагалищным основанием; проводящая система стебля обычно состоит из многих отдельных пучков; корневая система мочковатая, состоящая из придаточных корней, заменяющих главный корень, который отмирает на ранних стадиях развития; обычно представлены травами (за исключением пальм) ; цветки трехчленные, редко 2-4-членные, но никогда не бывают пятичленными. Из двудольных параллельное жилкование имеют растения семейства эпакрисовых В семействе около 30 родов и примерно 400 видов. У рода змеелистник, или дракофиллум (Dracophyllum, около 50 видов в Новой Зеландии и окружающих островах, в Новой Каледонии, Австралии, Тасмании и на острове Лорд-Хау) , и близких родов листья с влагалищным основанием и параллельным жилкованием, чем очень напоминают листья однодольных. Поэтому некоторые виды внешне похожи на ирисы, а другие — на юкки.

Меню

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 10
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

А) цветок с двойным околоцветником
Б) параллельное и дуговое жилкование листьев
В) стержневая корневая система
Г) цветок с простым околоцветником
Д) число частей цветка кратно трем
Е) перистое и пальчатое жилкование листьев

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Гост

ГОСТ

Корневая система – это орган растения, который отвечает за его минеральное питание.

Строение двудольных растений

Корневая система растительных организмов достаточно разнообразна и сложно устроена, что относится также и к цветковым растениям, скорее даже к ним в первую очередь.

Цветковые растения являются самой крупной группой растительных организмов, пришедшей на смену папоротникам и голосеменным растениям. В отделе покрытосеменных растений выделяют следующие классы:

  • однодольные растения;
  • двудольные растения.

Двудольные растения обладают большим видовым разнообразием, однодольные растения, вероятно, произошли именно от двудольных. Главным признаком, по которым разделяют эти растительные классы, является наличие одной или двух семядолей.

Характерными представителями класса однодольных являются: пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма и пр.

К двудольным относятся: кофе, дуб, фасоль, виноград, картофель.

Оба класса растений существуют в различных условиях обитания, во многом благодаря разнообразному строению корневой системы. Однодольные и двудольные обитают в воде, на суше, болотах и низинах. Они приспособились практически к любым условиям обитания, видоизменяя строение и форму листа, корня, стебля. Такие растительные организмы формируют особенные органы: луковицы, клубни, корневища.

Одним из наиболее распространенных семейств двудольных растений считают бобовые. Их также называют мотыльковыми растениями. К данному семейству относят такие растения как фасоль, горох, акация, клевер и соя. Многие из этих растений издревле возделываются и культивируются. Они вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями и обладают сложными листьями с прилистниками. Тычинок в цветке 10, лепестков 5. Цветки бобовых имеют неправильную форму.

Двудольные растения имеют оригинальные черты строения. Они обладают симметричным зародышам, верхушечными почками, семядоли располагаются по бокам от зародыша, растут над землей.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, двудольные обладают следующими чертами строения:

  • зародыш с двумя семядолями;
  • сетчатое жилкование листа;
  • стержневая корневая система;
  • расположение проводящих пучков по кругу;
  • части цветка кратны четырем или пяти.

Все двудольные представлены деревьями, кустарниками, иногда дикорастущими травами. Двудольные включают в себя следующие семейства: розоцветные, крестоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.

Корневая система двудольных растений

Как уже отмечалось ранее, двудольные растения обладают стержневой корневой системой. Ее функциональная особенность заключается в том, что имеется главный корень.

Главный корень – это тип корня, который развивается из зародышевого корешка семени.

От главного корня отходят боковые корни. Их основная функция заключается в увеличении площади поглощающей поверхности, что в свою очередь увеличивает количество воды, которая попадает в клетку. От побега отходят придаточные корни, которых стержневая корневая система имеет в меньшем количестве.

Главный корень, как и другие типы корней имеет несколько зон, состоящих из различных типов тканей. Корневой чехлик состоит из покровной ткани и служит защитой для корня, как механической, так и функциональной. Корневой чехлик не дает клеткам зоны деления повреждаться. Зона деления состоит из образовательной растительной ткани. Зона деления корня позволяет ему активно расти, так как именно она поставляет клетки в следующую корневую зону. Зона растяжения представлена молодыми, активно делящимися клетками.

Зона всасывания состоит из проводящей ткани, которая транслирует воду в вышележащие отделы корня. Зона проведения также включает проводящую и механическую ткани, поскольку именно для нее необходимо некоторое укрепление этой корневой зоны.

Для того, чтобы обеспечить растения всем необходимым, а именно должным количеством воды ему не всегда достаточно только одного корня. Поэтому разные типы корней образуют совокупности или корневые системы. Для двудольных именно стержневая корневая система является эволюционным преимуществом. Такой тип корневой системы состоит из главного и бокового корней. Главный корень называется стержнем и в соответствии с этим корневой системе дано подобное название.

Преимущества главного корня заключается в том, что он глубоко проникает в почву и надежно укореняет своего обладателя внутри нее. Таким образом, двудольные растения укрепляются в почве гораздо более качественнее, чем любые другие. Только главный корень может доставать дефицитную влагу из глубоких почвенных слоев. Некоторые корни – стержни могут уходить в почву на несколько метров.

Стержневая корневая система является универсальной, поэтому такой тип характерен для большой группы живых растительных организмов. Иногда стержневая система по длине превышает сам побег. Примером может служить такое растение, как верблюжья колючка. Его главный корень может достигать в длину более 20 м.

Рисунок 1. Стержневая корневая система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, однодольные и двудольные растения являются прогрессивными группами покрытосеменных. Они имеют некоторые черты сходства, но также для них характерны и различия. Зародыш одинаково хорошо защищен у обоих групп живых организмов, но его строение имеет существенные отличия, которые обусловливают те или иные черты строения и эволюционного прогресса.

Если акцентировать внимание на отличиях между двумя классами данных растений, то можно отметить следующие: Листья однодольного растения связаны со стеблем или охватывают его, листья двудольных растений чаще всего черешковые. Первая группа растительных организмов имеет параллельное жилкование, а вторая группа имеет такой тип жилкования, как сетчатый.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что корневая система двудольных растений имеет высокую степень эволюционного прогресса и позволяет значительно расширить их ареал обитания. Двудольные растения населяют весьма разнообразные территории и при этом они имеют прогрессивные черты строения.

Читайте также: