Знаки для посадки вертолета

Обновлено: 04.10.2024

В целях оказания помощи пилоту вертолета при приземлении на незнакомую посадочную площадку необходимо корректировать его действия. Корректировка может осуществляться двумя способами: с помощью радиостанции или с помощью сигналов, подаваемых руками одним из спасателей. Возможно также использование ракет, сигнальных костров, флагов и других подручных средств сигнализации.

Сигнализация с земли осуществляется в основном ракетами и с помощью рук, а в вечернее или ночное время электрическими фонарями.

Сигналы должны подаваться заблаговременно, чтобы у сигнальщика был запас времени в случае необходимости отмены первого сигнала и подачи второго сигнала.

Для лучшего и быстрого обнаружения посадочной площадки при появлении вертолета необходимо стрелять ракетами вверх и в сторону от направления летящего вертолета, чтобы не попасть в него. Стрельба производится, когда до посадочной площадки остается примерно 100-200 м полета. При обнаружении площадки экипажем вертолета следует стрелять ракетами по ветру, тем самым указывая экипажу направление ветра.

В случае отсутствия сигнальных ракет направление ветра можно показать следующим образом. Спасателям стать спиной к ветру, выстроившись при этом в затылок друг к другу в 3-4 м правее центра площадки, расставив руки в стороны. При посадке пилот видит людей слева от себя и лицом к себе (рис.5.1).

При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90 0 вокруг вертикальной оси.

Для указания направления и силы ветра можно также воспользоваться специальным конусом, укрепляемым на шесте, дымовыми шашками, кострами, флагами. В летнее время в основном пользуются флагом белого цвета, а зимой - красного или черного. Полотнища закрепляются на палках длиной не менее одного метра и забиваются в землю или укрепляются с помощью камней. Размещаются флаги на



Рис.5.1 Действия спасателей при указании направления ветра экипажу вертолета

ровной поверхности на расстоянии 15-20 м друг от друга по линии приземления, т.е. перпендикулярно направлению ветра (рис.5.2).



Рис.5.2 Способы указания экипажу вертолета направления ветра:

I - дымовая шашка (требуемое расположение); II - сигнальный костер; III - дымовая шашка (возможное расположение в связи с ограниченным размером посадочной площадки); IV - место приземления

Если в наличии имеется только один флаг, то он также размещается на ровной поверхности посадочной площадки справа по направлению ветра (слева от вертолета) и на 15-20 м от точки приземления вертолета.

При использовании дымовой шашки или костра следует соблюдать требование: дым не должен застилать посадочную площадку. В противном случае посадка вертолета становится невозможной.

После контрольных проходов вертолета над посадочной площадкой, когда пилот определил направление ветра по знакам, подаваемым ему с земли (о чем он сообщает запиской, брошенной с вымпелом), спасателям можно уйти с площадки, оставив темные предметы (рюкзаки, камни, ветки, палатки, прижатые камнями). В случае отсутствия маркированных предметов необходимо до посадки вертолета не сходить с места, чтобы дать возможность пилоту ориентироваться в условиях плохой видимости (снежный вихрь, пасмурная погода). В этом случае вертолет совершит посадку рядом с группой, слева от нее, в центр посадочной площадки. Несущий винт останется выше головы человека.

При взлете вертолета необходимо выстроиться по тем же правилам, что и при посадке, или вместо людей положить темные предметы (камни, ветки) для ориентации пилота относительно снежной поверхности.

Принимающие вертолет должны также знать, что обычно посадка вертолета осуществляется против ветра, в случае же захода вертолета на посадку по ветру спасателям или туристам необходимо постоянно следить за приземлением вертолета.

В случае отсутствия средств радиосвязи корректировка действий пилота при приземлении на посадочную площадку осуществляется, как указывалось выше, с помощью рук в дневное время и с помощью электрических фонарей в ночное время.

Желательно, чтобы спасатель, корректирующий посадку вертолета, был одет контрастно по отношению к земной поверхности, включая в том числе и растительность (деревья, кустарники, траву). Кроме того, на голове должна быть защитная каска, застегнутая на подбородке, а на глазах - защитные очки.

Спасатель, встав спиной к ветру, примерно на расстоянии 10 м от места приземления, принимает сигнальное положение, напоминающее форму буквы Y (рис.5.3).



Рис.5.3 Положение спасателя, корректирующего посадку вертолета

Спасатель должен помнить, что пилот вертолета видит несколько измененный его силуэт, и поэтому положение фигуры должно быть абсолютно правильным, жесты руками выполняться точно, чтобы они были хорошо приняты в соответствии с сигнальной таблицей 5.3 [9].

1. Размер знаков должен быть не менее 2,5 метров и их следует делать в максимальной степени заметными.
Знаки могут выкладываться с помощью полос ткани, парашютного материала, кусков дерева, камней. Нанесение знаков на поверхность земли может быть осуществлено путем утрамбовывания почвы, окраской поверхности маслом, уранином и т.п.
Привлекать внимание к знакам можно с помощью сигнальных ракет, дыма, отраженного света, радио и т.д.
Если знаки, подаваемые с земли, поняты экипажем воздушного судна, то он обязан подать следующие сигналы:
а) при дневном свете - покачивание крыльями воздушного судна;
б) при наступлении темноты - включение и выключение дважды посадочных фар; если воздушное судно ими не оборудовано, включение и выключение дважды аэронавигационных огней.

Знаки, подаваемые с летательных аппаратов

Значение знака или сигнала

Знак или сигнал, подаваемый членом экипажа потерпевшего бедствие самолета (вертолета)

Знак или сигнал, подаваемый экипажем поисково-спасательного самолета (вертолета)

Визуальные международные знаки, средства визуальной сигнализации, условные знаки, и другие способы невербального общения.

Они пригодятся всем . Не обязательно знать их все наизусть (хотя и желательно), но хотя бы сделать распечатку и засунуть ее в рюкзак - надо.
Ведь сколько может экономиться времени при спасработах (а время в этом случае, работает не на пострадавших. ) если группа спасателей идя по следам "страдальцев" обнаружит сигнал о том, что группа разделилась, или сигнал о том, что срочно необходим врач.
В этом случае доставка врача на ближайшее к вам расстояние будет осуществлена ЗАБЛАГОВРЕМЕННО .
Как иногда не хватает даже не часов, а минут..

    Описание средств визуальной сигнализации
  • Знаки, подаваемые с летательных аппаратов
  • Условные обозначения при работах в городе, на завалах
  • Условные сигналы водолазов: жесты, по веревке, переводы слов и выражений с английсокого.
  • Условные сигналы для работы с подъемным краном
  • Язык немых
  • Сигналы передаваемые ракетами (принятые в авиалесоохране).
    К пиротехническим средствам относятся различные типы ракет и сигнальные ракеты. К светотехническим средствам относятся сигнальное зеркало (с дырочкой по середине :) и различные типы ручных фонарей и сигнальных ламп, входящих в комплекты НАЗов и надувных спасательных средств. К звуковым средствам относятся звуковые ракеты и свистки. К цветовым средствам относятся химические вещества для окрашивания окружающей среды в контрастные цвета.

1. Размер знаков должен быть не менее 2,5 метров и их следует делать в максимальной степени заметными.
Знаки могут выкладываться с помощью полос ткани, парашютного материала, кусков дерева, камней. Нанесение знаков на поверхность земли может быть осуществлено путем утрамбовывания почвы, окраской поверхности маслом, уранином и т.п.
Привлекать внимание к знакам можно с помощью сигнальных ракет, дыма, отраженного света, радио и т.д.
Если знаки, подаваемые с земли, поняты экипажем воздушного судна, то он обязан подать следующие сигналы:
а) при дневном свете - покачивание крыльями воздушного судна;
б) при наступлении темноты - включение и выключение дважды посадочных фар; если воздушное судно ими не оборудовано, включение и выключение дважды аэронавигационных огней.

Если вы считаете, что наши площадки обозначаются как-то иначе, я подобрал для вас несколько снимков со спутника. Давайте же их рассмотрим:

1. Аэропорт г. Краснодар. Здесь имеется целая вертолётная площадка, и даже не одна. Как вы уже заметили на фото выше, прямо по центру площадки виднеется "H". Никаких русских обозначений на площадке нет.

2. Подмосковье. Здесь тоже есть в наличии вертолётная площадка. Видим всё ту же букву "H".

3. Ещё одна вертолётная площадка в Краснодаре. И снова стандартное обозначение. Кажется, в России их довольно-таки много.

Как расшифровывается "H"?

Во множестве зарубежных стран (США, Великобритания и т.д.) используется английский язык. "Вертолёт" на английском звучит как "helicopter" . Именно первая буква этого слова изображена практически на всех вертолётных площадках мира.

Россия не является какой-то изолированной страной, по крайней мере в плане авиации. Наши авиакомпании придерживаются общепринятых воздушных правил. Английский язык в авиации взят за основу, ибо на нём могут общаться абсолютно все авиакомпании. Такая практика зародилась ещё в 20 веке.

Именно по этой причине площадки в РФ обозначаются английским символом. К нам могут прилететь зарубежные гости, к примеру, и они смогут легко и просто найти вертолётную площадку, как и наши вертолётчики на их территории.

Ещё одним общепринятым символом являются цифры, обозначающие максимальный вес, который может выдержать та или иная площадка. Это тоже стоит учитывать при посадке. Далеко не на всех площадках имеется информация об ограничениях в весе вертолёта.

P.S. я читаю все ваши комментарии и искренне рад тому, что моя аудитория очень внимательно относится к статьям. Пользователь Сергей С. высказал следующее предположение, с которым я соглашусь:

Буква Н играет еще и функцию разметки. Есть визуальный, поперечный центр, есть и продольные боковые. Вертолёт всегда стоит строго в одной ориентации на этой разметке - вдоль боковых стенок этой Н. Это просто удобно. Отличный визуальный ориентир.

Да, вертодромы не имеют никакой ориентации и не имеют стандартной маркировки, но если вы посмотрите, то в 99,99% случаев, вертолеты стоят именно вдоль этой самой Н.

Поставьте Сергею палец вверх , его комментарий находится ниже :)

Ставьте палец вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник , чтобы не пропустить новые публикации! Всем спасибо!

Читайте также: