Звеном круговорота жизни не являются потребители вредители

Обновлено: 05.10.2024

6. Кто способен создавать питательные вещества из углекислого газа и воды?

а) растения б) бактерии

в) грибы г) животные

7. Где накапливается запас питательных веществ, которые используют растения?

а) в грибах б) в воде

в) в почве г) в бактериях

8. Какова основная роль бактерий в круговороте жизни?

а) разрушают останки мёртвых животных и растений

б) разрушают жилища человека в) истребляют растения

г) вызывают болезни животных

9. Отметь питательные вещества.

а) сахар б) масло

в) соль г) крахмал

1. Какой группы организмов нет в круговороте жизни?

а) производители б) потребители
в) строители г) разрушители

2. Укажи разрушителя.

а) бактерия б) корова
в) клевер г) лютик

3. Определи потребителя.

а) шампиньон б) человек
в) микроб г) ромашка

4. Назови производителя.

а) липа б) тигр
в) ласточка г) мухомор

5. Подумай, какое звено в круговороте веществ са­мое главное.

а) потребители б) разрушители
в) производители г) все важны
6.Как иначе называется круговорот жизни?

а) круговорот веществ б) окружная жизни

в) круг еды г) круг жизни

7. Что разрушают бактерии и грибы?

а) мёртвые остатки растений и животных б) деревья и кусты

в) здания г) болезни животных

8. Что образуется, когда разлагается перегной?

а) грибы б) семена деревьев

в) необходимые растениям соли

9. Найди неверное высказывание.

а) Питательные вещества для растений накапливаются в почве.
б) Только растения способные производить питательные вещества.
в) Хищники разрушают остатки мертвых животных.
г) Каждый организм — частичка круговорота веществ.

Ответы на тесты:

1.в) .2. а) 3. в) .4. в) .5. г) .6. а) .7. в) .8. а) .9. а) ; г) .

1. в). 2. а) . 3. б) . 4. а) . 5. г) .6. а) .7. а) .8. в) . 9. в).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Великий круговорот жизни"

– Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.


Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни, или круговорот веществ, действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.

Вы уже знаете, что в природе организмы живут вместе, образуя сообщества, например лес, луг, водоём. Все живые организмы в сообществах тесно связаны между собой общей энергией и питательными веществами, которые необходимы для поддержания жизни.

Например, на полях растут растения. Их зелёными частями питаются мыши. Мышь может поймать и съесть змея. На змей охотится ястреб. Получается такая цепь питания: растения – мышь – змея – ястреб. В ней каждое предыдущее звено служит пищей следующему.


Главным источником энергии для большинства живых организмов на Земле является Солнце. Благодаря Солнцу существует живая природа, растения, животные, грибы, бактерии, которые связаны в единый круговорот жизни цепями питания.

Основными звеньями этого круговорота являются три группы организмов: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.

Организмами-производителями являются растения. Они используют энергию солнца. При этом из неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуются сложные органические вещества (сахар и крахмал). Органические вещества служат источником энергии не только для самого растения, но и для других живых организмов.


Животные потребляют готовые вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями. Вы уже знаете, что животные, которые поедают растениями, – это травоядные животные. Но, не все животные питаются растениями. Плотоядные животные используют в пищу других животных.

Организмы-потребители


Особую группу составляют организмы-разрушители. К ним относятся бактерии и грибы, которые разрушают мёртвые остатки растений и животных.

Когда растения и животные умирают, то попадают в почву. Под действием бактерий и грибов их остатки превращаются в перегной. Из перегноя под действием других бактерий образуются минеральные вещества. Эти вещества растворяются в воде почвы и затем поглощаются корнями живых растений.

Организмы-разрушители


И всё начинается сначала. Получается, что вещества путешествуют по кругу: из растений в тела животных, а с остатками растений и животных – в почву, из почвы – в растения. Учёные называют это явление круговоротом веществ.


Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

Подведём итог. Все живые организмы – участники единого круговорота жизни на нашей планете. Основные звенья этого круговорота организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.

Организмы – производители используют солнечный свет, углекислый газ и воду для создания органических веществ. Эти органические вещества используют организмы-потребители (животные). Организмы разрушители (бактерии и грибы) разрушают остатки животных и растений. Они разлагают органические вещества до неорганических, которые вновь используют растения.

1. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.

Модель, показывающую великий круговорот в природе, можно выполнить в виде рисунка или коллажа. Мы покажем все виды организмов, участвующих в этих процессах.

Пример модели круговорота веществ в природе:

Круговорот веществ в природе

Слева покажем растения, организмы-производители. Над ними покажем животных — организмы-потребители. Справа покажем грибы и бактерии, это организмы-разрушители. И внизу покажем перегной, питательный слой почвы, на котором растут растения. Из перегноя они получают нужные им для роста вещества.

Связи между этими организмами покажем стрелочками.

Обсудим!

1. Представьте, что на Земле исчезло какое-ни­будь из звеньев круговорота. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

а) расте­ния;

б) животные;

в) грибы и бактерии;

г) почва.

Что будет, если исчезнут на Земле растения?

Если исчезнет растительность, некому станет производить питательные вещества из воды и углекислого газа, а значит животным нечего будет есть и они вымрут. А далее погибнут многие из бактерии, которые питаются исключительно на животных.

Что будет, если на Земле исчезнут животные?

Если они исчезнут, то некому станет потреблять питательные вещества, производимые деревьями или травами, а значит начнут вымирать некоторые грибы и бактерии, которым нечего будет разрушать. Растения будут получать меньше минеральных солей. Вымрут те из них, чьё распространение и размножение зависит от животных.

Но в целом, природа сможет приспособиться к отсутствию животных и великий круговорот пойдёт тогда по короткому пути. На нашей схеме этот путь показан стрелкой от производителей к разрушителям.

Что будет, если на Земле исчезнут грибы и бактерии?

Если исчезнут грибы и бактерии, некому станет разрушать органические останки, и растения окажутся лишены минеральных солей, а значит большая их часть быстро вымрет. А следом вымрут животные, которым будет нечего кушать.

Что будет, если на Земле исчезнет почва?

Если не будет почвы, не на чём станет расти растениям, неоткуда им окажется брать минеральные соли, нигде не смогут жить микроорганизмы и грибы. Нарушится сразу несколько звеньев круговорота, и все живые организмы постепенно вымрут.

Проверь себя

1. Перечисли звенья круговорота веществ.

  • Первое звено: растения. Производители органических веществ.
  • Второе звено: животные. Потребители органических веществ.
  • Третье звено: грибы и бактерии. Разрушители органических останков.

2. Почему растения названы производителями, а животные — потребителями?

Только растения могут производить органические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому они названы производителями.

Животные потребляют вещества, произведённые растениями. Поэтому они названы потребителями.

3. Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте?

Разрушителями называют грибы и микроорганизмы, бактерии. Эти организмы разрушают мёртвые останки других объектов живой природы.

4. Какова роль почвы в круговороте?

Почва — это плодородный слой, в котором находятся минеральные питательные соли, необходимые для роста травы и деревьев.

Задание для домашней работы

По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте жизни на земле.

Все живые организмы на Земле связаны между собой.

Растения обладают важной способностью получать, производить новые органические соединения, используя энергию солнечного света, воду и углекислый газ. То есть производят пищу для всех других организмов.

Ими питаются животные, и потому их называют потребителями. Даже хищники, поедающие других животных, зависят от растительности. Ведь если не будет травы, деревьев, плодов, не окажется и животных, которых едят хищники. Так лев Симба не сможет съесть антилопу, если антилопа не поест травы.

Растения и животные умирают, они оставляют после себя останки жизнедеятельности. Эти останки разрушают грибы и микроорганизмы, превращая их в неорганические вещества — минеральные соли. Эти соли жизненно необходимы растениям для роста и развития.

Накапливаясь в почве, останки растительности и животных, а также различные соли, образуют питательный слой, который называется перегноем.

На перегное возникает новая растительность, и круговорот начинается заново.

Презентация

Однажды мудрый Лев Муфаса сказал своему сыну Симбе:
- Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии, сынок. Надо уважать все живые существа - от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.

Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул

Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул

- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул
Симба.

Как вы понимаете слова мудрого

Как вы понимаете слова мудрого

Как вы понимаете слова мудрого Льва ?

- Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. Антилопы потом едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни.

Король Лев был совершенно прав

Король Лев был совершенно прав

Король Лев был совершенно прав. Кругово-рот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей! Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.

Организмы-производители Организмы-разрушители

Организмы-производители Организмы-разрушители

Основу круговорота составляют три группы организмов:

Организмы – производители. К этой группе учёные-экологи относят растения , т

Организмы – производители. К этой группе учёные-экологи относят растения , т

К этой группе учёные-экологи относят растения, т.к.
только растения способны использовать энергию
Солнца, создавать, производить питательные
вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа,
воды и неорганических соединений (солей).

Организмы – потребители. К этой группе относятся животные , т

Организмы – потребители. К этой группе относятся животные , т

К этой группе относятся животные, т.к. они потребляют вещества производимые растениями.

Организмы – разрушители. Это бактерии, грибы и черви

Организмы – разрушители. Это бактерии, грибы и черви

Это бактерии, грибы и черви. Они разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва

Огромную роль в круговороте жизни играет почва

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разруши-телей превращаются в перегной. Из перегноя под действием бакте-рий образуются соли. А соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Читайте также: