Для восстановления плодородия почвы используют посев a манжетки b пшеницы c клевера d пырея

Обновлено: 11.04.2024

Изобретение относится к области сельского хозяйства и рекультивации. Способ включает обработку почвы без оборота пласта, использование севооборота сельскохозяйственных культур, нанесение гербицида сплошного действия по зеленым растениям при появлении массовых всходов сорных растений, внесение в ценоз химических и биологических препаратов, прямой посев по необработанной почве. В севообороте в период между возделыванием сельскохозяйственных культур выращивают сорные растения любого видового состава до фазы бутонизации. Затем наносят гербицид сплошного действия по зеленым растениям, за 1-2 суток до посева очередной сельскохозяйственной культуры на сорняки снова наносят гербицид сплошного действия по зеленым растениям. По всходам сельскохозяйственных культур вносят гумусопочвообразующие органические удобрения и баковую смесь элиситоров, ростовых веществ и микроорганизмов. В севообороте после возделывания яровой культуры и сорных растений высевают сорта двуручки озимой пшеницы. В периоды после посева яровой культуры севооборота и после ее уборки поверхность почвы обрабатывают эффективными микроорганизмами с нормой внесения 2 л/га. Способ позволяет повысить плодородие почв. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ восстановления плодородия почвы, включающий обработку почвы без оборота пласта, использование севооборота сельскохозяйственных культур, нанесение гербицида сплошного действия по зеленым растениям при появлении массовых всходов сорных растений, внесение в ценоз химических и биологических препаратов, прямой посев по необработанной почве, отличающийся тем, что в севообороте в период между возделыванием сельскохозяйственных культур выращивают сорные растения любого видового состава до фазы бутонизации, после чего наносят гербицид сплошного действия по зеленым растениям, за 1-2 сут до посева очередной сельскохозяйственной культуры снова на сорняки наносят гербицид сплошного действия по зеленым растениям, а по всходам сельскохозяйственных культур вносят гумусопочвообразующие органические удобрения и баковую смесь элиситоров, ростовых веществ и микроорганизмов.

2. Способ восстановления плодородия почв по п.1, отличающийся тем, что в севообороте после возделывания яровой культуры и сорных растений высевают сорта двуручки озимой пшеницы.

3. Способ восстановления плодородия почвы по п.1 или 2, отличающийся тем, что в периоды после посева яровой культуры севооборота и после ее уборки поверхность почвы обрабатывают эффективными микроорганизмами с нормой внесения 2 л/га.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к способам восстановления плодородия почвы.

Известен способ повышения урожая яровой пшеницы, в котором в севообороте сельскохозяйственных культур применяют чистый пар, который обрабатывают периодически механическими обработками с применением гербицидов (Комаров Б.А. Памятка хлебороба по технологической дисциплине в агротехнике зерновых культур. М.: Росагропромиздат, 1988. - с.32).

Недостатками известного способа являются увеличение трудоемкости производства урожая зерна яровой пшеницы и снижение плодородия почвы.

Указанные недостатки обусловлены тем, что для повышения урожая яровой пшеницы, перед ее возделыванием, поле оставляют под чистый пар. Для уничтожения сорной растительности на поверхности почвы поля, оставленного под чистый пар, проводят его обработку - многократно. Ранней весной проводят боронование, затем первое лущение на глубину 7 8 см с прикатыванием почвы. Затем это поле несколько раз культивируют на глубину 6 7 см с применением гербицидов. Такая многооперационность ухода за парами увеличивает общую трудоемкость работ производства урожая яровой пшеницы, а также расход горючего и гербицидов. При этом разрушается структура почвы. Гранулы почвы превращаются в пылевидные частицы.

В почве поля, оставленного под чистый пар, поверхность которого лишена растительности и имеет черный цвет, приостанавливается процесс формирования ее плодородия. Под действием солнечных лучей чрезмерно повышается температура поверхности почвы. Деградирует структура верхнего слоя почвы. Почва распадается на пылевидные частицы глины, слюды, кварца и других минералов. Появляется вероятность возникновения пыльных бурь. Обусловлено это тем, что значительное повышение температуры верхнего слоя почвы, отсутствие на нем растительности приводит к разрушению органики до газообразного аммиака и PH 2 , которые испаряются, и почвы теряют запас элементов питания. Приостанавливается процесс разложения органики микроорганизмами и дождевыми червями. Приостанавливается процесс накопления в почве гуминовых и фульво-кислот - органических кислот, склеивающих пылевидные частицы почвы в частицы размером 0,5 2,0 мм, благодаря которым плодородный слой почвы становится похожим на губку, состоящую из крупинок и пор между ними. Таким образом, приостанавливается формирование архитектуры почвенного монолита, обеспечивающей хорошую воздушную и водопроницаемость, высокую влагоемкость, насыщенность минеральными и органическими соединениями.

Кроме этого отсутствие в верхнем слое почвы поля растительности - корней, стеблей с листьями, становящимися пищей для микроорганизмов и дождевых червей, приостанавливает процесс накопления в почве гумуса. Это в конечном итоге снижает урожай последующей в севообороте сельскохозяйственной культуры, ведет к деградации почвы.

Известен способ восстановления плодородия почвы, включающий обработку почвы без оборота пласта и образование на поверхности почвы мульчирующего покрова из листостебельной массы растений. При этом для уничтожения сорных растений используют гербициды и проводят культивацию поверхности почвы поля. (Проспект фирмы Monsanto. Системы и методы ротационного землепользования, 1999, с.15-16).

Недостатком известного способа является низкий урожай возделываемой сельскохозяйственной культуры и снижение плодородия почвы.

Указанный недостаток обусловлен тем, что при разложении растительных остатков идет процесс образования фитотоксинов в результате выщелачивания их из соломы и жизнедеятельности микроорганизмов. Эти фитотоксины оказывают отрицательное воздействие на развитие проростков культурных растений, особенно при втором и последующем посеве монокультуры. При этом возникает эффект аллелопатической депрессии последующего посева, в том числе за счет синтеза микроорганизмами уксусной кислоты. Кроме этого усиливается процесс образования патогенных микроорганизмов - грибковых колоний в верхнем слое почвы поля (фузариоза).

В анаэробных условиях, т.е. в отсутствие достаточного количества кислорода, в процессе разложения соломы образуются в значительных количествах органические кислоты, в частности уксусная кислота, оказывающая ингибирующее воздействие на культурные растения, замедляя их рост.

Разлагающиеся корневища ряда сорных растений, например пырея ползучего, также выделяют уксусную кислоту в фитотоксичных концентрациях (см. кн. Х.П.Аллен, Прямой посев и минимальная обработка почвы. М.: Агропромиздат, 1985, с.65-69).

В конечном итоге наличие мульчирующего покрова почвы из растительных остатков приводит к разреженности посевов выращиваемой сельскохозяйственной культуры, снижению степени кущения растений и ухудшению их развития, а в итоге к снижению урожая сельскохозяйственной культуры.

Известен способ интенсивного выращивания зерновых культур, в котором в период между уборкой и посевом зерновых культур солому, оставляемую после уборки урожая зерна на поверхности поля, сжигают (Х.П.Аллен, Прямой посев и минимальная обработка почвы. М.: Агропромиздат, 1985, с.65-67).

Недостатками известного способа является снижение плодородия почвы поля.

Указанный недостаток обусловлен тем, что почва лишается запасов органического вещества, полностью теряются азот и фосфор соломы и стерни, уничтожаются микроорганизмы, обеспечивающие растения аминокислотами, сахарами, а почву и растения двуокисью углерода, которая в воде почвы превращается в угольную кислоту, извлекающую из почвенного поглощающего комплекса недоступные для растений элементы питания, а для растений двуокись углерода, которая является в период вегетации важнейшим элементом питания растений. При сжигании соломы углекислота к моменту активной жизнедеятельности последующего посева уносится воздушными потоками с поля. При сжигании соломы почвы деградируют.

Недостатком способа, принятого за прототип, является применение почвенных гербицидов с заделкой их вместе с растительными остатками в почву, что вызвано необходимостью воздействовать на почву структуроразрушающим смешиванием почвы с растительными остатками и гербицидами. При этом растительные остатки в почве стимулируют размножение микроорганизмов, питающихся этими остатками не за счет азота воздуха, а за счет азота почвы, обедняя его запасы, и при этом усиливают вымывание из растительных остатков аллелопатов (фитотоксинов), угнетающих развитие последующей культуры. Кроме того, в связи с меняющимися за счет зачернения почвы на дневной поверхности градиентами микроклимата, эффективность почвенных гербицидов может полностью исчезать из-за потери влаги верхним слоем почвы, т.к. почва становится рано весной теплее воздуха, и воздух поглощает влагу почвы и к полудню уносит ее за пределы поля. Процесс конденсации влаги в почве прекращается.

Преждевременное уничтожение сорной растительности, т.е. до фазы бутонизации сорняков, ведет к ликвидации важнейшего фактора формирования плодородия почв.

В известном способе используются патогенные микроорганизмы для разрушения органики в почве. Патогенные микроорганизмы не отличаются высокой эффективностью при использовании почвенной органики и угнетающе действуют на культурные растения или паразитируют на них. Патогены сопровождают каждую систему, интенсифицирующую земледелие и ведущую к деградации почв. Таким образом, известный способ не учитывает наличие в почве патогенной микрофлоры.

Техническим решением задачи является повышение плодородия почв.

Задача достигается тем, что в способе восстановления плодородия почвы, включающем обработку почвы без оборота пласта, использование севооборота сельскохозяйственных культур, нанесение гербицида сплошного действия по зеленым растениям при появлении массовых всходов сорных растений, внесение в ценоз химических и биологических препаратов, прямой посев по необработанной почве, согласно изобретению в севообороте в период между возделыванием сельскохозяйственных культур выращивают сорные растения любого видового состава до фазы бутонизации, после чего наносят гербицид сплошного действия по зеленым растениям, за 1-2 суток до посева очередной сельскохозяйственной культуры снова на сорняки наносят гербицид сплошного действия по зеленым растениям, а по всходам сельскохозяйственных культур вносят гумусопочвообразующие органические удобрения и баковую смесь элиситоров, ростовых веществ и микроорганизмов.

Новизна заключается в том, что в севообороте после возделывания яровой культуры и сорных растений высевают сорта двуручки озимой пшеницы.

Способ восстановления плодородия почвы, отличительные признаки которого в том, что в периоды после посева яровой культуры севооборота и после ее уборки поверхность почвы обрабатывают эффективными микроорганизмами с нормой внесения 2 л/га.

Благодаря отличительным признакам способа, т.е. выращиванию в севообороте в период между возделыванием сельскохозяйственных культур сорных растений любого видового состава, получают биомассу сорных растений для биопроцессов почвы. Биопроцессы увеличивают плодородие почвы и включают:

- брожение - спиртообразование - образование кислот;

- сжигание с помощью ферментов, выделяемых микроорганизмами;

- мацерацию тканей растений;

- синтезирование новых соединений - гуминовые кислоты - гуматы - гумус;

- формирование архитектоники почвы.

Выращивание сорных растений до фазы бутонизации предотвращает засорение почвы урожаем семян сорных растений, возделываемых для увеличения плодородия почвы. Это облегчает борьбу с сорняками при выращивании следующей в севообороте сельскохозяйственной культуры и увеличивает эффективность использования сорных растений для увеличения плодородия почвы.

Нанесение на поверхность почвы поля за 1 2 суток до посева очередной сельскохозяйственной культуры гербицида сплошного действия по зеленым растениям приводит к тому, что гербицид проникает внутрь сорных растений, прорастающих на поверхности почвы, они гибнут, увеличивая слой мульчи на поверхности поля. Часть гербицида, которая не была расходована сорными растениями, распадается в течение двух недель, что исключает его попадание в последующем на всходы культурных растений. При этом максимально увеличивается срок до начала конкуренции сорных растений, прорастающих из семян, находившихся в почве, с культурными растениями. Это обеспечивает преимущество всходам культурных растений в конкуренции с всходами сорняков.

Баковая смесь, т.е. смесь, в которой компоненты не теряют своих индивидуальных свойств, элиситоров, ростовых веществ и микроорганизмов, способствует оптимальному развитию растений сельскохозяйственной культуры. При этом снижается расход плодородия почвы на выращивание сельскохозяйственной культуры.

Высев сортов-двуручек озимой пшеницы в севообороте после возделывания яровой культуры и сорных растений позволяет на 2 5 месяцев позже от оптимального срока посева озимой культуры высевать сорта-двуручки пшеницы, ячменя и подсолнечника. Это увеличивает время периода возделывания сорных растений, позволяя выращивать и уничтожать их несколько раз за один период.

Кроме этого устраняется воздействие почвенной и воздушной засухи на всходы сельскохозяйственной культуры, которым подвержены всходы озимой культуры в осенний период в известных способах выращивания озимых культур.

Устраняется воздействие ряда вредителей на всходы сельскохозяйственной культуры, которое происходит в посевах озимой культуры, высеянной в оптимальные для конкретного региона сроки. В посевах озимой культуры развиваются хлебная, гессенская и шведская мухи, а также хлебная жужелица.

Обработка поверхности поля эффективными микроорганизмами с нормой внесения 2 л/га после посева яровой культуры и после ее уборки обеспечивает вытеснение из почвы патогенных микроорганизмов в летний период, т.е. в период их активной жизнедеятельности, что установлено нами экспериментально.

Анализ свойств совокупности признаков заявленного способа и свойств совокупности признаков обнаруженного прототипа и аналогов показал, что совокупность признаков заявленного способа проявляет новые свойства прототипа - управление архитектоникой почвы и устранения аллелопатической депрессии культурных растений.

Примеры конкретного выполнения способа восстановления плодородия почвы.

При этом возникающие в почве фитотоксины и аллелопаты являются пищей для ЕМ-1 МБТС, которые их разлагают до двуокиси углерода и воды, т.е. полностью нейтрализуются их действия.

Почвообразующие удобрения наносят на поле при посеве или до появления всходов после посева с самолета АН-2. Это удобрение в течение 10-14 дней синтезирует гумус в почве и запускает процесс структурирования почвы. При этом образуются из пылевидных частиц гранулы почвы в 2-3 мм в диаметре.

После появления всходов на посев наносят баковую смесь элиситоров, ростовых веществ и микроорганизмов (Фуролан, янтарная кислота, Краснодар-1, гиберелин, гиздазид малеиновой кислоты, гетероауксин, смесь микроэлементов, гумат натрия, ЕМ-1 МБТС, Ксенема).

Использование предлагаемого способа восстановления плодородия почвы в сравнении с известными способами позволит:

- управлять архитектоникой почвы поля;

- интенсифицировать процесс накопления гумуса в почве за счет повышения активности микроорганизмов, вносимых в ценоз, а также за счет дополнительно получаемой листостебельной массы сорных растений;

- интенсифицировать накопление влаги в почве за счет воздушной ирригации;

- обеспечить вытеснение из почвы патогенной микрофлоры эффективными микроорганизмами;

- устранить аллелопатическую депрессию культурных растений с помощью эффективных микроорганизмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Для каких почв характерно присутствие вечной мерзлоты?

2. Глей – это народное название специфического горизонта почв, который образуется, когда в почве не хватает

3.Какие растения можно встретить на лугах ?

А) полынь, ковыль

Б) морошка, голубика

В) клевер, манжетка

Г) типчак, солянка южная.

4. Как называется земля, занятая естественной (дикорастущей растительностью) и сохранившую природную почву ?

5.Какие удобрения необходимо вносить в почву для улучшения роста растений?

А) фосфорные
Б) азотные

В) калийные
Г) микроудобрения.

6.Какие удобрения необходимо вносить в почву для улучшения созревания плодов растений ?

А) фосфорные
Б) азотные

В) калийные
Г) микроудобрения

7. Какие удобрения необходимо вносить в почву для повышения сопротивляемости растений к болезням?

А) фосфорные
Б) азотные

В) калийные
Г) микроудобрения.

8.Из почвы растения получают

Г ) воду, минеральные соли

9 Основным газом почвы является

В) углекислый газ

Г) инертные газы

10. В каких почвах мало гумуса?

11. Для восстановления плодородия почвы используют посев

1 2. Почвы пустынь малоплодородные, так как в них

Б) много минеральных солей

В) мало влаги и перегноя

Г) мало минеральных солей

13. На заболоченных почвах растения плохо растут, так как там

А) мало минеральных солей

Б) почва очень плотная

В) мало перегноя

14. Внесение избытка удобрений в почву может привести к

А) накоплению в почве нитратов.

Б) изменению цвета почвы

В) уплотнению почвы

Г) разрушению почвы.

15. От чрезмерного полива комнатное растение может погибнуть из -за

А) уплотнения почвы

Б) вымывания минеральных солей.

В) вымывания питательных веществ

Г) недостатка кислорода для дыхания корней

16. Какой агротехнический приём мелиорации часто используют в степной зоне?

Оценить 587 0

учитель химии, биологии

1. Для каких почв характерно присутствие вечной мерзлоты?

2. Глей – это народное название специфического горизонта почв, который образуется, когда в почве не хватает

3.Какие растения можно встретить на лугах ?

А) полынь, ковыль

Б) морошка, голубика

В) клевер, манжетка

Г) типчак, солянка южная.

4. Как называется земля, занятая естественной (дикорастущей растительностью) и сохранившую природную почву ?

5.Какие удобрения необходимо вносить в почву для улучшения роста растений?

А) фосфорные
Б) азотные

В) калийные
Г) микроудобрения.

6.Какие удобрения необходимо вносить в почву для улучшения созревания плодов растений ?

А) фосфорные
Б) азотные

В) калийные
Г) микроудобрения

7. Какие удобрения необходимо вносить в почву для повышения сопротивляемости растений к болезням?

А) фосфорные
Б) азотные

В) калийные
Г) микроудобрения.

8.Из почвы растения получают

Г ) воду, минеральные соли

9 Основным газом почвы является

В) углекислый газ

Г) инертные газы

10. В каких почвах мало гумуса?

11. Для восстановления плодородия почвы используют посев

1 2. Почвы пустынь малоплодородные, так как в них

Б) много минеральных солей

В) мало влаги и перегноя

Г) мало минеральных солей

13. На заболоченных почвах растения плохо растут, так как там

А) мало минеральных солей

Б) почва очень плотная

В) мало перегноя

14. Внесение избытка удобрений в почву может привести к

А) накоплению в почве нитратов.

Б) изменению цвета почвы

В) уплотнению почвы

Г) разрушению почвы.

15. От чрезмерного полива комнатное растение может погибнуть из -за

А) уплотнения почвы

Б) вымывания минеральных солей.

В) вымывания питательных веществ

Г) недостатка кислорода для дыхания корней

16. Какой агротехнический приём мелиорации часто используют в степной зоне?

А) орошение
Б) осушение болот

В) посадка лесополос

Г) глубокое рыхление

17. Антропогенным фактором не является:

А) истощение почв

Б) загрязнение вод Мирового океана

18.Система приёмов, позволяющая восстанавливать разрушенные земли

19.Главное свойство почвы

А) экологическая чистота

В) среда жизни для многих живых организмов

Г) содержит кислород

20. При попадании в почву ртути, свинца. меди, никеля

А) почва повышает своё плодородие

Б) почва загрязняется

В) устанавливается благоприятный температурный режим

Г) увеличивается разнообразие почвенных животных

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Лидия Нигматулловна, хороший мастер-класс разработали. Очень понравилась дидактическая игра "Веселый. Подробнее.

Методическая разработка урока музыки в 2 классе по теме «Музыкальный театр. Волшебная палочка дириже. Подробнее.

материал изложен доступно и понятно!Спасибо !Раскрыто много техник нетрадиционного рисования,испол ь. Подробнее.

Отлично!.Структура занятия соответствует поставленным задачам. Оно построено в логической последоват. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

ВложениеРазмер
temat._testy_s_-_11_dlya_publikatsii.docx 42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: почва, её состав и свойства.

Цель: текущий контроль и закрепление знаний.

а) поверхностный слой земной коры;

б) горная порода;

в) водное пространство.

2. Что или кто участвуют в образовании почвы из горной породы?

а) воздух и вода;

б) растения и животные;

3. По механическому составу почвы делятся:

а) на глинистые, суглинистые,

б) на супесчаные и торфяники;

4. Какие почвы называются тяжёлыми?

а) с плотной, слитной структурой;

б) из песка с небольшим содержанием перегноя;

в) торфяные почвы.

5. Из каких частей состоит почва?

а) только из твёрдой части;

б) из твёрдой, жидкой, газообразной и живой частей;

в) из жидкой и живой.

6. Какие факторы влияют на структуру почвы?

а) изменение внешних условий;

б) обработка почвы плугами;

в) оба ответа правильные.

7. Какая почва является плодородной?

а) бесструктурная почва;

б) каменистые почвы;

в) структурная, водопроницаемая и богатая полезными веществами

8. Как определить кислотность почвы (грунта) на участке?

а) приобретите специальный простой прибор;

б) понаблюдать, какие растения особенно хорошо растут на участке;

в) подходят оба ответа.

9. Что применяют для улучшения структуры почвы и ее плодородия?

а) хорошо перегнивший навоз или торф;

б) садовый компост или листовой перегной;

в) можно использовать и то и другое.

10. От чего зависит плодородие почв?

а) от природной структуры почвы и от климатических условий

б) от наличия в ней микроорганизмов;

в) ни от чего не зависит.

Тема: сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур

Цель: текущий контроль и закрепление знаний.

а) это дикие или полудикие растения;

б) это культурные растения других видов, растущие там, где их быть не должно;

2. Что такое засорители полей и огородов?

а) это дикие или полудикие растения;

б) это культурные растения других видов, растущие там, где их быть не должно;

Читайте также: