Если думаешь о завтрашнем дне сей зерно

Обновлено: 15.09.2024

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В ДОУ оборудован кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы:

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

- православные праздники в детском саду;

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- консультативный и информационный материал для родителей;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

- совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,

на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость )

Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от стремительно меняющихся реалий современного мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации.

Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становится не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негатива. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации о мире были печать и телевидение, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и скоростной Интернет дают детям свободу, в которой они не способны ориентироваться. В силу своего возраста детям все труднее отличить настоящее от ложного.

Воспитательные функции выполняют все педагогические работники, но ключевая роль в решении задач воспитания отводится классному руководителю. Только тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы очень широки.

Поэтому главная задача для меня как классного руководителя – это создание среды, где дети будут проживать значительные события и попадать в интересные ситуации, которые ведут к гражданскому взрослению, осознанию роли и места актуализированных знаний. Исходя из этого, свою деятельность я строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможность апробировать свои силы, найти себя. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Стараюсь, чтобы каждый жил интересами коллектива, находил свою нишу в классном сообществе, вырабатывал активную жизненную позицию. При выборе форм и методов воспитания всегда учитываю возрастные особенности учащихся, конкретные условия жизни классного коллектива . Стараюсь, чтобы при проведении классных часов преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем.

Есть нормы оценок, есть нормы поведения, нормы требований, но помимо этого должна быть еще и уверенность, что тебя не обидят, поймут, поддержат, не будут в угоду оценке и стандартам ломать тебя пополам, добиваясь одинаковости, усредненности. Важно всем своим отношением доказывать, говорить ученику, что он сам является большой ценностью и с духовной, и с социальной, и с биологической точки зрения. Он пришел в мир людей в результате сложного отбора, и, по сути, нужно сделать так, чтобы он поверил в себя, почувствовал и осознал, что он не раб нашей любви или учебно-воспитательного процесса, он – равноправный участник.

Русский поэт Николай Заболоцкий писал:

«Два мира есть у человека:

Один – который нас творит,

Другой – который мы от века

Творцом этого – другого – мира является учитель. Поэтому каждый день, идя на встречу с Учеником, мы должны помнить, что идем на встречу с будущим. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых.

Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть. Надо не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Воспитание строится на основе партнерства, уважения, доверия. Нужно бережно относиться к духовному миру ребенка, к его мыслям и чувствам. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.

И хочется верить, что сегодня я являюсь не сторожем, охраняющим мир Детства, а жителем и творцом этой сказочной страны.

Виталий Бакин

Виталий Бакин

Виталий Бакин
запись закреплена

Виталий Бакин


Виталий Бакин

бесплатный конструктор сайтов церковных организаций

Бесплатное,простое создание сайтов церковных организаций на основе WordPress. Полное техническое сопровождение и помощь.

На единой карте выводится информация о приходах, соборах, монастырях Поместных Православных Церквей.

СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ

Автоматический обмен информацией между церковными организациями внутри благочиний, епархий, Поместных Церквей.


 Владимир Легойда Приход.ру

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 Марк Егорьевский Приход.ру

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский

Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии

Читайте также: