Если думаешь о завтрашнем дне сей зерно
Обновлено: 15.09.2024
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
В ДОУ оборудован кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериалы:
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:
- православные праздники в детском саду;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.
Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,
на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость )
Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от стремительно меняющихся реалий современного мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации.
Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становится не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негатива. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации о мире были печать и телевидение, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и скоростной Интернет дают детям свободу, в которой они не способны ориентироваться. В силу своего возраста детям все труднее отличить настоящее от ложного.
Воспитательные функции выполняют все педагогические работники, но ключевая роль в решении задач воспитания отводится классному руководителю. Только тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы очень широки.
Поэтому главная задача для меня как классного руководителя – это создание среды, где дети будут проживать значительные события и попадать в интересные ситуации, которые ведут к гражданскому взрослению, осознанию роли и места актуализированных знаний. Исходя из этого, свою деятельность я строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможность апробировать свои силы, найти себя. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Стараюсь, чтобы каждый жил интересами коллектива, находил свою нишу в классном сообществе, вырабатывал активную жизненную позицию. При выборе форм и методов воспитания всегда учитываю возрастные особенности учащихся, конкретные условия жизни классного коллектива . Стараюсь, чтобы при проведении классных часов преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Есть нормы оценок, есть нормы поведения, нормы требований, но помимо этого должна быть еще и уверенность, что тебя не обидят, поймут, поддержат, не будут в угоду оценке и стандартам ломать тебя пополам, добиваясь одинаковости, усредненности. Важно всем своим отношением доказывать, говорить ученику, что он сам является большой ценностью и с духовной, и с социальной, и с биологической точки зрения. Он пришел в мир людей в результате сложного отбора, и, по сути, нужно сделать так, чтобы он поверил в себя, почувствовал и осознал, что он не раб нашей любви или учебно-воспитательного процесса, он – равноправный участник.
Русский поэт Николай Заболоцкий писал:
«Два мира есть у человека:
Один – который нас творит,
Другой – который мы от века
Творцом этого – другого – мира является учитель. Поэтому каждый день, идя на встречу с Учеником, мы должны помнить, что идем на встречу с будущим. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых.
Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть. Надо не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Воспитание строится на основе партнерства, уважения, доверия. Нужно бережно относиться к духовному миру ребенка, к его мыслям и чувствам. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
И хочется верить, что сегодня я являюсь не сторожем, охраняющим мир Детства, а жителем и творцом этой сказочной страны.
Виталий Бакин
запись закреплена
Виталий Бакин
бесплатный конструктор сайтов церковных организаций
Бесплатное,простое создание сайтов церковных организаций на основе WordPress. Полное техническое сопровождение и помощь.
На единой карте выводится информация о приходах, соборах, монастырях Поместных Православных Церквей.
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
Автоматический обмен информацией между церковными организациями внутри благочиний, епархий, Поместных Церквей.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Марк, митрополит Рязанский и Михайловский
Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии
Читайте также: