Хранение и переработка зерна

Обновлено: 07.09.2024

Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки предусмотрен в целях обеспечения населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки.

Согласно Федеральному закону №183-ФЗ:

- зерно - семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей;

- продукты переработки зерна - мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна;

- обработка зерна - очистка, сушка, вентилирование, обеззараживание зерна и другие технологические процессы приведения качества зерна в соответствие с требованиями нормативных документов;

- производство продуктов переработки зерна - технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов;

- качество зерна и продуктов его переработки - совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;

- рациональное использование зерна и продуктов его переработки - использование зерна и продуктов его переработки по целевому назначению, соблюдение научно обоснованных норм выхода и потерь зерна и продуктов его переработки при их хранении, транспортировании и реализации;

- хранение зерна и продуктов его переработки - содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность;

- сертификат качества зерна и продуктов его переработки - документ, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов, а также наименованию изготовителя указанной продукции.

Следовательно, в настоящее время деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки не подлежит лицензированию.

Статья 7 Федерального закона №183-ФЗ устанавливает инспектирование качества зерна и продуктов его переработки:

1. Инспектирование качества зерна и продуктов его переработки при их производстве и транспортировании гражданами и юридическими лицами осуществляется посредством определения качества зерна и продуктов его переработки и подтверждается сертификатами качества зерна и продуктов его переработки.

2. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки.

Порядок учета зерна и продуктов его переработки установлен в статье 8 Федерального закона №183-ФЗ:

1. Учет зерна и продуктов его переработки ведется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна.

Статьей 9 Федерального закона №183-ФЗ установлены требования экспертизы, использования или уничтожения зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу:

1. Зерно и продукты его переработки, признанные по результатам лабораторного исследования непригодными для использования в пищу, подлежат экспертизе в целях определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

2. Зерно и продукты его переработки, владелец которых не может подтвердить их происхождение, а также которые имеют явные признаки недоброкачественности, подлежат уничтожению без проведения экспертизы.

3. Проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, а также принятие решения о возможности их дальнейшего использования обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

4. Зерно и продукты его переработки на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия решения о возможности их дальнейшего использования или уничтожения, подлежат хранению в отдельных помещениях с указанием объема партий и соблюдением условий, исключающих доступ к зерну и продуктам его переработки. Зерно и продукты его переработки, помещенные на временное хранение, подлежат учету. Сохранность зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, обеспечивают граждане и юридические лица, которым они переданы в установленном порядке на временное хранение.

5. Расходы, связанные с транспортированием, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, оплачиваются их владельцами.

Федеральным законом №183-ФЗ установлено: государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляют должностные лица уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 10 Федеральный закон №183-ФЗ).

Согласно статье 11 Федерального закона №183-ФЗ, граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, имеют право:

получать информацию, касающуюся их деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

участвовать в отборе проб, проверке качества зерна и продуктов его переработки, а также осуществлять другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона №183-ФЗ установлено: граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны:

разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи, снижения качества зерна и продуктов его переработки и по обеспечению их рационального использования;

обеспечивать соблюдение санитарных, технических и противопожарных требований;

обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий;

соблюдать научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом;

нести другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

За нарушение законодательства в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки граждане и юридические лица несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федеральный закон №183-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №708 упразднена Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации.

Потери от недостачи и (или) порчи при их хранении в пределах норм естественной убыли.

При хранении некоторых сельхозпродуктов, в том числе зерна, могут происходить потери от недостачи и (или) порчи при их хранении в пределах норм естественной убыли.

Нормы естественной убыли применяются для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов (далее – МПЗ) при исчислении налога на прибыль организаций. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении МПЗ в пределах норм естественной убыли относятся к материальным расходам, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Для сельхозпроизводителей приказом Минсельхоза Российской Федерации установлены нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении.

Кроме того, 28 августа 2006 года приказами Минсельхоза Российской Федерации утверждены нормы естественной убыли:

мяса, субпродуктов птицы и кроликов при хранении;

продукции и сырья сахарной промышленности при хранении.

Приказы Минсельхоза Российской Федерации, согласно которым организации могут определять нормы естественной убыли в целях уменьшения налогооблагаемой базы, названы далее в разделе 6.4.2.

Административная ответственность за нарушение правил хранения зерна.

За нарушение правил хранения зерна Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 7.18 КоАП РФ, нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна влечет наложение административного штрафа:

· на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

· на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

· на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Читайте также: