Уборка зерна газ 53
Обновлено: 18.09.2024
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Агротехнические требования
Уборку прямым комбайнированием производят в стадии полной спелости зерен. При прямом комбайнировании из-за неравномерности созревания хлебов сроки уборки сильно затягиваются и имеют место большие потери(осыпания)от перестаивания хлебов на корню. Если же начинать уборку прямым комбайнированием, когда не все зерно созрело то наряду со спелым будет убираться неспелый хлеб и в комбайн будет поступать хлебная масса повышенной влажности. В результате чего комбайн будет работать непроизводительно с недопустимо большими потерями, т.е. потребуется затратить много средств и труда на послеуборочную доработку зерна(очистку, сушку),в этом основной недостаток прямого комбайнирования. В зависимости от густоты и высоты стеблестоя высота стерни должна быть в пределах 12-25см, стебли должны располагаться под углом 10-25 градусов. Прямым комбайнированием убирают хлеба имеющие влажность не более 14-17%,основная масса растений(95%)должна находиться в фазе полной спелости.
При прямом комбайнировании за жаткой комбайна допускается до 1 % потерь для прямостоячих хлебов и 1,5 % для полеглых. Общие потери зерна за молотилкой из-за недомолота и с соломой должны быть не более 1,5 % при уборке зерновых и не более 2 % при уборке риса. Чистота зерна в бункере должна быть не ниже 95 %. Дробление семенного зерна не должно превышать 1 %, продовольственного — 2, зернобобовых и крупяных культур — 3, риса — 5 %.
3.2 Аналитический расчет
Номинальная мощность двигателя
Номинальное вращение коленвала
Эксплуатационный вес комбайна
Пропускная способность молоти -
Частота вращения молотильного барабана
Продуктивность за час чистого врмени
Удельные затраты мощности на технологический процесс
Удельные затраты мощности на холостой ход механизмов
3.2.2 Определяем скорость до пропускной способности:
(3.1)
Где Рабочая ширина захвата жатки, м.
Урожайность массы, т/га.
км/ч.
(3.2)
т/га.
(3.3)
м.
Где урожайность зерна, т/га.
урожайность соломы, т/га.
Конструктивная ширина захвата жатки (
Коэффициент использования ширины захвата жатки ( .
3.2.3 Выбор эффективной мощности двигателя комбайна.
Где КПД трансмиссии ( ;
КПД буксования ( ;
КПД клинопасовой передачи ( ;
Затраты мощности на технологический процесс ( кВт(кг/с));
Затраты мощности на холостой ход механизмов машины (
кВт);
Затраты на привод вспомогательных агрегатов ( кВт);
КПД передач ( ;
кВт.
кН (3.5)
кН
Где Удельное перемещение комбайна, кН.
Сила тяжести комбайна, кН ( КН)
Коэффициент качения (
Наклон местности (
3.2.4 Определить призводительность комбайна.
(3.6)
Где Коэффициент использования время смены ( 62);
Рабочая ширина захвата жатки, м;
Скорость за пропускной способности.
га/час
Сменная производительность, га/день.
(3.7)
Где Время смены ( час);
Часовая производительность, га/час;
Га/см.
Дневная производительность, га/см.
(3.8)
Где Время работы за день, час ( час)
га/день.
Производительность за агросрок, га/агр.
(3.9)
Где Количество рабочих дней ( ;
га/агр.
3.2.5 Определить расход топлива на единицу работы.
кг/га (3.10)
Где Расход топлива, г/(кВт · год) ( г (кВт));
Коэффициент использования мощности.
кг/га.
3.2.6 Определить время загрузки прицепа.
мин (3.11)
Где
Пропускная способность молотилки комбайна за соломой, кг/с;
Часть соломы, которую собирают в прицеп ( .
Мин.
3.2.7 Определяем количество транспортных средств для транспортировки со -
(3.12)
Где Количество обслуживающих агрегатов;
Расстояние перевозки, км;
Скорость движения транспортного агрегата;
Скорость холостого движения агрегата, км/час;
шт.
3.2.8 Время наполнения бункера зерном.
мин (3.13)
Где Коэффициент который рассчитывает затраты времени на возможные
холостые повороты и остановки комбайна;
Объем бункера, ( ;
Плотность зерна, т/ ( .
3.2.9 Определить продолжительность рейса автомобиля:
(3.14)
мин.
Время движения автомобиля
(3.15)
Где Расстояние перевозки, км);
Норма пробега, (
коэффициент использования пробега ( .
мин.
мин (3.16)
Где время выгрузки зерна из бункера комбайна, мин (
Время перевозки от одного комбайна к второму, мин (
Количество бункеров необходимых для погрузки автомобиля.
(3.17)
Где Номинальная грузоподъемность автомобиля, т (для автомобиля
ГАЗ-53А
Масса зерна в бункере, т.
(3.18)
т
Время погрузки автомобиля, мин:
3.2.10 Определить количество автомобилей, необходимых для перевозки зерна
шт. (3.23)
шт.
3.3 Подготовка агрегата к работе
Перед комплектованием агрегата проводят подготовку комбайна. Дополнительные регулировки осуществляют в загоне.
При комплектовании и подготовке агрегата к работе надо не забывать, что от этого зависит качество выполнения работ на высоком уровне. Первое, что проверяется и подготавливается это комбайн, поэтому к подготовке комбайна к работе нужно отнестись очень добросовестно. Подготовка осуществляется следующими действиями:
-проверяют комплектацию комбайна,
-проверка наличия дополнительных устройств, если такие имеются,
-проведение технического обслуживания,
-осмотр технического состояния.
На поле необходимо отрегулировать жатку на заданную высоту среза 5-10 см. Выставить вылет мотовила и во время работы подобрать его угловую скорость вращения. Пройти 15-20 м и проверить потери за комбайном определить, что стало фактором потерь (поздние сроки уборки, не качественная зерновая масса, щуплое зерно, вредители, насекомые или неправильные регулировки). Если потери связанные с регулировками необходимо уменьшить подачу ветра на решотный стан и приоткрыть жалюзи решетного стана или наоборот увеличить подачу ветра и чуть приоткрыть жалюзи. Т. е необходимо ориентироваться на месте работы на поле.
Зазор между пальцами шнека и днищами жатки устанавливаем при помощи рычага, при мелкой хлебной массе зазор устанавливаем от 6 до 20 мм, при большое хлебной массе зазор должен быть от 20 до 30 мм. Зазор между пальцами биторной подставки и днища поставки устанавливаем от 27 до 35 мм при среднем хлебоставе. Натяжение плавующего транспортера к наклонной камере регулируется при помощи натяжения пружины, размер который должен составить 90-95 мм. Зазор между планками транспортёра и днищам наклонной камеры устанавливаем от 5 до 10 мм, при помощи перестановки шайб между гайками болтов и угольниками. Также необходимо обеспечить натяжение пружин, которые отвечают за поднятие транспортера около 50 мм.
Регулируем первоначальные зазоры на выходе и входе молотильного барабана между барабаном и подбарабаньем, регулируем при помощи тяг, на входе должно быть 18 мм, а на выходе 2 мм. Далее в зависимости от убираемой культуры и урожайности, влажности и других показателей регулируем одновременно два показателя:1) Частоту вращения барабана.
2) Зазор на входе и выходе. Если культура легко обмолачивается, зазор делаем больше на входе и выходе, а частоту вращения барабана уменьшаем. В случае если культура тяжело обмолачивается зазор уменьшают а частоту вращения увеличивают.
Общие рекомендации: В случаи если зерно плохо обмолачивается и попадает много его в копнитель, то зазор уменьшаем до появления зерна, а при дроблении увеличиваем. Все эти регулировки производятся при включённом двигателе.
Регулируем систему отчистки, регулировка заключается в изменении частоты вращения вентилятора и изменение угла наклона жалюзи на верхнем и нижнем решете. В случаи зерно если просачивается через решето, зерновой шнек вместе с примесями необходимо увеличить частоту вращения вентилятора и больше открыть жалюзи. В случаи если зерно выдувается с мелкими примесями в копнитель, то нужно уменьшить частоту вращения вентилятора и угол наклона жалюзи, в случаи, если это не помогает, необходимо изменить расположение верхнего решета.
3.4 Подготовка поля к работе
Эффективное использование агрегатов и качество выполняемой работы зависит от правильной подготовки поля поэтому следует выполнить следующие операции:
1-произвести осмотр поля и освобождение от посторонних предметов если они заметны в зерновой части поля.
2-участок разбивают на загоны, отбивают поворотные полосы.
3-выбирают способ движения в данном случае – челночный.
4-опасные участки ограждают.
5- если внутри посевов замечены места гнезд, нор, и др. в которых живность выращивает свой выводок, то в целях экологического равновесия необходимо оградить эти места и обкосить с минимальными потерями для хозяйства и для природы.
Перед началом работы необходимо сделать прокосы и разбить поле на загоны, обкосить поле для разворота комбайна.
Отметка поворотных полос. Ширина поворотной полосы зависит от состава агрегата и вида поворота.
Примерную длину поворотной полосы определяем по формуле
Rmin-минимальный радиус поворота (берём Rmin=1,2*Вагр=1,2*4=4,8м )
La-кинематическая длина агрегата
Ширину поворотной полосы принимаем кратной ширине захвата
K-количество проходов агрегата
Eопт=5*4=20 м Принимаем 20 м.
Разбиваем поле на загоны.
(3.7)
L-длина загона, 800 м;
Берём Conm=К*Bp (3.8)
К=Сопт/Вр=82,3/4=20,6 (берём 21 проход).
Определяем Сопт =21*4 = 84 м.
Берем 17 полных загона, в которых Сопт = 84 м и одну загонку шириной, в котором Сопт = 72м. Остаток вполне достаточный для работы агрегата.
1-перед началом работы агрегат устанавливают на поворотной полосе и при выезде на контрольный участок приводят в рабочее положение. После контрольного прохода если все требования соблюдены, то начинают работу, способ движения выбирают челночный.
2-при первом проходе, проехав 20…30м, останавливаются и проверяют качество выполнения операций соответственно с агротехническими условиями, при дальнейшей работе следят за состоянием рабочих органов.
3-в конце ряда, на поворотной полосе проверяют комбайн для дальнейшей его работы. При необходимости проводят регулировку.
3.5 Работа агрегата в загоне и контроль за качеством работы
На поле необходимо отрегулировать жатку на заданную высоту среза 5-10 см. Выставить вылет мотовила и во время работы подобрать его угловую скорость вращения. Пройти 15-20 м и проверить потери за комбайном определить, что стало фактором потерь (поздние сроки уборки, не качественная зерновая масса, щуплое зерно, вредители, насекомые или неправильные регулировки). Если потери связанные с регулировками необходимо уменьшить подачу ветра на решётный стан и приоткрыть жалюзи решетного стана или наоборот увеличить подачу ветра и чуть приоткрыть жалюзи.
3.6. Охрана труда и противопожарные меры
При всех видах агротехнических работ следует строго выполнять общее правило охраны труда и меры безопастности предусмотренные для механизированных полевых работ.
К работе допускаются лица, знающие устройства техники, правила эксплуатации и прошедшие инструктаж по безопасности труда.
До начала работы необходимо тщательно осмотреть машину, убедится в ее исправном состоянии, в наличии предохранительных приспособлений и надежности работы тормозов, механизмом сцепления и механизмом управления. Двигатель должен заводиться со стартера непосредственно самим механизатором.
- передавать управление посторонним лицам;
- находиться на рабочем месте под воздействием наркотических и алкоголических веществ;
- производить какие-либо регулировки при работающем двигателе и включенными механизмами комбайна;
- производить заправку при работающем двигателе.
При воспламенении топливо смазочных материалов гасят огнетушителем, забрасывают землей, песком и или перекрывают доступ кислорода.
Если в процессе эксплуатации машины возникает неисправность, комбайн должна быть остановлен и неисправность устранена. Если не возможно быстро устранить неисправность, представляющую опасность для человека, работа должна быть немедленно прекращена.
Перед работой в поле комбайн должен быть опробован под руководством бригадира или механика, оборудован исправным инструментом, комплектом приспособлений для его технического обслуживания, аптечкой первой медицинской помощи и огнетушителем.
Ещё одна история, связанная с пребыванием автора на производственной практике в советском колхозе во время учёбы в техникуме, посвящена попаданию новенького ГАЗ-САЗ-53Б в силосную яму. Люди и животные не пострадали, а вот самосвалу досталось.
В те времена силосные ямы делали без применения бетона. Один вариант был наземный, когда зелёную массу свозили в определённое место. Укладывали в огромный пологий стог, послойно утрамбованный тракторами. Сверху всё закрывалось слоем земли толщиной не менее полуметра. Под этим куполом происходило безвоздушное брожение зелёной массы.
Котлован для силоса устроили недалеко от фермы. В непосредственной близости от него располагалась площадка для выгула коров, отгороженная забором. Дорога к силосному котловану шла вдоль забора, в конце которого был поворот налево с въездом в котлован. Водитель самосвала не был новичком, но выполнял первый рейс с силосом. Дальнейший рассказ с его слов.
В результате самосвал лёг на бок в начале въезда в котлован. Зелёная масса частично высыпалась, оставшийся груз пришлось выгружать вручную. Особых повреждений при опрокидывании машина не получила, если не считать деформированный кронштейн правого зеркала и царапины на правом крыле.
Подъёмного крана в колхозе не было. Решили поднимать имевшимися в распоряжении тракторами. Надставные борта догадались снять. Трос перекинули через основные борта, зацепили за правый лонжерон и стали тянуть двумя тракторами ДТ-75, чтобы резко не дёргать. Машину поставили на колёса, однако правый борт не выдержал нагрузки и деформировался внутрь под действием троса сантиметров на 15.
Желаю Вам удачи на дороге и адекватных действий на нештатные ситуации. Расскажите, пожалуйста, в комментариях о необычных случаях при эксплуатации автомобилей.
Сенокос закончен, пришло время заготовки дров.
Выписанный лес получился на косогоре, сложнее в работе, но, более деловые березы росли именно там, потому как нужно было еще чуть с них досок вывести, возможности выписки на более ровном месте отказался.
Подготовившись и взяв в напарники Ваську выехал в пробный рейс.
Разведав и подготовив возможные выездные пути, принялся за работу.
К вечеру отпилились и загрузились.
Автомобиль ставил на более ровном месте поперек склона, потому как выезжать по нему было чревато опрокидыванием — выезд был возможен лишь в гору, нужно было разогнаться.
Первая попытка не удалась, в повороте заднею ось сносит — склон, листья, земля рыхлая — буксуем. Как только в гору — передняя ось разгружается — в рулении и торможении принимает участие лишь относительно…
Из-за этого вырулить на исходную точку не удалось, стали чуть ниже, и с креном…
Вторая попытка — разгон, поворот, букс… вернуться к исходному месту не возможно, перед поднимает, скользит…
Теперь — либо вверх, либо вниз.
С места колеса буксуют, совсем разрыхлил грунт, сдаю чуть назад — тормоз, газ, сцепление — поехали — к колесному буксу, пустив сизый дым добавился букс сцепления…
Аккуратно попятившись встаем, остужаем…
Тормоз — газ — сцепление — разгон — букс… колёса… сцепление…
Всё — склон мы не возьмём… и не развернемся… только пятится вниз…
Потемнело уже…
Заглушились, лес притих…
Включил первую, ручник — плавно отпускаю тормоз — катится…
С машины теперь выйти и под колеса что-либо подложить не получится, если и получиться — на руках лишь бензопила Урал, проложить километровую дорогу вниз по склону к возможному, но не факт, выезду с ним будет весьма трудно…
Сидим с Васей, и думаем… и принимаем решение.
Разгружаемся.
Стоим с правым креном — возможности самосвала нет, хоть бы верхние ряды скатил и к ним уперся.
Сквозь темень через зеркала выцелил березу, но, на пути к нему по бокам будут стволы с минимальным запасом интервала.
Васю высадил, завел, тихо попятились…
Левый борт пошел впритирку к стволу, передняя ось посредственно рулится, при торможении плавно сносит влево — после борта не успел сложить зеркало, уперлось к березе, думал разобьется, еще дугу погну, но, сыграла так же возможность сложения вперед — обошлось трещиной основания зеркала, далее передняя часть прошла в считанном сантиметре…
В планируемую цель попали — уперся правой стойкой кузова к березе,
только теперь возможности открыть задний борт нет, дело б пошло значительно быстрее — уклон позволял скатить весь груз.
Сначала думал разгрузиться по борт, но передумал — выгрузил всё.
Выезжали с Васей уже в ночь, без труда преодолев склон, поехали домой.
Едем, периодически в ночном лесу высматриваются светящиеся глазки, двери закрыты, так что они мне не страшны, бггг)), и вдруг чуть вдали начали быстро проноситься какие-то тени, не понимаю что это, как вдруг в этих тенях отблеском проносится белое нечто, меня прям в жар бросило, оказалось, лошади, уф…
Возможно, я их тоже напугал — как раз тогда соединение приемной трубы глушителя к коллектору было ослабшим, точнее никаким, звук тот еще был, сосед говорил что звук как у кукурузника, и что слышно меня совсем издалека, и он весьма в курсе где я езжу)), (позже, когда вывозили лес, встретили охотников — говорят, стояли гадали какая техника едет — не угадали, пожурили, что живность распугал), ничего, живее будут))
Через пару дней к вывозу леса приехали уже с МТЗ — 52 под управлением дяди.
Спустившись, вновь быстренько загрузились, и, зацепившись тросом к МТЗ, двинулись.
Но даже так мы гору не взяли — оба буксуем, пришлось выходить по склону, опасно покачиваясь, лавируя…
В последнее время замечался шум с коробки при движении назад, и при включении первой передачи, был запланирован ремонт, только наступил он чуть ранее планируемого срока. )
Старался помогать трактору, потому как без меня он буксовал, и периодически у меня вылетала первая передача, периодичность стремительно сокращалась, придерживал до тех пор, пока это стало невозможным, но мы выехали.
Проверка выявила — отсутствует первая передача, отсутствует задняя передача. Коробка в ремонт.
Лес придется полностью трелевать на верх, что и было сделано в этот и последующие дни.
Выезжал на второй передаче, в затяжном подъеме проселочной дороги цепляли и выводили на МТЗ.
Возвратились домой без замечаний.
На следующий день сняли родную коробку и вывели из хранения коробку от ГАЗ-51, проверка выявила технически идеальное состояние, укомплектовав необходимым с родной кпп, долив трансмиссионку, установили на автомобиль, только КОМ от 53-го оказался к нему не подходящим…
Так что — с самосвала переквалифицировались в — самисвал.
Далее работали уже парно — МТЗ трелевал на верх, пол километра где-то, после распиливали и грузились.
На следующий год оттуда же выписали и вывезли две деляны — самим и родственнику.
Как-то косогор роднее стал, и ровнее :)
Как раз скромненький рейс того года, ожидаем пилораму, в следующем году бревен загрузили около 22-26 шт.
В дальнейшей эксплуатации с кпп от Газ 51 никаких технических замечаний не выявлено, кроме характерной мелодичности работы коробки, технического отсутствия включателя фары заднего хода, и, субъективно, увеличения момента на передачах, что сказалось положительно.
Тягачу предстояло работать с тяжелым прицепом, поэтому машине потребовались эффективные пневмогидравлические тормоза, мотор с компрессором, мощный маслонасос. Для дополнительного запаса хода был предусмотрен второй топливный бак объемом 105 литров. Задний свес рамы увеличили на 133 мм, введена 6-ая поперечина рамы.
Для проведения испытаний приготовили 2 варианта прицепов с аналогичными массогабаритными показателями. Вес образцов составил примерно 1 560 кг.
Платформа имела деревянно-металлическое основание и 3 откидных борта. На переднюю ось поставили задние тормоза от грузового автомобиля ГАЗ-66, на задней оси установили передние тормоза от модели ГАЗ-63. Рабочие тормоза получили пневмогидравлический привод, а стояночный – механический привод. При отцеплении прицепа от машины его движение притормаживалось. Прицепы получили колеса от ГАЗ-51А с шинами размерностью 200-20.
Второй вариант прицепов отличался более массивной рамой, иной тормозной системой. Колеса поставили от того же ГАЗа-51А, но с другими шинами, размерностью 7.5 - 20.
Испытания в целом прошли успешно, автопоезда показали хорошую устойчивость во время движения, прицепы не болтались из стороны в сторону. После чего опытные образцы отправили в Крым, чтобы протестировать их поведение на горных дорогах. Здесь грузовикам не хватило мощности, скорость часто снижалась до 15 км/ч. Во время перевалов вода в системе охлаждения начинала кипеть, масло тоже перегревалось, возникал риск закипания тормозной жидкости. Проявилось много других проблем, которые нужно было решить, прежде чем запустить модель в серийное производство.
Когда в 1970 году на заводе построили модернизированные версии ГАЗ-53-11, работы по усовершенствованию ГАЗ-53-05 потеряли смысл, и проект свернули.
Читайте также: