Уборка зерна газ 53

Обновлено: 18.09.2024

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1 Агротехнические требования

Уборку прямым комбайнированием производят в стадии полной спелости зерен. При прямом комбайнировании из-за неравномерности созревания хлебов сроки уборки сильно затягиваются и имеют место большие потери(осыпания)от перестаивания хлебов на корню. Если же начинать уборку прямым комбайнированием, когда не все зерно созрело то наряду со спелым будет убираться неспелый хлеб и в комбайн будет поступать хлебная масса повышенной влажности. В результате чего комбайн будет работать непроизводительно с недопустимо большими потерями, т.е. потребуется затратить много средств и труда на послеуборочную доработку зерна(очистку, сушку),в этом основной недостаток прямого комбайнирования. В зависимости от густоты и высоты стеблестоя высота стерни должна быть в пределах 12-25см, стебли должны располагаться под углом 10-25 градусов. Прямым комбайнированием убирают хлеба имеющие влажность не более 14-17%,основная масса растений(95%)должна находиться в фазе полной спелости.

При прямом комбайнировании за жаткой комбайна допуска­ется до 1 % потерь для прямостоячих хлебов и 1,5 % для полег­лых. Общие потери зерна за молотилкой из-за недомолота и с соломой должны быть не более 1,5 % при уборке зерновых и не более 2 % при уборке риса. Чистота зерна в бункере должна быть не ниже 95 %. Дробление семенного зерна не должно превышать 1 %, продовольственного — 2, зернобобовых и крупяных куль­тур — 3, риса — 5 %.

3.2 Аналитический расчет

Номинальная мощность двигателя

Номинальное вращение коленвала

Эксплуатационный вес комбайна

Пропускная способность молоти -

Частота вращения молотильного барабана

Продуктивность за час чистого врмени

Удельные затраты мощности на технологический процесс

Удельные затраты мощности на холостой ход механизмов

3.2.2 Определяем скорость до пропускной способности:

image010_46 Технологический раздел - уборка зерновых культур

(3.1)

Где Рабочая ширина захвата жатки, м.

Урожайность массы, т/га.

image013_41 Технологический раздел - уборка зерновых культур

км/ч.

(3.2)

т/га.

(3.3)

м.

Где урожайность зерна, т/га.

урожайность соломы, т/га.

Конструктивная ширина захвата жатки (

Коэффициент использования ширины захвата жатки ( .

3.2.3 Выбор эффективной мощности двигателя комбайна.

image024_24 Технологический раздел - уборка зерновых культур

Где КПД трансмиссии ( ;

КПД буксования ( ;

КПД клинопасовой передачи ( ;

Затраты мощности на технологический процесс ( кВт(кг/с));

Затраты мощности на холостой ход механизмов машины (

кВт);

Затраты на привод вспомогательных агрегатов ( кВт);

КПД передач ( ;

image040_10 Технологический раздел - уборка зерновых культур

кВт.

кН (3.5)

image043_9 Технологический раздел - уборка зерновых культур

кН

Где Удельное перемещение комбайна, кН.

Сила тяжести комбайна, кН ( КН)

Коэффициент качения (

Наклон местности (

3.2.4 Определить призводительность комбайна.

image051_8 Технологический раздел - уборка зерновых культур

(3.6)

Где Коэффициент использования время смены ( 62);

Рабочая ширина захвата жатки, м;

Скорость за пропускной способности.

image055_9 Технологический раздел - уборка зерновых культур

га/час

Сменная производительность, га/день.

(3.7)

Где Время смены ( час);

Часовая производительность, га/час;

image060_5 Технологический раздел - уборка зерновых культур

Га/см.

Дневная производительность, га/см.

(3.8)

Где Время работы за день, час ( час)

image064_6 Технологический раздел - уборка зерновых культур

га/день.

Производительность за агросрок, га/агр.

(3.9)

Где Количество рабочих дней ( ;

image068_6 Технологический раздел - уборка зерновых культур

га/агр.

3.2.5 Определить расход топлива на единицу работы.

image069_6 Технологический раздел - уборка зерновых культур

кг/га (3.10)

Где Расход топлива, г/(кВт · год) ( г (кВт));

Коэффициент использования мощности.

image073_4 Технологический раздел - уборка зерновых культур

кг/га.

3.2.6 Определить время загрузки прицепа.

image074_4 Технологический раздел - уборка зерновых культур

мин (3.11)

image075_4 Технологический раздел - уборка зерновых культур

Где

Пропускная способность молотилки комбайна за соломой, кг/с;

Часть соломы, которую собирают в прицеп ( .

image079_3 Технологический раздел - уборка зерновых культур

Мин.

3.2.7 Определяем количество транспортных средств для транспортировки со -

image080_3 Технологический раздел - уборка зерновых культур

(3.12)

Где Количество обслуживающих агрегатов;

Расстояние перевозки, км;

Скорость движения транспортного агрегата;

Скорость холостого движения агрегата, км/час;

image085_4 Технологический раздел - уборка зерновых культур

шт.

3.2.8 Время наполнения бункера зерном.

image086_4 Технологический раздел - уборка зерновых культур

мин (3.13)

Где Коэффициент который рассчитывает затраты времени на возможные

холостые повороты и остановки комбайна;

Объем бункера, ( ;

Плотность зерна, т/ ( .

image092_3 Технологический раздел - уборка зерновых культур

3.2.9 Определить продолжительность рейса автомобиля:

image093_3 Технологический раздел - уборка зерновых культур

(3.14)

image094_3 Технологический раздел - уборка зерновых культур

мин.

Время движения автомобиля

image095_3 Технологический раздел - уборка зерновых культур

(3.15)

Где Расстояние перевозки, км);

Норма пробега, (

коэффициент использования пробега ( .

image101_0 Технологический раздел - уборка зерновых культур

мин.

image102_0 Технологический раздел - уборка зерновых культур

мин (3.16)

Где время выгрузки зерна из бункера комбайна, мин (

Время перевозки от одного комбайна к второму, мин (

Количество бункеров необходимых для погрузки автомобиля.

(3.17)

Где Номинальная грузоподъемность автомобиля, т (для автомобиля

ГАЗ-53А

Масса зерна в бункере, т.

(3.18)

т

image115 Технологический раздел - уборка зерновых культур

Время погрузки автомобиля, мин:

3.2.10 Определить количество автомобилей, необходимых для перевозки зерна

image119 Технологический раздел - уборка зерновых культур

шт. (3.23)

image120 Технологический раздел - уборка зерновых культур

шт.

3.3 Подготовка агрегата к работе

Перед комплектованием агрегата проводят подготовку комбайна. Дополнительные регулировки осуществляют в загоне.

При комплектовании и подготовке агрегата к работе надо не забывать, что от этого зависит качество выполнения работ на высоком уровне. Первое, что проверяется и подготавливается это комбайн, поэтому к подготовке комбайна к работе нужно отнестись очень добросовестно. Подготовка осуществляется следующими действиями:

-проверяют комплектацию комбайна,

-проверка наличия дополнительных устройств, если такие имеются,

-проведение технического обслуживания,

-осмотр технического состояния.

На поле необходимо отрегулировать жатку на заданную высоту среза 5-10 см. Выставить вылет мотовила и во время работы подобрать его угловую скорость вращения. Пройти 15-20 м и проверить потери за комбайном определить, что стало фактором потерь (поздние сроки уборки, не качественная зерновая масса, щуплое зерно, вредители, насекомые или неправильные регулировки). Если потери связанные с регулировками необходимо уменьшить подачу ветра на решотный стан и приоткрыть жалюзи решетного стана или наоборот увеличить подачу ветра и чуть приоткрыть жалюзи. Т. е необходимо ориентироваться на месте работы на поле.

Зазор между пальцами шнека и днищами жатки устанавливаем при помощи рычага, при мелкой хлебной массе зазор устанавливаем от 6 до 20 мм, при большое хлебной массе зазор должен быть от 20 до 30 мм. Зазор между пальцами биторной подставки и днища поставки устанавливаем от 27 до 35 мм при среднем хлебоставе. Натяжение плавующего транспортера к наклонной камере регулируется при помощи натяжения пружины, размер который должен составить 90-95 мм. Зазор между планками транспортёра и днищам наклонной камеры устанавливаем от 5 до 10 мм, при помощи перестановки шайб между гайками болтов и угольниками. Также необходимо обеспечить натяжение пружин, которые отвечают за поднятие транспортера около 50 мм.

Регулируем первоначальные зазоры на выходе и входе молотильного барабана между барабаном и подбарабаньем, регулируем при помощи тяг, на входе должно быть 18 мм, а на выходе 2 мм. Далее в зависимости от убираемой культуры и урожайности, влажности и других показателей регулируем одновременно два показателя:1) Частоту вращения барабана.

2) Зазор на входе и выходе. Если культура легко обмолачивается, зазор делаем больше на входе и выходе, а частоту вращения барабана уменьшаем. В случае если культура тяжело обмолачивается зазор уменьшают а частоту вращения увеличивают.

Общие рекомендации: В случаи если зерно плохо обмолачивается и попадает много его в копнитель, то зазор уменьшаем до появления зерна, а при дроблении увеличиваем. Все эти регулировки производятся при включённом двигателе.

Регулируем систему отчистки, регулировка заключается в изменении частоты вращения вентилятора и изменение угла наклона жалюзи на верхнем и нижнем решете. В случаи зерно если просачивается через решето, зерновой шнек вместе с примесями необходимо увеличить частоту вращения вентилятора и больше открыть жалюзи. В случаи если зерно выдувается с мелкими примесями в копнитель, то нужно уменьшить частоту вращения вентилятора и угол наклона жалюзи, в случаи, если это не помогает, необходимо изменить расположение верхнего решета.

3.4 Подготовка поля к работе

Эффективное использование агрегатов и качество выполняемой работы зависит от правильной подготовки поля поэтому следует выполнить следующие операции:

1-произвести осмотр поля и освобождение от посторонних предметов если они заметны в зерновой части поля.

2-участок разбивают на загоны, отбивают поворотные полосы.

3-выбирают способ движения в данном случае – челночный.

4-опасные участки ограждают.

5- если внутри посевов замечены места гнезд, нор, и др. в которых живность выращивает свой выводок, то в целях экологического равновесия необходимо оградить эти места и обкосить с минимальными потерями для хозяйства и для природы.

Перед началом работы необходимо сделать прокосы и разбить поле на загоны, обкосить поле для разворота комбайна.

Отметка поворотных полос. Ширина поворотной полосы зависит от состава агрегата и вида поворота.

Примерную длину поворотной полосы определяем по формуле

Rmin-минимальный радиус поворота (берём Rmin=1,2*Вагр=1,2*4=4,8м )

La-кинематическая длина агрегата

Ширину поворотной полосы принимаем кратной ширине захвата

K-количество проходов агрегата

Eопт=5*4=20 м Принимаем 20 м.

Разбиваем поле на загоны.

image122 Технологический раздел - уборка зерновых культур

(3.7)

L-длина загона, 800 м;

image123 Технологический раздел - уборка зерновых культур

Берём Conm=К*Bp (3.8)

К=Сопт/Вр=82,3/4=20,6 (берём 21 проход).

Определяем Сопт =21*4 = 84 м.

Берем 17 полных загона, в которых Сопт = 84 м и одну загонку шириной, в котором Сопт = 72м. Остаток вполне достаточный для работы агрегата.

1-перед началом работы агрегат устанавливают на поворотной полосе и при выезде на контрольный участок приводят в рабочее положение. После контрольного прохода если все требования соблюдены, то начинают работу, способ движения выбирают челночный.

2-при первом проходе, проехав 20…30м, останавливаются и проверяют качество выполнения операций соответственно с агротехническими условиями, при дальнейшей работе следят за состоянием рабочих органов.

3-в конце ряда, на поворотной полосе проверяют комбайн для дальнейшей его работы. При необходимости проводят регулировку.

3.5 Работа агрегата в загоне и контроль за качеством работы

На поле необходимо отрегулировать жатку на заданную высоту среза 5-10 см. Выставить вылет мотовила и во время работы подобрать его угловую скорость вращения. Пройти 15-20 м и проверить потери за комбайном определить, что стало фактором потерь (поздние сроки уборки, не качественная зерновая масса, щуплое зерно, вредители, насекомые или неправильные регулировки). Если потери связанные с регулировками необходимо уменьшить подачу ветра на решётный стан и приоткрыть жалюзи решетного стана или наоборот увеличить подачу ветра и чуть приоткрыть жалюзи.

3.6. Охрана труда и противопожарные меры

При всех видах агротехнических работ следует строго выполнять общее правило охраны труда и меры безопастности предусмотренные для механизированных полевых работ.

К работе допускаются лица, знающие устройства техники, правила эксплуатации и прошедшие инструктаж по безопасности труда.

До начала работы необходимо тщательно осмотреть машину, убедится в ее исправном состоянии, в наличии предохранительных приспособлений и надежности работы тормозов, механизмом сцепления и механизмом управления. Двигатель должен заводиться со стартера непосредственно самим механизатором.

- передавать управление посторонним лицам;

- находиться на рабочем месте под воздействием наркотических и алкоголических веществ;

- производить какие-либо регулировки при работающем двигателе и включенными механизмами комбайна;

- производить заправку при работающем двигателе.

При воспламенении топливо смазочных материалов гасят огнетушителем, забрасывают землей, песком и или перекрывают доступ кислорода.

Если в процессе эксплуатации машины возникает неисправность, комбайн должна быть остановлен и неисправность устранена. Если не возможно быстро устранить неисправность, представляющую опасность для человека, работа должна быть немедленно прекращена.

Перед работой в поле комбайн должен быть опробован под руководством бригадира или механика, оборудован исправным инструментом, комплектом приспособлений для его технического обслуживания, аптечкой первой медицинской помощи и огнетушителем.

Ещё одна история, связанная с пребыванием автора на производственной практике в советском колхозе во время учёбы в техникуме, посвящена попаданию новенького ГАЗ-САЗ-53Б в силосную яму. Люди и животные не пострадали, а вот самосвалу досталось.

В те времена силосные ямы делали без применения бетона. Один вариант был наземный, когда зелёную массу свозили в определённое место. Укладывали в огромный пологий стог, послойно утрамбованный тракторами. Сверху всё закрывалось слоем земли толщиной не менее полуметра. Под этим куполом происходило безвоздушное брожение зелёной массы.

Котлован для силоса устроили недалеко от фермы. В непосредственной близости от него располагалась площадка для выгула коров, отгороженная забором. Дорога к силосному котловану шла вдоль забора, в конце которого был поворот налево с въездом в котлован. Водитель самосвала не был новичком, но выполнял первый рейс с силосом. Дальнейший рассказ с его слов.

В результате самосвал лёг на бок в начале въезда в котлован. Зелёная масса частично высыпалась, оставшийся груз пришлось выгружать вручную. Особых повреждений при опрокидывании машина не получила, если не считать деформированный кронштейн правого зеркала и царапины на правом крыле.

Подъёмного крана в колхозе не было. Решили поднимать имевшимися в распоряжении тракторами. Надставные борта догадались снять. Трос перекинули через основные борта, зацепили за правый лонжерон и стали тянуть двумя тракторами ДТ-75, чтобы резко не дёргать. Машину поставили на колёса, однако правый борт не выдержал нагрузки и деформировался внутрь под действием троса сантиметров на 15.

Желаю Вам удачи на дороге и адекватных действий на нештатные ситуации. Расскажите, пожалуйста, в комментариях о необычных случаях при эксплуатации автомобилей.


Сенокос закончен, пришло время заготовки дров.
Выписанный лес получился на косогоре, сложнее в работе, но, более деловые березы росли именно там, потому как нужно было еще чуть с них досок вывести, возможности выписки на более ровном месте отказался.


Подготовившись и взяв в напарники Ваську выехал в пробный рейс.


Разведав и подготовив возможные выездные пути, принялся за работу.
К вечеру отпилились и загрузились.

Автомобиль ставил на более ровном месте поперек склона, потому как выезжать по нему было чревато опрокидыванием — выезд был возможен лишь в гору, нужно было разогнаться.

Первая попытка не удалась, в повороте заднею ось сносит — склон, листья, земля рыхлая — буксуем. Как только в гору — передняя ось разгружается — в рулении и торможении принимает участие лишь относительно…
Из-за этого вырулить на исходную точку не удалось, стали чуть ниже, и с креном…
Вторая попытка — разгон, поворот, букс… вернуться к исходному месту не возможно, перед поднимает, скользит…
Теперь — либо вверх, либо вниз.


С места колеса буксуют, совсем разрыхлил грунт, сдаю чуть назад — тормоз, газ, сцепление — поехали — к колесному буксу, пустив сизый дым добавился букс сцепления…
Аккуратно попятившись встаем, остужаем…
Тормоз — газ — сцепление — разгон — букс… колёса… сцепление…
Всё — склон мы не возьмём… и не развернемся… только пятится вниз…

Потемнело уже…
Заглушились, лес притих…


Включил первую, ручник — плавно отпускаю тормоз — катится…
С машины теперь выйти и под колеса что-либо подложить не получится, если и получиться — на руках лишь бензопила Урал, проложить километровую дорогу вниз по склону к возможному, но не факт, выезду с ним будет весьма трудно…

Сидим с Васей, и думаем… и принимаем решение.
Разгружаемся.
Стоим с правым креном — возможности самосвала нет, хоть бы верхние ряды скатил и к ним уперся.
Сквозь темень через зеркала выцелил березу, но, на пути к нему по бокам будут стволы с минимальным запасом интервала.

Васю высадил, завел, тихо попятились…
Левый борт пошел впритирку к стволу, передняя ось посредственно рулится, при торможении плавно сносит влево — после борта не успел сложить зеркало, уперлось к березе, думал разобьется, еще дугу погну, но, сыграла так же возможность сложения вперед — обошлось трещиной основания зеркала, далее передняя часть прошла в считанном сантиметре…
В планируемую цель попали — уперся правой стойкой кузова к березе,


только теперь возможности открыть задний борт нет, дело б пошло значительно быстрее — уклон позволял скатить весь груз.
Сначала думал разгрузиться по борт, но передумал — выгрузил всё.

Выезжали с Васей уже в ночь, без труда преодолев склон, поехали домой.

Едем, периодически в ночном лесу высматриваются светящиеся глазки, двери закрыты, так что они мне не страшны, бггг)), и вдруг чуть вдали начали быстро проноситься какие-то тени, не понимаю что это, как вдруг в этих тенях отблеском проносится белое нечто, меня прям в жар бросило, оказалось, лошади, уф…


Возможно, я их тоже напугал — как раз тогда соединение приемной трубы глушителя к коллектору было ослабшим, точнее никаким, звук тот еще был, сосед говорил что звук как у кукурузника, и что слышно меня совсем издалека, и он весьма в курсе где я езжу)), (позже, когда вывозили лес, встретили охотников — говорят, стояли гадали какая техника едет — не угадали, пожурили, что живность распугал), ничего, живее будут))

Через пару дней к вывозу леса приехали уже с МТЗ — 52 под управлением дяди.


Спустившись, вновь быстренько загрузились, и, зацепившись тросом к МТЗ, двинулись.
Но даже так мы гору не взяли — оба буксуем, пришлось выходить по склону, опасно покачиваясь, лавируя…
В последнее время замечался шум с коробки при движении назад, и при включении первой передачи, был запланирован ремонт, только наступил он чуть ранее планируемого срока. )
Старался помогать трактору, потому как без меня он буксовал, и периодически у меня вылетала первая передача, периодичность стремительно сокращалась, придерживал до тех пор, пока это стало невозможным, но мы выехали.

Проверка выявила — отсутствует первая передача, отсутствует задняя передача. Коробка в ремонт.
Лес придется полностью трелевать на верх, что и было сделано в этот и последующие дни.

Выезжал на второй передаче, в затяжном подъеме проселочной дороги цепляли и выводили на МТЗ.
Возвратились домой без замечаний.

На следующий день сняли родную коробку и вывели из хранения коробку от ГАЗ-51, проверка выявила технически идеальное состояние, укомплектовав необходимым с родной кпп, долив трансмиссионку, установили на автомобиль, только КОМ от 53-го оказался к нему не подходящим…


Так что — с самосвала переквалифицировались в — самисвал.

Далее работали уже парно — МТЗ трелевал на верх, пол километра где-то, после распиливали и грузились.
На следующий год оттуда же выписали и вывезли две деляны — самим и родственнику.
Как-то косогор роднее стал, и ровнее :)


Как раз скромненький рейс того года, ожидаем пилораму, в следующем году бревен загрузили около 22-26 шт.

В дальнейшей эксплуатации с кпп от Газ 51 никаких технических замечаний не выявлено, кроме характерной мелодичности работы коробки, технического отсутствия включателя фары заднего хода, и, субъективно, увеличения момента на передачах, что сказалось положительно.

252273af78375078f7f37cbf01b6e905_w650.jpg

Тягачу предстояло работать с тяжелым прицепом, поэтому машине потребовались эффективные пневмогидравлические тормоза, мотор с компрессором, мощный маслонасос. Для дополнительного запаса хода был предусмотрен второй топливный бак объемом 105 литров. Задний свес рамы увеличили на 133 мм, введена 6-ая поперечина рамы.

a97acb40380d51b1fd1c007772120015_w650.jpg

Для проведения испытаний приготовили 2 варианта прицепов с аналогичными массогабаритными показателями. Вес образцов составил примерно 1 560 кг.

Платформа имела деревянно-металлическое основание и 3 откидных борта. На переднюю ось поставили задние тормоза от грузового автомобиля ГАЗ-66, на задней оси установили передние тормоза от модели ГАЗ-63. Рабочие тормоза получили пневмогидравлический привод, а стояночный – механический привод. При отцеплении прицепа от машины его движение притормаживалось. Прицепы получили колеса от ГАЗ-51А с шинами размерностью 200-20.

Второй вариант прицепов отличался более массивной рамой, иной тормозной системой. Колеса поставили от того же ГАЗа-51А, но с другими шинами, размерностью 7.5 - 20.

e9cf1d6ce88bc943d6beda6e977b1f94_w650.jpg

Испытания в целом прошли успешно, автопоезда показали хорошую устойчивость во время движения, прицепы не болтались из стороны в сторону. После чего опытные образцы отправили в Крым, чтобы протестировать их поведение на горных дорогах. Здесь грузовикам не хватило мощности, скорость часто снижалась до 15 км/ч. Во время перевалов вода в системе охлаждения начинала кипеть, масло тоже перегревалось, возникал риск закипания тормозной жидкости. Проявилось много других проблем, которые нужно было решить, прежде чем запустить модель в серийное производство.

Когда в 1970 году на заводе построили модернизированные версии ГАЗ-53-11, работы по усовершенствованию ГАЗ-53-05 потеряли смысл, и проект свернули.

Читайте также: