Закуковала кукушка сей ячмень

Обновлено: 18.09.2024

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

  • Образовательные :
  • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
  • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
  • Развивающие :
  • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
  • развивать умения создавать схемы БСП;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
  • Воспитательные :
  • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
  • воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
  • по характеру познавательной деятельности учащихся:
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • исследовательский;
  • по степени активности учащихся:
  • конструктивные,
  • творческие;
  • по источнику знаний:
  • словесные,
  • практические,
  • наглядные,
  • по стимулированию и мотивации:
  • познавательные,
  • социальные,
  • эмоциональные;
  • по мыслительной деятельности:
  • индуктивные,
  • дедуктивные,
  • аналитические,
  • сравнения,
  • классификации материала;
  • по контролю и самоконтролю:
  • устный,
  • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • индивидуальные,
  • фронтальные,
  • групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 2 – тема урока.
Слайд 3 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

  • характер смысловых отношений между частями БСП;
  • навыки постановки знаков препинания в БСП;
  • умение строить схемы БСП;
  • умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

Задание: пользуясь теоретическим материалом учебника, аргументируйте : почему в данном БСП предложении обозначен именно этот знак препинания;Слайд

– По графическому изображению определите вид сложного предложения.
– Придумайте предложение по схеме:

1. [ ], (чтобы)
2. [ ] : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. [ ] – [ быстрая смена событий].
5. [ ], [ ], [ ].
6. (Если), [ ].

1. [ ], однако [ ].
2. [ ] : [ ], [ ].
3. Либо [ ], либо [ ].
4. (Когда), [ ].
5. [ время ] – [ ].
6. [ условие ] – [ ].

Алгоритм анализа БСП:

  • найти грамматические основы;
  • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
  • поставить необходимый знак препинания;
  • построить схему БСП.

2) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников).

Объяснение порядка выполнения работы:

  • подписать карточку;
  • вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
  • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

2. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

4. Алешка поднялся – заря ещё занималась.

5. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.

1. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

2. За всё браться – ничего не сделать.

3. Я понимал: выручить нас может только случайность.

4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

быстрая смена событий
[ ] – [ ].

5. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

последовательность событий
[ ], [ и ].

5. Вот затрещали барабаны – отступили басурманы.

быстрая смена событий
[ ] – [ ].

1. Всё так четко, ладно – душа радуется.

2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

3. Закуковала кукушка – сей ячмень.

4. Печален я: со мной друга нет.

5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея.

1. Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален.

2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.

4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно.

1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.

2. Упустишь минуту – потеряешь час.

3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.

4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.

5. Раздался выстрел – зверь упал.

быстрая смена событий
[ ] – [ ].

3) Взаимопроверка правильности выполнения задания

– Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю.
( Приложение 2 )

V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике

1) Устная работа с текстом:

– Выразительно прочитайте текст ( Приложение 3 ).
– Определите виды сложных предложений в тексте.

Схватка с медведем.

Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП
С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

2) Литературная справка:

– Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?
– Конечно, барона Мюнхгаузена!

3) Письменная работа с текстом:

– В тетрадях для контрольных работ запишите название текста.
– Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.

Схватка с медведем

Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. ( Быстрая смена событий ) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но ) я сильно сжал его передние лапы. ( Противопоставление ) Я знал: (= что ) он немедленно растерзает меня, ( дополнение ) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что ) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. ( Причина ) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому ) он погиб голодной смертью. ( Следствие )

VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание

1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа

Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам.

Объяснение порядка выполнения работы:

  • в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
  • выполнить пять заданий работы

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
  2. Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
  3. Родина будь спокойна дети отцов достойны.
  4. Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
  5. Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.

  1. Синеет даль гудят проселки.
  2. Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
  3. Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
  4. Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
  5. Погляди в свое окно все на улице красно.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
  2. Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
  3. Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
  4. Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
  5. Дворник радио включает птицы слушать не дают.

4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

  1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.
  2. Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.
  3. Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
  4. На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!
  5. Не будут пятки белые они же загорелые!

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  • амф…театр
  • кл…ше
  • п…лисадник
  • экспре…ия
  • ф…льетон
  • за…вление
  1. небольшой огороженный садик перед домом
  2. художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания
  3. письменная просьба о чем-нибудь
  4. яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений
  5. места для зрителей
  6. стереотипное выражени

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
  2. Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
  3. Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
  4. Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
  5. Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

  1. Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
  2. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
  3. Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
  4. Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
  5. Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Друге дети учатся я сплю до десяти.
  2. Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
  3. Мы кричали три часа потеряли голоса.
  4. Третий день болит душа не могу поймать ерша.
  5. Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

  1. Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.
  2. Щеке было холодно она касалась снега.
  3. Только вижу бледный всадник опустился на траву.
  4. На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.
  5. И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  • инд…катор
  • экспре…ивность
  • реф…рат
  • с…циальный
  • д…фрагма
  • а…тоб…ография
  1. краткое изложение содержания научной литературы
  2. прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса
  3. сухожильно-мышечная перегородка или непроницаемая перегородка (для света)
  4. описание своей жизни
  5. яркая, сильная выразительность эмоции
  6. порожденный условиями общественной жизни

VII. Итоги урока

1) Объявить оценки ученикам за устную работу на уроке и за первую самостоятельную работу (на карточках).

2) Собрать тетради для контрольных работ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.


Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.


Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике

В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс.

1. Но тут с Гавриловым случилась беда он потерял очки.
2. Мелких чувств на свете не бывает мелкими бывают только души.
3. Кругом меня цвел божий сад растений радужный наряд хранил следы небесных слез.
4. Световой день короток поздно рассветает и рано смеркается.
5. Самое трудное в жизни чистить себя от разной накипи, воспитывать в себе человека, труженика.
А) запятая;4
Б) точка с запятой; 3
В) двоеточие;1,2
Г) тире.5

2.Почему в данных предложениях поставлено тире?
1. Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку. Д
2. Все мое счастье было в этой женщине – вы отняли ее. В
А) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй
Б) Вторая часть заключает в себе вывод, следствие
В) Содержание одной части противопоставляется содержанию другой
Г) Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия
Д) Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй

3.Отметьте знак препинания и номер предложения.

1. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
2. На глаз поверишь криво отмеришь.
3. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
4. Это был замечательный самородок красивый, яркий, самобытный.
5. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь, не мигая она щурилась, вертела головой.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой;
В) двоеточие; 3, 4
Г) тире. 1,2

4. Почему в предложении поставлено двоеточие?
Петр Петрович вдруг почувствовал: случилось что-то невероятное, меняющее жизнь. (Вашенцев С.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.+

5.Отметьте знак препинания и номер предложения.

1. Но тут с Наседкиным случилась беда он потерял очки.
2. Закуковала кукушка сей ячмень, вошла в круг тень у покрывшейся листвой березы готовь овес.
3. На осеннем рассвете в туман ковыляет дорога оловянная лужи мерцают у дачных оград.
4. Словно лист осенний вянет парус судна ветра нет.
5. Весна берет свои права в реке местами глубь ясна на дне видна трава.
А) запятая; 3
Б) точка с запятой; 5
В) двоеточие; 1, 4
Г) тире.2

6.Отметьте синтаксические отношения в данном бессоюзном предложении?
1. Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
2.Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
А. Перечислительные отношения 1
Б. Сопоставительные отношения 2

7.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

1. На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным простором тихо цепенеет.
2. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.
3. Кончил дело гуляй смело.
4. Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.
5. Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станицей птицы.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой; 1
В) двоеточие;2,4
Г) тире. 3

8.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

1. Лес рубят щепки летят.
2. Леонтьев услышал свист крыльев поднял голову с лесных болот большими стаями летели дикие утки.
3. Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.
4. Несчастья бояться счастья не видать.
5. Наступают холода деревья сбрасывают листву.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой;
В) двоеточие; 2,3
Г) тире. 1,4

9. Отметьте правильное объяснение, почему поставлено двоеточие в бессоюзном сложном предложении:
Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. (Булгаков М.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части+
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

10.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

1. Кончил дело гуляй смело .
2. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый сад давно запущенный сад в это утро казался молодым нарядным.
3. Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.
4. Проснулся пять станций убежало назад.
5. Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой; 2
В) двоеточие; 3
Г) тире. 1,4

11.Что нужно поставить, чтобы разделить части бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
1. Тире +
2. Запятая
3. Точка с запятой

12.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

13.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

1. Пусть помнят те которых мы не знаем нам страх и подлость были не к лицу.
2. Хочешь быть счастливым силы не жалей.
3. Захочет он взлетит в ракете изменит русла старых рек.
4. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь.
5. Наступила зима завьюжило зверьки засели в норы.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой;
В) двоеточие; 1,4
Г) тире. 2,3

14. Найдите верное объяснение, почему поставлено двоеточие.

На мысу римляне поддерживали огонь: разжигали огромный костер и всю ночь без устали подбрасывали в него охапки хвороста. (Платов Л.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. +
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

15.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

1. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головой.
2. Леонтьев услышал свист крыльев поднял голову с лесных болот большими стаями летели дикие утки.
3. Лес рубят щепки летят.
4. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман.
5. Важно одно любить народ родину служить им сердцем и душой.

А) запятая;
Б) точка с запятой; 1
В) двоеточие; 2, 5
Г) тире.3,4

16.Соотнесите знак препинания и номер предложения.

1. Сыр выпал с ним была плутовка такова
2. Я поднял голову перед огнем на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала.
3. Не спится Иудушке целые массы пустяков обступили изголовье постели.
4. Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.
5. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.

А) запятая; 4
Б) точка с запятой; 3
В) двоеточие; 2
Г) тире. 1, 5

17. Причина постановки двоеточия:

Вся Сечь представляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. (Гоголь Н.В.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. +
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

18.Какие знаки препинания нужно поставить в данных предложениях?

1. В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы
2. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.
А. Двоеточие и запятая 2
Б. Двоеточие и точка с запятой
В. Запятая и двоеточие
Г. Точка с запятой и двоеточие 1

1. Закуковала кукушка _ сей ячмень.
2. От зноя всё стало жёлтым _ и небо, и поля, и воздух.
3. В степи, за рекой, по дорогам _ везде было пусто.
4. Выяснилось _ отряду приказано идти прямо на вокзал.
5. Он гость _ я хозяин.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Комплект из тринадцати карточек для индивидуальной работы по теме "Бессоюзное сложное предложение".

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Разберите смысловые отношения между частями сложных предложений.

1) Он на пороге ост..новился ему хотелось пожать мне руку. 2) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом плать. с распуще(н, нн)ыми косами, настоящ..я русалка. З) Только н. . один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза (не)подвижные огне(н, нн)ые. 4) Вот смотрю из леса выезжа..т кто(то) на серой лошади, всё ближе и ближе, и, наконец, остановился по ту сторону речки саженях во ста от нас и начал кружить лошадь свою как беше. .ый. 5) (Не) ясный ш. .рох слыш. .лся (во) круг то загр. .мит то снов. . тише тише.

Перепишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию. Каковы смысловые отношения в этих бессоюзных предложениях?

1. Но тут с Наседкиным случилась беда: он потерял очки. 2. На реке всяческое ож. .вление: летают мотыльки, стрекозы, бабочки. З. Словно лист осенний вян. .т парус судна: ветра нет. 4. Помню я: тени л…жились косые. Вдруг из-под кустика вьюк. .чил заяц. 5. Мы очень зябли: ночи были уже холодные ветре(н, нн)ьте. 6. Гляну к северу: там в глуши пустынь снег что белый пух быстро кружится. 7. Мы перестали быть р. .внодушнымн зрителями (не) интересны для нас уроков: мы стали уча. .никами. 8. Вдруг вспыхнул стакан на подоко(н, нн)ике: то солнечный луч попал в комнату и наткнувшись на стекло поджёг его ярким с. . яющим огнём. 9. Маленький быстрый ад(?)ютант записывал приказания: (не)медле(н, нн)о пустить в городе трамвай открыть театр.

Спишите текст, объясняя знаки препинания. Сделайте разбор бессоюзных сложных предложений с двоеточием между частями и назовите смысловые отношения в этих предложениях.

Нет необходимости Агнию Барто кому-нибудь представлять.

А. Барто совершала, казалось бы, невероятное: она находила людей, не знающих своей настоящей фамилии. Поиск этот необычный: строился он в основном на общении с людьми. А результаты, к которым этот поиск привёл, поразительны. Доказывают они, что Агнии Барто удалось добиться при общении с людьми на огромном расстоянии такой доверительности, какая иногда и не снится нам в теснейшей близости.

Перепишите текст. Разберите предложения. Объясните постановку.

Морозы в этом году нагрянули (с)разу после ноябр(?)ских праздников. На многих деревьях ещё сох..нились медные листья тревожные ветром, они ж…стко тёрлись друг о дружку. Снега (не) было лишь в ж..лобках твердо скова(н, нн)ых дорожек, у подбоя бурого с зелеными пр…жилками г…зона б…лела сухая крупка.

Укажите значения предложений. Начертите их схемы.

1 . Закуковала кукушка — сей ячмень, вошла в круг тень у покрывшейся листвой берёзы — готовь овёс. 2. Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят, и новая опять зеленеет. 3. Стояли хибарки — стоят корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса. 4. Я приехал на рыбные промыслы острова Попона — Пришвин был уже здесь. Я приехал в заповедник пятнистых оленей на полуострове Сидами — Пришвин был уже там. 5. Умирали царства на земле — детство никогда не умирает. 6. Почек хлопнули первые взрывы — белым дымом сирени покроются скоро сады. 7.Улица кончилась— началось поле.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1) Н.. садов н.. речки в роще (не)высокой липы да орешник разр. .слись широко. 2) (На)лево чернело глубокое ущелье за ним и (в)переди нас (тёмно)синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранявш. .м последний отблеск зари. (З) (Железно)дорожный путь здесь перес. .кала сельская грунтовая дорога шедшая в город на этой земл… мой дороге лежали пучки соломы и сена упавшие с возов ивовые прутья и конский н..воз. 4) От мороза (по)белели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух тр..щал (не)вынося холода.

Спишите, расставляя знаки препинания, и объясните постановку двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

Шмель пишет письма. (Не)вер..шь, попробуй (как)нибудь весной посл. .дить за шмелём.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните постановку точки с запятой.

1) Я встал накинул бешмет опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. 2) Круглобокий колыхался ялик на песке лежали три весла. З) В зеленоват.м небе ласково разгорается з. .ря; вот солнце хв. стливо развернуло над землёй п..влиний хвост лучей и само золотое вспыхнуло вслед за ним. 4) Устало никла трава пахл.. горяч..й соснов..й корой и земл..никой. 5)Безост..новочно пописк..вали нежн..ми голосами п..чуги; летал меж со9нами сл..пой филин потр. .воже(н, нн)ый гулом трактора. 6) Деревья ст..яли (не)подвижно опустив белые ветви; зар..сли с..рени с двух сторон б…лконной лестн…цы пр..гнулись под снегом.

Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Под вечер идёшь через перелесок б..ляк сидит на дороге комары выгнали из леса. 2) Всё поб.лело вокруг и земля и крыша а деревья стояли как круж..вные все веточки обл..пило снегом.. З) Но вот взошёл месяц и картина сразу изменилась на противоположном берегу обозначились темная щ..тина леса песча(н,нн) ый откос и торчавши в реке к..ряги возле которых тихо пл..скалась вода играя голуб..ватым серебром под лучами мес..ца. 4) Я патриот. Я воздух русский я землю русскую люблю я верю что нигде на свете второй такой не отыскать что(б) так пахнуло на рассвет что(б) ветер дымный на песках. 5) Продолжая плакать Лида сказала что отец заболел восп..лением лёгких болезнь

Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1.Справ… пром..лькнули за каме(н, нн)ой оградой старые похожие на монастырь корпуса кл. нической больницы слев. . зелёными облаками зеленели сады. 2. (Н. ) садов (н. ) речки в роще (не) высокой липы да орешник разр. .слись широко. З. Лес со всех сторон кроны красных сосен ёлок сотни сотен (в) переди пе(р, рр)он. 4. (Железно) дорожный путь здесь перес. кала сельская грунтовая дорога шедшая в город на этой земл. .ной дороге лежали пучки соломы и сена упавшие с возов ивовые прут?я и конский навоз. 5. От мороза (по)б. лели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух тр. .щал (не) вынося холода. 6. Пели зяблики з. .рянки щебетали чижи тихо ш..лково шуршали листья деревьев.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите смысловые отношения между частями сложных предложений.

1 ) Вот об себе задумал он высоко охота странствовать напала на него. 2) Профилосо..ствуй ум вскружи(тся, ться). З) Сказала что(то) я он начал хохотать. 4) Он засмеё(тся, ться) все хохоч..т; нахмурит брови все молчат. 5) Куст заден. .шь плеч. .м на лицо тебе вдруг с листьев брызн. .т роса серебристая. 6) Я стал звать хозяина молчат; стучу молчат. 7) Листья оп. .дают ветви остаются. 8) День пр. .греет возле дома пахн. .т позднею травой. 9) Глин. .стая дорога разбухла пр. .ходилось жаться к мокрым кустам.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. На осе(н, нн)..м р..(с, сс)вете в туман ковыля…т дорога ол..вя(н, нн)ые лужи м. .рцают у дачных оград над опавш. .й осиной мига. .т звезда (не)дотрога. 2. Плывёт по Волге белый пароход темне. .т небо гаснут облака. 3. в доме мы застаём всех девочек они только что пришли. 4. В машинном отделении несут вахту моторисы работает в своей рубке радист электрик в камбузе готовит пищу кок возится в кладовой боцман. 5.Вообрази себе узенькая пл. .iцадка на скале и под ногами у нас пропасть. 6. Дни были безветр..(н, нн)ые тёплые вечера с золотым закатом а ночи звёздные с крепким ин. .ем путники стали мёрзнуть. 7. Северные летние сум. .рки обманули меня и я не заметил как подошла белая ночь.

Перепишите предложения, разберите их. Обратите внимание на постановку точки с запятой в произведениях писателей ХIХ века.

1) Настал вечер; затеплились звёзды. 2) Луна сияла; всё было тихо; топот моей лошади один разд..вался в ноч(?)ном безмолвии. З) Ложится в поле мрак ноч(?)ной; от волн поднялся ветер хладный. 4) Почти каждое дерево было обвито (с)верху (до)низу диким виноградн..ком; (в)низу густо рос тёмный терновник.

Читайте также: