Ашальчи оки вишня цветет

Обновлено: 18.09.2024

По сути, для поэзии ХХ века именно непрямой лиризм стал чуть ли не самым важным завоеванием отечественного модерна, по традиции отожествляемым с так называемой петербургской поэтикой.

В региональных литературах начала ХХ века осуществлялись процессы, смежные с теми, которые происходили на русском Парнасе Серебряного века. М.И. Ибрагимов убедительно комментирует модернистские тенденции в татарской литературе 3 . И.Е. Васильев наглядно проиллюстрировал тематическое единство творчества удмуртской поэтессы Ашальчи Оки с русской женской поэзией начала ХХ века, обеспечившей, как уже было сказано выше, конструирование национального культа женщины-поэта в лице Анны Ахматовой 4 .

Однако следует помнить, что культивирование ахматовского образа осуществлялось, во-первых, коллективными усилиями не только русского, но и европейского искусства. Свое зеркальное отражение Ахматова получила в рисунках Модильяни, портретах Тышлера, Петрова-Водкина, Альтмана, в скульптуре Данько, фотографиях Наппельбаума, поэтических посвящениях Блока, Цветаевой, Мандельштама и др. Во-вторых, сама Ахматова активно воплощала символистскую идею жизнетворчества, переводя ее в плоскость эстетизации своей человеческой биографии, повседневного бытового поведения. Об этом современники оставили нам немало воспоминаний 5 .

Ашальчи Оки называют удмуртской Анной Ахматовой, по аналогии с тем, как когда-то Ахматову возвели на пьедестал как русскую Сапфо. Таким образом, на символическом уровне прочертилась сквозная линия, выводящая удмуртскую литературу к общеевропейскому культурному истоку.

Тем не менее, в случае с Ашальчи Оки мы имеем дело с другими культурно-историческими предпосылками и условиями формирования национального мифа, определившими его специфику и уникальность.

При этом написанного и воспринятого хватило для формирования адекватно высокой культурно-исторической оценки.

Удмуртскую Анну Ахматову от мифологического двойника отличает безоговорочно решительный отказ от жизнетворчества в пользу жизнестроительства в его гуманистическом, народническом, а не в жизнеразрушительном авангардистском изводе.

Но посредством женского простодушия реализуется понимание универсальной закономерности времени, предполагающей неизбежность фазы умирания:

С этим комплексом личной вины за болезнь брата, за боль цветов связана языческая мысль о неизбежности жертвы и вытекающая из нее идея христианского искупления, ибо в мире все взаимосвязано и в грядущем исцеленный травой человек сам станет целительной субстанцией, средством возрождения для страдающих телом и духом:

Такое миропонимание органично вписывает творчество Ашальчи Оки в широкий контекст русской поэтической натурфилософии, который представлен именами Пушкина, Есенина, Пастернака, Хлебникова, Заболоцкого…

Ельцова Марина Сергеевна

Презентация предлагает материал о творческом пути удмуртской поэтессы Ашальчи Оки.

ВложениеРазмер
anya.pptx 642.12 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Ашальчи Оки . Реферат . Реф е рат выполнила ученица 5 (А)класса Стародумова Анна . Учитель :Ельцова Марина Сергеевна .

Цель проекта . Познакомится с жизнью и творчеством удмуртской поэтессы Ашальчи Оки .

Б ИОГРАФИЯ После окончания Елабужской учительской семинарии с 1914-1916гг . р аботала учительницей в начальной школе в деревнях Субаш , Старый Кушкет Уржмурского уезда Вятской губернии (ныне Татарстан) .

В 30- годы Ашальчи Оки подверглась необоснованным репрессиям , была арестована , а при освобождении ей рекомендовали заниматься только врачебной практикой и забыть поэтическое творчество .

С 4-октября-30 декобря1939 году прослушала курсы по пересадке роговой оболочки при Украинском институте экспериментальной офтальмологии у акодемика В . П . Филатова .

5 ноября 1958 г . выходит на пенсию . 31 октября 1973 г . Лина Григорьевна Векшина скончалась . 2 ноября 1973 г . похоронена на Алнашском кладбище .

Акилина Григорьевна Векшина (Ашальчи Оки)

Ашальчи́ Оки́ — литературный псевдоним удмуртской поэтессы и писательницы Акилины Григорьевны Векшиной.

Акилина Григорьевна родилась в крестьянской семье в деревне Кузебаево. Получила образование в Карлыганской Вотской учительской школе — 1914 год, на Казанском рабочем факультете — 1921 год и медицинском факультете Казанского университета — 1927 год.

С 1928 года работала врачом-окулистом, заслуженный врач Удмуртской АССР. В годы Великой Отечественной войны была фронтовым хирургом, имела военные награды. После демобилизации из армии в октябре 1946 года, работала врачом Алнашской районной больницы.

После смерти поэтессы в селе Алнаши открыт музей. В 1994 году учреждена Удмуртская национальная литературная премия имени Ашальчи Оки

Акилина Григорьевна Векшина — знаменитая советская писательница и поэтесса. Считается первой удмуртской поэтессой. Проложила путь в творчество для многих удмуртских писателей. Еще в начале своей карьеры выбрала удмуртское имя Ашальчи Оки.

Интерес к поэтессе на родине более чем скромный, однако за рубежом ее лирику находят интересной и непосредственной. Так, ее стихи переведены не только на русский язык, но и на венгерский, французский, украинский, английский и многие другие языки. В России стихотворения поэтессы и ее рассказы переводились не один раз, среди наиболее известных - переводы Г. Пагирева, А. Смольникова.

Векшина Лина Григорьевна (Ашальчи Оки) — первая удмуртская поэтесса, получившая известность уже в 20-е гг. прошлого века.

Родилась 4 апреля 1898 г. в деревне Кузебаево ныне Граховского района Удмуртии в семье крестьянина-середняка. Училась в Граховской начальной и двухклассной школах, затем - в Центральной вотской школе с. Карлыган Марийской АССР, после окончания которой в 16 лет стала учительницей.

В 1933г. Л. Г. Векшина подвергалась репрессиям, после чего отошла от творческой работы. Отдельные публикации последних лет большого успеха не имели.

Имя Ашальчи Оки вошло в историю удмуртской литературы как зачинательницы женской поэзии.

Ценность культурного наследия

Главным героем Ашальчи выступает романтическая девушка, ставящая во главу угла душу, затем сердце и настроение. Стихи Ашальчи Оки на русском или удмуртском языках взывают к внутренней гармонии, человечности, любви. В этом состоит главное отличие Ашальчи от множества других советских писателей. Она не увлеклась идеей революции и не ушла в политические лозунги, а осталась верной себе на протяжении всей своей творческой деятельности, за что так полюбилась не только в Удмуртии.

Поэтический мир Ашальчи Оки, тематически довольно узок, в основном ограничивается выражением желаний, мечтаний, разочарований и страданий женщины, и очень редко открывается в сторону философской, патриотической сферы. Преобладающий жанр - элегическая песня, но не в её строгих классических формах, а импровизированная, свободная. Язык простой, естественный, плавный, близок к разговорной речи, настоящий язык народной песни.

В большинстве стихотворений Ашальчи Оки отражена любовь как счастье, ожидание, разочарование, пробуждение чувств, стеснительность - дним словом, любовь с её изменчивостью, красочностью, психологическими переливами изображается со всеми мельчайшими симптомами ("Цветёт вишня", "Красива, как солнце", "В театре", "Кто же ты?" и т.д.)

Связанные достопримечательности

После смерти поэтессы в селе Алнаши открыт музей. В 1994 году учреждена Удмуртская национальная литературная премия имени Ашальчи Оки.

Ельцова Марина Сергеевна

Презентация предлагает материал о творческом пути удмуртской поэтессы Ашальчи Оки.

ВложениеРазмер
anya.pptx 642.12 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Ашальчи Оки . Реферат . Реф е рат выполнила ученица 5 (А)класса Стародумова Анна . Учитель :Ельцова Марина Сергеевна .

Цель проекта . Познакомится с жизнью и творчеством удмуртской поэтессы Ашальчи Оки .

Б ИОГРАФИЯ После окончания Елабужской учительской семинарии с 1914-1916гг . р аботала учительницей в начальной школе в деревнях Субаш , Старый Кушкет Уржмурского уезда Вятской губернии (ныне Татарстан) .

В 30- годы Ашальчи Оки подверглась необоснованным репрессиям , была арестована , а при освобождении ей рекомендовали заниматься только врачебной практикой и забыть поэтическое творчество .

С 4-октября-30 декобря1939 году прослушала курсы по пересадке роговой оболочки при Украинском институте экспериментальной офтальмологии у акодемика В . П . Филатова .

5 ноября 1958 г . выходит на пенсию . 31 октября 1973 г . Лина Григорьевна Векшина скончалась . 2 ноября 1973 г . похоронена на Алнашском кладбище .

Читайте также: