Чтобы сохранить природу люди должны прекратить рвать садовые цветы

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Охрана растений.doc

Тема: Охрана растений.

Цели урока: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать , делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями, распечатки памятки

I. Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Повторение и обобщение знаний о растительном мире .

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

(Дубкина О. )

- Почему поэтесса Ольга Дубкина называет деревья живыми.

Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.

- Вспомните, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений. Найдите лишнее .

- Как человек использует растения в своей жизни?

- Может ли человек прожить без растений?

Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, топлива. Человек прожить без растений не сможет.

Введение в тему

Послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Послушайте стихотворение о подснежниках.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

“ Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)

- Почему же нельзя рвать цветы?

I II . Самоопределение к деятельности

- Какова же тема урока?

- Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.

- Какие цели поставим на уроке? О чём будем говорить? Что бы вы хотели узнать?

hello_html_28ee56f7.jpg

IV Работа по теме урока

Учитель раздаёт памятки детям.

Правила охраны растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения —живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

V Физкульминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

Лекарственные растения .

- Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

- Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

- Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

- А теперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.

VI Закрепление изученного материала

Групповая работа . Разгадай кроссворд. Учитель показывает картинки , а дети записывают названия.

Живая природа постоянно и повсюду находится вокруг нас. Лично я под понятием живой природы понимаю и воздух, и воду, и растения, и животные, - всё живое, что нас окружает. Даже в самой маленькой капле воды, в самой маленькой частице воздуха обитают живые бактерии, которыми мы дышим, пьём и живём. И только от нас самих, от наших действий (или бездействия) зависит состояние живой природы.


Человек – убийца планеты Земля

Если проанализировать деятельность человека на протяжении веков, то можно с ужасом осознать, что всего за последние двести лет человек довёл состояние планеты до уровня настоящей техногенной катастрофы. Сколько животных и растительных видов было нами стёрто с лица Земли! Как один из животных видов, а именно человек, смог такое сотворить с планетой? Безрассудная и безответственная деятельность человека с каждым днём разрушает живую природу, что неизбежно приведёт и к гибели самого человечества.

Разрушительная деятельность человека на живую природу:

  • уничтожение и массовое истребление флоры и фауны;
  • масштабное загрязнение окружающей среды;
  • бесконтрольная добыча природных ресурсов без учёта последствий на окружающую среду;
  • изменение и уничтожение природного ландшафта планеты.

Список разрушительной деятельности человека на окружающую среду далеко не полон. Любое наше действие прямо или косвенно влияет на живую природу, нанося ей непоправимый ущерб. Все эти действия уже привели к тому, что климат на планете активно меняется, что приводит к глобальному потеплению и таянию ледников, что может привести к ещё более непредсказуемым последствиям.

Что мы можем сделать, чтобы сохранить живую природу

Конечно, полностью стереть последствия нашего воздействия на планету, не получится. Но нужно минимизировать негативное влияние на живую природу от деятельности человека. В первую очередь, нужно начать с себя, а именно:

  • не загрязнять окружающую среду твёрдыми и жидкими бытовыми отходами (не говоря уже о промышленных выбросах);
  • сохранять и приумножать животные и растительные виды;
  • сохранять зеленые насаждения и леса;
  • не разжигать открытый огонь на природе и убирать за собой мусор;
  • не загрязнять открытые водоёмы;
  • перейти на использование альтернативных источников энергии;
  • сократить использование невосполнимых ресурсов (нефть, золото, природный газ).

Хотелось бы также отметить, что охрана окружающей среды должна быть на государственном уровне с жёстким контролем. Нужно научиться жить в гармонии с природой. Только благодаря совместным действиям по охране природы можно максимально сохранить живую природу.

В современном обществе, к сожалению, происходит варварское истребление природных богатств. Люди не задумываются, что, уничтожая растительность, они лишают будущего своих детей. Неразумное использование природных ресурсов привело к полному исчезновению некоторых видов растений. Задача человека - сохранить то, что еще можно спасти.

Как охранять растения

Вы наверняка любите выезжать вместе с друзьями на природу, готовить шашлыки, играть в футбол или бадминтон на лесной полянке. Знайте, что вы можете нанести непоправимый вред окружающей среде, если будете оставлять неубранным мусор, ломать ветки деревьев и кустарников. Поэтому вывозите мусор в пакетах с собой. Нельзя даже закапывать, например, пластиковые бутылки. Относитесь бережно к природе.

Не секрет, что люди, получив удовольствие от отдыха на природе, оставляют после себя кучи мусора, непогашенные костры. В результате такого поведения случаются лесные пожары. Сотни тысяч растений погибают в них. Кроме того, на таком пепелище долгое время ничего не вырастет.

В лесу можно ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения. После этого они долго восстанавливаются или совсем гибнут. Так, ландыш сможет восстановиться лишь через год, а багульник - и вовсе погибнуть.

Весной нередко можно видеть бабушек, продающих букеты из ландышей или подснежников. Не покупайте их, не способствуйте истреблению редких видов растений. Срезая такие растения, уничтожают первоцвет. В результате этого не только гибнет растение, но и исчезает возможность дальнейшего размножения этого вида, т.к погибают и семена, и споры, и пыльца.

Растения не только дарят нам эстетическое наслаждение, но и сохраняют здоровье. Однако люди не по-хозяйски относятся к сбору лекарственных трав. Знайте, что собирать их можно только на специальных территориях, чтобы иметь возможность контролировать численность вида. Из-за жадности и глупости люди практически истребили тысячелистник и пастушью сумку.

Растения гибнут также в результате вырубки леса или распашки земель. Поэтому нужно создавать специальные охраняемые природные территории, заповедные зоны. Например, в Жигулевском заповеднике сохраняются редкие виды растений Самарской области.

Если вам небезразлично будущее ваших детей, если вы хотите видеть их счастливыми и здоровыми, сделайте все возможное для сохранения растений.

От наличия или отсутствия на планете Земля растений зависит очень многое. Без пищи человек может обходиться до сорока дней, без воды – до трех дней, а вот без воздуха – всего лишь несколько минут. А ведь именно растения поставляют такой незаменимый компонент, как кислород. Без участия растений не было бы существующей атмосферы в том виде, в котором она есть сейчас. А, следовательно, не существовало бы и многих живых организмов, дышащих воздухом. В том числе и человека.

охрана растений

Причины исчезновения

Ученые предупреждают, что в самом ближайшем будущем с лица Земли могут исчезнуть не меньше сорока тысяч видов растений тропических и примерно восемь тысяч видов из областей с умеренным климатом. Цифры впечатляют (или должны впечатлять) каждого из нас. Вот для чего и необходима охрана растений!

Основные причины исчезновения растений давно известны. Это вырубка лесов в тропиках, выпас многочисленного скота, применение химикатов, влияющих на экосистему, уничтожение естественных опылителей-насекомых, чрезмерная заготовка лекарственных трав в промышленных масштабах. А если обобщить все вышеназванное, то разрушительная и бездумная порой деятельность человека как вида, проживающего на планете.

Этический характер проблемы

Лишь некоторые ученые (например, Вернадский) обосновывали не только взаимозависимость человека и природы, но и объединяли их в одно целое – ноосферу, например. И все эти вопросы (среди которых, в частности, и охрана растений) требуют от нас разрешения в ближайшие годы, пока еще общая биосистема близка к своей природной норме.

охрана растений и животных

Что это означает?

Охрана растений в первую очередь означает поддержку естественных процессов, происходящих в природе. Необходимо помочь восстановить нарушенное равновесие и устранить последствия пагубного воздействия человека, его неразумного вмешательства в деятельность нашей общей экосистемы.

Шутка ли: за последние несколько десятков лет в сутки исчезало с лица земли по одному растению, а в год – по одному животному. Ужасающий по своему цинизму геноцид природы! Поэтому охрана растений и животных, исчезающих с лица земли, должна стать первоочередной задачей человечества на ближайшее будущее.

окружающий мир охрана растений

Красная книга

Конечно, нельзя сказать, что в этом плане не делается ничего. Из документов государственного уровня, охраняющих исчезающие виды растений и животных, можно вспомнить Красную книгу. В нее из растений уже включены, к примеру, свыше четырехсот видов цветковых, около двадцати видов водорослей, более тридцати видов грибов, около десяти видов голосеменных и папоротников.

Среди исчезающих – знаменитая пицундская сосна, подснежник обыкновенный, крымский пион, ковыль Лессинга, тюльпан Шренка и много других. Находятся эти растения под охраной государства. За их незаконную вырубку, уничтожение и использование предусмотрена ответственность (согласно законодательству).

растения под охраной

Охрана редких растений: основные меры

Из них наиболее актуальная в современном мире – обособление и охрана местообитаний. Активно (но не в таком объеме, как хотелось бы) создаются и развиваются заповедники, национальные парки, заказники, которые обеспечивают продолжение существования исчезающих видов растений (и животных). Во многих цивилизованных странах разработаны и действуют программы по всемерной охране окружающей среды, разумному использованию природных ресурсов человечеством. Ведь если мы не предпримем необходимые меры вовремя, многие растения исчезнут с лица земли полностью, и невозможно уже будет восполнить эти пробелы.

охрана растений

Ботанические сады

Огромную роль в поддержании популяций растений, изучении и сохранении исчезающих видов играют ботсады и опытные станции. Они содержат определенные необходимые коллекции живых растений – представителей местной и экзотической флоры, способствуют изучению и разведению растений, созданию новых, более продуктивных форм и видов. Из перспективных разработок – исследования по акклиматизации растений, приспособлению к новым условиям жизни в других природных поясах. Ботанические сады выполняют также просветительские задачи, пропагандируют достижения науки ботаники.

охрана редких растений

Роль растений в жизни человека

Только в последние десятилетия человечество в полной мере осознало роль растений в жизни людей. Хотя о том, что нельзя допустить исчезновения с лица Земли ни одного существующего вида, говорили некоторые ученые и просветители уже давно.

С истреблением зелени люди лишатся очень многого, что содержит окружающий мир. Охрана растений, в свою очередь, должна этому воспрепятствовать. Ведь эта часть – не только необходимый источник здоровья, но и эстетическая составляющая мира искусства, которая вдохновляла и вдохновляет многих художников и литераторов на создание шедевров искусства.

Но самый главный шедевр – наша общая Родина, имя которой планета Земля! И так необходимо, особенно в последнее время, всем нам позаботиться о зеленом ее населении, чтобы и наши потомки могли насладиться многообразием видов растительной жизни.

Читайте также: