Цветут сады и зеленеют липы

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ВЫПУСКНОЙ

Дети . 1. Цветут сады и зеленеют липы, и солнышко так весело блестит. И наш любимый детский сад весенним днем немножечко грустит.

2. Сегодня в нашем светлом зале ребята собрались в последний раз. Пусть будет море радости и капелька печали, ведь мы уходим все. Уходим в первый класс.

3. Букеты, музыка, стихи и светлый от улыбок зал. Все это вам, выпускники, сегодня наш прощальный бал!

Вступительный танец

Вед . Сегодня волненье сдержать невозможно. Последний ваш праздник в детском саду. На сердце у нас и тепло, и тревожно, ведь выросли дети и в школу идут.

Дети . 1. Дошкольное детство – пора золотая. Счастливых деньков хоровод. Как жаль, что так быстро они пролетают. И вот уже школа нас ждет.

2. Как весело, дружно мы в садике жили. Играли все дни напролет. Смеялись, и пели, и крепко дружили, и вот уже школа нас ждет.

3. Дошкольное детство умчалось куда-то. А время бежит все вперед. Смотрите, как выросли ваши ребята! И вот уже школа нас ждет!

Дети . 1. Жизнь одна и, наверно, не будет второй. Оттого мы так сильно захвачены ею. Оттого обо всем забываем порой. Только детство забыть никогда не сумеем.

3. Мы выросли большие, уходим в первый класс. Танцуем мы сегодня для всех прощальный вальс.

Вальс

Вед . Наступает школьная пора. О будущем, каком мечтаешь, детвора. Кем стать решили? Приоткройте тайну нам.

Реб . Детство мое летит и летит, дни, погоняя быстрее. Что же теперь меня ждет впереди, хотелось узнать поскорее. Может быть, счастье, может быть, грусть – думать об этом не буду. Что бы там ни было в жизни моей детство свое не забуду.

Вед . Три подруги в день весенний были в милом настроенье. На скамейке ворковали и о будущем мечтали.

1подруга. Вот когда я подрасту, сразу замуж я пойду.
Мужа выберу, как папа, чтоб меня встречал у трапа.
Ах, забыла я сказать: буду в небе я летать, стюардессой стать хочу, в самолёте полечу.

2подруга. Ты не отвлекайся, Мила! Что там дальше, не забыла?

1подруга. А потом я стану мамой, и скажу тебе я прямо, что своих детей, Наташа, я не буду пичкать кашей. Буду их водить в кино, покупать им эскимо.

2подруга. Вот твоей бы дочкой стать!

1подруга. Можно только помечтать.

2подруга. Я ж хочу артисткой стать, чтоб на сцене выступать,
Чтоб цветы всегда дарили, обо мне бы говорили.
Чтоб в кино меня снимали, роли главные давали.
Много б денег получала, что хочу – чтоб покупала!
Почему же ты молчишь, ничего не говоришь?

3подруга. В школе буду я учиться, обещаю не лениться,
потому, как подрасту – стать учёной я хочу.
И компьютер изучить, с математикой дружить,
географией владеть, чтобы мир весь посмотреть.
Геометрию и русский, биологию, французский,
в школе нужно изучить, чтобы самой умной быть.

Вед . Вот такие наши дети. Все хотят узнать на свете. Пожелаем им удачи, чтоб решали все задачи.

Танец с портфелями

Вед . Вы хотите увидеть бывших выпускников нашего детского сада, которые несколько лет назад тоже ходили сюда? (…) Мы можем увидеть их по скайпу. Давайте попробуем.

2. Но пройдет лишь несколько мгновений, и вы отправитесь в дальние страны по дороге совсем не игрушечной жизни.

3. Недавно и мы ходили в этот детский сад, в эту группу и к вашему воспитателю. А потом мы выросли и сейчас уже учимся в школе.

4. Сегодня вы выпускники и мы поздравляем вас с праздником. Скоро и вы будете школьниками, и мы приглашаем вас к нашим школьным берегам.

Вед . Ну что, отправимся с вами в путешествие? Посмотрите, какой у нас есть корабль. Вот на нем мы с вами и отправимся. Отплываем, отплываем, ждут нас в море чудеса. Отплываем, отплываем, поднимайте паруса.

Дети в полукруг

Дети . Уплывает вдаль маленький кораблик, все, что было, уносится прочь. Но как дети мы на краю мечты верим в эту волшебную ночь. И в цветных огнях не забудется беззаботное наше житье. Сказка сбудется иль не сбудется, но сегодня мы верим в нее. Хватит силы нам и терпения чтоб корабль свой вывести в свет. Позади остались сомнения – впереди у нас тысячи лет.

Вед . Корабль уже есть, а где же команда?

Вед . А где капитан?

Капитан . Я здесь, и готов повести корабль. Занять места на корабле, отдать швартовые.

1 моряк . Есть, отдать швартовые.

Капитан . Отдать якорь!

2 моряк . Есть, отдать якорь!

Капитан . Полный вперед!

Все . Есть, полный вперед!

Капитан . Право руля! Так держать!

3 моряк . Есть так держать!

Капитан . Юнга, что за бортом?

4 моряк . Вижу какой-то остров.… Шаляй-Валяй.

Капитан . Надо причалить к берегу.

Все . Есть, причалить к берегу.

Вед . Вот мы и приплыли к стране Шаляй-Валяев! Встречайте, его (ее) Королевское высочество Шаляй-Валяй 17.

ВХОДЯТ ДЕТИ МЛ . ГР. С ВОСПИТАТЕЛЕМ (КОРОЛЕВОЙ)

Кор . Страна Шаляй-Валяев приветствует гостей. Куда и с чем идете, ответьте поскорей.

Вед . Мы – выпускники детского сада. Плывем к школьным островам.

Кор . Ах, выпускники… Тогда мои подданные должны обязательно вас поздравить с этим событием.

Дети мл. гр . 1. Привет вам, ребятишки, девчонки и мальчишки. 2. На ваш выпускной мы все собрались. Но всех не пустили, а мы прорвались. 3. Костюмы надели и щечки умыли. Красивыми стали и к вам поспешили. 4. Просим вас мы от души, так учиться в школе, чтобы вами детский сад был всегда доволен.

Кор . Мы – шаляй-валяевцы. Мы любим отдыхать. Бегать, прыгать и танцевать.

ДЕТИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ УХОДЯТ

Вед . Ну а нам пора продолжать свой путь дальше.

Капитан . Море нас ждет. Все по местам и полный вперед!

Моряк . Я вижу остров сказочный, друзья. Кто - же к нам плывет сюда?

Капитан . (смотрит в подзорную трубу). Надо нам подплыть поближе. Вот, и я кого – то вижу.

ВБЕГАЕТ ИЗБУШКА, ЗА НЕЙ БАБА-ЯГА

Вед . Не переживайте, мы вам их покажем.

Б.Я . Иди, гляди уже.

Индив. номер

Б .Я. Теперь твоя душенька довольна? (избушка кивает) Ну беги уже в лес. Я скоро буду. ИЗБУШКА УБЕГАЕТ Ой, а куда это вы плывете?

Вед . Бабушка, мы плывем к школьным берегам. Ты покажешь, куда нам дальше плыть?

Б.Я . В школу собрались? (да) А…! Вы, типа, умненькие, красивенькие. В школу собрались! А я тоже приготовилась в школу идти. Даже наряд приготовила… (повязывает повязку выпускника) Вот!

Вед . А сколько ж тебе лет?

Б.Я . Как, сколько?! Самый нормальный возраст для школы…. Мне 100 лет!

Вед . Но в 100 лет уже поздно идти учиться.

Б.Я . Врете вы все. Учиться никогда не поздно, правда, дети?

Вед . Хорошо, хорошо. А что ты умеешь делать?

Б.Я . Все, я все умею делать!

Вед . Читать, писать умеешь?

Б.Я . Ой, нет, конечно, это же неинтересно. Зато я умею стрелять из рогатки – раз, кнопки на стулья подкладывать – два, девчонок за косички дергать – три, мальчишек – щипать, кусать,… все умею!

Вед . Ты много умеешь, но это тебе в школе точно не пригодиться.

Б.Я . Как это не пригодиться?

Вед . Ну так это. Вот задачки умеешь решать?

Б.Я . Ха! Запросто. Щас все решу!

Вед . Проверим, ребята? (да) У вас в кармане два яблока.

Б.Я . (ищет по карманам). Нет у меня ничего! Врете вы все, а еще взрослая!

Вед . В задачке так написано (показывает учебник) вот! Кто-то взял у вас одно яблоко. Сколько осталось?

Б.Я . Два осталось.

Вед . Как это два?

Б.Я . А потому, что я никому не отдам. Хоть дерись, хоть кусайся!

Вед . Давайте еще раз. У вас в кармане два яблока. Кто-то взял одно. Сколько осталось?

Б.Я . Ни одного.

Вед . Как ни одного?

Б.Я . А я уже успела оба яблока съесть!

Вед . Задачки ты решать не умеешь.

Вед . Че это не умею? Все правильно… А, вообще, считать и писать – это не главное. Правильно? (нет) Как это не правильно? Это не главное! Подумаешь! Как будто вы все знаете и умеете.

Вед . Да, наши ребята все умеют, даже стихи сочинять. Вот послушай.

Мальч из танца . Стихи, стихи, пишу я оду, где признаюсь всему народу о слабости моей к тебе, ярчайшей и прекраснейшей звезде. Говорю всем, не тая, (Полина), муза ты моя.

Ах, (имя), так скажу, тебя я с первых дней люблю. Еще в яслях меня сразила. Ведь плакала так мило. И так ты мило улыбалась, и никогда не зазнавалась.

Мои стихи только тебе, ты мою душу покорила. (Имя) как же ты красива. В тебе и нежность есть и сила.

Для всех я девочек пишу. Я всеми вами дорожу. Я всех вас просто обожаю. Вы, как цветы, красивы в мае. Вы, словно утренний рассвет. Вас всех люблю! Ваш друг, поэт.

Б.Я . Ой, какие молодцы. Бабку Ежку повеселили. Вижу, вижу, танцевать умеете. Молодцы, молодцы. А путь вам далеко держать? Да? (да) Ну, плывите тогда на юг. Счастливой вам дороги. Удачи вам. Вы Бабку Ежку не забывайте. В гости к ней приходите. Хорошо? Ну, до свидания!

БАБА ЯГА УХОДИТ

Вед . Ну а мы с вами поплывем дальше. Что же ждет нас впереди?

Моряки . 1. Вижу прямо по курсу шхуну с черным флагом! 2. Нам предлагают сдаться! Это – пираты! 1. Срочно меняем курс. 2. Поздно, они уже близко.

ВХОДЯТ ПИРАТЫ

П1 . Руки вверх! Всем оставаться на своих местах! Вы кто такие и откуда?

Вед . Мы – ребята из детского сада. Плывем к школьным островам.

П1 . Из детского сада? Не-е-е, не слышали про такое.

Вед . Мы сейчас вам все расскажем.

Дети . 1. Когда-то давно в детский сад мы пришли. Мальчишки, смешные девчонки. Нас мамы и папы сюда привели, лишь только с нас сняли пеленки. Сначала мы в садик идти не хотели. Нам не нужны были куклы, качели. Мы плакали утром и после обеда, мы громко рыдали и есть не хотели. 2. А утром опять к вам идти не желали. И дома оставить мы всех умоляли. Но вдруг пролетела неделя, другая, мы поняли, жизнь здесь бывает иная. Здесь можно играть на прогулке в лошадки. Петь, рисовать, отгадать все загадки. Выучить буквы и разные страны, быть машинистом, врачом, капитаном. 3. Здесь нет одиночества, скуки противной, есть зал музыкальный и даже спортивный. Здесь есть развлеченья, веселье, уют. Здесь любят нас всех, очень любят и ждут.

П2 . Какие вы все нарядненькие. Богатенькие, наверно. А ну отдавайте сюда все ваши драгоценности.

Вед . А наши драгоценности – это наша команда и пассажиры.

П2 . А… вы шутить с нами задумали. С нами шутки плохи. Давайте-ка, отдавайте нам ваши богатства.

Вед . А наше богатство – это наша дружба.

П. вместе . Дружба?

П2 . Не слышали про такое. Дружба – это золото?

Вед . Дружба – это то, без чего мы не можем прожить ни дня. Разве вы ни разу не видели дружных ребят? Так вот они, перед вами.

Дети . 1. Мы в детском садике детишки – все такие шалунишки. На прогулку вышли дети. Раз – несется звонкий Петя, два – за ним летит Ванюша, три – на карусели – Ксюша. А четыре - в доме Коля, пять – стоит с ведерком Оля. Шесть – с мячом играет Митя, семь – с коня слезает Витя. Восемь – с куклою Наташа, девять – рядом скачет Маша, десять – по дорожке Федя едет на велосипеде. 2. А теперь наоборот. Десять – на велосипеде по дорожке едет Федя, девять – бойко скачет Маша, восемь – с куклою Наташа. Семь – с коня слезает Витя, шесть – бросает мячик Митя. Пять – ведерком машет Оля, а четыре – в доме Коля. Три – на карусели Ксюша, два – с горы летит Ванюша. Раз – внизу хохочет Петя. Нет дружней ребят на свете. 3. Есть в нашей группе музыканты – своенравные ребята! И дирижер всегда готов! Больше дела – меньше слов! В оркестре дружном и веселом занятных много мастеров! Как только палочка взлетит – оркестр дружно зазвучит!

Оркестр

П1 . Ну, ладно, видим, что вы хорошие и дружные ребята. Не будем мы вас грабить. Плывите к своим Школьным островам. Пока.

ПИРАТЫ УХОДЯТ

Дети . 1. Парус мечты нас с собою позвал. Нам не страшен ни штиль, ни бушующий вал. Он рядом со мной, словно преданный друг, никому не порвать нашей верности круг. 2. Кораблик мой бумажный веселый и отважный. Он ветра не боится всегда плывет вперед. И знаю я, что нужно на палубу взять дружбу, она, как добрый парус сквозь бурю проведет. 3. Возьму с собой старание, терпенье, прилежание. С таким отличным грузом все будет по плечу. Мне очень бы хотелось не позабыть и смелость. И в плаванье, конечно, удачу захвачу. 4. Эх, взять бы вас с собою! Пусть море голубое несет с собой весь садик по школьному пути. Но это я мечтаю…. Прекрасно понимаю – другим пора ребятам в моем саду расти. 5. Кораблик мой бумажный – веселый и отважный, теперь твой курс - на школу и нет пути назад. Стою я у штурвала. Я взял с собой немало, а в сердце спрятал память…. Прощай мой детский сад!

ВХОДЯТ ШКОЛЬНИКИ

Шк . 1. Приветствуем вас, будущие первоклассники. Вот вы и добрались до школьных островов.

2. В свой первый класс вы возьмите совет: В школе вам будет порой нелегко, это не просто - учиться. Вежливость ваша, старанье, добро вам, как всегда, пригодиться. Дружба поможет вам на пути, выручит труд кропотливый. Будьте хорошими просто людьми, всем вам дороги счастливой. Много трудностей вас ждет впереди, но мы уверены, что вы их преодолеете.

3.Сегодня праздник у тебя, твой первый выпускной. Поздравить мы хотим тебя, ты стал уже большой. Закончил садик ты уже, пришел другой этап. Ведь школа впереди тебя – совсем другой масштаб. Науки будешь постигать, пятерки будешь получать. Удачи вам и до встречи.

ШКОЛЬНИКИ УХОДЯТ

Дети встают полукругом

Дети . 1. А сейчас сказать нам надо, как мы всем признательны. Всем работникам детсада, нашим воспитателям.

2. Вы сегодня нас отпускаете, словно стайку веселых птиц. И невольно при этом роняете. Слезы с длинных ваших ресниц.

3. Сколько в вас доброты и ласки, и мудрее вас в мире нет! Вы, наверно, пришли из сказки и растили нас столько лет!

4. Всем, кто рядом с нами был, нас воспитывал, растил, проявлял о нас заботу, делал разную работу. Всем, кто каждую минуту беспокоился о нас…

Вед . Ваши дети становятся взрослыми так внезапно и так ожидаемо! И теперь не идут к вам с вопросами, отдаляются осязаемо. И принять, и понять часть трудно: дети выросли. Дальше сами начинают свой путь по будням параллельной дорогой с вами. Как они взрослеют решительно, не боясь ничего на свете! Боже, пусть они будут счастливыми, повзрослевшие ваши дети!

Сегодня выпускной – прекрасный, грустный бал!

Прекрасный - потому, что дети повзрослели,

А грустный - потому, что годы пролетели

Волнуются, стоят у входа!

Наш выпуск - самый лучший выпуск!

Две тысячи двадцать первого года!

Дети заходят в зал, танец полонез. Полукруг.

1 реб. : Цветут сады и зеленеют липы.

И солнышко так весело блестит.

А наш любимый детский сад в Воронеже -

В весенний день немножечко грустит.

2 реб. : Сегодня в нашем светлом зале

Ребята собрались в последний раз.

Здесь будет море радости, и капелька печали

Ведь мы прощаемся, уходим в первый класс.

3 реб. : Наш сад сегодня приуныл,

И мы грустим совсем немного,

Вот день прощанья наступил,

И ждет нас дальняя дорога.

4 реб. : Оставив здесь кусочек детства,

Уходим в первый школьный класс.

Но с вами будем по-соседству,

И вспомним вас ещё не раз.

5 реб. : Не раз мы вспомним, как играли,

И сколько было здесь затей,

Как рисовали вечерами,

И лес, и маму, и ручей.

6 реб. : Мы вспомним группу и игрушки,

И спальни ласковый уют,

А как забыть друзей- подружек,

С кем столько лет мы жили тут!

7 реб. : Да, мы грустим совсем немного,

И время не вернуть назад,

И нам пора, пора в дорогу,

Все: Прощай, любимый детский сад!

После песни дети садятся на стулья, веела уходят переодеваться!

Ведущая: А что? И вручим!

Ведущий: Мы приглашаем пройти по красной дорожке претендентов на получение премии детсадовский Оскар. Корреспонденты, приготовьте свои фотоаппараты. Делаем снимок на память!

Дети парами под музыку проходят по красной дорожке. В конце замирают в позе для фотографии. И занимают свои стулья.

Дети выходят за инструментами на оркестр

После оркестра выйти Мамане, Емеле, Царю, Царевне переодеваться.

Танец с веелами.

Награждение номинантов, уходят переодеваться веела.

Выходит маманя и Емеля.

(Маманя сидит, вышивает. Емеля прихорашивается перед зеркалом.)

Маманя. Куда ты уходишь, сыночек?

Что вздумал ты так нарядиться?

Емеля. Во дворец иду, между прочим.

На царевне хочу жениться!

Маманя. На царевне? Да что ты? В уме ли?

Ведь царевна - не пара Емеле.

Емеля. Отчего же не пара, маманя?

Я годами совсем не старый,

Две руки здоровых имею,

Не ленив, работать умею!

И собой не урод к тому же,

Чем я принца любого хуже?

Маманя. Так-то, так, да боязно все же!

Во дворце нам все же не место!

Емеля. Говорят, царевна пригожа,

Хороша, говорят, невеста!

В общем, свататься иду!

Маманя. Ох, гляди, попадешь в беду.

(зрителям) А царевна гуляет в саду.

(Звучит фонограмма, смена декораций.)

Царевна. Соловьи поют в садочке с утра до вечера!

Что мне делать, царской дочке,

Если делать нечего?

Ах, солнышко скрывается в густые облака.

От скуки мне зевается, замучила тоска!

(Через забор перелезает Емеля)

Царевна. Ой, ты кто такой? Ты откуда?

Емеля. Вон оттуда, из-за забора!

Царевна. Уходи, а то будет худо!

Часовые, держи вора!

Емеля. Ну, чего ты, чего закричала?

Я не вор, а пришел по делу.

Вот спрошу тебя для начала,

Ты бы замуж выйти хотела?

Царевна. Выйти замуж? Ну что ж, пожалуй!

Если встретиться добрый малый!

Емеля. За меня, к примеру, пойдешь?

Царевна. За тебя?

(осматривает Емелю, задумывается)

Царевна. Не знаю. Ну, что ж!

Емеля. А приданным ты запаслась?

Царевна. Да оно ведь всегда при нас,

В шкафу висит под замочком,

Я не даром царская дочка!

Как с утра в шелка наряжусь,

Целый день в зеркала и гляжусь,

Так что, за день устану даже!

Емеля. А работаешь ты когда же?

Царевна. Ишь, чего захотел? Работа!

Мне ходить и то не охота!

Емеля. Ну, а если тебе, царевна,

Жить со мной придется в деревне,

Да пойти за водой на речку

Или хлеба поставить в печку?

Царевна. Хлеба? В печку? Да ты в уме ли?

Чтобы в печке они сгорели?

Царь – отец мой - сказывал дочке:

“Хлеба на елках растут в лесочке”!

Емеля. Да! Поглядеть бы мне хоть разочек

На диковинный тот лесочек!

Значит, хлеб ты печь не умеешь?

(принцесса отрицательно машет головой)

Емеля. Может, грамоту разумеешь?

Будешь в школе учить ребят,

Страсть учиться они хотят!

Царевна. Буквари я не уважаю,

И без грамоты хороша я!

Вместо имени ставлю крестик!

С букварем возиться мне лень!

Емеля. Вот и женись на такой невесте!

Что же ты делаешь целый день?

Царевна. Пью чаек с крендельками сладкими,

Да с тянучками, да с помадками.

А когда доем крендельки,

Отдыхать ложусь в холодочек.

Емеля. Нет! Житье у тебя чудное!

Будь здорова! Живи богато!

Царевна. Погоди! Погоди! Куда ты?

Емеля. До свиданья, царева дочка!

Царевна. Не взглянул назад ни разочка!

(Царевна садится и плачет. Выходит Царь)

Царь (поет). Ох, ты бедная моя ты, дочурочка!

Посмотри, как исхудала фигурочка!

Может, стоит обратиться к врачу?

Царевна. В школу, батюшка, хочу! (поет)

Буду буквы все писать и читать смогу,

Стать ученой и все знать

И с Емелей в школу я пойду!

Царь (хватается за голову). Ой, я больше не могу!

Емеля (возвращается). Эта песенка твоя очень нравится!

Ах, какая ты, царевна, красавица!

Все вместе. Говорят, ученье – свет, а неученье – тьма!

Пословицу запомните, друзья!

Вот и конец – сказке всей венец!

Награждение номинантов. (Дети уходят на танец с игрушками)

Ведущий: А теперь - торжественная минута нашего праздника. Вручение самого первого в жизни диплома. И мы приглашаем на сцену нашу Заведующую.

Слово предоставляется Заведующей.

Вручение грамот и подарков детям.

Ведущий:. Торопятся дети скорей подрастать,

И время приходит нам их провожать,

И вот, в заключенье, позвольте сказать!

Сегодня хочу от души вас обнять!

Сыночками-дочками стали ребята!

Меня понимают они с полувзгляда!

Дети встают на полукруг, читают стихи.

1-й реб. : Ну вот и всё! Прощай, мой детский сад,

С тобой уходит детство понемногу,

Воспоминания детства сберегу,

Частицу их возьму с собой в дорогу.

2-й реб. : Проходит всё, но мне немного жаль,

Что детства закрывается страница,

Всё впереди, но только в детский сад

Нам никогда уже не возвратиться.

3-й реб. : Всем работникам детского сада

Благодарны от души.

Посмотрите, наши мамы,

Как мы стали хороши!

4-й реб. : Всем, кто рядом с нами был,

Нас воспитывал, растил,

Проявлял о нас заботу,

Делал разную работу.

5-ой реб. : Мы в школу уходим и говорим:

ВЕДУЩАЯ: Церемония прощания с Детством – запуск воздушных шаров состоится на территории детского сада. Просим всех принять участие.

Дети, родители и сотрудники выходят на территорию детского сада.

1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Я переш..л через широкую дорогу осторожно пробрался сквозь запылё(н, нн)ую крапиву и пр..слонился к низкому плетню́. (Не)подвижно лежал (передо) мной (не)большой сад весь оз..рё(н, нн)ый и как (бы) усп..ко..(н, нн)ый серебристыми лучами луны, весь благ..во(н, нн)ый и влажный. Разбитый (по)стари(н, нн)ому он состоял из одной прод..лговатой поляны. Прямые дорожки сх..дились на са́мой её середине в круглую клумбу густо заросшую астрами; высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте пр..рывалась эта кайма сажени на две и сквозь отверстие в..днелась часть низенького дома с двумя к уд..влению моему освещ..(н, нн)ыми окнами. С одной стороны сада липы смутно з..ленели облитые (не)подвижным (бледно)ярким светом; с другой они стояли все ч..рные и (не)прозрачные. Стра(н, нн)ый, сдержа(н, нн)ый шорох возникал по временам в их сплошной листве. Всё небо было испещре(н, нн)о́ звёздами; таинстве(н, нн)о струилось с вышины их голубое, мягкое мерцанье; они к..залось с тихим вниманием гл..дели на далёкую землю.
(И. Тургенев)
2 . Выразительно прочитайте текст. Определите стиль речи, обоснуйте ответ, в частности, охарактеризуйте стилистическую роль определений в этом тексте.
3 . Какие типы речи сочетаются в тексте? Укажите границу между ними. Объясните особенности употребления в тексте видовременны́х форм глаголов.
4 . Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
5 . Найдите в тексте устаревшее слово и сформулируйте его лексическое значение.
6 . Определите, какими частями речи являются слова, которые пишутся через дефис.
7 . Найдите в тексте причастия; укажите причастные обороты.
8 . Выделите грамматические основы в последнем предложении.
9 . Проведите синтаксический анализ второго предложения.
10 . Найдите предложения, в которых использованы вводные слова и словосочетания.
11 . Составьте схемы однородных членов предложения, указав слово, с которым они связаны.
12 . Обоснуйте расстановку знаков препинания и написание слов с пропущенными буквами и со скобками, группируя их согласно правилам орфографии и пунктуации.

Решение

1, 7 − 12 .
Я перешёл через широкую дорогу, осторожно пробрался сквозь запылённую (прич.) крапиву и прислонился к низкому плетню. (===, ===, ===). Неподвижно лежал передо мной небольшой сад , весь озарённый и как бы успокоенный (прич. оборот) серебристыми лучами луны , весь благовонный и влажный .
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоствное, полное, распространенное).
Разбитый по-старинному , (прич. оборот) он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами ; (прич. оборот) высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте прерывалась эта кайма сажени на две, и сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, (вводн. словосоч.) освещенными (прич.) окнами. С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, (прич. оборот) бледно-ярким светом ; с другой − они стояли все чёрные и непрозрачные . (=== и ===). Странный , сдержанный (прич.) шорох возникал по временам в их сплошной листве. Всё небо было испещрено звёздами; таинственно струилось с вышины их голубое , мягкое мерцанье ; они казалось с тихим вниманием глядели на далёкую землю.
(И. Тургенев)
2 .
Художественный стиль. Его цель − воздействие на чувства и мысли читателя при помощи созданных образов. Определения усиливают образность и выразительность изображённой картины.
3 .
Сочетаются в тексте типы речи − повествование и описание. В повествовании идет рассказ о действиях героя, а описание − это часть текста, в котором происходит описание сада. В повествовании автор использует глаголы совершенного вида, прошедшего времени. В описании − глаголы несовершенного вида, прошедшего времени.
4 .
По − старинному ← старинный (приставочно−суффиксальный).
Неподвижным ← подвижный (приставочный).
Испещрено ← испестрить (суффиксальный).
Таинственно ← таинственный (суффиксальный).
5 .
Сажень − старорусская единица измерения длины, равная 2,13 м.
6 .
По−старинному − наречие,
бледно−яркими − прилагательное.

Великолепное предмайское утро. Всё зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно: март - свет, апрель - вода, май - цвет.

Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные. Первая кукушка сегодня и первый жук прожундел.

Возвращаясь домой, среди тёмных деревьев нашёл полянку, где сошлись белые берёзы, и я их застал.

Они ещё совсем не одеты, но так полны сока, что пахнут, но не запах даёт знать, что живые они, а не знаю что, - ну, вот смотришь на них и чувствуешь: живые!

Георгий Скребицкий, Александр Пушкин и др. - Большая книга о природе

М. Пришвин
Запоздалый ручей

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Георгий Скребицкий, Александр Пушкин и др. - Большая книга о природе

И. Никитин
* * *

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

И. Бунин
Чибисы

Заплакали чибисы, тонко и ярко
Весенняя светится синь,
Обвяла дорога, где солнце - там жарко,
Сереет и сохнет полынь.

На серых полях - голубые озёра,
На пашнях - лиловая грязь.
И чибисы плачут - от света, простора,
От счастия - плакать, смеясь.

Г. Скребицкий
Май

Если апрель - месяц таянья снега, месяц шумящих весенних потоков, прилёта птиц и пробуждения природы от зимнего сна, то май - это месяц цветения земли. Всё в цвету: леса и сады, луга и рощи. Земля с каждым днём всё наряднее одевается в пёстрый убор свежих трав и цветов. Кусты и деревья тоже цветут. Цветут берёзы, вётлы… Белым цветом, как снегом, осыпаны ветви черёмухи, яблонь, груш… А потом цветущий наряд деревьев сменяется зелёным убором густой листвы.

В наших лесах прежде других зеленеть начинают берёзки. Войдёшь в берёзовый лес, и кажется, что он весь будто подёрнут едва заметной зелёной дымкой. А запах какой! - свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся берёзовые листочки. Зацвело, зазеленело всё кругом - значит, пришёл к нам весёлый месяц май.

Дни стоят яркие, солнечные, один краше другого. Повсюду в лесу, на лугу и в поле с зари до зари распевают птицы. Днём в рощах, в лесу стоит такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поёт. Нужно очень хорошо изучить голоса птиц, чтобы уметь разобраться в этом многоголосом хоре.

Но вот кончается день, наступают весенние сумерки. Постепенно смолкают один за другим крылатые дневные птицы. Теперь слышатся только немногие голоса. Сидя на самой маковке старой ели, кончает свою звонкую песню певчий дрозд. В густых кустах над ручьём нерешительно щёлкнул соловей, щёлкнул раз-другой и замолчал. Он ещё как следует не распелся, только пробует голос.

Из лесной чащи послышалось громкое гуканье: "Ху-хуууу!" Это кричит сова. А вот в моховом болоте кто-то гавкнул да как захохочет на весь лес: "Гав-ха-ха-ха-ха. " Не удивляйтесь: так дико кричит не сказочный леший и не ушастый филин - это просто подал свой голос лесной петушок - белая куропатка. Нехорош голосок, что поделаешь. Ведь каждый из крылатых певцов поёт по-своему, кто как умеет.

Георгий Скребицкий, Александр Пушкин и др. - Большая книга о природе

Ф. Тютчев
Весенняя гроза
(Отрывок)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Всё вторит весело громам…

Георгий Скребицкий, Александр Пушкин и др. - Большая книга о природе

В. Бианки
Голубые лягушки

Снег совсем почти стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и - бульк-бульк-бульк! - попрыгали в воду.

Канава была широка. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: "Из чего бы тут сделать мостик?"

Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают, другие крякают. А эти только громко урчали, хрипели:

Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые!

До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти, в канаве, только горлышки раздували, и горлышки у них были тоже красивого светло-голубого цвета.

Мальчик подумал: "Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!" Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

- Смотрите, голубые лягушки!

Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек и раскрыл рот от удивления: все три лягушки были не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета - серо-буро-коричневые!

Но отец мальчика сказал:

- Нечего смеяться над мальчишкой: он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета. Не всякий это видел.

Георгий Скребицкий, Александр Пушкин и др. - Большая книга о природе

Н. Сладков
Черёмуховые холода

Зацвела черёмуха, и грянули черёмуховые холода. Туман на рассвете не поднялся колечком с лесной поляны, а замёрз и лёг на поляну инеем. Небо блёклое, не поймёшь, каким оно днём станет: то ли синим, то ли серым?

Тихо в лесу. Одна кукушка кукует. Все другие птицы молчат: боятся, наверное, горлышко застудить.

А кукушка орёт себе с придыханием, как в берестяную дудку. Кричит и кричит своё "ку-ку"!

Вечером её слышал - совсем осипла. Вместо "ку-ку" кричит: "Хы-хо! Хы-хо!"

Видно-таки, застудила горло!

Кто не слышал таких осипших кукушек? Одни говорят, что это они от собственного крика сипнут. Ведь кричат от зари до зари, а бывает, и ночью! Другие говорят: колоском, мол, подавилась. Но какие в мае колоски?

Ещё говорят, что в черёмуховые холода самые неугомонные от холода сипнут. По-разному говорят.

Про черёмуховые холода у нас тоже ведь говорят по-разному. Кто объясняет похолодание тем, что черёмуха цветёт, кто - ладожский лёд идёт.

А знатоки утверждают, что в это время льды в Арктике раскалываются и сдвигаются.

Как всё-таки здорово!

Где-то в далёкой Арктике льды зашевелились, а у нас кукушка осипла. Где аукнулось - и где откликнулось!

С. Есенин
Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.

Читайте также: