Цветут тополя осины медуница волчье лыко и все первые цветы

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Упражнение 1 .

Спиши предложения. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет она быть крестьянкой,

Отвечает золотая рыбка:

Спиши текст. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания.

(По Р. Кошурниковой)

Спиши, разделяя текст на предложения.

На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы они жались друг к другу заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой я нарвал большой букет этих цветов когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.

Прочитай предложения с однородными членами. Запиши их при помощи схем-кружков.

Образец. Дуб, тополь, ясень — лиственные деревья.

1. Деревья дают птицам приют и пищу. 2. Скворцы истребляют насекомых, личинок, гусениц. 3. Кормится зяблик на земле, разные семена разыскивает. 4. Поползни, синицы и дятлы зимой в тёплые края не улетают. 5. На земле под листьями отыскивает певчий дрозд насекомых, а осенью ягоды рябины ест. 6. Звонко и весело раздаётся в лесу пересвист синиц-гаичек.

Спиши потешку, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

на порог скакала

Гости не бывали

Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородными членами. Поставь пропущенные запятые. Выдели грамматические основы.

Морские звёзды охотятся за моллюсками. Они шевелят своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдёт такая морская звезда раковину обхватит её лучами приоткроет створки моллюска и выест его.

(По А. Дитриху, Г. Юрмину)

Прочитай текст. Спиши, устно объясняя постановку знаков препинания.

По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой олени на лёгких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы Удивительное животное – северный олень: крупное сильное, неутомимое! День-деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает.

Спиши пословицы и поговорки, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

1. Новых друзей наживай а старых не теряй. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 3. Пишут не пером а умом. 4. Труд кормит и одевает. 5. Искру туши до пожара беду отводи до удара.

♦ Вспомни и напиши пословицу или поговорку с однородными членами.

Спиши, расставляя пропущенные запятые. В скобках укажи, как связаны между собой однородные члены: без союза (интонацией перечисления); при помощи союза. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

1. Есть в осени первоначальной

Короткая но дивная пора.

3. Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

4. А на небе голубом

Солнце светло сияет

Всё живит и обливает

Золотым своим огнем

Прочитай текст. Устно объясни постановку каждой запятой.

ПОСЛЕДНИЕ ГРИБЫ.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой. И тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.

Спиши предложения. Обведи кружком сочинительные и подчинительные союзы. Рядом с каждым предложением запиши его схему.

1. Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. 2. Отец работал в саду, а его маленький сынишка играл рядом под старой грушей. 3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна. 4. Когда наступят летние каникулы, мы поедем на Чёрное море. 5. Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей.

Спиши сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. Задай вопрос от главного предложения к придаточному.

Образец. Я поспешил домой, потому что начался сильный дождь.

1. Вика позвонила мне по телефону и сказала что она заболела. 2. Если будет плохая погода мы не поедем на загородную экскурсию. 3. Мы вернулись когда дети уже спали. 4. Я не пошла на день рождения к Тане так как она меня не пригласила. 5. Вчера мы узнали что к нам приезжают гости из Москвы.

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась, и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

♦ В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка. Найди это предложение и запиши его правильно.

Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выдели обращения.

1. Доброе утро Дмитрий Иванович. 2. Спи дитя моё усни! 3. Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня тёмно-голубые? 4. Дедушка пойдём на рыбалку! 5. Не шуми ты лес дубовый!

Прочитай стихотворение. Выпиши из него предложение с обращением и разбери его по членам.

Для чего, певунья-птичка,

Птичка резвая моя,

Ты так рано прилетела

В наши дальние края?

Заслонили солнце тучи,

Небо все заволокли;

И тростник сухой и желтый

Клонит ветер до земли.

Вот и дождик, посмотри-ка,

Хлынул, словно из ведра;

Скучно, холодно, как будто

Не весенняя пора!

Составь и запиши 3 предложения с обращениями к маме: 1) в начале предложения, 2) в середине предложения, 3) в конце предложения.

Прочитай стихотворение. Спиши его, расставляя пропущенные запятые.

Ты что стоишь бела?

– Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

– А ты трава-муравушка

Что стелешься мягка?

– Для праздника весеннего

Для майского денька.

– А вы березы тонкие

Что нынче зелены?

– Для праздника! Для праздника!

Для Мая! Для весны!

Памятка № 1

Знаки препинания в конце предложения

Типы предложений

повествовательное предложение

вопросительное предложение

побудительное предложение

Предложение, в котором о чем-либо сообщается

Предложение, в котором о чем-либо спрашивают

Предложение, в котором содержится просьба, совет, побуждение к действию

Знак препинания

Памятка № 2

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

не ставится

Если между однородными членами нет союзов:

Марина, Алиса, Юля – ровесницы.

Если однородные члены соединены между собой одиночным союзомИ:

У нас в доме живут собакаи кошка.

Если однородные члены соединены между собой союзамиА или НО:

Это было не сегодня, а вчера.

Если однородные члены соединены между собой повторяющимся союзомИ:

Я люблю и соленые, и жаренные, и маринованные грибы.

Памятка № 3

Знаки препинания в сложном предложении

в сложносочиненном предложении

в сложноподчиненном предложении

Части сложносочиненного предложения соединяются без союзов (при помощи интонации).

Запятая ставится между частями сложного предложения:

Чирикаютворобьи, каркаютвороны.

Части сложноподчиненного предложения соединяются при помощи подчинительных союзов.

Запятая ставится между частями сложного предложения:

Самолетыне летали, потому что в небе разразиласьгроза.

Части сложносочиненного предложения соединяются при помощи сочинительных союзов.

Запятая ставится между частями сложного предложения:

Чирикаютворобьи, И каркаютвороны.

Памятка № 4

Знаки препинания при обращении

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.

Место обращения в предложении

в начале предложения

в середине предложения

в конце предложения

после обращения ставится запятая или восклицательный знак:

обращение с обеих сторон выделяется запятыми:

запятая ставится перед обращением:

Солнце, ярко ты сияешь!

О родина! Все дни твои прекрасны!

Широко ты, степь, раскинулась…

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

Учащимся 1 – 2 классов предлагаю выполнить индивидуальные задания на карточках (расставить в предложениях знаки препинания, составить схемы):

Цветут тополя, осины, медуница, волчье лыко и все первые цветы.

Своим пристальным вниманием и душевным участи ем в переменах природы я достигаю того, что многое отгадываю, где что зацвело, закопалось, полетело; иногда удается мне верно угадывать и погоду, но ранней весной столько на дню бывает перемен, что и рыбаки ошибаются.

Сегодня на заре восток открыт, а по всему небу облака довольно серые и как бы сговариваются против солнца. В это время и рыбаки сговаривались для первого выезда в озеро. Первым пришел на берег Иван Иваныч, отец церковного старосты, самый старый и самый опытный, – в озеро уж больше не ездит, а служит для рыбаков, как барометр. Когда собрались рыбаки, Иван Иваныч уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень и затрет рыбаков и что ездить не надо.

Я пробовал выспрашивать и старика и рыбаков об их думах, но это были, вероятно, скорее чувства, и их изучать надо так же постепенно, как и природу. Только верно я узнал, что сейчас нершится плотва-ледянка, потом пойдет щука-грязнуха, а дальше, даже о последовательности нереста разных рыб, показания были разные.

Чтобы сгладить противоречие, старик сказал в заключение:

– На озере есть разное прозерство.

Солнце против ожидания взошло победно, и рыбаки не послушав старика, поехали между льдом и южным берегом в Урёв, где озеро посылает от себя реку Вексу.

К семи утра солнце уже смотрит в окошко, и ветер, очень легонький, едва ощущаемый, начинает тянуть с севера.

В полдень поднимается свежий ветер, падает град.

К вечеру – буря, сильный снег, вся наша зеленеющая лужайка стала белой. Лед подался к нам, навалился на берег, и все сбылось, как утром говорил прозер: рыбаки заперты льдами в Урёве.

Первый вечер у нас не лучили щук, весь берег был намертво затерт льдом, и лучи виднелись только на севере, на свободной воде.

Посмотрев на безобразный и мертвый лед, этот все еще неупокоенный труп зимы, щучий боец Думнов сказал:

Весна зеленой травы и леса Цветут тополя, осины, медуницы, волчье лыко и все первые цветы. Еще не отцвела черемуха, и ранние ивы еще не совсем рассеяли свои семена, а уж и рябина цветет, и яблоня, и желтая акация. Все догоняет друг друга, все разом цветет этой весной. Начался массовый вылет майских жуков. Тихое озеро по раннему

утру все засыпано семенами цветущих деревьев и трав.

Я плыву, и след моей лодки далеко виден, как дорога по озеру. Стайкой тихо проплыли по родному озеру дикие уточки.

Стояла поздняя весна. С черемухи осыпались последние белые лепестки. Птицы свили гнезда и затихли. Подросли и осмелели зайчата. Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы. Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук. Мелькнула серая тень. Это пробежала полевая мышь.

В лесу раздавалось дробное постукивание. Я осмотрелся. На старой осине сидел дятел. Изо всех сил он колотил по осине крепким клювом. После каждого сильного удара пылью разлеталась груха. Дятел внезапно взмахнул крыльями и перелетел на ближнюю березу. Он пристроился у самой верхушки. Птица пробила в коре дырочку и давай пить березовый сок. На белой поверхности ствола виднелись три рядка дырочек. Дятел напился и улетел в чащу. Весной березовый сок хорошо подкрепляет птиц. Летом отверстия затягиваются и не вредят дереву.

Весна одарила месяц май волшебной силой. Он оживляет природу, торопит ее к новой жизни. По его радостному зову меняется все вокруг. Спешат домой птицы из дальней зимовки. С раннего утра до позднего вечера не смолкают голоса. Земля наряжается в цветастый наряд. Поля, луга и леса чаруют сочной свежестью. В бело-розовой дымке стоят сады. Цветут сливы, вишни. С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне. Май -самый нарядный и звонкий месяц года.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Оживает земля. Пахнет весенними почками. Вот сам собой шевельнулся на земле мокрый листок. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травки. Много звуков в вечернем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине старого дуба громко воркует дикий голубь. Около прозрачной лужи сидят лягушки. Вытянув длинные шеи, пролетели над темным лесом утки. Страшно захохотал филин. Пронеслись над макушками деревьев лесные кулички. Наступает весенняя прохладная ночь.

Упражнения по формированию пунктуационной культуры младших школьников (1-4 классов) и памятка по выполнению данных упражнений.

ВложениеРазмер
uprazhneniya_po_russkomu_yazyku.docx 32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пунктуационной культуры младших школьников

Одной из основных целей обучения русскому языку в начальной школе является подготовка учащихся, грамотных в широком смысле слова и обладающих навыками пользования устной и письменной речи. Однако приобрести навыки пользования письменной речью ученики не смогут без глубокого и прочного усвоения пунктуации. В связи с этим при обучении русскому языку в начальной школе вопросам пунктуации должно отводиться значительное место.

Во всех программах по русскому языку (авторы Т. Г. Рамзаева; Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; А. В. Полякова) формированию пунктуационной грамотности младших школьников отводится значительная роль при изучении различных синтаксических понятий и рассмотрении разных синтаксических конструкций. В своей работе я постоянно обращаю внимание учащихся на функцию знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. Это в свою очередь способствует формированию и пунктуационных навыков, и коммуникативных умений учеников.

А для формирования пунктуационной культуры учащихся на уроках русского языка при изучении различных тем обращаемся к упражнениям и заданиям, отдельным элементам заданий, способствующим развитию пунктуационных умений. К ним относятся следующие виды работы:

– объяснение знаки препинания в разных синтаксических конструкциях;

– составление предложений по данной основе предложения с учетом знаков препинания;

– составление предложений по предложенным схемам с учетом различных знаков препинания;

– распространение предложений (однородными членами с соблюдением расстановки знаков препинания),

– работа над интонацией предложений различной структуры (по цели высказывания, по эмоциональности, с однородными членами, сложные предложения),

– составление предложений из деформированного текста с учетом знаков препинания;

– наблюдение над предложениями различной синтаксической структуры,

– задания творческого характера,

– совершенствование умений в интонационно правильном чтении предложений с однородными членами, сложных предложений, различных предложений по цели высказывания, по эмоциональности;

– работа над логическим ударением в предложениях различной структуры;

– развитие речевого слуха и интонационных умений, связанных с произношением повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, с использованием интонации перечисления, противопоставления.

В качестве методических рекомендаций мной разработаны специальные упражнения практического характера:

Спиши предложения. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет она быть крестьянкой,

Отвечает золотая рыбка:

Спиши текст. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания.

(По Р. Кошурниковой)

Спиши, разделяя текст на предложения.

На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы они жались друг к другу заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой я нарвал большой букет этих цветов когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.

Прочитай предложения с однородными членами. Запиши их при помощи схем-кружков.

Образец. Дуб, тополь, ясень — лиственные деревья.

1. Деревья дают птицам приют и пищу. 2. Скворцы истребляют насекомых, личинок, гусениц. 3. Кормится зяблик на земле, разные семена разыскивает. 4. Поползни, синицы и дятлы зимой в тёплые края не улетают. 5. На земле под листьями отыскивает певчий дрозд насекомых, а осенью ягоды рябины ест. 6. Звонко и весело раздаётся в лесу пересвист синиц-гаичек.

Спиши потешку, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

на порог скакала

Гости не бывали

Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородными членами. Поставь пропущенные запятые. Выдели грамматические основы.

Морские звёзды охотятся за моллюсками. Они шевелят своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдёт такая морская звезда раковину обхватит её лучами приоткроет створки моллюска и выест его.

(По А. Дитриху, Г. Юрмину)

Прочитай текст. Спиши, устно объясняя постановку знаков препинания.

По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой олени на лёгких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы Удивительное животное – северный олень: крупное сильное, неутомимое! День-деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает.

Спиши пословицы и поговорки, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

1. Новых друзей наживай а старых не теряй. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 3. Пишут не пером а умом. 4. Труд кормит и одевает. 5. Искру туши до пожара беду отводи до удара.

♦ Вспомни и напиши пословицу или поговорку с однородными членами.

Спиши, расставляя пропущенные запятые. В скобках укажи, как связаны между собой однородные члены: без союза (интонацией перечисления); при помощи союза. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

1. Есть в осени первоначальной

Короткая но дивная пора.

3. Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

4. А на небе голубом

Солнце светло сияет

Всё живит и обливает

Золотым своим огнем

Прочитай текст. Устно объясни постановку каждой запятой.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой. И тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.

Спиши предложения. Обведи кружком сочинительные и подчинительные союзы. Рядом с каждым предложением запиши его схему.

1. Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. 2. Отец работал в саду, а его маленький сынишка играл рядом под старой грушей. 3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна. 4. Когда наступят летние каникулы, мы поедем на Чёрное море. 5. Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей.

Спиши сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. Задай вопрос от главного предложения к придаточному.

Образец . Я поспешил домой, потому что начался сильный дождь.

1. Вика позвонила мне по телефону и сказала что она заболела. 2. Если будет плохая погода мы не поедем на загородную экскурсию. 3. Мы вернулись когда дети уже спали. 4. Я не пошла на день рождения к Тане так как она меня не пригласила. 5. Вчера мы узнали что к нам приезжают гости из Москвы.

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась, и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

♦ В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка. Найди это предложение и запиши его правильно.

Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выдели обращения.

1. Доброе утро Дмитрий Иванович. 2. Спи дитя моё усни! 3. Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня тёмно-голубые? 4. Дедушка пойдём на рыбалку! 5. Не шуми ты лес дубовый!

Прочитай стихотворение. Выпиши из него предложение с обращением и разбери его по членам.

Для чего, певунья-птичка,

Птичка резвая моя,

Ты так рано прилетела

В наши дальние края?

Заслонили солнце тучи,

Небо все заволокли;

И тростник сухой и желтый

Клонит ветер до земли.

Вот и дождик, посмотри-ка,

Хлынул, словно из ведра;

Скучно, холодно, как будто

Не весенняя пора!

Составь и запиши 3 предложения с обращениями к маме: 1) в начале предложения, 2) в середине предложения, 3) в конце предложения.

Прочитай стихотворение. Спиши его, расставляя пропущенные запятые.

Ты что стоишь бела?

– Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

– А ты трава-муравушка

Что стелешься мягка?

– Для праздника весеннего

Для майского денька.

– А вы березы тонкие

Что нынче зелены?

– Для праздника! Для праздника!

Для Мая! Для весны!

А выполнению данных упражнений будут помогать разработанные мной и всегда используемые в своей работе следующие памятки для учащихся.

Читайте также: