Егорушка вспомнил что когда цветет вишня эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами

Обновлено: 07.09.2024

Вот зачитываемся японцами, те все вишнями любуются.
У Чехова в "Степи" читаем:

Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками.

И пьесу назвал " Вишневый сад". Умел видеть красоту, переживал за нее.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2009. Сделать шаг к другим
  • 27.09.2009. зона неуверенного приема
  • 21.09.2009. Итак, хокку.
  • 14.09.2009. Письмо подруге.
  • 10.09.2009. В степи.
  • 03.09.2009. Осознание времени.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Из N., уезд­ного города Z‑ой губер­нии, ран­ним июль­ским утром выехала и с гро­мом пока­тила по поч­то­вому тракту без­рес­сор­ная, ошар­пан­ная бричка, одна из тех допо­топ­ных бри­чек, на кото­рых ездят теперь на Руси только купе­че­ские при­каз­чики, гур­тов­щики и небо­га­тые свя­щен­ники. Она тарах­тела и взвиз­ги­вала при малей­шем дви­же­нии; ей угрюмо вто­рило ведро, при­вя­зан­ное к ее задку, — и по одним этим зву­кам да по жал­ким кожа­ным тря­поч­кам, бол­тав­шимся на ее облез­лом теле, можно было судить о ее вет­хо­сти и готов­но­сти идти в слом.

В бричке сидело двое N‑ских обы­ва­те­лей: N‑ский купец Иван Ива­ныч Кузь­ми­чов, бри­тый, в очках и в соло­мен­ной шляпе, больше похо­жий на чинов­ника, чем на купца, и дру­гой — отец Хри­сто­фор Сирий­ский, настоятель1 N‑ской Нико­ла­ев­ской церкви, малень­кий длин­но­во­ло­сый ста­ри­чок в сером пару­си­но­вом каф­тане, в широ­ко­по­лом цилин­дре и в шитом, цвет­ном поясе. Пер­вый о чем-то сосре­до­то­ченно думал и встря­хи­вал голо­вою, чтобы про­гнать дре­моту; на лице его при­выч­ная дело­вая сухость боро­лась с бла­го­ду­шием чело­века, только что про­стив­ше­гося с род­ней и хорошо выпив­шего; вто­рой же влаж­ными глаз­ками удив­ленно гля­дел на мир Божий и улы­бался так широко, что, каза­лось, улыбка захва­ты­вала даже поля цилин­дра; лицо его было красно и имело озяб­ший вид. Оба они, как Кузь­ми­чов, так и о. Хри­сто­фор, ехали теперь про­да­вать шерсть. Про­ща­ясь с домо­чад­цами, они только что сытно заку­сили пыш­ками со сме­та­ной и, несмотря на ран­нее утро, выпили… Настро­е­ние духа у обоих было прекрасное.

Кроме только что опи­сан­ных двух и кучера Дениски, неуто­мимо сте­гав­шего по паре шуст­рых гне­дых лоша­док, в бричке нахо­дился еще один пас­са­жир — маль­чик лет девяти, с тем­ным от загара и мок­рым от слез лицом. Это был Егорушка, пле­мян­ник Кузь­ми­чова. С раз­ре­ше­ния дяди и с бла­го­сло­ве­ния о. Хри­сто­фора, он ехал куда-то посту­пать в гим­на­зию. Его мамаша, Ольга Ива­новна, вдова кол­леж­ского сек­ре­таря и род­ная сестра Кузь­ми­чова, любив­шая обра­зо­ван­ных людей и бла­го­род­ное обще­ство, умо­лила сво­его брата, ехав­шего про­да­вать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гим­на­зию; и теперь маль­чик, не пони­мая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Денис­кой, дер­жался за его локоть, чтоб не сва­литься, и под­пры­ги­вал, как чай­ник на кон­форке. От быст­рой езды его крас­ная рубаха пузы­рем взду­ва­лась на спине и новая ямщиц­кая шляпа с пав­ли­ньим пером то и дело спол­зала на заты­лок. Он чув­ство­вал себя в выс­шей сте­пени несчаст­ным чело­ве­ком и хотел плакать.

Когда бричка про­ез­жала мимо острога, Егорушка взгля­нул на часо­вых, тихо ходив­ших около высо­кой белой стены, на малень­кие решет­ча­тые окна, на крест, бле­стев­ший на крыше, и вспом­нил, как неделю тому назад в день Казан­ской Божией матери, он ходил с мама­шей в острож­ную цер­ковь на пре­столь­ный празд­ник; а еще ранее, на Пасху, он при­хо­дил в острог с кухар­кой Люд­ми­лой и с Денис­кой и при­но­сил сюда куличи, яйца, пироги и жаре­ную говя­дину; аре­станты бла­го­да­рили и кре­сти­лись, а один из них пода­рил Егорушке оло­вян­ные запонки соб­ствен­ного изделия.

Маль­чик всмат­ри­вался в зна­ко­мые места, а нена­вист­ная бричка бежала мимо и остав­ляла всё позади. За остро­гом про­мельк­нули чер­ные, закоп­чен­ные куз­ницы, за ними уют­ное, зеле­ное клад­бище, обне­сен­ное огра­дой из булыж­ника; из-за ограды весело выгля­ды­вали белые кре­сты и памят­ники, кото­рые пря­чутся в зелени виш­не­вых дере­вьев и издали кажутся белыми пят­нами. Егорушка вспом­нил, что, когда цве­тет вишня, эти белые пятна меша­ются с виш­не­выми цве­тами в белое море; а когда она спеет, белые памят­ники и кре­сты бывают усы­паны баг­ря­ными, как кровь, точ­ками. За огра­дой под виш­нями день и ночь спали Егоруш­кин отец и бабушка Зина­ида Дани­ловна. Когда бабушка умерла, ее поло­жили в длин­ный, узкий гроб и при­крыли двумя пята­ками ее глаза, кото­рые не хотели закры­ваться. До своей смерти она была жива и носила с базара мяг­кие буб­лики, посы­пан­ные маком, теперь же она спит, спит…

А за клад­би­щем дыми­лись кир­пич­ные заводы. Густой, чер­ный дым боль­шими клу­бами шел из-под длин­ных камы­шо­вых крыш, при­плюс­ну­тых к земле, и лениво под­ни­мался вверх. Небо над заво­дами и клад­би­щем было смугло, и боль­шие тени от клу­бов дыма ползли по полю и через дорогу. В дыму около крыш дви­га­лись люди и лошади, покры­тые крас­ной пылью…

За заво­дами кон­чался город и начи­на­лось поле. Егорушка в послед­ний раз огля­нулся на город, при­пал лицом к локтю Дениски и горько заплакал…

— Ну, не отре­велся еще, рёва! — ска­зал Кузь­ми­чов. — Опять, балов­ник, слюни рас­пу­стил! Не хочешь ехать, так оста­вайся. Никто силой не тянет!

— Ничего, ничего, брат Егор, ничего… — забор­мо­тал ско­ро­го­вор­кой о. Хри­сто­фор. — Ничего, брат… При­зы­вай Бога… Не за худом едешь, а за доб­ром. Уче­нье, как гово­рится, свет, а неуче­нье — тьма… Истинно так.

— Хочешь вер­нуться? — спро­сил Кузьмичов.

— Хо… хочу… — отве­тил Егорушка, всхлипывая.

— И вер­нулся бы. Всё равно попу­сту едешь, за семь верст киселя хлебать.

— Ничего, ничего, брат… — про­дол­жал о. Хри­сто­фор. — Бога при­зы­вай… Ломо­но­сов так же вот с рыба­рями ехал, однако из него вышел чело­век на всю Европу. Умствен­ность, вос­при­ни­ма­е­мая с верой, дает плоды, Богу угод­ные. Как ска­зано в молитве? Созда­телю во славу, роди­те­лям же нашим на уте­ше­ние, церкви и оте­че­ству на пользу… Так-то.

— Польза раз­ная бывает… — ска­зал Кузь­ми­чов, заку­ри­вая деше­вую сигару. — Иной два­дцать лет обу­ча­ется, а ника­кого толку.

— Кому наука в пользу, а у кого только ум пута­ется. Сестра — жен­щина непо­ни­ма­ю­щая, норо­вит всё по бла­го­род­ному и хочет, чтоб из Егорки уче­ный вышел, а того не пони­мает, что я и при своих заня­тиях мог бы Егорку на век осчаст­ли­вить. Я это к тому вам объ­яс­няю, что ежели все пой­дут в уче­ные да в бла­го­род­ные, тогда некому будет тор­го­вать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

— А ежели все будут тор­го­вать и хлеб сеять, тогда некому будет уче­ния постигать.

И думая, что оба они ска­зали нечто убе­ди­тель­ное и вес­кое, Кузь­ми­чов и о. Хри­сто­фор сде­лали серьез­ные лица и одно­вре­менно каш­ля­нули. Дениска, при­слу­ши­вав­шийся к их раз­го­вору и ничего не поняв­ший, встрях­нул голо­вой и, при­под­няв­шись, стег­нул по обеим гне­дым. Насту­пило молчание.

Между тем перед гла­зами ехав­ших рас­сти­ла­лась уже широ­кая, бес­ко­неч­ная рав­нина, пере­хва­чен­ная цепью хол­мов. Тес­нясь и выгля­ды­вая друг из-за друга, эти холмы сли­ва­ются в воз­вы­шен­ность, кото­рая тянется вправо от дороги до самого гори­зонта и исче­зает в лило­вой дали; едешь-едешь и никак не раз­бе­решь, где она начи­на­ется и где кон­ча­ется… Солнце уже выгля­нуло сзади из-за города и тихо, без хло­пот при­ня­лось за свою работу. Сна­чала, далеко впе­реди, где небо схо­дится с зем­лею, около кур­ган­чи­ков и вет­ря­ной мель­ницы, кото­рая издали похожа на малень­кого чело­вечка, раз­ма­хи­ва­ю­щего руками, поползла по земле широ­кая ярко-жел­тая полоса; через минуту такая же полоса засве­ти­лась несколько ближе, поползла вправо и охва­тила холмы; что-то теп­лое кос­ну­лось Егоруш­ки­ной спины, полоса света, под­крав­шись сзади, шмыг­нула через бричку и лоша­дей, понес­лась навстречу дру­гим поло­сам, и вдруг вся широ­кая степь сбро­сила с себя утрен­нюю полу­тень, улыб­ну­лась и засвер­кала росой.

Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Какие цели поставим перед собой?

Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Эта тема очень важна в итоговой аттестации, знания по этой теме проверяются в ЗАДАНИИ 19.

Лингвистическая разминка.

Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая минутка

Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

Задание 2. Орфографическая минутка

  • успока..ваться
  • отрасл..вой
  • выносл..вый
  • ткан..вый

Задание 3 Лексическая минутка

Вам предложен ряд паронимов. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Ученик по словарю лингвистических терминов определяет, что такое паронимы.

  • Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;
  • Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;
  • Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.

Закрепление изученного

Задание 1. Фронтальный опрос по теме прошлого урока “ССП с несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных”.

-- Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными предложениями вы знаете?

-- Какое подчинение называют однородным?

-- Какое подчинение называют параллельным?

-- Что общего в СПП с параллельным и однородным подчинением?

Чем они отличаются?

-- Расскажите о последовательном подчинении

Задание 2. Работа со схемами

А) По схеме определите виды подчинения в предложениях

2. (когда ?), [ ? = ],(что = ?)

Б) Укажите, какая из схем соответствует предложению

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Задание 3. Игра “Веришь – не веришь” (Приложение 1)

Цель. Развитие монологической речи, умение создавать высказывание на лингвистическую тему. Совершенствовать умение соотносить теоретические положения с примерами.

Для закрепления теоретического материала проводится игра “Веришь – не веришь” (текст игры в приложении). Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ “да” или “нет”.

Итоговая запись в тетрадях:

1.да 2.нет 3.да 4.да 5.да 6.да 7.нет 8.да 9.да 10.нет.

После записи один ученик комментирует ответы после повторного прочтения каждого вопроса. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.

Задание 4. Цифровой диктант.

Цель. Повторить основные теоретические сведения, развивать умение на слух определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.

На доске записаны названия основных видов связи, которые ребята переносят в тетрадь. Прослушав предложения, ребята ставят номер предложения к соответствующему виду связи.

1. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

2. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

4. Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

5. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

  • последовательное – 1,3
  • параллельное – 5
  • однородное – 2,4.

Работа над сложными случаями пунктуации

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

-- Вспомним правило, которое отражено в схеме на доске (Схема предложений с однородными членами).

Знаки препинания при однородных членах предложения.

(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами )

-- Посмотрите на следующие схемы на доске.

-- Что объединяет схемы этих предложений?

(Все они с однородным подчинением )

-- Т.е. все предложения здесь.

(однородные )

-- Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Запишем несколько предложений и построим их схемы:

[Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды).

[Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом).

[ ] и (когда. ), и (когда. ).

2. Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И .

Карточка 1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

3. При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут два подчинительных союза.

[Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать).

[Старик предупредил], (что_ (если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать).

-- Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

( В 1-м есть запятая, а во 2-м — нет)

--Структурно предложения отличаются?

( во 2-м есть ТО)

--Давайте попробуем убрать придаточное предложение.

( В 1-м изымается, а во 2-м – нет)

-- Какой вывод мы сделаем?

(Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

Карточка 2. Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

5) Проверка знаний. Тест (Формат ЕГЭ)

ЗАДАНИЕ 19: Выпишите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

Я постепенно стал удаляться в глубину леса(1) где густая тень (2)и (3)реже трава (4)где больше под ногами черной земли.

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бегущих волн.

6) Домашнее задание (Самостоятельная работа по карточкам – Приложение 2)

Возможен выбор варианта по сложности.

7) Заключение.

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

Мы знаем, что особого внимания требуют предложения.

(. где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Резервный материал - Пунктуационная работа

1. Если б он был чуть побольше то услышал бы что бабкины руки пахнут дымом .

2. У моего двоюродного брата Мишки такой характер что если уж ему что-нибудь втемяшится в голову то он доведёт дело до конца.

3.Рука его дрожала и когда Николай передавал лошадь коноводу он чувствовал как со стуком приливает кровь к сердцу.

4. Алексей был в окопе один и когда скрылись повозки и поле очистилось от пыли он решил оглядеться вокруг.

А. П. Чехов. "Степь" (История одной поездки), 1888

"Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками. За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна. Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит. "
----
Чехов всегда умел сказать "хорошую нелепость". У писателя была природная склонность к острословию, он любил и умел создавать фразы, западающие в память. Многие из них вошли в наш язык настолько прочно, что уже воспринимаются как "народная мудрость".

"Краткость — сестра таланта" или знаменитое "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" еще хранят печать автора. А вот о том, что фраза "Этого не может быть, потому что не может быть никогда" - из первого чеховского рассказа "Письмо к ученому соседу", уже мало кто помнит.

Перечислить все чеховские фразы, вызывающие улыбку, невозможно, вот лишь некоторые из них:

"Тираны и деспоты вы, мужчины, но как вы хитры и прекрасны!"
"Незнакомая девица похожа на закупоренную склянку с неизвестной жидкостью - попробовал бы, да страшно: а вдруг там яд?"
"Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству".
"Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк".
"О, женщины, женщины, - сказал Шекспир, и для меня теперь понятно состояние его души".
"Я твой законнорожденный муж".
"Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор ещё не догадались обложить акцизным сбором".
"Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии".
"Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром".
"Если боитесь одиночества, то не женитесь".
"Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг".
"Стать писателем очень не трудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя".
"Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди".
"Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, - ничего не делай".
"Университет развивает все способности, в том числе глупость".
"Серьезность человека, обладающего чувством юмора, в сто раз серьезней серьезности серьёзного человека".
"Грудь матери - это буфет для ребенка".
Последняя, как ни странно, имеет мало отношения к юмору и выписана из рассказа "Убийство" (1895), может быть, самого страшного из произведений зрелой поры.

Иногда забавные фразы возникали у него случайно, и даже сам Чехов не сразу замечал их "соль".
Писатель Леонтьев-Щеглов, друг Антона Павловича, вспоминал такой случай:

". мы разговорились о "Степи". Именно почему-то вспомнилась в самом начале (где говорится о смерти бабушки) фраза, на которой я запнулся, читая впервые рассказ: "Она была жива, пока не умерла. " Что-то в этом роде.
- Быть не может! - воскликнул Чехов и сейчас же достал с полки книгу и нашел место: "До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики". - Чехов рассмеялся. - Действительно, как это я так не доглядел. А впрочем, нынешняя публика не такие еще фрукты кушает. Нехай!"

Эта фраза так и осталась в рассказе.

Кстати, очень хорошо, что эту стилистическую ошибку сохранили. Зинаида Даниловна была бы польщена. Гении тоже ошибаются. Чехов сто раз прав"нынешняя публика не такие еще фрукты кушает".А уж нынешняя и подавно.

не такая уж и ошибка) тьма, тех кто умер задолго до смерти, еще больше тех кто вовсе мимо жизни проходит.

Читайте также: