Флокс юрий репрев описание

Обновлено: 19.09.2024

Сорта флоксов Юрия Андреевича Репрева широко известны в нашей стране. При всем своеобразии и индивидуальности каждого из них, флоксы этого чрезвычайно талантливого автора отличает одно важное качество – они необыкновенно живописны. Перед зрителем предстает тонкая игра красок, изысканная роспись лепестков рукотворного чуда природы – соцветия флокса. Юрий Андреевич Репрев создал множество сортов, расширяющих наше представление о флоксах, дополнил цветовую палитру этого многолетника богатством новых оттенков. Удивительной красоты сорт ‘Радомир’ отличает уникальный теплый оттенок нежно-розового, почти кремового цвета. Крупные соцветия венчают высокие стройные стебли, срок цветения средний. У флокса ‘Абрамцевское Кружево’ малиновая звездочка из центра цветка растекается по белому полю лепестков сиреневыми и розовыми мазками. ‘Розовый Иней’ имеет пышные соцветия, стройный гармоничный куст. Завораживает картина цветения этого сорта: легчайшее розовое напыление на белых лепестках распускающихся цветков по мере их взросления становится все ярче и ярче.

Знамениты синеющие сорта Ю.А.Репрева. ‘Голубая Отрада’ – флокс, обладающий особой, торжественной красотой, средне-позднего срока цветения, разрастается довольно медленно. Голубизна ярко выражена не только в сумерки, но и в пасмурную погоду. ‘Моя Любовь, Моя Отрада’ – самый синий из известных сортов. Крупные цветки сложены в округлое большое соцветие, стебли тонкие, прочные. Ровный голубовато-сиреневый тон лепестков при изменении освещения становится ярко-синим. Юрий Андреевич продолжает работу над синеющими флоксами и в настоящее время.

Не менее популярны и дымчатые флоксы автора. Уникальным оттенком красного цвета обладают цветки сорта ‘Иоганн Себастиан Бах’. Если о цвете можно сказать, что он полифоничен, то переливы дымки на лепестках этого сорта действительно по богатству оттенков напоминают хоралы Баха. В цветке одновременно присутствуют вишнёвые, терракотовые, серовато-коричневые и приглушённо-розовые оттенки. Соцветия крупные, ветвистые, куст быстро разрастается. Приглушенный стальной дымкой цвет ‘Врубеля’ похож на оттенок соцветий сирени в сумерках. Куст сильный, высокий, с густой листвой. Рано зацветает серебристый ‘Чюрленис’, цветки этого сорта имеют характерную чашевидную форму. Седая ‘Старина’ разрастается в стройный многостебельный куст, цветет обильно и длительно.

Разнолики белые флоксы: воздушные летящие ‘Небеса’, легкий ажурный ‘Жуковский’. Оба сорта очень украшают яркие голубоватые бутоны. Рано цветет ‘Петергоф’ –невысокий флокс с волнистыми лепестками плотной фактуры.

Яркий кораллово-розовый оттенок у нового сорта ‘Графика’. Цветки имеют четкий белый центр, характерную форму. Куст невысокий, устойчивый, быстро разрастается. К новинкам относится и светло-сиреневый, почти белый флокс-великан ‘Атлант’. Это один из самых крупноцветковых сортов с диаметром цветка более 5см.

Среди сортов Ю.А.Репрева, названных именами великих художников, есть не только дымчатые. Мечта многих коллекционеров, довольно редкий сорт ‘Куинджи’ – фиолетовый, голубеющий в сумерках. Плотное красиво сложенное соцветие из сиреневых колесовидных цветков формирует флокс ‘Зинаида Серебрякова’. ‘Ренуар’ отличается нежнейшим светло-розовым оттенком лепестков, очень плотными, словно фаянсовыми, соцветиями. Кусты прочные, невысокие, быстро разрастающиеся.

Среди новых сеянцев художника-селекционера есть поистине замечательные флоксы (фото Ю.А.Репрева):

Текст: Светлана Воронина. Фото: Ю.Репрев, М.Барбухатти, О.Кудрявцева, Г.Круглова

Наверное, нет дачника, который не выращивал бы флоксы. Но Юрий Репрёв не просто возделывает эти растения, а, подобно художнику, вот уже сорок лет ваяет новые, невиданные по красоте сорта. Некоторые из них растут у стен Кремля.

Юрий Андреевич Репрёв - кандидат технических наук, инженер-механик Опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого и одновременно автор одних из самых лучших сортов флоксов, участник многих выставок цветов.

Перспективные сеянцы флоксов, созданные Ю. А. Репрёвым, - достойные кандидаты в будущие сорта. На фото: сеянцы Божественный, Радомир, Люкс, Розовый Жемчуг, Анюта, Жуковский, Анна Герман.

Юрий Андреевич Репрёв, автор одних из самых лучших сортов флоксов, участник многих выставок цветов, вовсе не профессиональный селекционер и не агроном. Кандидат технических наук. Один из специалистов известного на весь мир Опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого. В молодости - неоднократный чемпион Москвы по авиамоделизму. А ныне - инженер-механик авиастроения, лауреат Государственной премии Совета министров СССР, автор 27 изобретений, связанных с авиацией и применением авиационных средств поражения.

Ракеты, бомбы и - цветы. что может быть дальше друг от друга? И тем не менее самым непостижимым образом они соединились, поглотив всю его жизнь. Оказывается, и к тому и к другому можно относиться творчески. Селекцией флоксов Юрий Андреевич занимается поздними вечерами и в редкие выходные дни. Этого оказалось достаточно, чтобы вывести невиданные ранее сорта, многие из которых превосходят лучшие зарубежные образцы.

"ПРЕКРАСНОЕ ПЛЕНЯЕТ НАВСЕГДА"

Мы встретились с Юрием Андреевичем на его даче в известном подмосковном поселке Абрамцево, что неподалеку от станции Радонеж, в 70 минутах езды на электричке от Ярославского вокзала. Заприметил я его еще с дороги: худощавый высокий человек лет 60-ти, в несколько старомодных очках, с большой металлической лейкой в руках, торопливо обходил стройные ряды высоких флоксов.

Чувствовалось, что он привык дорожить временем, поэтому на протяжении всей нашей беседы не прекращал ухаживать за своими питомцами: не только поливал, но и занимался черенкованием, удалял заболевшие и слабые стебли, уничтожал улиток, которые, как выяснилось, нынче у него в саду неимоверно расплодились.

- Почему я стал фанатом флоксов? - переспросил меня Юрий Андреевич. И, не раздумывая, ответил:

- Любые цветы вызывают у меня восхищение, а эти - особое. Они для меня подобны шедеврам великих мастеров искусства. И, на мой взгляд, не имеют себе равных. Приглядитесь, - продолжал селекционер, - как они трепещут даже при легком дуновении ветра, как переливаются в лучах солнца, нередко меняя оттенки в течение утра, дня и вечера. Флоксы неизменно создают неповторимые цветовые гаммы в любом саду, околдовывают своей особой магией. Они прекрасны. А говоря словами английского поэта XIX века Джона Китса: "Прекрасное пленяет навсегда". А каков их аромат?! Это легкое дыхание уходящего лета со слегка заметным оттенком увядания. Считается, что флоксы пахнут самой осенью. Для меня это целый "букет" ассоциаций. О быстротечности лета, всей жизни. Красота, радость и грусть воедино!

СО ВРЕМЕН ПУШКИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Собственно, А. С. Пушкин красивых флоксов мог и не видеть; скорее, ими восхищались его собратья по перу в Англии и Франции - Байрон, Гюго, Дюма. И если сейчас флоксы широко распространены по всему миру (кроме Африки и Австралии), то каких-нибудь триста лет назад они украшали лишь свою родину - восточное побережье США и Канады, где и ныне, как утверждают очевидцы, можно встретить целые поля и луга, сплошь заросшие дикорастущими флоксами. Первые садовые посадки цветов появились вблизи этих мест, в поместьях колонистов - в Вирджинии и Каролине. В 1773 году флоксы завезли в Европу, вначале - в Лондон, затем - в Париж. В России они появились в середине XIX века. Впервые коллекция флоксов вошла в каталоги цветов Санкт-Петербурга в 1852 году. К началу ХХ века она насчитывала 150 сортов. Любопытно, что до наших дней из них сохранились только два: Европа (белый цветок диаметром до 3,5 см с карминовым "глазком" внутри и с красивым широкопирамидальным соцветием высотой 60 см) и Жюль Сандро (внутри цветок лососево-розовый, а снаружи нежно-розовый, диаметром 4 см, соцветия округлые, плотные, высотой 50-60 см). Узнаете этих "старичков" в чьем-либо саду - поклонитесь: возможно, их красоте удивлялись наши деды и бабушки, и даже прадеды и прабабушки.

В 30-60-е годы ХХ века за создание невиданных ранее расцветок флоксов взялись лучшие, самые талантливые селекционеры той поры: П. Г. Гаганов (сорта Тайна, Любимец Гаганова, Анка, Девушка Подмосковья), Д. В. Квасников (сорта Маринка, Гроза), Е. Д. Харченко (сорта Новинка, Цвет яблони), М. Ф. Шаронова (сорта Байконур, Маргри, Мария Федоровна).

Именно эти цветы пленили Юрия Репрёва сорок лет назад, а "крестным отцом" стал Павел Гаврилович Гаганов, как бы передавший ему эстафету создания необыкновенной красоты.

В нынешнем отечественном ассортименте флокса метельчатого более 400 сортов. Три десятка из них созданы инженером-конструктором Ю. А. Репрёвым.

Всем, кто неравнодушен к флоксам, советую запомнить названия хотя бы нескольких сортов-шедевров.

Врубель - темно-лилово-дымчатый цветок с малиновым колечком. Лидер международных выставок последних трех лет.

Радость жизни - лососево-розовый цветок с карминовым оттенком и пурпурным глазком, очень яркий.

Ренуар - нежно-розовый цветок с тонким светло-малиновым колечком.

Сандро Боттичелли - днем цветок лилово-сиреневый, при вечернем освещении - голубой. Лидер и чемпион последних выставок.

Небеса - белый цветок с голубоватым оттенком.

Ночка - лиловый, с волнистыми лепестками цветок, однотонный при дневном освещении и сине-голубой, с полутонами - при вечернем и в пасмурную погоду.

Моя любовь - моя отрада (условное название) - светло-голубовато-фиолетовый цветок с небольшим темным глазком. К вечеру и в помещении - ярко-голубой.

Как и у любого создателя сортов, у Юрия Андреевича - своя привязанность к "любимым" оттенкам, в частности - к дымчатости, голубизне. Многие его сорта цветут в разное время - с третьей декады июня до конца сентября, в общей сложности почти три месяца. И не просто поражают красотой, удивляют изяществом, ароматом, но и создают определенное настроение.

Метод селекции Ю. Репрёва предельно прост и в то же время невероятно кропотлив, основан на интуиции и везении: жесткий отбор гибридных растений после свободного опыления. Ежегодно осенью он собирает на своем участке хорошо вызревшие семена и сразу же их высевает. Следующей весной из семян дружно вырастают сеянцы, зацветают они пестрым ковром лишь на следующий год. Для дальнейшей работы Ю. Н. Репрёв отбирает лучшие из лучших - не более пяти штук из каждой сотни - и счастлив, когда за год удается выделить хотя бы одного достойного кандидата в будущие сорта.

- Нынче я далеко не единственный селекционер, есть не менее удачливые, - уточняет Юрий Андреевич, особо выделяя новейшие сорта флоксов своей коллеги, Елены Константиновой: Владимир, Витязь, Зефир. И с досадой говорит о проблеме сортоиспытания цветов:

- Прежняя система разрушена, а новой практически не создано. По крайней мере, результаты труда селекционеров сейчас лишены государственной поддержки. Поэтому при всех высоких оценках жюри выставок наши сорта, строго говоря, не являются. сортами. Формально - это просто сеянцы, а может, так и должно быть: природа и общество сохранят лучшее.

- Кстати, почему селекционные цветы выставляются только на ВВЦ или в Выставочном зале, что на Кутузовском проспекте в Москве? Их место - на площадях и в парках, - утверждает Ю. А. Репрёв, - а может, и на территории картинных галерей, рядом с образцами высокого искусства, чтобы и доступны они были взорам всех людей, и оценить бы их могли самые разные специалисты, в том числе художники, искусствоведы. И еще надеюсь, что в будущем в каждом городском и сельском районе будут открыты "малые" ботанические сады, а может, они найдут место и просто во дворах домов, чтобы красота цветов вошла в наш повседневный быт.

А что сейчас? Пока сорта флоксов Ю. Репрёва доступны, увы, лишь узкому кругу лиц - в основном тем, кто бывает на выставках и посещает секцию цветоводов Московского общества природы. А более или менее широко продаются они, причем далеко не все, только в одном месте - в питомнике агрофирмы "Флос", что в подмосковной Балашихе.

В чем-в чем, а в этом особых проблем нет: флоксы легко размножить делением кустов, стеблевыми черенками, листом с почкой, весенними или летне-осенними пазушными побегами. При вегетативном размножении любым из этих способов все признаки сорта, как правило, полностью сохраняются и передаются последующим поколениям.

При размножении сортов отдают предпочтение стеблевым черенкам. Этот способ рекомендуется взять "на вооружение" даже малоопытным дачникам. Неудач здесь почти не бывает.

Череночник - небольшую грядку - устраивают под пленкой, в полутени. Почва (до 15-20 см глубиной) должна быть плодородной, рыхлой, воздухопроницаемой, постоянно влажной, ее составляют из равных долей хорошей огородной земли, листового перегноя и чистого речного песка. На худой конец на любую выровненную рыхлую почву насыпают трехсантиметровый слой песка, что можно сделать и в неглубоком ящике с боковыми стенками длиной 10-15 см, накрытом сверху любым нетканым материалом или полиэтиленовой пленкой. А еще проще укоренять черенки под перевернутой вверх дном пластиковой бутылкой с ровно отрезанным верхом.

Черенки нарезают со здоровых, хорошо развитых растений: стебель разрезают на короткие отрезки с двумя узлами (четырьмя почками). Нижние листья удаляют, но не полностью, оставляя крошечную часть в 5-10 мм, а верхние, как правило, укорачивают на одну треть или наполовину (верхушки сажают с целыми листочками). В самом конце лета используют лишь не успевшую одревеснеть верхнюю часть стебля. И все же самые здоровые растения получают при весеннем черенковании в мае, когда выламывают молодой, только что появившийся побег.

Перед посадкой черенки выдерживают 12-14 часов в растворе гетероауксина с добавлением циркона. Затем их погружают в песок или почву до верхних почек, поливают и сразу же накрывают сверху любым прозрачным материалом, чтобы избежать испарения воды. В процессе укоренения их часто опрыскивают или поливают сверху теплой водой. Через три-четыре недели у черенков появляются корешки. Когда молодые растеньица окрепнут, пленку в теплые ночи приоткрывают, постепенно приучая их к наружному воздуху. После пересадки на постоянное место в жаркие дни, особенно в первое время, притеняют от солнечных лучей.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ФЛОКСАМИ

Многие дачники не балуют эти неприхотливые растения особым уходом. Но чтобы флоксы роскошно и продолжительно цвели, им необходимы рыхлая плодородная почва, постоянный полив и многократные питательные подкормки.

В течение всего вегетационного периода флоксы обильно подкармливают разбавленными в воде минеральными удобрениями - не менее пяти раз: в апреле, сразу же после схода снега, в конце мая, в середине июня, в июле и в первой декаде августа. Используют полное комплексное удобрение Кемира-универсал (половина чайной ложки на ведро воды), суперфосфат и калийную соль (соответственно 20 г и 10 г на 10 л воды).

Автор этих строк заметил положительное влияние на развитие растений в мае и первой половине лета такого удобрения, как Семицветик, состоящего из азота и микроэлементов (чайная ложка на ведро воды). Удобно и эффективно, особенно в августе, использовать концентраты конского и коровьего навоза Флумб, Мечта огородника, Радогор, богатые фосфором и калием (стакан концентрата на ведро воды).

Различные заболевания и вредители флоксов чаще всего передаются через зараженные саженцы и даже черенки. Поэтому крайне важно приобретать посадочный материал не у случайных лиц или на рынках, а в питомниках и как можно раньше выявлять пораженные растения (по пятнистостям на листьях и стеблях, их деформации и неестественному болезненному развитию). Все подозрительные листья и стебли тут же выламывают и сжигают, а при постоянном проявлении болезней и вредителей трижды опрыскивают кусты разного рода снадобьями.

От самых распространенных болезней - мучнистой росы и ржавчины - флоксы спасают 1%-ным раствором бордоской жидкости или кальцинированной содой, обрабатывая их с недельным интервалом. Можно также использовать 0,1%-ный раствор серы и 3%-ный - железного купороса.

Но лучше всего не ждать неприятностей, а регулярно заниматься профилактикой: опрыскивать листья растворами микроэлементов, к примеру, раствором удобрения Маг-Бор (100 г на 10-литровую лейку), медным купоросом (пол чайной ложки на 10 л).

Из вредителей более всего опасны стеблевые нематоды - при поражении ими листочки сморщиваются, верхушки становятся нитевидными, стебли искривляются, отстают в росте, делаются хрупкими.

Со слабо пораженных растений удаляют все заболевшие побеги. Если сам куст спасти не удается, можно попробовать сохранить его следующее поколение: в апреле-мае молодые здоровые побеги, как только они отрастут до 4-5 см, выламывают, тщательно промывают в проточной воде и используют для черенкования. При запущенной болезни кусты приходится сжигать.

Осенью, накануне морозов, стебли флоксов обрезают до земли и сжигают, а каждые 7-10 лет - при выпирании корней на поверхность почвы (это биологическая особенность флоксов) - их сажают на новое место. Кстати, осенью и весной посадки полезно мульчировать слоем перегноя и компоста.

В. ДАДЫКИН, ученый агроном.

ФЛОКСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Родина диких флоксов - Северная Америка (США и Канада, точнее, та их часть, что расположена между 30-й и 50-й параллелями, в основном в бассейне реки Миссисипи).

В 1737 году Карл Линней дал первое описание этих растений и определил название рода - Флокс, что в переводе с английского (fluffy) и немецкого (flock) означает "пушистый". Возможно, это название ассоциировалось с пышным видом куртин и соцветий этих растений. В переводе же с греческого флокс - это "пламя"; яркие цветки некоторых диких флоксов действительно напоминают пламя.

Флокс относится к сравнительно небольшому семейству Синюховых. Род состоит из 50 видов. Среди них есть наш отечественный - сибирский, который встречается на скалах Берингова пролива, по берегам Енисея, Лены, в Саянах, а также в горах Забайкалья.

Самый распространенный и хорошо известный многим - флокс метельчатый.

Из всех видов только один - флокс Друммонда - однолетний. В наши дни его стали довольно широко выращивать наравне с другими летниками, и он нередко лидирует по красоте расцветок. Длина его стеблей - от 15 до 50 см.

Среди других популярных ныне видов - флокс шиловидный, высотой 15-17 см, с множеством звездообразных цветков розовой, белой и пурпурной окраски. Цветет с середины мая до конца первой декады июня. Используется в качестве украшения альпийских каменистых горок и подпорных стенок.

Все чаще украшают цветники флоксом растопыренным, растением высотой 25-30 см, с голубыми или лавандо-сиреневыми цветами. Их главное достоинство - нежный аромат, как у изысканной субтропической гардении.

ЧТОБЫ ФЛОКСЫ НЕ ЗАВЯЛИ В ВАЗЕ.

Флоксы срезают поздно вечером или утром, когда на них обсохнет роса, и сразу же ставят на 1-2 часа в холодную воду. Замечено также, что соцветия, срезанные с накануне политых кустов, сохраняются в вазе дольше, чем с не политых. Посуду со срезанными цветами помещают в самое прохладное место.

Со стеблей, погруженных в воду, обязательно удаляют нижние листья, иначе они быстро загниют и повлекут за собой гибель всего цветоноса. После очередной смены воды стебли промывают под сильной струей душа. Цветы не следует слишком теснить в вазе - пусть стоят свободно и рыхло.

В воду добавляют вещества, питающие растения и одновременно подавляющие вредные микроорганизмы. Вполне подходят для этого гетероауксин (таблетка на литр воды), аспирин (0,1 г) или несколько капель нашатырного спирта. Используют также розовый раствор марганцовки, этиловый спирт (5%-ный). Хорошо сохраняются цветы и в воде, к которой добавлен сахарный песок (1 чайная ложка на литр).

Ежедневно меняют воду и обновляют срезы острым ножом или бритвой. В самом низу стебля, на месте среза, быстро размножаются вредные микроорганизмы, которые своей студенистой массой закупоривают проводящие сосуды и закрывают доступ воды к соцветию. Тогда цветы просто гибнут, будучи . в воде.

Чем холоднее вода, тем медленнее размножаются микроорганизмы и тем дольше сохраняются цветы.

Описания сортов взяты из Итогов интродукции ГБС АН СССР и других официально опубликованных источников. Подготовлены М.Ю. Баласис-Черновой.
-------------------------------------------------------------------------------

Описания сортов из рабочей тетради Ю.А. Репрева.
Размещены с его разрешения, под редакцией Н. К. Квятковской.
В официально опубликованных источниках не встречаются.

'Балет'. 4.0; 70; С. Белый с легким кремоватым оттенком и розовой трубкой. Соцветие рыхловатое. С 1987 г. в коллекции ГБС.

'Дитя Петергофа'. 4.5; 55-60; С. Белый. Соцветие овально-коническое. Куст компактный.

'Женни'. Сиреневый. С 1986 г. в коллекции ГБС.

'Маршал Жуков'. 3.7; 90; П. Красный, яркий. Разрастается медленно. С 1988 г. в коллекции ГБС.

'Надежда'. 3.8; 90; С. Сиреневый, ровного тона. Выведен до 1970 г. В 1971 г. был представлен на ВДНХ.

'Ноченька'. Темно-сиреневый, ближе к фиолетовому, синеющий к вечеру. С 1985 г. в коллекции ГБС.

'Победитель'. 4.2;80-90;С. Темно-красный. С 1985 г. в коллекции ГБС.

'Премьера'. С 1984 г. в коллекции ГБС. Других данных не сохранилось.

'Розовый Рай'. Розовый с более темными тенями и загнутыми кверху лепестками. С 1981 г. в коллекции ГБС.

'Свидание'. 4.7; 65; С. Светло сиреневый со светло-лиловым глазком. Венчик звездчатый. Лепестки в разных плоскостях.

'Снежинка'. Белый, с заостренными лепестками. С 1981 г. в коллекции ГБС.

'Творенье'. Темно-розово-красный. С 1981 г. в коллекции ГБС.

'Фаворит'. 3.8; 90; С. Кораллово-красный, с темно-красным глазком в центре. Соцветие крупное, очень плотное. С 1989 г. в коллекции ГБС.

'Школьник'. 2.0; 70; С. Лиловый, лепестки разделены. С 1986 г. в коллекции ГБС.

'Шустрик'. Сиреневый. Высокий. Лепестки гофрированные. С 1981 г. в коллекции ГБС.

Последний раз редактировалось rozovodik 17 фев 2010, 01:12, всего редактировалось 4 раз(а).

Последний раз редактировалось Anonymous 15 фев 2010, 23:35, всего редактировалось 1 раз.

.
Врубель, Ренуар, Небеса, Сандро Боттичелли, Русская Красавица

Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.

'Н.Е. Жуковский'

'И.С. Бах'

'Анюта'

'Секрет'

Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.

И.С. Бах:

Флоксы из сада Н.К.Квятковской

Нэлли Константиновна прислала фотографии и поэтические описания
этих прекрасных сортов специально для нашего Сада.

"В моем саду флоксы Юрия Андреевича Репрева впервые появились в 2005 году. Окрашенные чувством прекрасного и художественного восторга, они всегда вызывают у меня ощущение гармонии и красоты.
Практически всем его сортам присуще совершенство, а цветовая палитра роднит их с живописью. От природы наделенный тонким эстетическим вкусом, Репрев порой, с помощью множества оттенков одного и того же цвета, добивается неповторимого колористического эффекта.
Им созданы сорта и в гамме ярких, ослепительных красок, и в нежных, почти пастельных тонах с тончайшими градациями цвета, и обогащенные серебристо-серой дымкой.
Сортов много и один краше другого. Не случайно они занимали и занимают почетное место в коллекции Государственного Ботанического Сада.

Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.

Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.

Последний раз редактировалось Григорьевна 22 фев 2010, 20:27, всего редактировалось 3 раз(а).

Изображение


И еще флоксы из коллекции 80-х. Эти слайды- из личного архива Ю.А.Репрева. Это - настоящий весенний подарок,ведь многие из этих сортов мы видим впервые! И пусть их чудесные названия будут весенними пожеланиями новых встреч, открытий и счастья в этом флоксовом раю !

Вглядитесь, а вдруг они живут безымянными в наших садах?

А вот и сам Юрий Андреевич

Последний раз редактировалось Григорьевна 07 мар 2010, 07:58, всего редактировалось 1 раз.

Большое спасибо Юрию Андреевичу, Григорьевне и всем, кто принимал участие в подготовке этого чудесного весенноего подарка!

Изображение


"Родом из детства"
Так назвал свою автобиографию Юрий Андреевич Репрев. Несомненно, этот интереснейший человек сумел через всю жизнь пронести радость жизни и увлеченность всем, чем бы он ни занимался. Живопись, самолетостроение, любовь к классической музыке, селекция – все нашло себе место в его жизни. И все его увлечения сумели превратиться в цветы.

Иногда кажется, что создавая новые сорта, он как бы смешивает краски на палитре, ищет все новые оттенки, и окрашивает ими окружающий мир. Можно писать маслом и акварелью, а можно, как он - лепестками цветов. Наверное, при этом даже и не обязательно стремиться к словесному описанию нового сорта. Ведь форма и цвет часто могут говорить без слов. Но иногда ассоциация с каким-то образом настолько велика, что название рождается само. И возникают краски музыки и неба, картинки любимых мест и уже невозможно представить, что этот флокс может иметь другое название.

Фотографии предоставлены Ю.А. Репревым и Н.К. Квятковской

Изображение

Интерес к ней возник ещё в четырнадцатилетнем возрасте. Этому в немалой степени способствовала любовь его старшей сестры к опере. В семье время от времени возникали разговоры о различных жанрах музыкального искусства, о композиторах и певцах, а в домашней библиотеке можно было познакомиться с подборкой специальной литературы.

Уже в 15 лет Репрев начал собирать пластинки с записями классической музыки. Став студентом МАИ, он часто посещал Большой зал Московской консерватории, где слушал фортепьянные и скрипичные концерты, а также выступления Большого симфонического оркестра. Дважды ему удалось побывать на концерте талантливейшего американского пианиста Вана Клиберна (Харви Лейвэн Клайбёрн).

Самые сильные, глубокие впечатления у Репрева всегда оставляли сочинения И.С. Баха, которого и сегодня он продолжает считать своим любимым композитором. Не случайно, одному из своих дымчатых флоксов Юрий Андреевич дал его имя.

Изображение
Изображение

-------------------------
На компьютерах с установленной последней версией антивируса Касперского скачанный файл может иметь ошибки воспроизведения.
Отключите интернет и антивирус Касперского и наслаждайтесь просмотром.

Из личного архива Ю.А.Репрева:

"Анна Герман"

Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.

"Око"

Последний раз редактировалось Григорьевна 19 апр 2010, 23:59, всего редактировалось 1 раз.


"Импрессионист" - так называется один из многочисленных флоксов селекции Ю.А.Репрева, появившийся в ГБС в 1981 году.
Характеризовать его с точки зрения ботанической науки - задача соответствующих специалистов. Мне же хотелось бы затронуть "культурологическую" сторону вопроса - дату выведения флокса, толкование названия, причины длительного забытья и эстетические, и художественные достоинства цветка.

Ни для кого не секрет, что сегодня многие сорта флоксов остаются загадкой для коллекционеров. Из-за отсутствия необходимых сведений одни не могут определить название цветка, другие остаются в неведении относительно имени автора. Так случилось и с "Импрессионистом". В течение тридцати лет имя его оригинатора для большинства цветоводов оставалось неизвестным, а упоминания о нем в немногочисленных источниках были очень противоречивы.

Находящиеся сегодня в распоряжении автора этих строк так называемые "рабочие тетради" Юрия Андреевича Репрева, позволяют не только назвать имя создателя данного сеянца, но и определить дату его выведения, а также проследить за его перипетиями до того, как он появился в многочисленных садах любителей - цветоводов.

Выведению флокса предшествовал продолжительный перерыв в селекционной работе Репрева, вызванный длительными командировками, связанными с его основной трудовой деятельностью, а также учебой в аспирантуре.
В 1977 году, спустя год после блестящей защиты диссертации, Репрев возобновляет работы по выведению новых сортов. В период с 1978 по 1980 г.г. среди прочих сеянцев у него появляются "Радость Жизни" и "Творение", в названиях которых он отразил удовлетворение своими достигнутыми успехами в науке. И в это же время рождаются дебютанты его серии "Художники" - "Рафаэль", "Сандро Боттичелли", "Ренуар", свидетельствующие о незаурядных познаниях автора в живописи. К числу выведенных в эти годы флоксов относится и "Импрессионист". Этим названием Репрев как бы подчеркнул его цветовое созвучие с полотнами импрессионистов.

Так называли художников-новаторов последней трети 19 - начала 20 столетия, которые впервые в истории живописи запечатлевали не реальный объект, а свое впечатление (фр.impression) от него. При этом ими была создана принципиально новая техника письма, при которой краски не смешивались на палитре, а накладывались кистью на полотно в виде отдельных мазков. Одним из основателей и ярким представителем нового направления в искусстве был французский художник Клод Моне (1840-1926).

Распустившийся в 1978 году в абрамцевском саду Репрева новый сеянец с полупрозрачными серовато-голубыми мазками на лепестках, с едва заметными нежными переходами цвета напомнили ему эскизные мазки импрессионистов. Последующие же наблюдения за ним вызвали у Юрия Андреевича конкретные ассоциации с произведениями Клода Моне "Ванильное небо" и циклом картин-вариаций "Руанский собор" - та же удивительная, "как светлое небесное видение", голубизна, то же богатство "тающих" переливов светотени, те же мазки, которые плавно переходили друг в друга, создавая ощущение динамики.

Но если цветовая гамма сеянца вызывала у Репрева восхищение, то как отмечал сам автор, его не удовлетворяли форма и размеры соцветия, а также его недостаточная плотность. В 1981 году для дальнейшего за ним наблюдения он перенес флокс из своего сада на отведенный ему в ГБС участок для сортоиспытаний.
Помня уроки П.Г.Гаганова, который рекомендовал обязательное размножение сеянца, чтобы "его можно было бы оценить не в виде отдельного куста, а группы", Юрий Андреевич расчеренковал флокс, создав небольшую куртинку из нескольких кустов и длительное время вел за ними наблюдение.

Через десять лет, в 1991 году, Репрев впервые представил флокс на выставку, устраиваемую клубом "Цветоводы Москвы". По словам Юрия Андреевича, флокс остался незамеченным. Мало того, по каким-то необъяснимым причинам, в подготовленном в том же году секцией флоксов каталоге его авторами была допущена досадная ошибка. Под порядковым № 239 хоть и значился "Импрессионист", автором которого был указан Ю.А.Репрев, фактически был описан абсолютно другой флокс, не совпадающий с подлинным ни по цветовой гамме, ни по форме соцветия, ни по срокам цветения, ни по дате выведения.

Больше ни на одной выставке флокс не экспонировался. Однако, это не помешало цветку найти своих почитателей. И сегодня, благодаря раннему и продолжительному цветению, зимостойкости и устойчивости к заболеваниям, он стал любимцем во многих садах. Основным же достоинством "Импрессиониста" остается его колористическая гамма. Она завораживает и пленяет богатством голубых оттенков с сероватым флером и "импрессионистическими" мазками, привнося в сад частичку "Ванильного неба" Клода Моне".


Н.К.Квятковская.

Фотографии "Импрессиониста" в саду Н.К.Квятковской:

Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.
Фото потеряно на radikal.ru. Восстановить бы.

1 - это первый цветок на второй день после роспуска, 2 - цветку пять дней, 3 и 4 - чуть больше недели. 5 снимок - цветку почти две недели и шестой снимок - в конце третьей недели цветения, которое продолжается до конца августа. Одни фотографии сделаны в 2008 году, другие в 2009 г., есть снимок и 2007 г. Распускался же флокс все три года подряд в один и тот же день 10 июля.

Последний раз редактировалось Григорьевна 27 май 2010, 22:52, всего редактировалось 1 раз.

Можно ли узнать сорт флокса с первого взгляда? Не всем это под силу. Фото автора


Можно ли узнать сорт флокса с первого взгляда? Не всем это под силу. Фото автора

Оборотная сторона медали

Надо сказать, что любовь нашего народа к флоксам, которые обрели в России свою вторую родину, обернулась довольно неожиданными последствиями. Многие коллекционеры, поддавшись искушению оставить свое имя в каталогах, стали активно заниматься селекцией, благо что технологии перекрестного опыления и выращивания из семян хорошо известны. Ассортимент отечественных сортов стал расти прямо-таки в геометрической прогрессии. Обвальный рост новинок, подогреваемый коммерческим интересом, привел к тому, что все чаще появляются сорта, словно близнецы-братья похожие на уже имеющиеся. Отличают их какие-то малозаметные нюансы, которые могут различить лишь профессионалы. По-настоящему выдающихся, запоминающихся сортов не так уж и много.

В селекции флоксов очень важен принцип строгой и придирчивой избирательности, когда в поисках нового, интересного, непохожего на другие сорта его выбирают из сотен новых сеянцев, твердой рукой отбраковывая негодные экземпляры. При этом надо очень хорошо знать уже имеющийся ассортимент, чтобы не разводить похожие.

Найдите различия: слева - флокс с историей, растет в моем саду с давних пор, получен из старого сада моими родителями ещё в 1960-х годах, справа - Птица Cирин, новинка последних лет. Фото автора


Найдите различия: слева — флокс с историей, растет в моем саду с давних пор, получен из старого сада моими родителями еще в 1960-х годах, справа — 'Птица Сирин', новинка последних лет. Фото автора

Но в последнее время новые культивары флоксов появляются довольно скоропалительно и в немалом количестве. При этом их качество остается под вопросом — нам по сути предлагают проводить испытания в собственных цветниках. Не говоря уже о том, как трудно бывает ориентироваться в огромном количестве названий, от которых голова идет кругом, а запомнить их не представляется возможным! Лишь по-настоящему выдающиеся сорта остаются на слуху и в нашей памяти, остальные тихо уходят в небытие.

Лучшие российские селекционеры флоксов

Еще в относительно недавние времена у нас в стране работало не так уж много селекционеров флоксов, которые чрезвычайно требовательно подходили к получению новых сортовых экземпляров. Мы все их прекрасно знаем. И первый среди них — наш замечательный соотечественник Павел Гаганов, флоксы которого, полученные еще в 1930-1950-е годы, до сих пор украшают наши сады и остаются непревзойденными шедеврами селекции.

Хорошо известный гагановский сорт Оленька не теряет популярности уже более 80 лет! Фото автора


Хорошо известный гагановский сорт 'Оленька' не теряет популярности уже более 80 лет! Фото автора

После Гаганова традиции российской школы флоксоводства продолжил его ученик и преемник Юрий Репрёв, получивший немало прекрасных сортов со знаком качества. В последнее время авторитетом признана Елена Константинова, создатель уникальных культиваров, в том числе целой линейки мелкоцветковых флоксов, ставших новым словом в селекции.

Помимо этих флагманов флоксоводства, известны и другие оригинаторы — М. Шаронова, Б. Квасников, Е. Харченко, Н. Скрастынь, А. Попов, Ю. Марковский и другие, которые прославились своими сортами. Мы всем им отдаем должное. Но, не умаляя заслуг других известных селекционеров, мы можем утверждать, что сорта и Гаганова, и Репрёва, и Константиновой узнаваемы как никакие другие.

Узнаваемые сорта Павла Гаганова

На первом месте, пожалуй, стоит знаменитый 'Успех', который ярко выделяется в саду. Его автора не знает только совершенно далекий от садоводства человек. А ведь этот сорт был получен еще в 1937 году!

Успех Гаганова - признанный шедевр в селекции флоксов, один из лучших в мировой селекции. Фото автора


'Успех' Гаганова — признанный шедевр в селекции флоксов, один из лучших в мировой селекции. Фото автора

Дракон узнать легко, настолько он оригинален и неповторим. Фото автора


'Дракон' узнать легко, настолько он оригинален и неповторим. Фото автора

После войны Гаганов получил чудесный акварельный сорт 'Розовый Районнант' (1945 г.), который вторит классическому бело-сиреневому 'Rayonnant' зарубежной селекции.

Флокс Розовый Районант. Фото автора


Флокс 'Розовый Районнант'. Фото автора

Выделяется в саду и 'Любимец Гаганова' (1954 г.) — темно-вишневый, бархатистый. Все перечисленные сорта прошли серьезное испытание временем — годы им нипочем, они по-прежнему востребованы и легко узнаваемы в любом саду.

Флокс Любимец Гаганова по-прежнему великолепное украшение сада. Фото автора


Флокс 'Любимец Гаганова' по-прежнему великолепное украшение сада. Фото автора

Лучшие сорта Юрия Репрёва

  • 'Россиянин' (1984 г.) — один из лучших голубых флоксов отечественной селекции.
  • 'Седая Дама' (1995 г.) днем розовато-сиреневая, голубеет к вечеру. Пышные шапки цветков напоминают седые парики по моде XVIII века.
  • 'Радомир' (1998 г.) — великолепный и знаменитый, славится крупными цветками теплого палево-розового оттенка.
  • 'Фиона' (2010 г.) — сорт-хамелеон, при разном освещении меняет цвет. Величественный, лиловый, крупноцветковый.

Слева флокс Сандро Боттичелли, справа - Ренуар. Фото автора


Слева — флокс 'Сандро Боттичелли', справа — 'Ренуар'. Фото автора

Авторству Юрия Репрёва принадлежит один из лучших белых флоксов отечественной селекции — сорт 'Небеса' (1969 г.), ставший уже классикой. Выделяется пышным и продолжительным цветением, крепостью здоровья и способностью быстро разрастаться. Легко определяется по характерным синим бутонам и голубоватым теням на цветках с раздельными лепестками, собранных в большие ажурные соцветия.

Флокс Небеса словно облако парит в цветниках. Узнаваем по синим бутонам. Фото автора


Флокс 'Небеса', словно облако, парит в цветниках. Узнаваем по синим бутонам. Фото автора

Удивительные флоксы Елены Константиновой

  • 'Игорь Тальков' (1987 г.) с характерной двухцветной окраской лепестков — одна половинка сиренево-голубая, другая светлее по тону, с бело-голубыми тенями.
  • 'Любовь Орлова' (1997 г.) — нежная бело-сиреневая.
  • 'Зефир' (1989 г.) крайне удачное название для пышного бело-розового флокса с невероятно крупными цветками.
  • 'Маргарита' (2002 г.) — великолепная, яркая, горящая киноварно-красным цветом.
  • 'Анна Каренина' (2003 г.) — дымчатый, надежный сорт с характерными закрученными лепестками и серебристо-пепельным напылением.
  • 'Гжель' (2003 г.) крайне популярный сине-белый сорт, пример точно подобранного названия: этот флокс и впрямь похож на расписной фаянс Гжели.

Надо отметить, что лучшие сорта Елены Константиновой отличаются запоминающимися и очень удачно подобранными названиями, точно передающими особенности того или иного культивара. Это в полной мере относится и к мелкоцветковым флоксам, которые с ее легкой руки сейчас становятся чрезвычайно модными. Они обладают крепкими стеблями, пышными шапками соцветий, которым не страшны ни дождь, ни ветер. Чрезвычайно эффектны в саду: цветут долго и обильно, заметны издалека и подкупают своей дивной декоративностью. Не исключено, что за этими сортами будущее, так они хороши в ландшафтных посадках.

Мелкоцветковые флоксы с легкой руки Елены Константиновой постепенно входят в моду. Фото автора


Мелкоцветковые флоксы с легкой руки Елены Константиновой постепенно входят в моду. Фото автора

Что касается названий, то они совершенно прелестны! Например, чего стоят такие, как 'Капелька', 'Конфетти', 'Свирель' или 'Волшебная флейта'! Эти яркие и выразительные имена, что называется, ложатся на душу, хорошо запоминаются — эти сорта непременно хочется посадить в своем саду.

На последних выставках появились новые сорта Елены Константиновой — 'Куколка' (еще одно милое название), розовый флокс 'Мулине', сиреневый 'Этюд', темно-пурпурный, с явно выраженными тычинками, 'Ренессанс'. Будем ждать их в продаже, чтобы непременно пополнить свою коллекцию. А время покажет, какой из них ждут долгая жизнь и признание потомков.

Читайте также: