Какие растения весной цвести торопятся

Обновлено: 15.09.2024

Цели: закреплять умения учащихся определять растения-первоцветы; уточнить знания о жизни растений весной; повторить экологические правила; развивать мышление и речевые умения.

Оборудование: изображения первоцветов; экологические знаки.

Март у матери-зимы шубу снял,

И проталинками весь засиял,

И капелью заплясал в тишине,

Петушок нам прокричал о весне.

И в свете дней, во тьме ночей

Вдруг пашня задышала.

На оперение грачей

Похожей пашня стала.

Гляжу, ликуя, в синеву

И в гости к нам грачей зову.

М. Сухорукова

– О чем это стихотворение?

– Какие приметы весны называет автор стихотворения?

– Сегодня мы узнаем, какие травянистые растения цветут ранней весной.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 49).

– Что делают Миша и Маша?

– Какие цветущие травянистые растения они видят на лесной полянке?

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 49. Опишите внешний вид каждого цветущего травянистого растения.

– Почему эти цветы так назвали? (Предположения детей.)

Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Потому ее и называют хохлаткой.

Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому она так и называется.

Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.

– Опишите, как цветут деревья.

Осина и тополь. Удивительно красивы сережки осины и тополя. Бордовые с лиловым отливом, опушенные серой бахромой, они – настоящее украшение дерева.

Ветер поможет осине и тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца осина и тополь дадут семена, каждое из которых одето легким пушком-парашютиком, ветер подхватит их и унесет далеко-далеко – заселять новые места.

Ясень. Цветет до появления листьев и ясень. Ранней весной также разносит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем не похожи на сережки ив, осин, орешника. Эти цветки и сережками не называются. Красивыми розовато-зелеными букетиками сидят они по краям толстых веток. Желтой дымкой пыльцы опушен ясень до появления первых листочков.

2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Раннею весною в нынешнем году

Я сама сажала вишенку мою.

А теперь взгляните: обогнав меня,

Выросла за лето вишенка моя.

3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 49).

– Как вы думаете, почему эти травянистые растения уже цветут? (Предположения детей.)

– Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет.

Какие же особенности позволяют им так рано зацветать? Ведь большинство травянистых растений цветет летом.

Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению еще под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж и тепло – около нуля градусов (это та температура, при которой лужи замерзают). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзла. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.

– Неужели первым весенним цветам не холодно?

– Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они, как могут, защищаются.

4. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

5. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 33).

– Выберите рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпишите их названия.

– Раскрасьте рисунки, если знаете, как выглядит цветок растения.

III. з акрепление изученного материала.

1) Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага лежит снег. Солнце в полдень находится на юге и поэтому хорошо освещает северный склон оврага, на нем снег тает быстрее.)

3) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

4) Где раньше снег тает: в лесу или в городе? Почему? (Снег тает раньше в городе, потому что там он грязный, его растаптывают, а также потому, что в городе теплее.)

5) Что такое припай? (Припай – лед, примерзший к берегу и ко дну на мелководье.)

6) Какого числа день равен ночи? (21 марта день по времени равен ночи. Этот день называется днем весеннего равноденствия.)

7) Когда чаще всего бывает первая гроза? (Обычно в мае, реже – в конце апреля.)

8) В какие времена года можно наблюдать туманы? (Туманы бывают во все времена года.)

9) Где чаще всего образуются туманы? (Обычно туманы стелются над рекой, в низине, где много воды.)

10) Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

1) Почему весной листья на деревьях блестят? (Молодые листочки покрыты тонким слоем прозрачной смолы. Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.)

2) Какого цвета молодые листья дуба? (Молодые побеги бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными.)

3) Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)

4) Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)

5) Как выглядят цветки у сосны? (У сосны нет цветков. Роль цветков у сосны выполняют шишечки. Маленькие, красные, они появляются во второй половине мая.)

6) В какое время года бывает хвоепад у ели? (Хвоепад у ели бывает ранней весной.)

7) Орехи какого дерева самые мелкие в мире? (Ольхи. Двести орешков весят всего один грамм.)

9) Какое дерево поит дятла? (Береза. Весной, когда по стволу к веткам начинает двигаться кисловато-сладкий сок, дятел пробивает в стволе дырочку и пьет его.)

10) Какой вред деревьям приносит неумеренный сбор сока? (Дерево без сока засохнет, погибнет.)

11) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

12) Как мать-и-мачеха от мороза спасается? (Если внимательно рассмотреть стебелек, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Воздух, который собирается между волосками, насыщается влагой. Вот этот пушок и помогает растению спастись от заморозка.)

14) Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха – листья появляются после цветения.)

VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
б) Работа с хрестоматией.
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях.
г) Отгадывание чайнворда.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

VIII. Повторение с включением новых знаний.

а) Викторина “Первоцвет”.
б) Знакомство с работой по защите первоцветов в Волгоградской области.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

X. Рекомендации по работе дома.

Ход урока

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!

– Какое время года сейчас? Весну вы видите и на фотографии. (Слайд 4.)

– Какие весенние месяцы вы знаете? Какой идёт месяц?

1. Работа с учебником.

– Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем вертолёте. Открываем стр. 49 учебника.

Прилетел вертолёт
И берёт всех нас в полёт.

– Где мы летим? (Над лесом)

– С вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми, у осины нежный зеленоватый цвет.

– Какие же изменения происходят с растениями весной? (Дети перечисляют: началось сокодвижение, набухают почки, некоторые растения цветут)

– Увидите ли вы с вертолёта какие деревья цветут ранней весной? А листочки уже распустились? А Машу с Мишей вы видите? Чем заинтересовался Миша?

2. Формулирование темы урока.

– Сегодня мы поговорим о том, какие растения весной цвести торопятся. Это тема нашего урока.

– Давайте спустимся на землю к Маше и Мише, и вместе с ними внимательно рассмотрим цветущие растения.

3. Словарная работа.

Перед вами на доске ребус. Разгадайте его, и вы узнаете о каких растениях пойдёт речь. (Слайд 5.)

Правильно. Речь пойдёт о первоцветах.

– На стр. 49 прочитаем задание. Что обозначает знак? (Подумай!)

  1. Почему эти растения так назвали?
  2. Почему они уже цветут?
  3. Разве им не холодно?
  4. Бывают ли другие первоцветы?
  5. Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Слайд 6.)

– Как вы думаете, почему растения называют первоцветами? (Потому что они цветут первыми)

– Первоцветами называют растения цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле (в отдельные теплые годы – с конца марта) до середины мая.

1. Поиск решения (подводящий диалог)

В чем смысл столь раннего цветения этой группы растений?

а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.

– Первая и главная причина – солнечный свет. Достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Именно ранней весной леса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции “выбрали” для своего цветения именно раннюю весну.

– В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений. К ним относятся береза, осина, ольха, лещина, или орешник. Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.

– Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.

Давайте прочитаем, какая таблица у нас получилась.

Смысл раннего цветения растений

– Достаточное количество света.

– Легче происходит опыление.

– Наличие влаги. (Слайд 8.)

б) Работа с учебником.

– А теперь рассмотрим раннецветущие деревья и кустарники. (Слайд 9.)

– Обратите внимание, что деревья и кустарники цветут, а листьев на них ещё нет.

Посмотрите стр.48 учебника.

На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других– зеленоватые. На веточках ивы видны “пуховки”-пушистые серёжки. Распустились первые цветки и на орешнике. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. И на тех же веточках есть и другие цветки. Из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит с других кустов орешника. На веточках осины в начале серёжки короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

в) Отгадывание загадки.

Разгадайте загадку: “Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает”. (Подснежник.)

Ученик читает стихотворение: (Слайд 10)

Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут. (Слайд 11.)

Ученики рассказывают по очереди о первоцветах, открывая изображения растений с названиями.

– Название рода Примула происходит от греческого primus – ранний, первый, за очень раннее цветение. Первоцвет весенний. Примулу еще называют "баранчиком" за морщинистые листья, волнистые по краю и покрытые бархатистым пушком, напоминающим шкуру молодого барашка. У многих народов это растение известно под названием "ключики" – соцветие желтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Слайд 12.)

– Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – “мачеха”, а нижняя – мягкая, теплая – “мать”. (Слайд 13.)

– Медуница неясная (“легочница”) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.

– Калужница болотная. Название этого растения происходит от старо русского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. (Слайд 15)

– Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. (Слайд 16.)

– Перелеска. Растут перелески на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках, где весной снег тает быстрее всего. Поэтому у перелески такое название. (Слайд 17.)

V. Первичное закрепление.

Давайте поиграем в игру “ Отгадай-ка”.

Я буду называть различные растения. Если называю первоцвет, то вы руки поднимаете.Значит, растёт первоцвет. Если другое растение, то сидите смирно. (Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска)

– А других первоцветов не бывает? (Бывают) Давайте посмотрим на их фотографии.

– Многие из этих первоцветов растут в нашей местности.

VI. Самостоятельная работа.

а) Работа с тетрадью.

– Теперь вы сможете самостоятельно узнать раннецветущие растения. В тетради для самостоятельных работ выполняем задание 33: “ Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной”.

– Раскрась понравившийся рисунок, если знаешь, как выглядит цветок растения.

б) Работа с хрестоматией.

Первоцветы цветут так рано. Разве им не холодно?

Чтобы ответить на этот вопрос откроем хрестоматию на стр.49 и прочитаем текст “Неужели первым весенним цветам не холодно?”

– Холодно ли первоцветам? (Да)

– Как они защищаются от холода? (Растения покрыты волосками, закрывают и опускают свои головки) (Слайд 22.)

в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях”.

Первоцветы радуют нас своей красотой, некоторые из них используют в пищу, а так же как лекарственные средства. (Слайд 23.)

Например, мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще “легочницей”. Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания. Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!

Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растет, красуется,
Ясным днем любуется.

г) Отгадывание чайнворда.

– А теперь посмотрите на доску и отгадайте чайнворд. (Слайд 24.)

В нём зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске)

Дети должны прочесть фразу: “Не рви букеты”.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?

(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)

Затем учитель продолжает беседу и открывает на доске правила охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять)

  1. Не рви букеты!
  2. Не губи места произрастания первоцветов!
  3. Не вырывай цветы с корнем!
  4. Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними! (Семена их продаются в цветочных магазинах)
  5. Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов. (Слайд 25.)

– Можно оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, в школе, чтобы люди запомнили эти растения.

– Каждый из вас может нарисовать запрещающий знак или рисунок первоцветов, чтобы мы могли оформить коллективный плакат об их охране и повесить в нашей школе.

VII. Физминутка.

VIII. Повторение.

– Ещё раз проверим, как вы запомнили первоцветы.

Проведём викторину. Я буду читать описание растения, а вы отгадывать его название.

  1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
  2. Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов. Оно на тоненьких стебельках покачивается даже от слабого ветерка.(Ветреница.)
  3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Верхняя часть листа гладкая и на ощупь холодная, а нижняя покрыта волосками, мягкая и тёплая. Цветы жёлтого цвета. (Мать-и-мачеха.)
  4. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
  5. У этого растения волоски покрывают и стебель, и листья, и наружную сторону цветка. (Прострел.)
  6. У многих народов это растение известно под названием ключики т.к. соцветия жёлтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Первоцвет.) (Слайд 26.)

В нашей области произрастает по разным оценкам от 180 до 220 раннецветущих растений, из которых большая часть занесена в Красные книги РФ и Волгоградской области.

В Волгоградской области проводится природоохранная акция по защите раннецветущих растений “Вестники весны”. В ходе акции проводятся разъяснительные беседы с населением, с целью пресечения незаконного сбора, торговли и скупки охраняемых растений, в первую очередь — со школьниками. Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей совместно с милицией общественной безопасности проводятся специализированные рейды, задачей которых является выявление фактов незаконного сбора и уничтожения цветов, а также их незаконной продажи. Согласно Административному кодексу, такие деяния наказываются штрафом.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали?

– Что нового узнали?

– Для чего мы изучали эту тему?

– Оцените свою работу на уроке с помощью изображения на карточке человечка. (Слайд 27.)

– Покажите карточки. Почему человечек улыбается? У кого он грустный? Почему?

Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали…

X. Рекомендации по работе дома.

Кто желает, нарисуйте рисунок, изображающий первоцветы. Кому интересно, тот может обратиться к хрестоматии и узнать историю названия первоцветов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПоповаСИ-сценарий.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

г. Алексеевки Белгородской области

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: Какие растения весной цвести торопятся

Учитель: Попова Светлана Ивановна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Учебная тема: Какие растения весной цвести торопятся

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с раннецветущими растениями, обобщения знаний о жизни растений весной, выяснения причин их раннего цветения, уточнения знаний о жизни растений весной; способствовать развитию внимания и наблюдательности, мышления и речевых умений.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся отличать раннецветущие растения от остальных; устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; получат возможность научиться оберегать редкие и исчезающие растения родного края.

Метапредметные:

Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

Познавательные : обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.

Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.

Тип урока: получение новых знаний.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу .

Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра!

-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

Зеленый Шум, весенний Шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний Шум!

- О чем это стихотворение?

- Какие приметы весны называет автор стихотворения?

- Сегодня мы узнаем о жизни растений весной, о том, какие растения цветут раньше других.

II . Открытие нового материала.

Работа по учебнику (с. 48).

- Рассмотрите центральный рисунок. Какое время года здесь изображено? (Весна)

- Маша и Миша приглашают нас совершить путешествие на вертолете. Все готовы? Итак, в путь.

- Можно ли увидеть с вертолета, какие деревья цветут раньше весной?

- Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины – нежный зеленоватый цвет. Давайте спустимся вниз и поближе познакомимся с цветущими деревьями и кустарниками. Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 48.

- Какие цветущие деревья здесь изображены? (Орешник, ива, осина)

-Есть ли листья на этих цветущих деревьях? (Пока распустились только цветочные почки.)

- Сравните цветы орешника, ивы, осины.

Физкультминутка

Раннею весною в нынешнем году

Я сама сажала вишенку мою.

А теперь взгляните: обогнав меня,

Выросла за лето вишенка моя.

Работа по учебнику (с. 49).

- Как вы думаете, почему эти травянистые растения уже цветут?

- Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслоняет свет.

- Какие же особенности позволяют им так рано зацветать? Ведь большинство растения цветет летом.

-Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению еще под снегом, который защищает их от холода. Под снегом не так уж и тепло, всего – около нуля градусов (при такой температуре замерзают лужи), но растениям много не нужно, самое главное, чтобы почва не промерзла. Если вдруг и промерзнет почва, то для растений это не беда, они хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Во время небольших морозов сахарные растворы не замерзают.

- Неужели первым весенним цветам не холодно?

- Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они защищаются, как могут.

- Какие травянистые растения Миша и Маша видят на лесной полянке?

- Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 49. Опишите внешний вид каждого цветущего травянистого растения.

- Почему эти цветы так назвали?

Пе рвоцвет – необыкновенное растение. Если соцветие его, похоже на связку ключей, то листья похожи на молодого барашка, они такие же курчавые. Вот почему это растение называют ещё баранчиком. ( Латинское название первоцвета – примула .)

П еченочница – украшение весеннего сада. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики с зимне-зеленой листвой цветет в конце апреля - начале мая.

- Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется.

- Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.

- Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой.

- Прострел весенний, или сон-трава очень п охож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены.

III . Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в печатной тетради (с. 33).

- Выберите рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпишите их названия.

- Если вы знаете, как выглядит цветок, раскрасьте рисунки.

IV . Закрепление изученного материала.

- Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими анна трилистник. (Печеночница.)

- Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать? (Орешник.)

- На ее ветках весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает краснеть. (Ива.)

- Один из самых ранних первоцветов в наших лесах, появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда холодно и ветрено. Его цветок как будто дрожит на ветру. (Ветреница.)

- Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, потому что основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)

- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)

- Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

Тренажёр можно использовать на уроках закрепления и обобщения знаний как во фронтальной, групповой, так и индивидуальной работе, как полностью, так и выборочно, в зависимости от темы и типа урока. Возможно применение ресурса и во внеурочной деятельности.



Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!


Рекомендации:

Татьяна Анатольевна, спасибо за наглядный материал по знакомству с весенними первоцветами!


Татьяна Анатольевна, у Вас получилась красивая и познавательная презентация. Но, к сожалению, на слайде 8 допущена ошибка. Изображение сон-травы или прострела, а подпись - "анемон".


Анемоны - это совершенно другие растения, общее название у них - ветреницы. Кстати, на слайде 10 изображена ветреница лютиковая (лютичная), а кроме неё существует ещё более 150 видов.
Анемона корончатая.

Читайте также: