Какие тайны хранят цветы

Обновлено: 18.09.2024

Кто-то красиво сказал: "Цветы - остатки рая на Земле". Пожалуй, нет такого человека, который равнодушно прошёл бы мимо роскошной розы, очаровательной лилии, пламенеющего флокса, скромной фиалки. Цветы не только приятно ласкают глаз, но и облагораживают человека, пробуждают в нём чувство прекрасного, вселяют веру в свои силы. Цветоводы любуются необыкновенной красотой цветов, выращенных на своих приусадебных участках. О некоторых из них - наших земляках - мы сегодня расскажем, а самые опытные поделятся своими секретами. Пусть у каждого человека возникнет желание своими руками создать собственный райский уголок. И если вы еще его не создали, попробуйте, и у вас обязательно получится!

Мои любимые флоксы.

Те, кто проходил по улице Мамонтова, наверное, замечали, какие красивые цветы растут здесь в палисадниках. У одной из жительниц этой улицы, Тамары Павловны Нечунаевой, мы и побывали в гостях. Наше посещение стало настоящей экскурсией!

В прошлом Тамара Павловна - учитель, в настоящем - цветовод -любитель, пишет стихи.

- Я очень бережно отношусь к своим растениям, ведь многие из них - это память о тех, кого уже нет с нами: вот цветы, посаженные заботливой рукой мамы, а вот деревья, посаженные моим отцом, мужем, - рассказывает она.

В небольшом дворике растет масса самых различных цветов - многолетников. Больше всего Тамара Павловна любит флоксы. Началось все с того, что красивые цветы на ее участке заметили работники городской администрации и предложили поучаствовать в конкурсе букетов. Чтобы собрать уникальный букет из флоксов разной окраски, Тамара Павловна обошла всех соседей и вместе с цветами брала их саженцы. Это настолько увлекло ее, что она решила собрать у себя на участке своеобразную коллекцию этих цветов разных оттенков. Теперь их более 10!

- Это - лихнис, или в простонародье татарское мыло. А вот - пионы. Пионы имеют множество окрасок. Кстати, корень пиона можно использовать для лекарственных целей, -рассказывает Тамара Павловна.

Ах, каких только цветов нет на ее участке: тюльпаны, ирисы, лилии, хризантемы, георгины, октябринки и даже ромашки… Саженцы и семена Тамара Нечунаева берет у знакомых и даже заказывает в научно-исследовательском институте садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко.

Из "коренных жителей" под деревьями растет самая настоящая лесная земляника. Очень вкусная. Никто ее не садил, сама выросла. Есть у нее на участке и королева цветов - роза.

- Роз у меня, к сожалению, мало, зато у моей соседки Валентины Бутылкиной настоящий розарий. Выращивание роз требует много сил, эти цветы очень капризны и требуют постоянного ухода, - говорит Тамара Павловна.

Цветы дарят Тамаре Павловне вдохновение, столь необходимое для написания стихов (она сейчас завершает работу над новым сборником). Одному из своих любимых цветков - купальнице - она посвятила стихотворение "Цветок-огонек". На этот стих ее знакомая Регина Алилова написала музыку, так и получилась песня…

- Каждый любит цветы по-своему, но нравятся они, конечно же, всем. Поэтому нередко увлечение цветами может стать поводом для знакомства между двумя абсолютно разными людьми, - говорит Тамара Павловна.

СПРАВКА

• Тамара Павловна Нечунаева закончила Рубцовское педучилище, затем - Горно-Алтайский педагогический институт и проработала учителем 45 лет!

• Кроме цветов, у Тамары Павловны на участке множество других редких растений: мирт, спирея, сныть, любисток, можжевельник, барбарис, дицентра. А в небольшом саду - айва, черешня, ирга, лох серебристый, шиповник, липа, береза и др.

4.jpg

У Нины Николаевны Медведевой на приусадебном участке 48 кустов роз, причем выращивает она их сама - черенками. Глаз радуют пионы, сентябринки, многолетняя рудбекия. Помогает Нине Николаевне ухаживать за цветами ее внучка Сашенька, которая на лето приезжает к бабушке из Новосибирска.

Язык цветов родился на Востоке.

Язык цветов родился на Востоке.

Его создали женщины, любя.

Они хотели яркие восторги

Дарить любимым, красок не щадя.

Если ты сегодня загрустила,

Примула печали утолит.

Флокс тебя наполнит тайной силой,

А подсолнух - солнцем озарит!

Если час свиданья наступает,

Колокольчик время сообщит.

Незабудка память освежает,

А бессмертник - доброту хранит.

Львиный зев обозначает славу,

Васильки - доверие и кров.

На ромашке нагадаешь правду,

Роза щедро дарит нам любовь.

Ландыш нам приносит обновление.

Лилия нам дарит чистоту!

Маргаритка дарит вдохновение,

А гвоздика - страсть и остроту…

Сколько же цветов прекрасных, ярких!

Сколько тайн они в себе хранят?

Пусть их будет больше - нежных, жарких.

Пусть нам дарят все цветы подряд!

Татьяна Лаврова .

3.jpg

Надежда Алексеевна Афанасьева из с.Карамышево из весенних цветов любит нарциссы, гиацинты, из осенних - георгины, хризантемы. Вместе с мужем, Борисом Александровичем, они с любовью облагораживают каждый уголок своего приусадебного участка. Здесь рядом с крыльцом импровизированные пруд, фламинго и даже змея.

1_1.jpg

"Я родилась в цветах, - говорит Раиса Михайловна Босоногова. - Потому что цветы любили выращивать моя мама, сестры". А когда Раиса Михайловна вместе с семьей переехала жить на улицу Ползунова, это был 1984 год, начала заниматься цветами сама. Раиса Михайловна любит все цветы, но особенно восхищается красотой клематиса. В центре цветочного участка гордо стоит желтый георгин. Это голландский георгин, он "не дает" луковицу, размножается отводками.

2_1.jpg

Даже ветка подморковника превращалась в прекрасную даму.

У детей богатое воображение и желание играть. Поэтому они используют различные предметы, приспосабливая их к своей игре.

Мальчики могут возить по полу кастрюльками и гудеть: "Бвуууу". Это у них машины такие. А девочки делают кукол буквально из всего подряд. И из цветов - тоже.

Мы с девчонками мастерили куколок из одуванчиков: переворачивали, разделяли стебель на несколько частей - делали "волосы" и играли. Но одуванчики - это удел совсем маленьких.

Когда стали старше, начали выходить за пределы деревни. В это время нашими куклами были ветреники. Схема создания куклы - та же самая, что и с одуванчиками.

В один прекрасный момент мы вдруг поняли, что играть можно не только полевыми цветами. С этого дня началась "война" между нами, маленькими вредителями в платьицах, и нашими мамами, бабушками, соседками - обладательницами красивых палисадников.

В ход шли все цветы по принципу "чем больше и ярче, тем лучше".

Мне очень нравилось играть цветками гладиолуса и золотого шара. Пышные, яркие, красивые - они вызывали у меня восторг. Куклы из них получалась очень быстро: достаточно было только перевернуть цветок, и вот уже готова какая - нибудь знатная дама в пышном платье.

Моё воображение даже ветку подморковника превращало в прекрасную даму!

Евгения ГОЛЯШОВА.

Красота спасет мир

Что советуют опытные цветоводы начинающим? Какими секретами по выращиванию цветов на своих приусадебных участках они могут поделиться?

Валентина ЯКИМЕНКО:

- Любовь к цветам мне передала свекровь. Она научила меня, как правильно ухаживать за цветами. Главное - вовремя удобрить, вскопать землю, полить всходы, прополоть сорняки. Считаю, лучше другие дела по дому не сделать, но содержать цветник в порядке. Чтобы цветы приносили радость, надо любить их.

Валентина РУДЬ:

- Сколько себя помню, столько я занимаюсь цветами. До прошлого года на моем приусадебном участке около пяти соток занимали только цветы. Первое время мы, любители-цветоводы, делились друг с другом семенами, черенками цветов, рассказывали, как ухаживать за цветами, где лучше разбить цветник или газон. Меня приглашали поделиться опытом с пенсионерами. Со временем я поняла: не нужно ничего рассказывать, если человек не сделал попытки посадить хотя бы один цветок. Он послушал и забыл. А вот тот, кто хочет заниматься цветоводством, берет в руки литературу, читает, покупает семена и выращивает прекрасные цветы. Тем более, сейчас есть Интернет, где в социальных сетях создаются целые группы по интересам, в том числе по уходу за цветами. Слушать недостаточно, надо делать! К слову, я почти все цветы выращиваю рассадой. Ко мне многие обращаются с просьбой поделиться ею, чтобы рассадить на своем участке те или иные цветы. Я рада помочь, потому что считаю: цветы приносят людям радость.

Ирина ПОПОВА:

- Мне нравится, как цветет петуния, поэтому три года назад начала выращивать ее. Могу дать несколько советов. Во-первых, семена петунии нужно сеять в маленькие торфяные таблетки, так как само растение очень нежное и ему постоянно нужно подпитываться влагой. Во-вторых, для посева выбирайте мелкие семена, а не крупные, гранулированные. При посеве обычных мелких семян у вас будет 100-процентная гарантия их всходов. В-третьих, петуния не любит, когда ее треплет ветер, льет на нее проливной дождь, поэтому высаживайте в то место, где затишье от ветра и дождя. И последнее. Отцветшие цветки нужно обрывать, иначе петуния не будет пышной и красивой.

Козлова Ольга Игоревна

Удивительное творение природы — цветок. Он радует нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам еще не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися

ВложениеРазмер
proekt_tayny_tsvetov_fevral_2011_g.doc 115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

Школьная проектная неделя

Секция: начальная школа

Козлова О.И., учитель

Паспорт проектной работы

1.Название проекта : Тайны цветов

2.Руководитель проекта: Козлова Ольга Игоревна, учитель начальных классов

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по предмету: окружающий мир

4. Возраст детей, выполняющих проект : 9 – 10 лет

6. Тип проекта: информационный

7. Мероприятие, для которого выполняется проект: школьная проектная неделя

8.Цель проекта : узнать, какие тайны скрывают цветы

9. Задачи проекта:

  • Изучить литературу по теме проекта;
  • Выяснить, какие легенды связаны с цветами и где родина цветов;
  • Узнать, умеют ли цветы разговаривать;
  • Изготовить с помощью разных материалов цветы и подарить мамам;
  • Составить информационный буклет о тайнах цветов

10. Вопросы проекта

  • Зачем нужны цветы?
  • Какие существуют легенды о цветах?
  • Могут ли цветы разговаривать?
  • В каких литературных произведениях главные герои – цветы?

11. Необходимое оборудование:

12.Аннотация: Удивительное творение природы — цветок. Он радует нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам еще не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.

Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися

14.Работа над проектом :

1 этап: организационный – определение темы, проблемы, формулирование цели, постановка поисковых задач, определение источников информации

2 этап : планирование, сбор и обработка информации

3 этап : анализ и отбор материала, художественное оформление работы

4 этап : коллективная защита проекта, выступление на школьной проектной неделе

15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Сбор и обработка информации – учащиеся класса

Выполнение творческих заданий – все учащиеся класса

  • Сыченко Екатерина, Бессалый Глеб
  • Нохрин Никита, Еланцева Виктория
  • Николаев Максим, Панфилова Екатерина
  • Пеледов Сергей и Самохвалова Екатерина
  • Пахомова Ирина и Сычева Валерия

ΙΙ. ТАЙНЫ ЦВЕТОВ.

Узнать, какие тайны скрывают цветы

  • Изучить литературу по теме проекта;
  • Выяснить, какие легенды связаны с цветами и где родина цветов;
  • Узнать, умеют ли цветы разговаривать;
  • Изготовить с помощью разных материалов цветы и подарить мамам

1. Легенды о цветах

Мы решили провести анкетирование в нашем классе (Приложение 1) В опросе участвовало 23 ученика. Анкетирование показало, что 20 учащихся класса любят цветы, что составляет 87 % учащихся (Приложение 2). Самые любимые цветы в классе – роза, подснежники, анютины глазки, ромашки и другие(Приложение 3).

Из энциклопедий мы узнали, что есть легенды о цветах. Самые интересные - о розе, анютиных глазках, ландыше и подснежнике (Приложение 4) Легенда о розе гласит, что она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.

Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она получила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нектар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.

Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.

В легенде об анютиных глазках говорится, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные дочери, два верхних беленьких, как будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядывание.

Легенда о ландыше уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы – ягоды.

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!

С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи, сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились народные гулянья.

В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр, принося в жертву богине зари и весны – Остаре.

А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые символизируют солидарность трудящихся.

Древняя легенда о подснежнике рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.

По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветкам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней весны.

Видя необыкновенную красоту цветов, человеку трудно было когда-то поверить, что все это создала природа без вмешательства божественных сил. Поэтому наиболее красивые растения считали любимцами богов и высаживали их рядом с храмами. Так возникли первые цветники и декоративные сады.

Из книг мы узнали, что цветы стали выращивать не только возле храмов, но и рядом с жилищем, в парках. Например, в Италии каждый дом утопал в зелени. Горожане разводили сады даже на крышах домов. В садах выращивали красивые и полезные растения. Чаще других встречались роза, мак, фиалка. В Помпее выращивали: гладиолус, ирис, многолетнюю астру, которые были перенесены из дикой флоры юга Италии. В садах росли и экзотические растения - олеандр, мальва, алоэ, лотос, родиной которых является Восточная Азия и Египет.

Одним из чудес света называли знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Сады, казалось, парили в воздухе над городскими домами и храмами, возвышаясь над зубцами дворцовой крепости.

2. Родина цветов.

Мы решили узнать, где родина цветов? В результате изучения литературы, мы выяснили, что родиной любимых цветов является Северная и Южная Америка, Европа и Азия (Приложение 5)

3. Первые цветы в России

В России цветоводство начало развиваться к середине 17 в. В подмосковном саду царя Алексея Михайловича выращивали тюльпаны, гвоздику, розы. Петр 1 основал ботанические сады Московского и Петербургского университета, в которых были коллекции растений из Центральной Азии дальнего Востока. Большую часть цветов в сад передали знаменитые русские путешественники Н.М.Пржевальский, Г.Н Потанин. Это дальневосточные лилии, сирень, смородина. В 1812г. В Никитском ботаническом саду появились: пальмы, олеандр др. В настоящее время в России нет населенных мест, где не выращивают цветы.

5. Одноклассники о любимых цветах.

6. Цветы - герои сказок.

7. Искусство делать цветы

На уроке рисования мы нарисовали любимые цветы (Приложение11), а на уроке труда сделали цветы своими руками из разных материалов(Приложение 12)

Для аппликации нам потребовалось:

  • 2- 3 двухслойных салфетки;
  • Картон;
  • Цветная бумага;
  • Клей;
  • Ножницы;
  • Степлер;
  • Возьми столовую салфетку, состоящую из трёх слоёв. Раздели все слои.
  • Возьми два тонких слоя и сложи каждый вчетверо.
  • Сложи каждый слой ещё раз вчетверо.
  • Наложи слои друг на друга.
  • Соедини все слои, пробив их степлером.
  • Пробей для прочности ещё раз, расположив скрепки крест-накрест.
  • Вырежи круг.
  • Сделай надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.
  • Сожми его пальцами вокруг центра.
  • Поднимай следующие слои и также сжимай их пальцами.
  • Подними все слои друг за другом. Можно поднимать по 2—3 слоя одновременно.
  • Чтобы сделать листочки для одуванчика, возьми полоски бумаги размером 3,5—4 см на 8—12 см и сложи пополам. Отрежь уголки.
  • Вырезай зубчики по частям. Сначала делай надрез перпендикулярно линии сгиба, затем надрез наискосок.
  • Разверни листок и немного выгни его. Вырежи несколько листочков разного размера и разных оттенков. Приклеивай к основе только нижнюю часть листа.
  • Для стебля сверни трубочку из полоски тонкой бумаги.

Каждый смог сделать такую аппликацию. 8 марта ребята подарили мамам красивые цветы.

Итогом нашей работы стал информационный буклет ( Приложение 13 ) . В него вошли такие разделы:

  • Легенды о цветах;
  • Родина цветов;
  • Язык цветов;
  • Цветы – герои сказок;
  • Аппликация из цветов;
  • Из школьных сочинений

Проблема, заставившая нас обратиться к данной теме, оказалась интересной и актуальной. Где бы ни жил человек, везде его окружают цветы. Цветы- удивительное творение природы. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам ещё не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.

Проект воспитывает в учащихся любовь к цветам, бережное отношение к красоте природы, которая нуждается в заботе людей. Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися.

Осуществление проекта способствовало развитию навыков работы с дополнительной литературой, расширению кругозора и знаний об окружающем мире, активному вовлечению родителей в подготовку проекта,

В последние годы у меня возникла одна прекрасная зимняя традиция - подарить себе пару часов весны. Не жаркой, но тропической. Или субтропической. Но обязательно цветущей и благоухающей.

С зарослями азалий, камелий,

Нет, речь конечно не о Мальдивах, и не о юге Франции, а всего лишь о старой фондовой оранжерее Главного Ботанического Сада. Хотя путь туда от главного входа тоже не близкий.

Пока дойдешь длинными снежными аллеям мимо опавших

и вечнозеленых деревьев

и кустарников, намерзнешься. Но и нарадуешься на нашу зимнюю северную красоту.

И на стойкость некоторых южных растений, например вечнозеленых рододендронов, приспособившихся к нашему климату.

А потом входишь в старую оранжерею, и дух захватывает от южной красоты.

Такой контраст, за окнами снег и мороз, белым-бело, а тут буйство красок.

Хотя белые азалии на белоснежном фоне за окном тоже хороши.

Белые с розовой окаемочкой и розовые с белой.

В общем, устраивала я себе в январе-феврале праздники любования азалиями, камелиями,

и прочими орхидеями.

С подругами приходила, с детьми. И это была такая радость для глаз, и для души.

Ну. а теперь о грустном. И о загадках.

В этом году радость и зимнее любование тропическими цветами в Главном Ботаническом Саду отменяется. С огромной печалью узнала, что старая фондовая оранжерея закрывается на неопределенный срок. Последний день работы - 10 декабря - так написано на официальном сайте. Так что - спешите видеть.

Закрывается на ремонт, так как здание сильно обветшало. Снимая растения, которые находятся в прекрасном состоянии (видно, сотрудники оранжереи работают не за страх, а за совесть), я старалась, чтобы стены, окна и двери в кадр не попадали: в таком ужасающем состоянии они находятся. Оранжерея, построенная сразу после войны, как символ победы (основой ее коллекции, кстати, стали растения, вывезенные из оранжерей Германа Геринга) и восстановления страны, похоже, никогда не ремонтировалось. В последние тридцать лет, видимо, по причине строительства здания Новой оранжереи (заложена была в 1992 году), самой высокой в Европе (а как иначе), оснащенной по последнему слову техники.

В 2015 году Новую оранжерею торжественно открыл мэр Москвы Сергей Собянин. Но открыл понарошку. На самом деле, для посетителей она оставалась закрытой. Потом спустя, кажется, года три - в 2018, настоящее открытие для посетителей все же состоялось. Но только одного зала и ненадолго. Моя дочка даже сумела попасть на одну из первых экскурсий, пришла в полной восторг и от коллекций, и от экспозиций.


А вы знали, что в мире насчитывается боле 250 тысяч видов цветов? Цветы таят в себе много секретов и скрытых значений, так что заниматься их изучением можно всю жизнь. Даже существует направление флоротерапии, где человек цветами может не только украсить свой дом, но и гармонизировать свое внутреннее состояние.

Выбираясь из дома, дети как будто попадают в другую реальность, где нет проблем, а есть творчество и только одно желание – сделать этот мир лучше.

Мы хотим поблагодарить экологический центр за чудесные занятия с детьми. Мы видим, что с каждым новым творческим экспериментом дети, словно цветочные бутоны распускаются. Как шляпки подсолнухов, поворачиваются к солнцу, дети после занятий открывают свои улыбки этому миру.

Увидев однажды счастливого ребенка, мы уже не можем остановиться, и поэтому регулярно проводим встречи подросткового клуба.
Скоро наших детей ждет увлекательное путешествие в мир театра и музыки. А какие вы знаете интересные места в городе для детей и подростков?

Читайте также: