Лепестки какого цветка хранила маргарита в память о мастере мастер и маргарита

Обновлено: 18.09.2024

Не понимаю, почему ломаются копья, когда Булгаков прямо пишет:

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.”

Возможно, смущает время встречи.

В романе четко сказано, что Мастер и Маргарита встретились, когда зацвела сирень. Обычно это бывает в середине мая.

Откуда же в мае взялась мимоза в москве?

Ответ дает сам Булгаков. И это. черное весеннее пальто Маргариты!

Мимоза цветет с февраля до середины апреля.

Но год на год не приходится.

Например, два года назад мы получили мимозу на 8 Марта. Она стала осыпаться сразу, как только ее достали из коробки. Весна в Абхазии, откуда нам ее привозят, была очень ранняя.

А в прошлом году осень и начало зимы были настолько теплыми, что на сирени и яблонях у нас в средней полосе в декабре набухли почки.

Если весна была долгая и холодная, то последние веточки мимозы приехали в Москву в начале мая. Конечно, они уже не могли похвастаться свежестью и стойкостью.

Но Мастеру было абсолютно все равно, какие это были цветы.

Что же его взбудоражило?

"- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет."

Маргарита вышла с желтыми цветами. Зачем?

“. с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста”.

Маргарита хотела перемен и освобождения от своего скучного существования.

Теплый желтый цвет, как солнце, дарит надежду га то, что скоро все изменится.

А Мастер увидел отвратительный желтый цвет. Почему?

Душевная болезнь уже прочно поселилась в нем, хотя до окончания романа и травли было еще далеко. Пока что у него была только изоляция от людей и глубокое погружение в мир будущего романа. И это вытесняет из его памяти и работу в музее, и имя женщины, на которой был женат:

— Ну да, . на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню."

А желтый цвет — очень сильный раздражитель для людей с шизофренией, депрессией, наркозависимостью. Булгаков знал, о чем пишет, поскольку сам многие годы был морфинистом. В этом отрывке недвусмысленный намек на будущее Мастера — “желтый дом”.

Интересно, знал ли Булгаков, что для иудеев желтый цвет — символ лжи и предательства? Ведь роман Мастера и об этом тоже.

В “Мастере и Маргарите” причудливым образом действительность переплетается с символами, намеками, аллегориями.

Даже любовь Маргариты не так проста:

“Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.”

Была это жертвенная любовь, как у Анны Сниткиной к Достоевскому? Или, может, она питала честолюбивые мечты стать музой, как Гала для Дали?



Скорей всего это были мимозы
"Отвратительные жёлтые цветы. которые каждую весну бог-весть откуда появлялись. " и т. д.
Это наверняка мимозы)

Такие цветы Булгаков мог считать отвратительными

Версию Мать-и-Мачеха-не поддерживаю, т. к. это полевой невзрачный цветок, а мимозу эту горячие парни с Кавказа всё советское время завозили весной на базары в качестве первого цветка)
Думаю-в тридцатые годы было так же)

Желтые цветы Маргариты в Баку — зашифрованный знак из истории Иерусалима? (ФОТО)

Как часто, перечитывая знаменитый роман Булгакова, вы обращали внимание на странный ритуал знакомства Мастера и Маргариты? Почему для поиска своего Мастера булгаковская героиня использовала такой загадочный прием - прогулка по городу с охапкой желтых цветов? Женская спонтанность или нечто большее? И в конце концов - что за желтые цветы несла Маргарита к месту рандеву?

Фотолитературный проект "Желтые цветы Маргариты" постарался пролить свет на ряд зашифрованных посланий, заложенных в роман, возможно, самим великим писателем.

Вообще роман Булгакова, как известно, переполнен массой архетипов, метафор, аллегорий, которые разгадывали и продолжают разгадывать литературоведы. Однако вопросы по сцене с желтыми цветами и по сей день остаются открытыми.

"Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. ".


До самого конца главы автор в лице Мастера и не пытается определиться, упрямо обозначая букет в руках Маргариты, как "желтые цветы". Отметим, что на данный момент множество литературоведов и булгакоманов считают для себя этот вопрос решенным. Чаще всего принято считать, что в руках Маргариты в роли весенних первоцветов были мимозы или хризантемы. Притом большая часть экспертов склоняется к мнению, что все-таки мимозы. В первую очередь, исходя из убеждения о связи между выражениями "отвратительные, тревожные цветы" и недоброй славой мимоз считающихся цветами "печали и одиночества". Но не слишком ли прост этот вывод? Любые предположения по поводу этих и других первых "весенних" цветов не отвечают на главный вопрос о миссии цветов- если Маргарита хотела быть узнанной наверняка, то печальная слава мимоз, не говоря уже о совершенно безобидных хризантемах, подснежниках, тюльпанах, даже вкупе с их цветом не могли стать для Мастера явным сигналом к действию. Притом явный намек на "отвратительность" желтых цветов указывают на то, что скорее всего подтекст этого обращения следует искать в более глубоких слоях текста легендарного романа.


В частности, российский искусствовед Галина Дербева считает, что именно такой подход необходим в понимания булгаковского послания. В романе такого рода, считает Дербева, где прошлое и настоящими связаны десятками видимых и невидимых на первый взгляд смысловых нитей, пропитано взаимосвязью библейского и настоящего, цветы Маргариты должны были предстать для Мастера особым сакральным знаком и никак не иначе.

Взглянем теперь на цветы в руках у нашей восточной Маргариты.


Крупные желтые нарциссы удивительно красивы рисунком своего бутона, и его трудно перепутать с каким-либо другим цветком. В то же время, по мнению, Дербевой, именно шесть лепестков нарцисса ассоциируют его с семитской (еврейской) звездой, которая в свое время стала своеобразным знаком изгоя на Святой Земле. Именно знаком семитской звезды желтого цвета отмечали крестоносцы одеяние евреев в 12-13 веках, что как считалось, позволяло выделять потенциально "неверных" в толпе. Следовательно, нарциссы в руках у Маргариты вполне могли трансформироваться в тот самый сакральный символ понятный Мастеру и объясняющий всю "отвратительность" желтых цветов. Цветов с дурной славой.

Евгения Гостева

😣

как верно, как правильно написано каждое слово.

Евгения Гостева

Махсуд, это же Булгаковская характеристика. То есть от лица творческого человека - Мастера. Для него желтый цвет неприятен. Для меня тоже. Не могу его носить, даже элемент одежды.

Евгения Гостева

Махсуд, у меня тяжелые шторы, чтобы с утра оно не просачивалось, чтобы даже намека на него не было. Я больше люблю ночь. Бархатную, томную, обволакивающую своей синей чернотой. Сова)

Евгения Гостева

Махсуд, кстати, верно и правильно я говорила про описание взгляда Маргариты. Цветы вторичны, хотя они отражают общее настроение.

Евгения, "как верно, как правильно написано каждое слово. " - согласны, что и "цветы" попадают под этот критерий отбора?))

Евгения Гостева

Евгения, про точность описания взгляда - тоже можно спорить, вспомнив странные прогулки Маргариты в самое трудное для мастера время))

Евгения Гостева

Махсуд, эххх. Роман я читала больше 50 раз, у меня 6 изданий разных лет. Поверьте, Роман настолько глубок и многогранен, что рассуждать на темы для школьных сочинений, мне лично кажется странным. Я могу объяснить каждое слово, каждый поступок Маргариты и каждую ее мысль, ибо мы с ней практически близнецы по образу жизни и мышлению. На внешность не претендую..

Евгения, тогда объясните, зачем Марго уходила, когда мастер был на грани уничтожения романа и психического срыва? помните "она теперь часто стала уходить гулять". объясните ее самокритику ". что плохого в этом ловеласе". можно еще продолжать

Евгения Гостева

Махсуд, может Вам комментарии к роману почитать? Вряд ли мое скромное объяснение Вам понравится. Если Вам меньше 20 лет, то вообще не понравится. Максимализм никто не отменял. Я его уже пережила и для меня есть оттенки между белым и черным.

Евгения Гостева

Евгения, кстати, если у вас есть разные издания романа, то вы не могли пройти мимо факта очищения образа Марго - выбрасывания отдельных строк, в которых мастер описывал ее

Евгения Гостева

Махсуд, я могу объяснить его с моей точки зрения. Что там было на самом деле у Булгакова, ему одному известно. Что ж. Как Вы помните в момент написания Романа Маргарита всегда была рядом, вышивала шапочку, всячески поддерживала любимого человека, общий настрой был на подъеме. Теплились надежды на будущее, общее признание, сказку.
Показать полностью. Но Роман написан, не признан, раскритикован и сослан в стол. Это ужасно. Это надлом не только для Мастера, но и для неё. Еще какой надлом. Как Вы думаете, долго ли человек может жить с едва тлеющими углями внутри? Вечно под давлением мрачных мыслей, под их гнетом? Она не ушла от Мастера. Она всего лишь уходила на прогулки одна, как современные интроверты. Я сама интроверт и раз в неделю ухожу гулять одна, заткнув уши любимой инструментальной музыкой без слов. Мне нужно общество себя самой, без никого, чтобы думать о том, что нравится только мне. Это мое мнение, мое объяснение ее поступка. По поводу ловеласа: буквально вчера сидела с кофе в руке в Александровском саду и удивлялась, сколько же шума вокруг. Подсел такой вот "ловелас", заговорил о погоде, потом о номере телефона. Мне ничего не оставалось как мрачно констатировать, что он слишком уверен в себе.


«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. "
На днях я сама себе поставила "двойку" – не вспомнила, откуда эта цитата, пока не подсказала pink_mathilda . Пора исправлять оценку.



Михаил Булгаков – русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. 10 марта – день памяти Михаила Булгакова (18 мая 1891 - 10 марта 1940).

"Мастер и Маргарита". Это произведение знакомо многим, кто-то помнит его ещё со школьной скамьи.


Какие именно цветы несла в руках Маргарита в тот день, когда она встретила Мастера?
Эти цветы в обиходе называют мимозой (научное название – Акация серебристая). И они действительно появляются раньше других.


И автор далее так и называет эти цветы:

"Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно".


По их появлению можно констатировать приход весны.


". с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста".


В "Мастере и Маргарите" причудливым образом действительность переплетается с символами, аллегориями, метафорами и намеками.


Почему солнечный цвет мимозы кажется Мастеру "отвратительным и тревожным"? Предчувствия Булгакова о травле вообще, о травле романа, намек на "желтый дом". Сам себя он называл "загнанным волком". Однажды он посчитал, что из 300 отзывов на его произведения лишь три были положительными.

Но сегодня романы Булгакова разобраны на цитаты и афоризмы, ими зачитываются миллионы поклонников во всем мире, а самого автора почитают как великого и талантливого человека.

Цитаты Булгакова из его произведений затрагивают самые разные темы. Он писал о любви, о женщинах, о жизни, размышлял на тему добра и зла.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Сижу, никого не трогаю, примус починяю!

На свете существует только две силы: доллары и литература.

Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

Нет документа, нет и человека.

Думать запретить нельзя.

Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

Осетрина второй свежести.

— Ты свободна… Разве я держу тебя?
— Нет, что это за ответ! Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна…

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

— Это водка? — слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
— Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это — чистый спирт!

Зачем тебе весь мир, если его никому не хочется подарить…

Честность всегда приводит к неприятностям.

Трудный народ эти женщины!


Все снимки из свободного доступа в интернете


источник - malamant
[9 ссылок 88 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Читайте также: