Можно ли сажать цветы на могиле у мусульман

Обновлено: 19.09.2024

Мусульманам запрещается класть на могилы цветы, голые пальмовые ветви, венки и т.п., потому что ни один сподвижник Пророка, мир ему, не поступал таким образом.

[1] Абу Хурайра ‘Абд ар-Рахман ибн Сахр (602–679) – сподвижник Пророка. Он принял Ислам на седьмом году хиджры, всего за три года до смерти Пророка, но, несмотря на это, стал крупнейшим передатчиком хадисов. Число дошедших через него хадисов превышает 5 тысяч, а число его учеников достигает семисот. Большую часть жизни провел в Медине.

[2] Катада ибн Диама (680–736) — басрийский законовед и комментатор Корана, знаток арабского языка, преданий и генеалогии доисламских арабов.

[3] Анас ибн Малик аль-Хазраджи (612–712) — сподвижник Пророка, через Анаса дошло более двух тысяч хадисов. В конце жизни переехал в Ирак: сначала в Куфу, потом в Басру.

[4] Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (1058–
1111) — выдающийся теолог, философ и факих-шафиит.

[5] ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак (736–797) — передатчик хадисов, законовед, филолог из Хорасана.

[6] Личность не установлена.

[7] Абу Халид ‘Абд ар-Рахман ибн Зийад, известный как Ибн Ан’ам (694–778) — законовед, хадисовед. Жил в Багдаде, где был приближен к халифу аль-Мансуру. Затем переехал в Кайруан (Тунис), где занимал пост кади (судьи).

[8] Личность не установлена.

[9] ‘Укба ибн ‘Амир ал-Джухани (ум. 678) — сподвижник Пророка, полководец, наместник в Египте (один из тех, кто собирал и записывал Коран, его свод одно время имел хождение в Египте). В Каире над его могилой построена мечеть, которая названа его именем.

[10] Зайд ибн Аркам ибн Зайд аль-Хазраджи (ум. 686) — сподвижник Пророка из числа ансаров (мединских мусульман), передатчик хадисов.

ПЕРСОНАЛИИ

‘Абдуллах б. Мас‘уд — сподвижник Пророка, мир ему, еще юношей принял Ислам, всегда был с Пророком и получил воспитание в его доме. Абдуллах бин Мас`уд стал одним из лучших чтецов Корана и прекрасно знал его толкование, что позволяло ему хорошо разбираться в вопросах фикха.

‘Абдуллах б. ‘Аббас — сподвижник Пророка, мир ему, и его двоюродный брат. Известен как комментатор Корана, толкователь вопросов права, передатчик рассказов о доисламской истории. Его комментарии к сурам Корана считаются самыми верными. Он также входит в группу сподвижников, передавших наибольшее количество хадисов.

Абу аль-Хасан ‘Али ибн Исма‘ил аль-Аш‘ари – известный богослов, автор более 100 сочинений, из которых сохранились несколько трудов, в которых он заложил основные аспекты названной его именем теологической школы. Ашаритская акыда (система вероубеждений) заняла определенные позиции в суннитском Исламе, прежде всего, в шафиитском мазхабе.

‘Али б. ‘Умар ад-Даракутни Абу аль-Хасан – известный иракский хадисовед, богослов, знаток поэзии.

Аль-Бара’ б. ‘Аазиб б. аль-Харис аль-Ансари – сподвижник Пророка, мир ему, сын сподвижника Пророка, мир ему, жил в Куфе.

‘Аляуддин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад аль-Касани – ученый-богослов по ханафитскому мазхабу. Автор труда Бада’и‘у ас-сана’и‘у фи тартиб аш-шара’и‘ (Редкостные искусства в упоядочении шариата).

‘Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик — дочь Абу Бакра, жена Пророка, мир ему, Мать правоверных. Умерла в возрасте примерно 65 лет, 46 из которых она была вдовой. Похоронена в Медине. Она навсегда осталась уважаемой мусульманами как хранительница Сунны Пророка, мир ему.

Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим аль-Куфи аль-Ансари — факих, первый верховный кади (судья) в Исламе. Родился в Куфе. Ученик и ближайший помощник Абу Ханифы. После смерти Абу Ханифы Абу Йусуф занял его место в ученых кругах Ирака и продолжал его дело. Высокое положение Абу Йусуфа дало ему возможность широко применять на практике теоретические разработки Абу Ханифы, что послужило распространению и укреплению ханафитского мазхаба.

Абу ‘Абдуллах аль-Бальхи — ученый-богослов ханафитского мазхаба.

‘Абдуллах б. Мугаффал Абу ‘Абд ар-Рахман — сподвижник Пророка, мир ему.

Абу Хурайра — сподвижник Пророка, мир ему, передал самое большое количество хадисов (5374 хадисов).

Абу Ханифа ан-Ну‘ман б. Сабит имам аль-А‘зам — богослов, факих, основатель ханафитского мазхаба. Родился в Куфе. Абу Ханифа является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права (фикх), которое, основываясь на Коран и Сунна, отвечало бы требованиям повседневной жизни.

Аль-Кархи — ученый-богослов ханафитского мазхаба.

Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах — сподвижник Пророка, мир ему.

‘Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада, мир ему. Четвертый праведный халиф. ‘Али был знатоком Корана и хадисов. Убит в 661 году.

Анас б. Малик — один из самых молодых сподвижников Пророка, мир ему,
с десятилетнего возраста отданный родителями в услужение к Пророку, мир ему, при котором он находился до его смерти. Юный Анас, знавший грамоту, оказался в свите писцов, сопровождая Пророка Мухаммада, мир ему, днем и ночью. Он входит в группу сподвижников, передавших наибольшие количество хадисов (2286 хадисов).

Зуфар — ученый-богослов ханафитского мазхаба.

Мухаммад б. Идрис аш-Шафи‘и — известный ученый-богослов, основатель шафиитского мазхаба, родился в городе Газза. Ученик имама Малика и Мухаммада аш-Шайбани — знаменитого ученика Абу Ханифы.

Хасан аль-Басри – крупнейший ученый-богослов, кади (судья) Басры; группировавшийся вокруг него теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства. Высокий авторитет и благочестие этого выдающегося мыслителя и знатока шариата оказали сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие богословской мысли большинства религиозно-правовых школ.

Список использованной литературы

1. Священный Коран.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Кулиев Э. Р. Умма, – 2004.

3. Аль-Касани. Бада’и‘у ас-сана’и‘у фи тартиб аш-шара’и‘ (Редкостные искусства в упорядочении шариата).

4. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламий ва адиллятух (Исламское право и его аргументы): В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997.

5. Халид ибн Абд ар-Рахман аш-Шайни, Султан ибн Фахд ар-Рашид. Предсмертный миг: Москва: Бадр, 2001.

6. Али ат-Тантави. Общее представление об Исламе: Государство Катар, 1997.

7. Мухаммад ан-Наджи. Некоторые правила похорон. Кулиев Э.

8. ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье (книга первая). Очищение (тахарат). Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород, 2004.

9. ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье (книга вторая). Молитва (салят). Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород, 2005.

10. ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье (книга третья). Узаконенная милостыня (закят), пост (сийам), паломничество (хадж). Отв. ред.
Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород, 2005.

12. Ибн аль-Джаузи. Подробное описание Судного Дня // Журн. Минарет. – 2004. – №2 (002). – С. 12–20.

13. Куртуби. Заступничество Пророка // Журн. Минарет. – 2005. – №1 (004). – С. 8–12.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ ، قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِقَبْرَيْنِ، فَقَالَ : " إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ : أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ، وَأَمَّا الْآخَرُ فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ ". ثُمَّ أَخَذَ جَرِيدَةً رَطْبَةً فَشَقَّهَا نِصْفَيْنِ، فَغَرَزَ فِي كُلِّ قَبْرٍ وَاحِدَةً، قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هَذَا قَالَ : " لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا

[ ج ١ ص٥٣ رقم الحديث ٢١٦ ]

В хадисе, переданном от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал:

‏ ‎ ‏ ‎ قال ابن حجر في كتابه "تحفة المحتاج

‎ ﻳﺴﻦ ﻭﺿﻊ ﺟﺮﻳﺪﺓ ﺧﻀﺮاء ﻋﻠﻰ اﻟﻘﺒﺮ للإﺗﺒﺎﻉ و سنده ﺻﺤﻴﺢ ﻭﻷﻧﻪ ﻳﺨﻔﻒ ﻋﻨﻪ ﺑﺒﺮﻛﺔ ﺗﺴﺒﻴﺤﻬﺎ ﺇﺫ ﻫﻮ ﺃﻛﻤﻞ ﻣﻦ ﺗﺴﺒﻴﺢ اﻟﻴﺎﺑﺴﺔ ﻟﻤﺎ ﻓﻲ ﺗﻠﻚ ﻣﻦ ﻧﻮﻉ ﺣﻴﺎﺓ ﻭﻗﻴﺲ ﺑﻬﺎ ﻣﺎ اﻋﺘﻴﺪ ﻣﻦ ﻃﺮﺡ اﻟﺮﻳﺤﺎﻥ و نحوه‏ ‎

«Желательно положить зеленую ветку на могилу, следуя достоверному хадису Пророка, мир ему и благословение, поскольку благодаря ее тасбиху[1] покойному облегчаются могильные муки, и тасбих зеленой ветки совершеннее восхваления сухой ветки, так как в первой есть проявление жизни.

Далее ибн Хаджар пишет:

‏ ‎ ‏ ‎ ﻭﻳﺤﺮﻡ ﺃﺧﺬ ﺫﻟﻚ ﻛﻤﺎ ﺑﺤﺚ ﻟﻤﺎ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ ﺗﻔﻮﻳﺖ ﺣﻖ اﻟﻤﻴﺖ و ظاهره ﺃﻧﻪ ﻻ ﺣﺮﻣﺔ ﻓﻲ ﺃﺧﺬ ﻳﺎﺑﺲ ﺃﻋﺮﺽ ﻋﻨﻪ ﻟﻔﻮاﺕ ﺣﻖ اﻟﻤﻴﺖ ﺑﻴﺒﺴﻪ ﻭﻟﺬا ﻗﻴﺪ ﻭﺃﻧﺪﺏ اﻟﻮﺿﻊ ﺑﺎﻟﺨﻀﺮﺓ ﻭﺃﻋﺮﺿﻮا ﻋﻦ اﻟﻴﺎﺑﺲ ﺑﺎﻟﻜﻠﻴﺔ ﻧﻈﺮا لتقييده - ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - اﻟﺘﺨﻔﻴﻒ ﺑﺎﻷﺧﻀﺮ ﺑﻤﺎ ﻟﻢ ﻳﻴﺒﺲ

«По вынесенному в ходе дискуссии решению, запрещается убирать ее (зелёную ветку), так как это проявление пренебрежения к правам покойного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

•Отсюда следует, что зелёные насаждения на могиле дозволены и желательны. Но возлагать венки на могилу не следует во избежание уподобления немусульманам.

Есть ли какая-то польза от высаживания растений на могилах?


Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо двух могил, чьи обитатели подвергались наказанию. Он велел сломать две пальмовые ветви и воткнуть их в землю на могилах, и сказал:


По этой причине некоторые сподвижники завещали, чтобы после их смерти пальмовые ветви были посажены на их могилах. Об этом передается от сподвижников Бурайлы и Абу Барзаха (да будет доволен ими Аллах).

Комментаторы пишут, что причиной этого (облегчения) может быть то, что зеленые растения совершают зикр (поминание Аллаха) – как и любое живое создание (См. Фатхуль Бари и Тафсир Ибн Касира, комментарии к 44 аяту суры Исра).


Примечание: этим растением не обязательно должна быть пальмовая ветвь, это может быть любое растение.

Согласно Сунне могила может иметь небольшой холмик[1]. Можно также поставить камень[2], на котором будут написаны фамилия, имя, отчество и годы жизни. Не более того. Превращать могилы в нечто особо выделяющееся, а тем более в мавзолеи — канонически запрещено[3]. С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.

Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище?

Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. Св. Коран, 2:286).

Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.

У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем — положитесь на Бога.

Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное — предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах.

1. Хоронят человека в соответствии с тем, о чем попросил он перед смертью. Если смерть наступила внезапно, тогда его хоронят в соответствии с традициями той религии, к которой он относил себя при жизни. В упомянутой вами ситуации однозначно дать оценку я затрудняюсь.

2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней[4]. То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.

Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены[5]. При желании он может отказаться от него.

3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.

Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.

Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае — если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.

Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?

Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.

Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?

Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.

Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу.

Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?

Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.

Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?

Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.

Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?

Чего-то специального нет. Приход на кладбище — назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах[7]. Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?

Разницы нет, как хотите. Главное — не садиться на саму могилу[8].

Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.

В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.

Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.

Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.

Не стоит всего этого делать.

Канонических требований по оформлению могил нет. Главное — скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.

Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.

Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.

С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.

Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.

Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.

Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?

Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время — неважно.

Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.

По мнению всех мусульманских богословов это возможно лишь в вынужденных ситуациях, когда из-за трагических событий, военных действий или эпидемий гибнет одновременно много человек[9]. По этому поводу есть достоверный хадис, в котором приведены слова Пророка о возможности хоронить двоих, а также троих в одной могиле[10]. Если подобное происходит, то между телами делается некая земляная преграда[11].

1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?

2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?

2. Глупость, кем-то выдуманная.

Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?

Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий[14].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 90, хадис № 1465.

[2] Там же. С. 91, 92, хадис № 1469 и пояснение к нему.

[3] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 92, хадис № 1470; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 273, 274.

[4] См.: Св. Коран, 2:234.

[5] Если у жены есть ребенок (от этого мужа или другого), тогда настоящему ее мужу причитается ¼ часть ее наследства. Если же детей нет, тогда — ½ часть. И это после выплаты ее долгов. См.: Св. Коран, 4:12.

[7] См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.

[8] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.

[9] Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.

[11] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

[13] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

Читайте также: