Не просвечивает сквозь воду солнце не блестит песок не цветут подводные травы

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный диктант за III четверть

Возле нашего дома был пустырь, там одиноко рос огромный дуб.

На пустыре мы играли в волейбол, футбол, городки.

Однажды утром выглянул я в окно и не поверил своим глазам. Появились люди, грузовые машины, мощные самосвалы. Я поспешил на наше любимое место, а там уже собрались мои друзья.

А вокруг Дворца мы посадим фруктовый сад, и наш дуб не будет одиноким.

Слова для справок: пустырь, городки, Дворец спорта.

Грамматические задания:

1. Укаазать, сколько звуков и букв в словах возьми, тянуть .

2. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в словах почка, лесной ищу.

Контрольный диктант за III четверть

Как зимуют рыбы.

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

(100) (По Л. Карпову)

Слова для справок: (не) просвечивает, илистое, (в) ложбинах, жабры.

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть глаголы с чередующимися гласными в корне, объяснить графически их написание.

2. Подчеркнуть в тексте диктанта личное местоимение.

Контрольный диктант за III четверть

Новое знакомство.

Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тот час же почувствовала странный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и от страха покатилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. Несколько в стороне от него лежал на матрасине кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину дугой и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту. Кот, еще сильнее выгнув спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка, отскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем. В это время гусь, подойдя сзади, больно долбанул ее клювом в спину.

Слова для справок: визгливым лаем, долбанул, растопырив крылья.

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть деепричастные обороты. Определить вид деепричастия.

2. Разобрать по составу слово попятилась .

3. Разобрать по членам последнее предложение.

Контрольный диктант за III четверть

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

Грамматические задания:

1. Составить схему расстановки знаков препинания между однородными членами в одном из предложений, указанном учителем.

2. Дать общую характеристику предложения, построить его схему.

3. Сделать полный синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольный диктант за III четверть

Луна и устрица.

Устрица была по уши влюблена в луну. Словно заворожённая, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.

Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, раззява-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.

Однажды ночью, когда взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно. Брошенный камешек помешал бедняжке.

Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в глубокой тайне хранить свои сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.

Слова для справок: раззява-устрица, створки, клешня, охочий.

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть деепричастные обороты.

2. Определить типы связи слов в последнем предложении.

3. Найти грамматическую основу в первом предложении.

4. Произвести синтаксический разбор и составить схему последнего предложения.

Контрольный диктант за III четверть

Охота на перепела.

Июнь. Солнце теперь почти не уходит с неба в течение всех суток.

Если взглянете на северо-запад в тот час, когда догорает вечерняя

заря и небо становится по-ночному темным, вы увидите у горизонта

узенькую полоску света. Она не исчезнет совсем, только передвинется на

восток и начнет вновь разгораться.

Разостлали совершенно незаметную сеть поверх стеблей высокой,

еще не кошеной травы. Сергей Иванович, вынув из плетеной сумки

перепелиную дудочку, принялся манить перепела. Дело сразу пошло на

лад. Где-то вблизи откликнулся маленький луговой петушок.

Привлеченный голосом манка, он бежит все ближе, разыскивая

спрятавшуюся перепелочку. Две огромные скрюченные фигуры людей перепел,

по-видимому, принял за кочки. Вот он приостановился и побежал снова,

почти не касаясь земли ножками. С замирающим сердцем ловцы следят за ним.

Вот он под сеткой. Охотники разом вскочили. Перепел запутался в сетке и, приминая зеленые травяные стебли упал на землю.

Словаи и выражения для объяснения: разостлать, приминая стебли, манок.

Грамматические задания:

1. Дать полную характеристику первому предложению.

2. Найти в тексте 2 -3 причастия охарактеризовать их.

3. Подчеркнуть деепричастные обороты.

4. Определить типы связи слов во втором предложении.

Контрольный диктант за III четверть

Навстречу друг другу.

Проходили сотни тысяч и миллионы лет, и человек оставался для всего живого только врагом, только хищником, убивающим других, чтобы жить самому. Пробегал волк, крался сквозь чащу тигр, проходил человек – в одном ряду с ними, только самый опасный, самый хитрый. Но даже потом, когда охота перестала быть главным, что кормило человека, страх перед ним остался. И это была, к сожалению, не только память о прошлом.

Тем удивительнее, что узы недоверия, ненависти и страха – не единственное, что связывает человека с окружающим его животным миром. Ощущая соседство человека, звери и птицы нередко тянутся к нему, вопреки всему злу, которое человек творил, а порой и сегодня творит живому.

В минуты беды и опасности, когда никто не может помочь им, кроме человека, звери и птицы прибегают к нему. По словам охотников, тетерева, спасаясь от ястребов, нередко бросаются к человеку, замирая буквально у самых его ног.

В отличие от других существ, которые обращаются к человеку, главным образом, только попав в беду, дельфины ищут контактов, казалось бы, без особых поводов.

Слова для справок: вопреки, тетерева.

Грамматические задания:

1. Произвести синтаксический разбор и составить схему первого предложения.

2. Объяснить расстановку знаков препинания в последнем предложении.

3. Произвести морфологический разбор слов соседство, убивающим .

4. Найти производящую основу и определить способ образования слов опасность, окружающими.

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные;

- непроверяемые безударные гласные;

- гласные и, а, у, после шипящих;

- правописание окончаний имён существительных;

- написание непроизносимых согласных:

- правописание корней с чередованием;

- написание не с глаголами;

- написание -тся - -ться в глаголах.

Постановки знаков препинания:

- запятая при однородных членах предложения;

- запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- синтаксического разбора предложения;

- умение различать простые и сложные предложения;

- морфемного разбора слова;

- фонетического разбора слова.

Как зимуют рыбы

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

Грамматические задания:

1. Разбор слова по составу.

Солнышко, заглянет, бесконечным.

Зимовкой, выбирают, илистое.

Diagram Description automatically generated

2. Фонетический разбор слова: осенью, илистое.

Text Description automatically generated with medium confidence

Table Description automatically generated

3. Синтаксический разбор предложения.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся…

Graphical user interface, text, application Description automatically generated

Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

Text Description automatically generated

4. Найти в диктанте сложное предложение, составить к нему схему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они крепко прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг.

Как зимуют рыбы

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

(100 слов) (По Л. Карпову)

Частенько ложится на землю белый иней. Собираются в стаи и трогаются в путь перелётные птицы. Коротки и печальны их прощальные песни. Серые птицы перелетают по жнивью. Кто это? Не узнаешь по полёту.

Хорошо сейчас в лесу! Глаз не оторвать от светлых берёзовых рощ. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки. Крепко держатся на толстых черешках продолговатые листья дуба. Дождутся они первой вьюги. Лиственница скупо тратит свою хвою всю осень, останется и на зимнюю пору. Придёт холодный ветер, закружит листья, и упадёт осенний наряд леса.

В поездах, автобусах, машинах, мотоциклах, велосипедах под выходной спешат из города люди.

(98 слов) (По А. Ливеровскому)

Хороши снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Под снежной шубой набирает силу, отдыхает земля.

Вот простучал на сухом дереве дятел. По всему лесу отбивает дробь лесные барабанщики. С шумом пролетит рябчик, или поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клёстов с приятным свистом расселась на ветках ели. Как ловко они вонзают свои кривые клювики в шишки, выбирают семена. С сучка на сучок перепрыгнула шустрая белочка.

Вот пролетела, гугукнула сова, далеко отозвались ей другие невидимые совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе

На неберазгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть - видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я додома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

(109 слов) (По Д. Зуеву)

Больная чайка

Был октябрь, и становилось холодно. В это время чайки собирались в стаи перелетали с места на место, чтобы приноровиться к отлёту. Это верная примета осени.

У одной было перебито крыло, и она не могла летать.

Содержание диких животных дома приносит много хлопот. На станции юннатов нам рассказали, как надо ухаживать за птицами.

Чайка скоро привыкла к нам. Мы приучили её брать лакомство из рук. Каждый день мы носили чайку купаться в реку. Она не уплывала далеко и скоро возвращалась.

Однажды мы заметили, что чайка беспокоится, вертится. В чём дело? Мы увидели, что над домом вилась стая чаек. Они приглашали её к себе, и она улетела.

Вечером отряд расположился вокруг горевшего на берегу реки костра. Под чёрной громадой соснового леса белели маленькие палатки.

Пламя то угасало, то разгоралось и вырастало. Оно вырывало из темноты лица ребят, пилотки, худощавое лицо Коли. Коля рассказывал о великой битве под Сталинградом, об отважных солдатах, которые участвовали в ней.

Миша лежал у костра и думал. Его так близко всё касалось. Перед мысленным взором Миши вставали образы бесстрашных людей, которые сокрушали врагов. Он мечтал о жизни, подобной этой, до последнего вздоха отданной Родине.

Коля кончил беседу и приказал дать отбой. Протяжные звуки горна всколыхнули воздух и дальним эхом отозвались за верхушками деревьев.

(102 слова) (По А. Рыбакову)

Весенний снегопад

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.

В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.

(109 слов) (По Л. Семаго)

Заглянешь в воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил на дно ёлочки, укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь и на огонёк приплывали яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки.

(100 слов) (По Н. Сладкову)

Рыбы живут только вводе. У них собственной температуры тела нет. Она зависит от температуры воды.

Зимой рыбы собираются на дне водоёмов, караси и лини даже зарываются в ил.

С наступлением весны и потеплением воды вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес.

Чем больше водоём и чем теплее вода, тем разнообразнее пища для рыбы тем больше веса они достигают. В Каспийском море попадаются белуги более тысячи килограммов. Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. Это всё хищные рыбы. Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов.

Продолжительность жизни рыб неодинакова. Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет.

(114 слов) (По А. Клыкову)

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела незнакомого человека в кожаном пальто Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

Читайте также: