Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры

Обновлено: 18.09.2024

Несмотря, однако, на свой пассивный характер, на свое добродушно-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху преобразовательного движения. Своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать он приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны. Он не дал руководящих идей для реформы, но помог выступить первым реформаторам с их идеями, дал им возможность почувствовать себя свободно, проявить свои силы и открыл им довольно просторную дорогу для деятельности: не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное настроение.

Цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч.3. //Сочинения. В 9-ти т. Т.3. – М., 1988. – C. 301, 309.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


«Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа… Но при.


От второго брака на Нарышкиной Наталье Кирилловне у царя - трое детей От перв.

От второго брака на Нарышкиной Наталье Кирилловне у царя - трое детей От первого брака на Марье Ильиничне Милославской у царя - 13 детей

Ограниче-ние власти Боярской Думы Соборное уложение 1649 г. Церковные реформы.

Ограниче-ние власти Боярской Думы Соборное уложение 1649 г. Церковные реформы патриарха Никона Вхождение Украины в состав России (1654 г.) Церковный раскол Государственное закрепо-щение крестьян

Со второй половины 17 в. земские соборы не созываются Развивается приказная с.

Со второй половины 17 в. земские соборы не созываются Развивается приказная система управления и бюрократизация Тайный приказ 1654 года позволил царю руководить всеми центральными и местными учреждениями 1667 г. – Новоторговый устав 1653 г. - Таможенный устав Поддержка купечества, защита купцов от их иностранных конкурентов.


Церковная реформа Причины реформы: 1. Ликвидация расхождений в богословской с.

Церковная реформа Причины реформы: 1. Ликвидация расхождений в богословской системе между Русской Церковью и православным Востоком 2. Приведение к единообразию службы 3. Поднять авторитет Церкви путем борьбы с языческими суевериями Проникновение светских начал в духовную жизнь общества Упадок церковных нравов 6. Преодоление противоречий в толковании священных канонов 7. Укрепление новой династии Романовых у власти

Патриарх Никон Протопоп Аввакум

Патриарх Никон Протопоп Аввакум

Церковная реформа (1653 – 1655 гг.) Содержание реформ Позиция Никона Поз.

Церковная реформа (1653 – 1655 гг.) Содержание реформПозиция Никона Позиция Аввакума Исправление богослужебных книг Новые греческие богослужебные книги Древнерусские (византийские) книги Исправление обрядов, икон, архитектуры Троеперстие, упорядочение церковной службы, уничтожение старых обрядов, унификация церковной жизни Максимальное сохранение старины Последствия реформ Централизация церкви Установление единства РПЦ с остальным православным миром Установление контроля над священниками Контроль над верующими Развитие церковного образования Усиление личной власти Никона Церковный раскол

Православная Церковь (официальная) Старообрядчество (раскольники, староверы).

Православная Церковь (официальная) Старообрядчество (раскольники, староверы) – совокупность религиозных организаций, не признавших нововведения Никона. Идеолог – протопоп Аввакум Церковный раскол

Причины восстаний: 1. Закрепощение крестьян 2. Рост феодальных повинностей 3.

Причины восстаний: 1. Закрепощение крестьян 2. Рост феодальных повинностей 3. Усиление налогового гнета 4. Ограничения казачьей вольности 5. Усиление приказной волокиты 6. Церковный раскол и расправы над старообрядцами Городские восстания

Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки 1648 1662 Причины Налоговая реформа Де.

Соляной бунтМедный бунт Даты и сроки16481662 ПричиныНалоговая реформаДенежная реформа Состав участниковГорожане, стрельцыгорожане Цели и требованияОтменить налог на сольОтменить выпуск медных денег Результат выступленияОтменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованьеПрекращён выпуск медных денег

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейш.

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Даты и сроки восстания 1667-1671 гг. Причины Закрепощение крестьян, рост кре.

Даты и сроки восстания1667-1671 гг. Причины Закрепощение крестьян, рост крестьянских повинностей ТерриторияДон, Урал, Поволжье УчастникиКазаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши Цели и требованияОтмена крепостного права Отношение к властиЦарь–заступник крестьянства. Дворяне, бояре - изменники и казнокрады Результат восстанияПодавлено

1. Освободительная война украинского народа с Речью Посполитой за создание ук.

1. Освободительная война украинского народа с Речью Посполитой за создание украинской государственности Причина – социальное, национальное, религиозное угнетение народов со стороны Речи Посполитой Борьбу с Польшей вели казаки во главе с Богданом Хмельницким 1 октября 1653 г. - Земский собор принял решение о включении Украины в состав России, об объявлении войны Польше. 1654г - воссоединение Украины и государства Русского.

2. Русско-польская война 1654 – 1667 гг. Причина - Следствие вхождения Украин.

3. Русско – шведская война 1656 – 1661 гг. Причины - Стремление России овладе.

3. Русско – шведская война 1656 – 1661 гг. Причины - Стремление России овладеть прибалтийскими землями и получить выход в Балтийское море. Итоги - 1661 г.- Кардисский мирный договор. Россия отказывалась от земель, завоеванных в Прибалтике ранее в этой войне

4. Освоение Сибири - Покорение Сибирского ханства в конце XVI в. - Проникнове.

4. Освоение Сибири - Покорение Сибирского ханства в конце XVI в. - Проникновение в Сибирь землепроходцев и промышленников, а также представителей царской власти - Развитие Сибирского приказа (Сибирь 19 уездов, управляли воеводы, назначаемые из Москвы).

Были основаны остроги: Енисейский (1618) Красноярский (1628) Илимский (1630).

Были основаны остроги: Енисейский (1618) Красноярский (1628) Илимский (1630) Якутский (1632) иркутский (1652) Селенгинский (1665)

Семен Дежнев – в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского п-ова и открыл.

Семен Дежнев – в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского п-ова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки Ерофей Хабаров – в 1649 – 1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амур и составил их карты (чертеж)

Владимир Атласов – в 1696 – 1697 гг. предпринял экспедицию на Камчатку, в рез.

Владимир Атласов – в 1696 – 1697 гг. предпринял экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России

Василий Поярков – 1643-1646 г. – прошел из Якутска по рекам Лена, Алдан, выше.

Василий Поярков – 1643-1646 г. – прошел из Якутска по рекам Лена, Алдан, вышел по Амуру в охотское море, а затем вернулся в Якутск

«Это был переход народа из одного возраста в другой, из древней истории в нов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1063 человека из 81 региона
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 297 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.02.2018 2318
  • PPTX 8.4 мбайт
  • 15 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гегедивш Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились, встретились и перепутались, превратились в неотложные вопроы и требовали решения, не соблюдая своей исторической очереди, и над всеми ними как общий ключ к их решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих?

Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Привычки, родственные и другие отношения привязывали его к стародумам; нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергических людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их, но только до первого раздумья, до первого энергичного возражения со стороны стародумов.

Увлекаемый новыми веяниями, царь во многом отступал от старозаветного порядка жизни, ездил в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, водил ее и детей на иноземную потеху, “комедийные действа” с музыкой и танцами, поил допьяна вельмож и духовника на вечерних пирушках, причем немчин в трубы трубил и в органы играл; дал детям учителя, западнорусского ученого монаха, который повел преподавание дальше часослова, псалтыря и Октоиха, учил царевичей языкам латинскому и польскому.

Но царь Алексей не мог стать во главе нового движения и дать ему определенное направление, отыскать нужных для того людей, указать им пути и приемы действия. Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве.
Отсюда
Тут еще несколько интересных очерков

Тема урока : Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова.

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками

Время урока: один учебный час.

Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников , работа с учебником, раздаточным материалом работа с диаграммой, заполнение таблиц.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, интерактивные плакаты « История России в IX-XVII веках”, дидактические материалы, учебные пособия по истории России 10 класс.


Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”,

С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э. Лисснер “Соляной бунт” и др.)

Учебные цели и задачи:

представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича;

Учитель: Я желаю вам на уроке убедиться в этих словах. Удачи! В добрый путь за новыми знаниями!

Сегодня работать вы будете в группах. На партах у вас лежат оценочные листы, в которых вы сами себя будете оценивать по ходу урока.

Чтобы проверить домашнее задание , я предлагаю вам решить кроссворды, которые перед вами. Решив правильно у вас получиться ключевое слово. Эти слова помогут вам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Преступайте к работе. ( Ключевые слова Алексей Михайлович Романов ) Итак, с заданием все справились. А теперь давайте сами сформулируем тему нашего урока.

Тема: Внутренняя политика

Алексея Михайловича Романова.

Учитель: Давайте определим цели урока.

Ученик: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику следующего правителя из династии Романовых - Алексея Михайловича Романова.

Охарактеризовать государственное управление России, экономическое развитие , социальные отношения при Алексее Михайловиче.

Слайд 3 План урока

1.Укрепление царской власти

2. Закрепощение городского и сельского населения

3.Экономическое развитие России

4. Социальные отношения

Портрет, колокольный звон.

Эпиграф: Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа… Но при нравственной чуткости царю Алексею не доставало нравственной энергии… Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры , но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве. Этому – то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений.

Учитель: Назовите итоги правления Михаила Федоровича ?

Ученик: К 1645г. Страна поднялась из руин Смутного времени. Стабилизировалось хозяйство, была создана боеспособная армия. Царская власть укрепилась. Династия Романовых была признана за рубежом.

Учитель: Как вы считаете, какие главные задачи стояли перед новым правителем- Алексеем Михайловичем Романовым.

Ученики : Продолжить дело своего отца. Укрепление власти царя. Подъем экономики на что нужны были большие денежные средства. Возвращение потерянных земель.

В конце нашего урока давайте ответим на вопрос:

Юлия Шишкина , тебе творческое задание, постарайся в конце урока сочинить несколько строк о периоде правления Алексея Михайловича, выразив свое отношение к его правлению.

Слайд 6 ( портрет царя)

Царь и новое правительство стремилось стабилизировать положение в стране осуществить ее дальнейшее развитие за счет некоторых уступок различным слоям населения, но прежде всего за счет усиления царской власти, консолидации верхов общества.

Слайд 7 ( Соборное уложение)

Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет.

Учитель: Посмотрите анимацию и скажите, какие две главные цели преследуют зафиксированные в уложении законы?

Интерактивная доска( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия. Соборное уложение.)

( ответ: Укрепление самодержавия и закрепощение городского и сельского населения)

Учитель: Рассмотрим , как проходило становление самодержавия.

Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия.)

Учитель: Какой вывод можем сделать?

Ученик: Вывод: Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.

Учитель: А теперь давай повторим основные этапы закрепощения крестьян. Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке. Общественные отношения. Этапы становления крепостного права)

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Ученик: Вывод: С принятием Соборного уложения в России окончательно оформилось крепостное право.

Учитель: После смутного времени необходимо было преодолеть экономическую отсталость. Следующий вопрос нашего урока - Экономическое развитие страны. Давайте посмотрим диаграмму экономического развития России в XVI-начале XVII века. Интерактивная доска ( Русское государство в 16 веке .Экономика.)

Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке .Экономика. Отрасли экономики)

Учитель: Первая группа - Откройте учебники на стр. 298, прочитайте текст и назовите характерные черты развития сельского хозяйства России в XVII веке. Какие явления были новыми для России?

Учитель:О чем свидетельствует появление мануфактур в России ?

Давайте выделим особенности русских мануфактур в 17 веке.

Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке .Экономика. Особенности русских мануфактур)

Учитель: Важной чертой экономической политики русского правительства стал протекционизм. Давайте вспомним определение понятия протекционизм

Слайд 8 ( понятие протекционизм)

( меры по поддержке развития отечественной промышленности и торговли путем защиты ее от иностранной конкуренции)

Учитель: С какой целью в 1667 г. в России был введен Новоторговый устав?

Ученик: С целью ограничения доступа иностранных купцов на внутренний рынок страны.

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Ученик : И все же внутренняя и внешняя торговля России по сравнению со странами Европы развивалась медленно. Развитие торговли замедлялось отсутствием дорог, кредитной системы, банков. Однако, в России во второй половине XVII века происходит формирование всероссийского рынка. Подъем экономического развития страны.

Учитель: Переходя к следующему вопросу, снова поработаем в группах.

Опираясь на текст учебника и раздаточный материал.

Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке. Общественные отношения. Народные движения)

Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке .Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Карты))

Решение проблемного вопрос.

Слайд 10 (( проблемный вопрос)

Учитель: Итак , давайте ответим на вопрос , который ставили в начале урока.

Учитель: Вывод : В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление самодержавной власти и создание системы управления огромным государством, отвечавшей интересам своего времени.

Слайд 11 ( слова Соловьева)

Великий историк С.М. Соловьев сказал,

Слайд 12 ( слова Платонова )

К концу правления царя Алексея, по словам русского историка С.Ф. Платонова, Русское Государство “ стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния ”.

Юля , написала ли ты несколько строк о правлении Алексея Михайловича?

Тема урока : Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова.

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками

Время урока: один учебный час.

Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников , работа с учебником, раздаточным материалом работа с диаграммой, заполнение таблиц.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, интерактивные плакаты « История России в IX-XVII веках”, дидактические материалы, учебные пособия по истории России 10 класс.


Оформление класса и классной доски : в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”,

С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э. Лисснер “Соляной бунт” и др.)

Учебные цели и задачи:

представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича;

Учитель: Я желаю вам на уроке убедиться в этих словах. Удачи! В добрый путь за новыми знаниями!

Сегодня работать вы будете в группах. На партах у вас лежат оценочные листы, в которых вы сами себя будете оценивать по ходу урока.

Чтобы проверить домашнее задание , я предлагаю вам решить кроссворды, которые перед вами. Решив правильно, у вас получится ключевое слово. Эти слова помогут вам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Преступайте к работе. ( Ключевые слова Алексей Михайлович Романов ) Итак, с заданием все справились. А теперь давайте сами сформулируем тему нашего урока.

Тема: Внутренняя политика

Алексея Михайловича Романова.

Учитель: Давайте определим цели урока.

Ученик: Охарактеризовать внутреннюю политику следующего правителя из династии Романовых - Алексея Михайловича Романова.

Охарактеризовать государственное управление России, экономическое развитие , социальные отношения при Алексее Михайловиче.

Учитель: Как вы считаете, какие главные задачи стояли перед новым правителем- Алексеем Михайловичем Романовым?

Ученики : В период правления Михаила Федоровича страна поднялась из руин Смуты. Стабилизировалось хозяйство, царская власть за эти годы укрепилась. Я считаю, что Алексей Михайлович должен продолжить дело своего отца. Главные задачи - укрепление власти царя, подъем экономического развития на что нужны были большие денежные средства.

В конце нашего урока давайте ответим на вопрос:

Юлия Шишкина , тебе творческое задание, постарайся в конце урока сочинить несколько строк о периоде правления Алексея Михайловича, выразив свое отношение к его правлению.

Портрет, колокольный звон.

Эпиграф: Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа… Но при нравственной чуткости царю Алексею не доставало нравственной энергии… Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры , но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве. Этому – то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений.

После смерти Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от Евдокии Стрешневой Алексей.

Царь и новое правительство стремились стабилизировать положение в стране за счет уступок некоторым слоям населения , но прежде всего за счет усиления царской власти , консолидации верхов общества.

Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет.

Назовите наиболее важные статьи? (о богохульных и церковных мятежниках, о государственной чести, о службе ратных людей, о суде, о поместных землях, о вотчине. Самые тяжелые наказания назначались за оскорбление церкви, царского имени и умысел против государя. )

Учитель: Посмотрите анимацию и скажите, какие две главные цели преследуют зафиксированные в уложении законы?

Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия. Соборное уложение.)

( ответ: Укрепление самодержавия и закрепощение городского и сельского населения)

Учитель: Рассмотрим, как проходило становление самодержавия.

Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия.)

Учитель: Какой вывод можем сделать?

Ученик: Вывод: Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.

Учитель: А теперь давайте повторим основные этапы закрепощения крестьян. Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке. Общественные отношения. Этапы становления крепостного права)

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Ученик: Вывод: С принятием Соборного уложения в России укрепилась царская власть, в интересах верхов общества окончательно оформилось крепостное право.

Учитель: После смутного времени необходимо было преодолеть экономическую отсталость. Следующий вопрос нашего урока - Экономическое развитие страны в период правления Алексея Михайловича. Давайте посмотрим диаграмму экономического развития России в XVI - начале XVII века.

Интерактивные плакаты ( Русское государство в 16 веке .Экономика.)

Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке .Экономика. Отрасли экономики)

Учитель: Первая группа - Откройте учебники на с. 298, прочитайте текст и назовите характерные черты развития сельского хозяйства России в XVII веке. Какие явления были новыми для России?

Вторая группа - Назовите характерные черты развития ремесла и промышленности России в XVII веке. Учебник с.299

Третья группа – Какие новые явления появились в торговле в XVII веке? Что говорит об успехах торговли? Что тормозило ее развитие? Учебник с.300

Учитель: О чем свидетельствует появление мануфактур в России ?

Давайте выделим особенности русских мануфактур в 17 веке.

Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке . Экономика. Особенности русских мануфактур)

Учитель: Важной чертой экономической политики русского правительства стал протекционизм. Давайте вспомним определение понятия протекционизм

( меры по поддержке развития отечественной промышленности и торговли путем защиты ее от иностранной конкуренции)

Учитель: С какой целью в 1667 г. в России был введен Новоторговый устав?

Ученик: С целью ограничения доступа иностранных купцов на внутренний рынок страны.

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Ученик : И все же внутренняя и внешняя торговля России по сравнению со странами Европы развивалась медленно. Развитие торговли замедлялось отсутствием дорог, кредитной системы, банков. Несмотря на это в России во второй половине XVII века происходит формирование всероссийского рынка. Подъем экономического развития страны.

Учитель: XVII век стал важным этапом в истории взаимоотношений государства и Церкви. В период правления Алексея Михайловича была проведена церковная реформа.

Работа в группах.

Опираясь на текст учебника с.280-283 и раздаточный материал.

Первая группа ответит на вопрос. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были ее цели?

Вторая группа ответит на вопрос. Что такое церковный раскол? Каковы его причины?

Третья группа охарактеризует результаты реформы.

Сделаем вывод: Церковная реформа , отношения между царем и патриархом Никоном еще раз подтвердили , что в России в XVII веке происходит утверждение самодержавия.

Решение проблемного вопроса.

Слайд 4 ( проблемный вопрос)

Учитель: Вывод : В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление самодержавной власти и создание системы управления огромным государством, отвечавшей интересам своего времени.

Великий историк С.М. Соловьев сказал,

К концу правления царя Алексея, по словам русского историка С.Ф. Платонова, Русское Государство “ стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния ”.

Проверка творческого задания.

Учитель: Вывод по уроку.

Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории Российского государства времен правления Алексея Михайловича. В дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.

2. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кирилов. – М. : Эксмо,2012.

Читайте также: