Он поливал его не обращая внимания на цветы в клумбах

Обновлено: 18.09.2024

Дети путают сложные предложения и простые предложения с однородными сказуемыми.

Как помочь детям определить какое это предложение? Итак:

Простое предложение:

  • имеет одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое);
  • однородные сказуемые связаны интонацией перечисления;
  • однородные сказуемые разделяются запятыми. Подробнее - здесь .

Сложное предложение:

  • имеет две или несколько грамматических основ, то есть сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений и представляет собой единое целое;
  • части сложного предложения связаны между собой по смыслу и соединены интонацией или интонацией и союзами.
  • Части сложного предложения всегда разделены запятыми.

Алгоритм определения:

  1. Прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу - подлежащее и сказуемое.
  3. Если грамматическая основа одна, то это простое предложение.
  4. Если грамматических основ несколько, то это сложное предложение.

Еще такая "неформальная" подсказка: если в предложении один "производитель действия", то это простое, если несколько действий и событий, то сложное.

Прозвенел звонок с урока, ребята взяли ранцы и выбежали на улицу. (два действия разных "производителей")

Упражнения для тренировки.

Предлагаю такой способ тренировки - устный. Читаете ребенку предложение, а он должен определить тип предложения.

Ниже предлагаю файл для распечатки.

1. Солнце восходит, начинается утро. (СЛОЖНОЕ)

2. Подул сильный ветер, листья с деревьев полетели на землю.(СЛОЖНОЕ)

3. Осень приближается, небо часто хмурится.(СЛОЖНОЕ)

4. Прошел небольшой дождь, и выглянуло солнце.(СЛОЖНОЕ)

5. Маленькие птички летали, щебетали, ловили мошек. (ПРОСТОЕ)

6. Красивые бабочки порхали над цветами, с востока надвигалась туча.(СЛОЖНОЕ)

8. На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. (ПРОСТОЕ)

9. Ветер в поле дует, дождик моросит.(СЛОЖНОЕ)

10. Желтые и красные листья шуршат под ногами, по сосне скачет белочка.(СЛОЖНОЕ)

11. Котенок медленно подполз к клубочку, подтолкнул его и отскочил назад.(ПРОСТОЕ)

12. Белые пуговицы находятся в синей коробочке, желтые пуговицы сложены в красную коробочку.(СЛОЖНОЕ)

13. Маша прыгала, Даша смеялась, Саша пел песню.(СЛОЖНОЕ)

14. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.(ПРОСТОЕ)

15. Я бегу, смеюсь, рву по дороге листочки с кустов.(ПРОСТОЕ)

16. Трактор едет по дороге, его обгоняет старенький автобус.(СЛОЖНОЕ)

17. Катя боязливо шла по дорожке, остановилась и с тревогой оглянулась на домик в саду.(ПРОСТОЕ)

18. В валежнике на мгновение мелькнуло что-то мохнатое, раздался выстрел.(СЛОЖНОЕ)

19. Васютка выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь.(ПРОСТОЕ)

20. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.(ПРОСТОЕ)

21. Лицо и руки жалила крапива, но Васютка не обращал внимание на это внимания.(СЛОЖНОЕ)

img

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ученые обнаружили никем (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок перуанского Мачу-Пикчу — древнего города, находящегося на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря.
Только совершенно (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАННОМУ взгляду русская природа кажется бедной.
Всех возмутил ничем (НЕ)ОПРАВДАННЫЙ поступок Кости.
Статья о творчестве известного поэта (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАНА.
(НЕ)ДОБРЫЙ, а злой взгляд и кривая ухмылка собеседника поразили меня.

2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения.
Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня.
Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды.
Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.

3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал.
Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде.
Будешь жить так, как будто тебя нет или как будто ты (НЕ)КЛИМ, а Дмитрий.
Из всех взрослых мама самая трудная, о ней почти нечего думать, как о странице тетради, на которой еще ничего (НЕ)НАПИСАНО.
Это был высокий старик в шапке волос, курчавых, точно овчина, грязносерая борода обросла его лицо от глаз до шеи, сизая шишка носа едва заметна на лице, рта совсем (НЕ)ВИДНО, а на месте глаз тускло светятся осколки мутных стекол.

4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это вовсе (НЕ)ФАМИЛИЯ, а нянькина пословица, - сказал Клим.
Кроме брата, никто (НЕ)МОГ ни поймать, ни перегнать ее.
Старшая, Варя, отличалась от сестры своей только тем, что хворала постоянно и (НЕ)ТАК часто, как Любовь, вертелась на глазах Клима.
Козетта приподнялась, поглядела на него (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами, судорожно пытаясь отыскать в голове хоть одну мысль.
Вот видите, - говорила Лидия, - она (НЕ)В ГОЛОСЕ.

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

После драки он боязливо сторонился от них, а себя, (НЕ)УМЕВШЕГО драться, почувствовал еще раз мальчиком особенным.
Вот, опять бодрствуешь, хотя уже двенадцатый час, а утром тебя (НЕ)ДОБУДИШЬСЯ.
Он уже (НЕ)ВПЕРВЫЕ спрашивал ее об этом, но Лидия только взглянула, как на чужого.
Это мешок картофеля, а (НЕ)КАТОК, - капризно заявил Борис.
Санина душа пребывала в состоянии вечной влюбленности, то мимолетной, то более продолжительной, встречая всякий раз (НЕ)ДОУМЕННОЕ и смутное чувство.

7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение и впрямь быстро превратилось в чёткий план.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)широкой, но быстрой реки, образовав глубокий затон.
До ближайшей деревни путь отнюдь (НЕ)БЛИЗКИЙ.
Турок уставился в землю, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на входящих часовых.
В 1839 году отцу Лескова, (НЕ)ПОЛАДИВШЕМУ с губернатором, пришлось выйти в отставку.

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ты моя песня, пока еще (НЕ)СПЕТАЯ.
Щуря (НЕ)ПРИВЫКШИЕ к солнцу глаза, люди выходили из подвала.
Степан (НЕ)ПРИУЧЕН был слушать женские советы.
Громкие речи отнюдь (НЕ)ВСЕГДА признак ума.
(НЕ)ПОБЕЖДЕННЫЕ ленинградцы стали символом стойкости и стремления к жизни.

9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого (НЕ)НАСКОЧИТЬ.
Всё так же, (НЕ)ОТСТАВАЯ, шли в рядах легко раненные бойцы в грязных от пыли повязках.
Во многих колхозах вот так же стоит сейчас ни разу (НЕ)ПРОПОЛОТЫЙ с весны, заросший сорняками подсолнух.
Оказалось впоследствии, что попытки их были вовсе (НЕ)БЕСПЛОДНЫЕ.
Зимою наступали мы без передышки, и особо часто писать друг другу нам было (НЕ)КОГДА.

10 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ДОЕЗЖАЯ нескольких сажен до дома, всадник остановился в тени, падавшей от высокого деревянного забора.
Мосты на Неве были (НЕ)РАЗВЕДЕНЫ.
(НЕ)ТРОНУТЫЕ морозом цветы привлекли моё внимание.
Утлый экипаж долго полз по (НЕ)МОЩЕНОЙ улице.
Лектор (НЕ)ГОТОВ ответить на ваш вопрос

11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я бросился к конторщику и, (НЕ)ПОМНЯ себя от волнения, крепко вцепился рукой в его плечо.
На небе уже стоял тонкий серебряный зазубренный серп молодого месяца, и при его бледном свете я увидел, что глаза Олеси полны крупных (НЕ)ВЫЛИВШИХСЯ слёз.
Ярмола, (НЕ)ГЛЯДЯ на меня, тащил за узду лошадь.
Моё предчувствие (НЕ)ОБМАНУЛО меня.
Ещё (НЕ)СОГРЕТАЯ солнцем земля сияла мириадами росинок.

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Никому уже (НЕ)НУЖНЫЙ поселок продолжал жить среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья.
Учитель НЕ(МОГ) нахвалиться учеником, прочил ему блестящее будущее.
Старик далеко (НЕ)ВСЕГДА был справедлив к сыну.
Постепенно композитор овладевает искусством сочетания двух или (НЕ)СКОЛЬКИХ голосов, звучащих одновременно.
Работы были выполнены учеником, но (НЕ)ПРОСМОТРЕНЫ учителем.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
За кустами акаций белел флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь ещё (НЕ)ОСВЕЩЁННЫХ окон.
Крупные и красивые птицы, (НЕ)ДВИГАЯСЬ, сначала внимательно и зорко осматривались вокруг.
Старику пришлось покинуть халупу, совсем (НЕ)ДАВНО сложенную своими руками, оставить хорошие пастбища.
Это (НЕ)ДЕРЕВЕНСКАЯ изба, а сумасшедший дом какой-то: одни тайны во всём.

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Здесь шла своя, вовсе (НЕ)СПОКОЙНАЯ, трудная, но всё-таки будничная жизнь.
Окна в подвале были (НЕ)ЗАРЕШЁЧЕНЫ.
В морозной дымке над заиндевелыми крышами (НЕ)ВЫСОКО висело холодное солнце.
Он понял, что это была (НЕ)ПУСТАЯ угроза, а реальная опасность.
(НЕ)РАССТЁГИВАЯ полушубка, Рыбак уныло опустился на слежалую соломенную подстилку.

15. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

А.П. Чехов писал о ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ людях.
Поездка на Сахалин далась Чехову вовсе (НЕ)ЛЕГКО.
Писателя отличала постоянная (НЕ)УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ собой, абсолютная скромность, чувство собственного достоинства.
Многие рукописи писателя (НЕ)СОХРАНЕНЫ.
Лидия Авилова утверждала, что между ней и писателем кипели отнюдь (НЕ)ШУТОЧНЫЕ страсти.

16. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Им открылся чистенький, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ овражек.
Всё-таки казалось диким и бессмысленным получать деньги за труд, (НЕ)ПРИНЕСШИЙ никому пользы.
(НЕ)СМОТРЯ на середину марта, весна уже смело заявляла свои права.
Путь наш оказался отнюдь (НЕ)БЛИЗКИМ.
Слова, что были (НЕ)СКАЗАНЫ любимой женщине, превратились впоследствии в нежную песню.

17. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда-то в старые годы здешние мужички (НЕ)БРЕЗГОВАЛИ одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников.
(НЕ)НАЙДЯ ковриги на месте, Настёна испугалась.
Она уже ни на что не надеялась, но какая-то (НЕ)СПОКОЙНАЯ, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором.
Настёна уже была (НЕ)РАДА тому, что связалась с ним.
К такому повороту дела старик оказался (НЕ)ГОТОВ.

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дворник наш (НЕ)СПОСОБЕН и муху обидеть.
Без дружбы никакое общение (НЕ)ИМЕЕТ смысла.
(НЕ)КАЖДЫЙ способен на благородные поступки.
(НЕ)ЛЕСТНЫЙ отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.
Неужели обед до сих пор (НЕ)СВАРЕН?

19. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Блестят, как губы, (НЕ)УТЁРТЫЕ рукою, и лозы ив, и листья дуба.
Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
Маленькие трагедии отдельного человека остаются никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫМИ.

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Добрый день
Короткая практика
Задание 13


Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

- Ну, так как же, мужичок: что всего лучше? Клим отвечал:

- Когда генерала хоронят.

- А что всего хуже?

- Если у мамы голова болит.

- Каково? - победоносно осведомлялся Самгин у гостей, и его смешное,

круглое лицо ласково сияло. Гости, усмехаясь, хвалили Клима, но ему уже

не нравились такие демонстрации ума его, он сам находил ответы свои

глупенькими. Первый раз он дал их года два тому назад. Теперь он покорно

и даже благосклонно подчинялся забаве, видя, что она приятна отцу, но уже

чувствовал в ней что-то обидное, как будто он - игрушка: пожмут ее -

Из рассказов отца, матери, бабушки гостям Клим узнал о себе немало

удивительного и важного: оказалось, что он, будучи еще совсем маленьким,

заметно отличался от своих сверстников.

- Простые, грубые игрушки нравились ему больше затейливых и дорогих, -

быстро-быстро и захлебываясь словами, говорил отец; бабушка, важно качая

седою, пышно причесанной головой, подтверждала, вздыхая:

- Да, да, он любит простое.

И, в свою очередь, интересно рассказывала, что еще пятилетним ребенком

Клим трогательно ухаживал за хилым цветком, который случайно вырос в

теневом углу сада, среди сорных трав; он поливал его, не обращая внимания

на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько

Не слушая тещу, отец говорил сквозь ее слова:

- Гораздо охотнее играет с внуком няньки, чем с детями своего круга.

Отец рассказывал лучше бабушки и всегда что-то такое, чего мальчик не

замечал за собой, не чувствовал в себе. Иногда Климу даже казалось, что

отец сам выдумал слова и поступки, о которых говорит, выдумал для того,

чтоб похвастаться сыном, как он хвастался изумительной точностью хода

своих часов, своим умением играть в карты и многим другим.

Но чаще Клим, слушая отца, удивлялся: как он забыл о том, что помнит

отец? Нет, отец не выдумал, ведь и мама тоже говорит, что в нем, Климе,

много необыкновенного, она даже объясняет, отчего это явилось.

- Он родился в тревожный год - тут и пожар, и арест Якова, и еще многое.

Носила я его тяжело, роды были несколько преждевременны, вот откуда его

странности, я думаю.

Клим слышал, что она говорит, как бы извиняясь или спрашивая: так ли

это? Гости соглашались с нею:

Однажды, взволнованный неудачной демонстрацией его ума перед гостями,

Клим спросил отца:

- Почему я - необыкновенный, а Митя - обыкновенный? Он ведь тоже

родился, когда всех вешали?

Отец объяснял очень многословно и долго, но в памяти Клима осталось

только одно: есть желтые цветы и есть красные, он, Клим, красный цветок;

желтые цветы - скучные.

Бабушка, неласково косясь на зятя, упрямо говорила, что на характер внука

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на трудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(По И. Медведевой)

ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в пятом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДВОР , -а, муж.
1. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.
2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство. Деревня в сто дворов.
3. Отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме, усадьбе. Ворота во д. Сарай во дворе. Скотный, птичий, конский д. (в усадьбе: для содержания скота, птицы, лошадей).
4. В некоторых сочетаниях название производственных участков, учреждений. Машинный д. Литейный д. Грузовой д. Монетный д.

  1. В предлагаемом тексте автор призывает читателя задуматься о социальных и экономических проблемах России.
  2. Задача автора — воздействовать на читателя, убедить его. Поэтому текст можно отнести к публицистическому стилю.
  3. В тексте присутствуют различные языковые средства: риторические вопросы, обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты. ), побудительные и восклицательные предложения, ряды однородных членов (ее единственная забота, ее. радость. и т. д.), обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность высказывания (И стыдно бывает. И только ты. Вот и у стариков. ), частиц с усилительным значением (И стыдно. -, она-то. ; ты-то. ; И только ты. ; а потом. и т. п.). Многие из этих средств помогают автору создавать атмосферу доверительного разговора, что широко используется в публицистике.
  4. Предложение (Ох уж эта бабушка!) со значением оценки характерно для разговорной речи.
  5. Автор текста не дает ответ на вопрос, сформулированный в 3-м абзаце (..что делать. )


ЗАДАНИЕ 3

Самостоятельно подберите подчинительный временной союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.


ЗАДАНИЕ 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

оптОвый
баловАть
прИбыв
добелА
досУг

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Марью Дмитриевну знала ЦАРСТВЕННАЯ фамилия, знала вся Москва и весь Петербург
В прошлом году ДИПЛОМАНТОМ конкурса стал Сергей Иванов.
КОРЕННЫЕ жители этого издавна ловили рыбу на этой реке.
Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой ПОЧТЕННОЙ дамы, и что же?
Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему ЕДИНСТВЕННОМУ сыну.

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

согласно РАСПИСАНИЮ
пара НОСКОВ
ЗАСОХНУЛ на ветру
пять КИЛОГРАММОВ
около ПОЛУТОРАСТА метров

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе.
2) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
3) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
4) Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.
5) Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.
6) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
7) Хотя он знал все ответы на поставленные преподавателем вопросы, но не смог сформулировать свои мысли правильно.
8) Те, кто пропустят пощечину и не вызовет на дуэль, подлецы.
9) По прибытии в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

без..скусный, по..скать, вз..мать
пр..бежать, с..звездие, об..йти
чере..чур, в..помнить, ни..вергать
пр..чудливый, пр..ютить, пр..мер
четырех..ярусный, под..ём, ад..ютант

буш..вать, голуб..нький
яблон..вый, прожорл..вый
мешоч..к, ружь..цо
глуб..на, старш..нство
фламанд..кий, тка..кий

вытерп..шь, завис..мый
выкач..нная (бочка), неотъемл..мый
навар..шь, постел..шь
раска..вшийся, отча..нная
расстро..шься, увлека..мый

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал.
Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде.
Будешь жить так, как будто тебя нет или как будто ты (НЕ)КЛИМ, а Дмитрий.
Из всех взрослых мама самая трудная, о ней почти нечего думать, как о странице тетради, на которой еще ничего (НЕ)НАПИСАНО.
Это был высокий старик в шапке волос, курчавых, точно овчина, грязно-серая борода обросла его лицо от глаз до шеи, сизая шишка носа едва заметна на лице, рта совсем (НЕ)ВИДНО, а на месте глаз тускло светятся осколки мутных стекол.

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ЧТО(БЫ) ни говорил и ни делал этот человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ, Тезкин ему больше не верил.
Жизнь казалась ему чем-то (В)РОДЕ контрольной работы, которую он одолевал играючи и молниеносно, а (ПО)ТОМУ неудача на вступительных экзаменах его подкосила.
(ИЗ)ЗА тумана ничего не было видно (ВО)КРУГ.
Очень долго он не мог уснуть, ворочался, а (ЗА)ТЕМ достал из нижнего ящика стола потертую тетрадь, зажег свечи читал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.



ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.



ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
2) Они встречались почти каждый день пили чай и говорили о том о сем.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку ни даже на Серафиму.

ЗАДАНИЕ 17

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тезкин (1) храня в душе и теле верность (2) канувшей в лето художнице (3) с большим сочувствием относился к попыткам друга (4) встретить за каким-нибудь столиком прекрасную даму.

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Здесь (1) друг Горацио (2) у датских берегов
Ты много не разыщешь (3) дураков,
Кто бы своё так изощрял воображенье,
Когда потеха – в грош.
Не выкажи (4) прошу (5) пренебрежения
К неимоверному рассказу моему…
Но, вижу (6) друг (7) рассудок добросовестный (8) твой делит
Неблагодарная двоякость впечатления.

ЗАДАНИЕ 19

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился.


ЗАДАНИЕ 20

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Этот Швабрин превеликий плут (1) и (2) если попадется ко мне в руки (3) то я велю его судить (4) в двадцать четыре часа (5) и мы расстреляем его на парапете крепости.


ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

Оцениваю человека

(5)И вижу – человек не настоящий. (6)То есть, конечно, хороший человек и в своих интересах весьма обстоятельный, при синем галстуке, носки с должной просинью и пробор на волосах, все отлично, – но не нашего полета, не из книголюбов. (7)Иной раз стараюсь занять разговором, что вот у Березина-Ширяева неправильно указан год издания, – и сразу человек начинает как бы внутренне позевывать, зачем пришел; я, говорит, очень тороплюсь домой, извините. (8)Ну что же – до свиданья!

(16)Вот это, значит, попался свой человек, книголюб сумасбродный!

(17)Так и расцениваю человека.

1) Предложение 6 содержит элементы описания
2) В предложении 11 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 10.
3) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.
4) В предложении 3 представлено рассуждение.
5) В предложении 15 содержится вывод, следствие из содержания предложения 14.

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 12-17 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: