Описание памятника черный тюльпан

Обновлено: 18.09.2024

Памятник представляет сбой стилизованное пространство грузового военно-транспортного самолёта, перевозившего на Родину тела погибших солдат и офицеров. В центре композиции расположена фигура сидящего солдата с автоматом, вокруг которого установлены имитирующие каркас фюзеляжа самолёта десять металлических пилонов.

На них высечены 240 фамилий и именами свердловчан, погибших во время боевых действий в Афганистане. Высота пилонов - 10 метров. Памятник изготовлен из металла со специальным покрытием. Вес центральной фигуры памятника - 4,5 тонны, высота - 4,7 метра.

Позже, после завершения активной стадии контртеррористической операции в Чечне, в 2002 году этот ансамбль был дополнен траурным колоколом и гранитными стелами с фамилиями военнослужащих, погибших в Чеченской Республике и Дагестане. С Северного Кавказа не вернулись 413 жителей города.

Мемориал памяти жертв Афганской войны был открыт в Екатеринбурге в 1995 году. Памятник построен по проекту архитектора Александра Серова и скульптора Константина Грюнберга.


Война в Афганистане продолжалась 10 лет, с 1979 по 1989 год. Каждому году соответствует один металлический пилон по краям мемориала. Все вместе они имитируют каркас фюзеляжа самолета Ан-12, перевозившего тела погибших солдат. Сами афганцы называли эти самолеты "чёрными тюльпанами".


Всего здесь 240 фамилий свердловчан, погибших во время боевых действий в Афганистане.



Центральная фигура изображает сидящего солдата с автоматом. Его поза и выражение лица настолько пронзительны, что вызывают какие-то особенные чувства, совсем не те, какие испытываешь, глядя на многочисленные мемориалы Великой победы.



В 2003 году по проекту Александра Серова была открыта вторая часть мемориала - "Чечня". На гранитных плитах высечены 413 фамилий погибших в Чеченской Республике и Дагестане.


Стелы с фамилиями расположены полукругом, по краям которого находятся барельефы.



Памятник расположен на площади Советской Армии, напротив Окружного Дома офицеров. Доехать туда можно на трамваях 2, 3, 8, 14, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 32, на маршрутках 018 и 021 до остановки "Гостиница Исеть", если вы едете со стороны центра, или до остановки "Шарташская", если вы едете со стороны вокзала. После этого вам нужно будет немного пройтись пешком по улице Луначарского.

Монумент чёрный тюльпан.jpg

Чёрный тюльпа́н — памятник в Екатеринбурге в честь погибших в ходе Афганской войны. Находится на площади Советской Армии в квадрате улиц Луначарского — Первомайская — Мамина-Сибиряка — Шарташская.

Содержание

Авторы проекта

  • Идея создания: Свердловское областное отделение Российского Союза ветеранов Афганистана (СОО РСВА)
  • Скульптор: Константин Грюнберг
  • Автор второй части памятника: Андрей Серов

История создания

В 1991 году СОО объявило конкурс проектов на создание памятника в честь жителей Екатеринбурга и Свердловской области, погибших в ходе локальных военных конфликтов на территории других государств.

В конкурсе приняло участие 15 проектов, представленных различными творческими организациями, группами, индивидуальными проектантами. После нескольких отборочных туров победа в конкурсе была присуждена проекту архитектора Андрея Серова и скульптора Константина Грюнберга.

Средства собирались в виде добровольных пожертвований от общественных и коммерческих организаций, предприятий и частных лиц. Значительная помощь в реализации проекта была оказана бюджетами Свердловской области и города Екатеринбурга. Большую организационную поддержку проект получил от командования Уральского Военного Округа (УрВО) и строительных частей округа.

Строительство памятника было начато в 1992 году на площади Российской армии. Заказ на изготовление был выполнен Екатеринбургским заводом имени М. И. Калинина.



Описание памятника

В центре композиции — фигура сидящего солдата с автоматом, вокруг которого установлены имитирующие каркас фюзеляжа самолёта металлические пилоны с именами уральцев, погибших во время боевых действий в Афганистане.

Памятник изготовлен из металла со специальным покрытием. Вес центральной фигуры памятника — 4,5 тонны, высота — 4,7 метра. Высота пилонов — 10 метров. На десяти пилонах памятника 240 фамилий свердловчан, погибших в Афганистане.

Позже, после завершения активной стадии контртеррористической операции в Чечне, этот ансамбль был дополнен гранитными стелами с фамилиями военнослужащих, погибших в Чеченской Республике и Дагестане.

Тридцать лет назад, 15 февраля 1989 года, последние боевые колонны советских солдат пересекли мост Дружбы в Афганистане. Они возвращались домой из республики, где в течение девяти лет и полутора месяцев выполняли интернациональный долг. В ходе боевых действий погибло более 15 тысяч военнослужащих.

— Как родилась идея проекта и почему вы занялись созданием памятника?

— Что же было дальше?



— Время тогда смутное было, а тут три года на одном проекте с афганцами. Наверняка много интересных подробностей помните.

— Мастерскую мне дал знаменательнейший человек — Эдуард Россель. Я работал рядом с Птичьим рынком. И вот как-то подошли пятеро деловых молодых людей среднего возраста и заявили, что дают три дня, чтобы я освободил площадь. Жулье, короче. Некуда деваться, пошел к афганцам и пожаловался, что меня с их памятником выбрасывают. Ребята говорят: возвращайся в мастерскую и жди до последнего.

И вот представьте: зима, перестройка, света нету, одна лампочка горит, как в уборной, в шесть вечера на улице темно. Я сижу со скульптурой, в глине пока ее сделал, наблюдаю за стрелками часов: вот уже семь, потом восемь вечера. Вдруг подъезжают две машины, военные, длинные, которые омоновцев возят, и оттуда выбегают парни в камуфляже. Тут я подумал: все, за мной приехали. Оказалось, это афганцы. Злые приехали, у них там какая-то разборка случилась во Дворце молодежи. Александр Дмитриенко тогда у них был председателем, скомандовал поставить пост у меня в мастерской — круглогодичный и ежесуточный — Следить за мной и за скульптурой. Так меня два года охраняли, как в кино. Жуликов тех больше не видел.

Близкие много раз просили меня бросить это дело. Мол, иди на завод, получай зарплату. Но где бы я был, если бы отказался от любимого дела?

— Из чего выполнен памятник?

— Сначала работал в мягком материале с маленького эскизика, потом вылепил рабочую модель, метровую. Потом увеличил модель, формовки использовал, потом уже лепнина. Вообще, когда скульптор долго работает — это опасно: глаз замыливается. Он одной рукой делает, а другой ломает.

Отливали памятник на заводе Калинина из обыкновенного железа Л25. Толщина отливки — с два пальца, скульптура пустотелая, весит больше пяти тонн. ЗИК — как раз тот завод, ракеты которого сбили Пауэрса. У них там очень хороший литейный цех.


— Что чувствовали, когда все закончилось? Когда состоялось открытие?

Да хоть бы это было хорошей пародией на мой памятник — так и ладно. А тут позор, стыдно смотреть! Надо наказать руководителей, потом автора. Фигуру эту надо убрать. На моем веку несколько раз было такое. Народу эта композиция не приглянулась.

Автор даже с камнем неверно обращается. Вот вспомните работы Микеланджело: сначала голова, нога…. Словно скульптура выходит из камня! А тут никакой критики не выдерживает. Надо убирать. Я обижен на этого автора. А вообще, у нас есть авторское право? Если это изделие уберут, мне на это дело… А если оставят и будут гладить и полировать, буду принимать меры. Если буду судится, то за авторское право. Я на каждой работе ставлю маркировку, свой знак. У меня там на ремне с правой стороны поставлен штампик. Я как чувствовал, что что-то не так будет.


С точки зрения нравственности тому автору все будет припоминаться вечно. Это ж какое пятно!

Читайте также: