Под огромным старым кленом росли фиалки и стелился по земле вьюнок

Обновлено: 18.09.2024

Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее, — оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся, хотя еще прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зеленой грядою.

А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.

И все это: огромная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева неба и все то, что разрасталось в низах сада, в лощине, вдоль боковых аллей и дорожек и под фундаментом южной стены дома, — кусты сирени, акации и смородины, лопухи, крапива, чернобыльник, — все поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей — по целым дням были открыты и двери и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, тоже синей и увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами в переднем углу и низкими книжными шкафами из ясени вдоль стен. И везде в комнаты празднично глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые, то светлые, то темные, деревья с яркой синевой между ветвями.

Но письма не было. Митя знал неспособность Кати к письмам и то, как трудно ей всегда собраться сесть за письменный стол, найти перо, бумагу, конверт, купить марку… Но разумные соображения опять стали плохо помогать. Счастливая, даже гордая уверенность, с которой он несколько дней ждал второго письма, исчезла, — он томился и тревожился все сильнее. Ведь за таким письмом, как первое, тотчас же должно было последовать что-то еще более прекрасное и радующее. Но Катя молчала.

Он реже стал ходить на деревню, ездить в поле. Он сидел в библиотеке, перелистывал журналы, уже десятки лет желтевшие и сохнувшие в шкафах. В журналах было много прекрасных стихов старых поэтов, чудесных строк, говоривших почти всегда об одном, — о том, чем полны все стихи и песни с начала мира, чем жила теперь и его душа и что неизменно мог он так или иначе отнести к самому себе, к своей любви, к Кате. И он по целым часам сидел в кресле возле раскрытого шкафа и мучил себя, читая и перечитывая:

Люди спят, мой друг, пойдем в тенистый сад!
Люди спят, одни лишь звезды к нам глядят…

Все эти чарующие слова, все эти призывы были как бы его собственными, обращены были теперь как будто только к одной, к той, кого неотступно видел во всем и всюду он, Митя, и звучали порою почти грозно:

Над зеркальными водами
Машут лебеди крылами
И колышется река:
О, приди же! Звезды блещут,
Листья медленно трепещут,
И находят облака…

Он, закрывая глаза, холодея, по несколько раз кряду повторял этот призыв, зов сердца, переполненного любовной силой, жаждущей своего торжества, блаженного разрешения. Потом долго смотрел перед собою, слушал глубокое деревенское молчание, окружавшее дом, — и горько качал головой. Нет, она не отзывалась, она безмолвно сияла где-то там, в чужом и далеком московском мире! — И опять отливала от сердца нежность — опять росло, ширилось это грозное, зловещее, заклинающее:

О, приди же! Звезды блещут,
Листья медленно трепещут,
И находят облака…

XIV

Однажды, подремав после обеда, — обедали в полдень, — Митя вышел из дома и не спеша пошел в сад. В саду часто работали девки, окапывали яблони, работали они и нынче. Митя шел посидеть возле них, поболтать с ними, — это уже входило в привычку.

День был жаркий, тихий. Он шел в сквозной тени аллеи и далеко видел вокруг себя кудрявые белоснежные ветви. Особенно силен, густ был цвет на грушах, и смесь этой белизны и яркой синевы неба давала фиолетовый оттенок. И груши и яблони цвели и осыпались, разрытая земля под ними была вся усеяна блеклыми лепестками. В теплом воздухе чувствовался их сладковатый, нежный запах вместе с запахом нагретого и преющего на скотном дворе навоза. Иногда находило облачко, синее небо голубело, и теплый воздух и эти тленные запахи делались еще нежнее и слаще. И все душистое тепло этого весеннего рая дремотно и блаженно гудело от пчел и шмелей, зарывавшихся в его медвяный кудрявый снег. И все время, блаженно скучая, по-дневному, то там, то здесь цокал то один, то другой соловей.

Аллея кончалась вдали воротами на гумно. Вдали налево, в углу садового вала, чернел ельник. Возле ельника пестрели среди яблонь две девки. Митя, как всегда, повернул со средины аллеи на них, — нагибаясь, пошел среди низких и раскидистых ветвей, женственно касавшихся его лица и пахнувших и медом, и как будто лимоном. И, как всегда, одна из девок, рыжая, худая Сонька, лишь только завидела его, дико захохотала и закричала.

— Ой, хозяин идет! — закричала она с притворным испугом и, соскочив с толстого сука груши, на котором она отдыхала, кинулась к лопате.

Митя подошел и сел на место Соньки, на старый грушевый сук, лежавший на рассохе. Сонька ярко глянула на него и громко, с деланной развязностью и веселостью спросила:

— Ай только встали? Смотрите, дела не проспите!

Митя нравился ей, и она всячески старалась скрыть это, но не умела, держала себя при нем неловко, говорила что попало, всегда, однако, намекая на что-то, смутно угадывая, что рассеянность, с которой Митя постоянно и приходил и уходил, не простая. Она подозревала, что Митя живет с Парашей или, по крайней мере, домогается этого, она ревновала и говорила с ним то нежно, то резко, глядела то томно, давая понять свои чувства, то холодно и враждебно. И все это доставляло Мите странное удовольствие. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании, все более томясь этим ожиданием и невозможностью ни с кем поделиться тайной своей любви и муки, поговорить о Кате, о своих надеждах на Крым, и потому намеки Соньки на какую-то его любовь были ему приятны: ведь все-таки эти разговоры как бы касались того сокровенного, чем томилась его душа. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати.

— Какое же дело я могу проспать? То-то и горе, что у меня и дел-то никаких нету.

— Молчите уж, не божитесь, и так поверю! — крикнула Сонька в ответ весело и грубо, опять своим недоверием к отсутствию у Мити любовных дел доставляя ему удовольствие, и вдруг опять заорала, отмахиваясь от рыжего, с белой курчавой шерсткой на лбу теленка, который медленно вышел из ельника, подошел к ней сзади и стал жевать оборку ее ситцевого платья:

— Ах, оморок тебя возьми! Вот еще сыночка бог послал!

— Правда, говорят, за тебя сватаются? — сказал Митя, не зная, что сказать, а желая продолжить разговор. — Говорят, двор богатый, малый красивый, а ты отказала, отца не слушаешься…

— Богат, да дурковат, а в голове рано смеркается, — бойко ответила Сонька, несколько польщенная. — У меня, может, об другом об ком думки идут…

Серьезная и молчаливая Глашка, не прерывая работы, покачала головой:

— Уж и несешь ты, девка, и с Дону и с моря! — негромко сказала она. Ты тут брешешь что попало, а по селу слава пойдет…

— Молчи, не кудахтай! — крикнула Сонька. — Авось я не ворона, есть оборона!

— А о ком же это о другом у тебя думки идут? — спросил Митя.

— Так и призналась! — сказала Сонька. — Вон в вашего деда-пастуха влюбилась. Увижу, так до пят горячо! Я, не хуже вашего, все на старых лошадях езжу, — сказала она вызывающе, намекая, очевидно, на двадцатилетнюю Парашу, которая на деревне считалась уже старой девкой. И, внезапно бросив лопату, со смелостью, на которую она как будто имела некоторое право вследствие своей тайной влюбленности в барчука, села на землю, вытянула и слегка раздвинула ноги в старых грубых полсапожках и в шерстяных пегих чулках и беспомощно уронила руки.

— Ох, ничего не делала, а уморилась! — крикнула она, смеясь. — Сапоги мои худые, — пронзительно запела она,

Сапоги мои худые,
Носки лаковые,

и опять закричала, смеясь:

— Пойдемте со мной в салаш отдыхать, я на все согласная!

Смех этот заразил Митю. Широко и неловко улыбаясь, он соскочил с сука и, подойдя к Соньке, лег и положил ей голову на колени. Сонька скинула ее он опять положил, опять думая стихами, которых он начитался за последние дни;

Вижу, роза, — счастья сила
Яркий свиток свой раскрыла
И увлажила росой
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной…

— Не трожьте меня! — закричала Сонька уже с искренним испугом, стараясь поднять и отбросить его голову. — А то так закричу, все волки в лесу завоют! У меня ничего для вас нету, горело, да потухло!

Вместе с этим неистовым желанием, требованием счастья, под этот гулкий голос, внезапно раздавшийся с такой страшной явственностью над самой его головой в ельнике и как будто до дна разверзший лоно всего этого весеннего мира, он вдруг вообразил, что письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал!

XV

Но сзади его послышался быстрый топот босых ног. Он смутился, обернулся:

— Верно, влюбились, все в зеркало смотритесь, — с ласковой шутливостью сказала Параша, пробегая мимо с кипящим самоваром в руках на балкон.

— Вас мама искали, — прибавила она, с размаху ставя самовар на убранный к чаю стол и, обернувшись, быстро и зорко взглянула на Митю.

— У себя в комнате.

Солнце, обойдя дом и уже переходя на западное небо, зеркально заглядывало под сосны и пихты, своими хвойными ветвями осенявшие балкон. Кусты бересклета под ними блестели тоже совсем по-летнему, стеклянно. Стол, покрытый легкой тенью и кое-где жаркими пятнами света, сиял скатертью. Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашками. И вся эта картина говорила о прекрасном деревенском лете и о том, как можно было бы быть счастливым, беззаботным. Чтобы предупредить выход мамы, которая, конечно, не менее других понимает его положение, и чтобы показать, что у него вовсе нет никаких тяжких тайн на душе, Митя пошел из зала в коридор, в который выходили двери его комнаты, маминой и двух других, где летом жили Аня и Костя. В коридоре было сумрачно, в комнате Ольги Петровны синевато. Вся комната была тесно и уютно загромождена наиболее старинной мебелью, имевшейся в доме: шифоньерками, комодами, большой постелью и божницей, перед которой, как обыкновенно, горела лампада, хотя Ольга Петровна никогда не проявляла особой религиозности. За открытыми окнами, на запущенном цветнике перед входом в главную аллею, лежала широкая тень, за тенью празднично зеленел и белел в упор освещенный сад. Не глядя на весь этот давно привычный вид, опустив глаза в очках на вязанье, Ольга Петровна, крупная и сухощавая, черная и серьезная сорокалетняя женщина, сидела у окна в кресле и быстро ковыряла крючком.

— Ты спрашивала меня, мама? — сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.

— Да нет, я просто хотела тебя видеть. Я ведь теперь почти никогда, кроме обеда, не вижу тебя, — ответила Ольга Петровна, не прерывая работы и как-то особенно, не в меру спокойно.

Митя вспомнил, как девятого марта Катя сказала, что она почему-то боится его матери, вспомнил тайное очаровательное замечание, которое, несомненно, было в ее словах… Он неловко пробормотал:

— Но ты, может, хотела что-нибудь сказать мне?

— Ничего, кроме того, что мне кажется, что ты что-то заскучал последние дни, — сказала Ольга Петровна. — Может, проехался бы куда-нибудь… к Мещерским, например… Полон дом невест, — прибавила она, улыбаясь, — и вообще, по-моему, очень милая и радушная семья.

— Как-нибудь на днях с удовольствием съезжу, — с трудом ответил Митя. Но пойдем чай пить, там так хорошо на балконе… Там и поговорим, — сказал он, отлично зная, что мама, по своему проницательному уму и по своей сдержанности, не будет больше возвращаться к этому бесполезному разговору.

На балконе они просидели почти до заката. Мама после чая продолжала вязать и говорить о соседях, о хозяйстве, об Ане и Косте, — у Ани опять передержка в августе! Митя слушал, порою отвечал, но все время испытывал нечто подобное тому, что он испытывал перед отъездом из Москвы, — что опять он как будто пьян от какой-то тяжкой болезни.

А вечером он часа два безостановочно шагал по дому взад и вперед, насквозь проходя зал, гостиную, диванную и библиотеку, вплоть до ее южного окна, открытого в сад. В окна зала и гостиной мягко краснел меж ветвями сосен и пихт закат, слышались голоса и смех работников, собиравшихся к ужину возле людской. В пролет комнат, в окно библиотеки, глядела ровная и бесцветная синева вечернего неба с неподвижной розовой звездой над пей; на этой синеве картинно рисовалась зеленая вершина клена и белизна, как бы зимняя, всего того, что цвело в саду. А он шагал и шагал, уже совсем не заботясь о том, как будет это истолковано в доме. Зубы его были стиснуты до боли в голове.

img

1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры.
2) Я запутался в поводках упал и они разбежались.
3) Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму.
4) Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
5) Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля.
2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.
3) Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед.
4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.
5) Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье.
2) Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью.
3) Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся.
4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.
5) Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.
2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.
4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.
5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны.
2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи.
3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома.
4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.
5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.
4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника.
3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.
5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар?
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
3) После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Нежданов глядел слушал втягивал воздух сквозь раскрытые похолодевшие губы.
2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.
3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.
4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.
5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В осенние вечера приятнее всего было читать трогательные романы Диккенса или перелистывать журналы за прошлые годы.
2) Интеллектуальное и духовное развитие поэтов золотого века базировалось как на идеологии французских просветителей так и на традициях русской литературы XVIII века.
3) В холодное осеннее ненастье к длинной избе подкатил закиданный грязью тарантас с поднятым верхом.
4) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и находили то ящик от масляных красок то сломанный веер то большую книгу с красивыми иллюстрациями.
5) Видала я удальцов да ты удалей и краше их лицом.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное девичье время и свой первый бал.
4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.
2) Они встречались почти каждый день пили чай и говорили о том о сем.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку ни даже на Серафиму.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) В конце октября или в начале ноября этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи начинает жить своеобразной жизнью.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) Современный русский литературный язык богат устойчивыми словосочетаниями.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.
2) Высокие столетние сосны будто сами расступились перед путешественником.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами.
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

20. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У каменных колодцев часами судачат о своих маленьких хозяйских делах худые большеглазые гречанки.
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.

21. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
3) На заросшей ромашками поляне перед домом была туго натянута белая волейбольная сетка.
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

22. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги.
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам.
4) Косой серебряный луч отлого скользнул по воде и надвое рассек туман.
5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

Запятые разделяют однородные члены предложения:
3). Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен, загудел и завыл в печных трубах.
4). После чемпионата мира по футболу радовались и тренер, и футболисты, и болельщики команды.
7). Мы мало знаем о характере Амосова и его привычках, о страстях этого человека.
17). Всё блестит, нежится и страстно тянется к солнцу.
Запятая ставится пред второй частью парного союза "как. так и":
13). Как мой отец, так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
Запятые разделяют части сложносочинённых предложений:
5). Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу, и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.
6). Мне жилось плохо, и я часто плакал тайком.
10). А в лесу трубит рог, и раздаются крики загонщиков.
14). За стеной выл ветер, и грозно шумело море.
15). Уже давно смеркалось, и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.
16). В утреннем воздухе звенели птицы, и голова была полна романтических историй.
19). Под огромным старым клёном росли фиалки, и стелился по земле вьюнок.

nina baсlanova Высший разум (312658) Данил Жовтобрюх, Вы правы. Поскольку в предложении есть общий второстепенный член "под. клёном", относящийся к обеим частям ССП, запятая не ставится. Спасибо за поправку.

1) Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки.

3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен, загудел и завыл в печных трубах (запятая между группами однородных сказуемых).

4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер, и футболисты, и болельщики команды (запятые перед повторяющимся союзом при однородных членах предложения).

5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу, и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа (запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения).

6) Мне жилось плохо, и я часто плакал тайком (запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения).

Седьмое предложение не закончено. Если брать то, что есть, то:

7) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках, о страстях этого человека и его (запятая между группами однородных членов предложения)

8) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.

9) Василий Львович не расслышал её слов или не придал им настоящего значения.

10) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

11) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга

12) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес

13) Как мой отец, так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы (запятая при союзе "как. так. " ставится только перед второй его частью).

14) За стеной выл ветер и грозно шумело море.

15) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют (запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения).

16) В утреннем воздухе звенели птицы, и голова была полна романтических историй (запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения).

17) Всё блестит, нежится и страстно тянется к солнцу (запятая между однородными членами предложения, не соединенными союзом).

18) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма

19) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.

20) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

Забыл поставить запятую:

15) Уже давно смерилось, и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют (запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЗАДАНИЕ 16 2021 ВАРИАНТ 1

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2 ) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.

3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

1) 1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с грохотом.
3 На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской живописи.
2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.
3) На долю Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

3) 1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях и его заблуждениях.
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
4) Ученица не отвечала и пауза затянулась.
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

1) 1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари 3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.
5) Уже давно смерклось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.

1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма.
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

8.
1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги.
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его нельзя было снимать.
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам.
4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и позорным.
5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

9.
1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
2) Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

1) 3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.

5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

10.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

1) Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом зимовье.
2)То же самое он добавил относительно сумочек духов и прочего.

3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.
4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.
5) На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи неуверенно закричали.

12.
1) Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.
2) Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и рассохшуюся лодку.
3) За окном шумел дождь и грохотал гром.
4) Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и москиты дружно начинали оглушительный концерт.
5) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

ЗАДАНИЕ 16 2021 ВАРИАНТ 2

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) За спиной щелкнул замок и стало слышно воду в ванной.
2) В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.

3) Там он безропотно выполнял все предписанные процедуры но никому не рассказывал ни про метельную забайкальскую степь ни про близость ярких и крупных звезд.
4) На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория и остановить его никто не смог.
5) Голдовский ждал вопросов или просто горьких слов но Тезкин упорно молчал.

2.
1) Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку.
2) Дорога переменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города.
3) Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно.
4) В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5) Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял голову.

1) 1) Шапка спасла его однако он зашатался и выпустил из рук узду.
2) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температу­рах.

3) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
4) Ветер сделался еще сильнее над головой раскачивались фонари где-то
лаяли собаки а на улицах среди приземистых зданий не было ни души.
5 Сверкнула молния и послышался удар грома. .

4.
1) Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2) Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3) Она висела на стене без употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку Раевскую ни даже на Серафиму Хренову.

5.
1) Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи.
2) Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3) Один прыжок и лев на спине буйвола.

4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.

3) 6.
1) Грин был как великолепным пейзажистом и мастером сюжета так и очень тонким психологом как романтиком так и реалистом.
2) В литературных салонах Петербурга аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.
3) Образование и тонкий художественный вкус не мешали Федору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.
4) Уж не жду от жизни ничего я и не жаль мне прошлого ничуть.
5) Женщины исчезали за занавеской оставляли там свои платья и выходили в новых.

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.

2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

3) Кум стоял ни жив ни мертв.

4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.

5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.

2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел.

4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.

5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.

3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.

4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.

5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

1) 1) Чёрная туча надвинулась совсем низко и вскоре повеяло прохладой.

3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.

4) Он не слышал самого себя и потому то бормотал слова молитв то выкрикивал их во весь голос.

5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.

1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.

2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.

3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.

4) Василий Львович не расслышал её слов или не придал им настоящего значения.

5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.

2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.

3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.

4) За стеной выл ветер и грозно шумело море.

5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.

1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.

2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.

3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 1.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1. Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3. Кум стоял ни жив ни мертв.
4. Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

5. Уже в 20-е г. XIX в. поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.

1. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3. В отсутствие Риты Толя все соседние и дальние каменья излазал и высмотрел.
4. В XII в. живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

5.Сначала болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

3
1. Сама личность А. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.

2.Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.
3. И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
4. На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

1. А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

2. Василий Львович не расслышал её слов или не придал им значения.
3. Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
4. Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.

5. Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.

1. Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.
2. Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3. Как мой отец так и дедушка поддержали решение матери уйти с работы.
4. За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5. Уже давно смерклось и мне захотелось вернуться в тепло и уют.

7
1. В свежем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2. Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.

3. Длинные и закопчённые трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма.

4. Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
5. Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

1. От влаги в окнах повело рамы и местами сошла с дерева краска.

2. Поезд вышел из лесов в луга и стал виден тихий закат.

3. Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся воздухом.

4. Мраком задёрнуты небо и даль и ветер осенний наводит печаль.

5. Алексей не слышал моих слов или умышленно никак не отреагировал на них.

9
1. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
2. В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
3. Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4. Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.

5. Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

10
1. Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом и полуразрушенном зимовье.
2. И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3. Чтение её письма не только возбудило во мне разные чувства но и оскорбило.
4. Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев.
5. На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи закричали.

Читайте также: