Покрытосеменные имеют а плод б шишки в цветок плод

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Биология 7 класс. УМК Пасечник В.В. Линия жизни.

Задание с выбором одного ответа. (15 баллов)

1. К голосеменным относятся: а) ромашка, лиственница, хвощ б) сосна, пихта, ель в) кипарис, рябина, береза.

2. Шишка у голосеменных это: а) плод б) видоизмененные листья в) видоизмененный побег.

3. У голосеменных гаметофит развивается : а) на спорофите б) на другом растении в) вообще не развивается.

4. Семена отличаются от спор: а) запасом питательных веществ б) совсем не отличаются в) спора это и есть семена.

5. Голосеменные: а) ветроопыляемые б) насекомоопыляемые в) самоопыляемые

6. Сосна относится к: а) теневыносливым б) светолюбивым в) переносит все условия.

7. Семязачаток развивается: а) на мужской шишке б) женской шишке в) и там и там.

8. В отличии от голосеменных покрытосеменные имеют: а) листья б) корень в) цветок.

9. У большинства покрытосеменных растений стебель: а) прямостоячий б) укороченный в) недоразвит

10. У кукурузы стебель: а) травянистый б) укороченный в) древесный

11. Сирень это: а) дерево б) кустарник в) кустарничек.

12. Горох, астра, пшеница относится к: а) однолетним б) двулетним в) многолетним.

13. Пшеница относится к: а) однодольным б) двудольным в) многолетним.

14. Яблоня это: а) двудольное, покрытосеменные, дерево, б) однодольное, травянистое, голосеменное в) двудольное, покрытосеменное, травянистое.

15. Листья у ели: а) чешуйчатые б) видоизмененные в) сложные.

Задание 2. Закончить предложение. (2 балла)

1. Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов …..

2. Древесина лиственницы твердая, тяжелая, практически не тонет в воде, поэтому она используется для…..

3. На женских шишках пыльца прорастает в …..

4. Мужской и женский гаметофит у семенных растений развивается на …..

Задание 3. Дайте краткий ответ на вопросы. (3)

1. Чем сосна отличается от ели?

2. Какие голосеменные произрастают в вашей местности?

3. Почему в городах в озеленении используют голосеменные растения?

Задание 4. Угадайте растение. (4 балла)

1. У этого растения листья светло- зеленые, мягкие, не имеют плотной кожицы. К осени листья желтеют и опадают. Шишки округлые, небольших размеров. Из одной почки развиваются до 10 листочков. Древесина твердая, тяжелая.

2. Растение двулетнее. Относится к классу Двудольные, хорошо развита стержневая КС, в главном корне откладываются питательные вещества, что формирует видоизмененный корнеплод. Это растение богато витамином А, является гостем многих блюд.

Задание 2 . 1. Женские и мужские.

3.в пыльцевую трубку

1.Сосна: светолюбивая, неприхотливая к почвам, крона куполообразная, на коричневых чешуйчатых побегах развиваются два листочка – иглы, шишки твердые тёмно-коричневые.

Ель: теневыносливая, крона пирамидальная, растет на почвах богатых питательными веществами, шишки вытянутые, средней плотности, висячие, светло-коричневые.

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    а) семядоли б) зародышевый корень в) зародышевый стебель г) зародышевый листок.

    10. Корневая система - это:

    а) боковые б) главные корни в) только придаточные г) все корни одного растения

    11. Узел –это:

    а) расстояние между листьями б) пазуха листа в)место прикрепления листа г) верхушечная почка

    12. Стебель растения выполняет следующие функции:

    а) запасающую; б) выносит листья к свету; в) проводящую; г) все ответы верны

    13. Видоизменённый многолетний подземный побег с узлами, междоузлиями и почками –это:

    а) корневище; б) клубень; в) столон; г) луковица

    14. В какой части цветка осуществляется процесс двойного оплодотворения:

    а) в цветоложе; б) в завязи пестика; в) на рыльце пестика; г) в столбике пестика

    15. Поглощаемая растением солнечная энергия запасается в:

    а) минеральных веществах б) органических веществах в) кислороде г) воде.

    16. В процессе дыхания растения поглощают:

    а) кислород; б) азот; в) углекислый газ; г) фосфор

    Задание 2. Найдите соответствие между признаком и объектом.

    Признак ткани

    1.В клетках этой ткани происходит фотосинтез

    2.Состоит из трубочек и сосудов.

    3. Выполняет защитную функцию.

    4. Образована клетками с прочными, толстыми стенками

    5. Отвечает за рост растения.

    Задание 3. Напишите правильную последовательность зон корня:

    А) зона всасывания Б) зона роста В) зона проведения Г) зона деления,

    Задание 4. Какие из пе­ре­чис­лен­ных типов плодов относятся к сухим? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    Задание 5. Работа с рисунком: отметьте какие части листа обозначены цифрами. Занесите названия частей листа в таблицу.

    image%281%29.jpg

    1. Дикорастущие растения:

    а) развиваются без помощи человека; б) выращиваются человеком; в) расселяются без помощи человека; г) выведены человеком

    2. Шиповник относится:

    а) к травам; б) к кустарникам; в) к кустарничкам; г) к деревьям

    3.К вегетативным органам не относят:

    а) корень; б) цветок; в) стебель; г) лист

    4.Покрытосеменные растения, в отличие от хвойных, имеют:

    а) споры; б) семена; в) шишки; г) плоды

    5. При помощи семян размножаются растения:

    а)хвощи; б) мхи; в) покрытосеменные; г) папоротники

    6. Растения, в отличие от всех других организмов способны к :

    а) дыханию; б) питанию; в) размножению; г) фотосинтезу

    7. Органоид клеток растений, отвечающий за хранение клеточного сока:

    а) вакуоли б) хлоропласты в)рибосомы г)ткани

    8.Ткань, отвечающая за рост растения:

    а) покровная б) запасающая в) проводящая г) образовательная

    9. К зародышу растения относится :

    а) зародышевый листок. б) зародышевый корень в) зародышевый стебель г) а+б+в

    10. Корневая система - это:

    а) боковые б) главные корни в) все корни одного растения г) только придаточные

    11. Междоузлие –это:

    а) расстояние между листьями б) пазуха листа в)место прикрепления листа г) верхушечная почка

    12. Стебель растения выполняет следующие функции:

    а) запасающую; б) выносит листья к свету; в) проводящую; г) все ответы верны

    13. Видоизменённый многолетний подземный побег с укороченным стеблем и листьями–это:

    а) корневище; б) клубень; в) столон; г) луковица

    14. В какой части цветка осуществляется процесс образования спермиев:

    а) в цветоложе; б) в пыльнике тычинок в) в тычиночных нитях ; г) в завязи пестика;

    15.Какое органическое вещество образуется в процессе фотосинтеза:

    а) глюкоза б) белок в) жир г) минеральные вещества

    16. В процессе дыхания растения выделяют :

    а) кислород; б) азот; в) углекислый газ; г) фосфор

    Задание 2. Найдите соответствие между признаком и объектом.

    Учёные полагают, что покрытосеменные растения произошли от голосеменных. Это произошло давно, и тем не менее они появились позже, чем другие группы Царства растения.

    Знакомство с покрытосеменными растениями

    Все покрытосеменные растения хотя бы раз за свою жизнь цветут, потому их также называют цветковыми.

    Покрытосеменные — высшие растения, отличительной особенностью которых является наличие полового органа размножения — цветка. Также такие семенные растения называют цветковыми.

    Когда растение отцветает, на месте цветка образуется плод. В плодах развиваются семена.

    Плод — генеративный орган, служащий для формирования, защиты и распространения семян.

    В отличие от семян голосеменных растений, семена цветковых растений покрыты оболочкой плода. Они лучше защищены, а после вызревания и опадения плодов у семян зачастую есть дополнительная питательная среда. Поэтому покрытосеменные растения лучше приспособлены к размножению, распространению и выживанию.

    Цветковые растения состоят из корня и побега. Побег — та часть растения, которая находится над землей: стебель, листья, цветки и плоды.

    У каждой части растения своя функция. Корень добывает для растения воду и минеральные вещества из почвы, кроме того, с его помощью растение закрепляется в почве. Стебель держит на себе листья и цветы, располагая их на свету. Через стебель проходят питательные вещества и вода. В листьях происходит процесс фотосинтеза и образуются органические вещества, также на листьях находятся специальные отверстия, при помощи которых растение дышит. Цветы — это органы размножения растений. Из них образуются плоды, внутри которых вызревают семена.

    Мысленно обозначьте части растения на рисунке 2 стрелками и подпишите эти части.

    Как думаете, где растут цветковые растения? Их можно найти во повсюду на Земле: и в пустынях, и в тундре, и в степях, и в горах, и в тайге, и в водоемах.

    Они могут расти в самых различных условиях. Например, в Арктике встречается морошка, полярный мак и другие уникальные растения. В пустыне, где температура поднимается до +50 градусов Цельсия, можно встретить верблюжью колючку и саксаул, а после дождей среди песков тут и там распускаются цветы.


    Цветы в пустыне

    На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

    Цветковые растения очень разнообразны. Большинство растений, которые растут в садах, лесах и в полях — покрытосеменные.

    Важно помнить, что к цветковым растениям относятся не только цветы, но и цветущие кустарники (например, шиповник), и многие деревья. Легко запомнить, что яблоня — покрытосеменное растение. Но цветут также и берёза, и осина, и многие другие деревья — это также цветковые растения.

    Пример травянистых растений: клевер, крапива, рожь; кустарников: шиповник, сирень, роза; деревьев: клён, тополь, каштан… На Земле существует более трехсот тысяч видов покрытосеменных растений.


    Рисунок 4. Жизненные формы покрытосеменных растений

    Среди цветковых растений есть однолетние, двулетние и многолетние.

    Однолетними называют растения, весь жизненный цикл которых от семени и до формирования цветов и плодов проходит за один вегетационный период (то есть за период, когда возможен рост растения).

    Это происходит со многими огородными растениями, например, с томатом — весной семена высаживают в почву, они прорастают и в середине лета покрываются цветами, в конце лета на месте цветов созревают плоды, а затем растение гибнет. Примеры однолетних растений: укроп, горох, звездчатка.

    Двулетние растения — травянистые растения, жизненный цикл которых от 12 до 24 месяцев. В первый сезон у них формируются стебли, листья и корни. Растение накапливает питательные вещества. Зиму оно проводит в состоянии покоя, а на второй год из почек появляются новые побеги, на которых вырастают цветы и плоды.

    Например, знакомые всем морковь, петрушка, свекла относятся к двулетним растениям. В огородах их, как правило, не оставляют зимовать, предпочитая собрать урожай и высадить новые семена весной.

    Многолетние растения живут от двух до нескольких сотен лет. Ярким примером многолетних растений являются деревья. Среди них встречаются настоящие долгожители, например, дубы могут жить 400—500 лет, известны деревья, возраст которых более тысячи лет.

    Рисунок 5. Примеры однолетних, двулетних и многолетних растений: звездчатка, морковь и дуб

    Какие цветковые растения вы знаете?

    Цветковые растения очень многообразны, среди них встречаются и травянистые растения, и кустарники, и деревья. Эти растения можно встретить как в лесу, так и в поле, и в городе, например, к ним относятся одуванчик, сирень, берёза и т.д.

    Размеры и внешний вид цветковых растений также разнообразны. У гигантов-эвкалиптов могучий ствол, достигающий в высоту до 100 метров. Крона баобаба в диаметре 30—40 метров. А малая ряска (которую многие принимают за водоросль) редко достигает размера в 1 сантиметр.

    Стебель покрытосеменных растений, как правило, прямостоячий, но встречаются и лежачие, ползучие, вьющиеся и лазающие стебли.

    Корневая система, листья и цветы покрытосеменных растений также могут иметь различные формы и размеры.

    Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

    Название растенияДерево,
    кустарник или
    травянистое растение
    Однолетнее,
    двулетнее или
    многолетнее
    Сколько раз
    в жизни
    плодоносит
    Где растет

    Показать пример заполненной таблицы

    При заполнении таблицы помните, что двулетние растения плодоносят один раз, как и однолетние.

    Название растенияДерево,
    кустарник или
    травянистое растение
    Однолетнее,
    двулетнее или
    многолетнее
    Сколько раз
    в жизни
    плодоносит
    Где растет
    Одуванчиктравянистое растениемноголетнеемного раздикорастущее,
    повсеместно
    Яблонядеревомноголетнеемного разРазводят в садах и
    городах, есть и
    дикорастущие виды
    Смородинакустарникмноголетнеемного разРазводят в огородах
    Петрушкатравянистое растениедвулетнееодин разРазводят в огородах
    Березадеревомноголетнеемного разВ лесах, также разводят в городах
    Кабачоктравянистое растениеоднолетнееодин разРазводят в огородах
    Сиренькустарникмноголетнеемного разРазводят в городах,
    есть и дикорастущие виды

    Значение покрытосеменных растений

    Люди выращивают покрытосеменные растения в садах и огородах, на полях и в теплицах. Такие растения называют культурными.

    Культурными растениями (агрокультурами) называют растения, которые люди выращивают для получения пищевых продуктов, лекарств, кормов, промышленного и другого сырья.

    Так, например, существуют хлебные зерновые культуры, овощные, плодово-ягодные, масличные, декоративные и т.д.

    Большинство выращиваемых человеком растений – покрытосеменные. Летом на огороде можно увидеть множество цветов: жёлтыми цветами цветут помидоры и огурцы, мелкие цветочки заметны на кустах смородины и крыжовника, на низкорослых кустиках клубники, на прямых стеблях фасоли. Даже капуста – и та цветет. Картофель тоже цветет, но плоды, которые развиваются на месте картофельных цветов, ядовиты.


    Цветущий картофель

    Существуют и дикорастущие съедобные растения, например, земляника, дикие яблони и т.п.

    Некоторые растения используют как сырье, например, из сахарной свеклы делают сахар, из льна и хлопка — ткань. Клён, ольха и другие породы дерева используются для изготовления мебели.

    Растения используются для изготовления лекарств, для корма скота, для строительства и так далее.

    В природе покрытосеменные растения также играют огромное значение. Они участвуют в образовании экосистем, являются главным питанием травоядных животных, предотвращают эрозию почв и, конечно, участвуют в выработке кислорода.

    Охрана растений

    Несмотря на многочисленность и способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, растения требуют бережного отношения. Бесконтрольная вырубка лесов, выпас скота, загрязнение окружающей среды — все это приводит к тому, что некоторые виды оказываются под угрозой.

    Каждую весну, например, можно встретить людей, продающих подснежники. Подснежники — очень маленькие цветы, и чтобы букет смотрелся хорошо, в пучок собирают по несколько десятков цветов. Естественно, сорванные в момент цветения эти растения не успевают оставить семена, а значит, количество подснежников уменьшается с каждым годом.

    Подробнее о редких растениях России можно узнать из видео.

    На территории России произрастает много растений, нуждающихся в охране. Некоторые из них растут только в определенных районах, например, на юге России это цикламен кавказский, сабельник болотный, кубышка желтая. На севере — остролодочник путоранский, солнцецвет арктический, полынь сенявинская. Также в Красной книге России можно найти венерин башмачок, ландыш, подснежник, колокольчик, пион тонколистный и многие другие растения.

    Для их охраны запрещается сбор этих растений, их продажа, пересылка, уничтожение. За нарушение полагаются штрафы. Важной частью защиты этих растений является распространение информации о редкости и необходимости сохранения данных растений.


    Подснежник — растение, занесённое в Красную книгу

    Читайте также: