Портрет неизвестной с цветами и фруктами описание

Обновлено: 19.09.2024

И.Ф.Хруцкий.1838.Портрет неизвестной с цветами и фруктами.

Сколько в мире подобных картин?
Одна - такие художественные мгновения
неповторимы.
/Из разговора /

1.
Портрет жены с цветами,
фруктами-
красиво!!-
оставил автор нам в свои те двадцать восемь лет.
Все проработано классически, на диво:
графин,
стакан ,
вода,
цветов большой букет,

И будто бы, -
вот только-только с грядки! –
корзина ягод спелых – арома-а-т!
И виноград янтарный,
по порядку,
и абрикосы с персиками в ряд.

Позирует жена с кольцом на пальце.
Благоухает запахом букет.

Здесь ни одной неправильной детали.
И даже критики завзятые едва ли
Другое смогут пробурчать в ответ…

…Она сказала :
- Дорогой, устала!
Давай , до завтра отложи сеанс…

…Счастливой жизнью жила эта пара.

И одарила частью счастья нас.

2.
. Прошло шесть лет.
Вернулся я к сюжету,-
Мне нравится картина!-
Но не знал,
что неизвестной(!)
Написал портрет он,
А сам женатым через семь лет стал!

А эта женщина
с кольцом на нежном пальце
явно написана с любовью и теплом
и образ её будет повторяться
еще не раз Иваном Фомичем.

А, впрочем,
разницы для зрителя немного
была ли героиня впрямь женой
ему?
. Любуемся картиной!
. Время строго
к творениям художников порой!
Даны нам ,
несомненно,свыше Богом
минуты любования!
Душой
и интуицией,
с природой
в гармонии
и будням вопреки,
хоть на мгновение
застыть,остановиться бы,
задуматься,
залюбоваться бы.

Любуйся,зритель, фруктами, цветами,
Вникай в сюжет,на красоту смотри!

Художник знал: картина - это память
О прошлом в будущее через наши дни.

27 апреля 2020 года
Могилев

Иллюстрация из интернета
---

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий (1810—1885) — белорусский художник, академик Императорской Академии художеств, шляхтич герба Лелива. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Картины И.Хруцкого хранятся в Национальном художественном музее в г.Минске, Государственной Третьяковской галерее,в Национальном музее в Варшаве,в частных коллекциях.
Вижу по списку моих читателей, что знаменитая картина И.Ф.Хруцкого, хранимая в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске,пользуется интересом постоянно,поэтому и набредают в интернете и на мои стихи.А написан этот экфрасис был под впечатлением замечательного альбома , посвященного творчеству знаменитого белорусского и русского художника Ивана Фомича Хруцкого(его причисляют и к белорусским , и к русским художникам, и даже к польским некоторые исследователи, оставим им этот незначимый спор, ибо родился,провел последние 40 лет жизни и умер он на белорусской земле, стал художником в России,а в своем стиле взял мотивы голландские,английские,классические и только нарождающиеся в его время,разговаривал на русском,белорусском и, вероятно, на польском ( общался с людьми в Западной Белоруссии)и на английском(брал уроки живописи до 1829 года у английского художника Дж.Доу, автора многих портретов в Военной Галерее славы 1812 года в Эрмитаже).
В попавшемся мне в руки альбоме из коллекции моего брата Максима Викторовича в родительской квартире в г.Вилейке Минской области приглянулась мне эта картина и называлась она "Портрет жены с цветами и фруктами".Времени свободного у меня тогда хватало,по полтора-два часа ежедневно,тогда и появились эти строки о картине.Поместил в Стихире и сразу увидел интерес читателей к ним.
И вот только теперь, вчитываясь в биографию Ивана Фомича,в критические материалы исследователей его творчества увидел и убедился, что правильно назвать картину "Портрет неизвестной", хотя образ этой женщины, несомненно очень симпатичной художнику,повторяется не раз на других его полотнах.
А портрета его жены так и не нашли исследователи,хотя был художник человеком не бедным,мог позволить себе и фотографии (дагеротипы тогда).
Картина, действительно,- мирового уровня шедевр!Полностью оригинальная, с задуманным сюжетом, с мастерским вниканием в детали: всмотритесь в красоту этой вазы со сценками с барельефами животных(!),в композицию с водой на переднем плане да на художественном подносе(!), в реальность букета объемных цветов,в запах земляники,персиков,в свечение виноградинок(!),в задний план, в прозрачность материи на юных женских плечах, в изящность сережек,- во все те детали, мастерством изображения которых и гордился Иван Хруцкий - портретист и мастер натюрморта.

В этом полотне проявилась характерная для академизма склонность художника к скрупулезному выписыванию деталей, иллюзорной передаче материальности предметов: достаточно взглянуть на легкий полупрозрачный платочек вокруг шеи женщины, или на стакан и графин, стоящие на подносе. Для Хруцкого была характерной гладкая манера письма, которая отчетливо видна на этом полотне.

Хотя Иван Хруцкий посещал класс перспективной живописи под руководством пейзажиста Максима Никифоровича Воробьева и писал пейзажи, но знаменитым он стал благодаря натюрмортам.

Национальный художественный музей Республики Беларусь, 2010–2021
220030 г. Минск, ул. Ленина, 20, тел.: +375 17 397 01 63

Время работы:
пн: 11:00 – 19:00
вт: выходной день
ср: 11:00 – 19:00
чт: 13:00 – 21:00
пт: 11:00 – 19:00
сб: 11:00 – 19:00
вс: 11:00 – 19:00
Касса и сувенирный киоск прекращают свою работу за 30 мин. до закрытия музея

И. Хруцкий. Портрет неизвестной, 1830-е гг. Фрагмент | Фото: artinvestment.ru


Его картины знакомы многим, хотя имя Ивана Фомича Хруцкого вряд ли известно большинству. Поляк по национальности, белорус по месту рождения, сформировавшийся в русле русской академической школы живописи, этот художник вошел в историю искусства в первую очередь благодаря своим натюрмортам, один из которых изображен на белорусской тысячной купюре. Натюрморты и портреты Хруцкого пользовались невероятным спросом в XIX в. и украшали салоны и гостиные Петербурга. Однако несколько портретов художник писал не на заказ, а для себя, изображая на всех картинах одну и ту же женщину, имя которой до сих пор остается загадкой.

Белорусская тысячерублевая купюра, на которой изображен фрагмент натюрморта И. Хруцкого | Фото: news.21.by

Белорусская тысячерублевая купюра, на которой изображен фрагмент натюрморта И. Хруцкого | Фото: news.21.by

И Хруцкий. Автопортрет, 1884. Фрагмент | Фото: artsait.ru

И Хруцкий. Портрет девочки в голубом платье | Фото: art-assorty.ru

И Хруцкий. Портрет молодой женщины с корзиной, 1835 | Фото: artsait.ru

И. Хруцкий. Портрет неизвестной, 1830-е гг. | Фото: artinvestment.ru

И Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами, 1838 | Фото: artinvestment.ru

Судя по тому, что художник изображал эту женщину на своих картинах неоднократно и писал ее портреты с особенной теплотой, она была для него человеком не посторонним и хорошо знакомым. Некоторые исследователи уверены в том, что любимой моделью Хруцкого была одна из его сестер. В пользу этой версии служит и композиция работ: несмотря на то, что женщины изображены с виноградом, живописец сознательно снимает традиционный вакхический подтекст любования гроздью – незнакомки даже не смотрят на грозди, их жесты сдержаны и целомудренны, а вокруг царит атмосфера радостного и умиротворенного ощущения полноты жизни, без эротического подтекста.

И Хруцкий. Портрет неизвестной, 1860-е гг. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru

Приблизиться к разгадке тайны портретов неизвестной не дает и то обстоятельство, что ни одного портрета Анны Хруцкой, жены художника, не сохранилось. Сложно поверить в то, что, изображая всех членов семьи, живописец никогда не писал Анну. О ней вообще крайне мало известно – только то, что она пережила художника на несколько лет.

Почтовая марка СССР, 1983 | Фото: ruzanna.org

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

По четвергам TUT.BY рассказывает о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси.


Те первые картины, которые написал белорус, не были масштабными. Композиции состояли лишь из нескольких предметов. А вот уже ближе к концу 1830-х Хруцкий дорос до серьезных по размерам натюрмортов, чьи композиции составлялись из целого множества овощей, фруктов, цветов.


Умение Хруцкого передавать плоды практически как настоящие не осталось без внимания. Он получал немало наград, а в 1839-м художнику дали звание академика живописи. С тех пор натюрморты он писать бросил и переключился на другие жанры, преимущественно интерьеры и портреты в них. До конца жизни — а художник умер в 74 года — он жил и работал в своем имении под Полоцком.

Напомним, что в последнюю среду каждого месяца в музей можно попасть по льготной цене (взрослым — 4 рубля, школьникам и студентам дневной формы обучения — 2 рубля). В этом месяце такой день выпадает на 28 апреля.

Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.


И. Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами

Правда, чтобы говорить о круглой дате, лучше, конечно, знать точный день окончания работы. Но искусствоведы разводят руками. Так что оттолкнемся от другого. Что на холсте? Налитые, с розоватым бочком персики, спелая слива, лубяная корзинка с клубникой, тыква, словно только-только с грядки… В кувшине — пышные розы, распустившиеся лилии… Время расцветания и плодоношения. Где-то конец лета — начало осени.


Он из местной шляхты, сын униатского священника. Униатство — симбиоз православия и католичества, важная в те времена конфессия в наших краях. Учился в Полоцком высшем пиарском училище (пиаристы — католический орден, специализировавшийся на образовании детей и юношества).


Полоцкое высшее пиарское училище

В 1839 г. руководство униатской церкви принимает акт о присоединении к православию. Отец Хруцкого по-прежнему против. В результате теряет приход, вскоре умирает. Семья остается без копейки. Ответственность за близких ложится на плечи Ивана. Он помогает стать на ноги братьям (Евстафий и Андрей тоже будут художниками), заботится об остальных. Но нужны деньги, деньги… Известно, что Хруцкий тогда преподавал рисунок в Горном институте, кроме того, написал более 20 портретов, причем людей влиятельных. Явно нарабатывал средства и связи.

Зато в 1844-м уже имел возможность вернуться на родину и купить имение Захарничи под Полоцком (российское дворянство давало на это право). Вскоре женился, после чего из Захарничей уехал.

Его пригласил к себе тот самый Иосиф Семашко — гонитель отца, уже православный архиепископ Литовский и Виленский, в будущем митрополит.


Митрополит Иосиф Семашко

Правда, за кисть теперь брался все реже. Почему? Есть разные объяснения. Что натюрморты все же считались второстепенным жанром, выгодней были портреты. Однако с изобретением фотографии потенциальные заказчики все чаще предпочитали съемку на дагерротип позированию у живописца. Заказчиков было немного, особенно после восстания 1863 г. — за участие в нем местная шляхта расплатилась ссылками, изгнанием в эмиграцию, секвестром поместий. Или, может, все еще проще? Человек предпочел жить в стороне от городов. Картинами тут особо не прокормишься, значит, надо заниматься хозяйством. Но это заботы, которым ни конца, ни края. А живопись оставалась уже для души, в нечастые сладостные часы…

За девять месяцев до смерти он написал автопортрет. Уж точно не вечный задира смотрит на нас с холста.


И. Хруцкий. Автопортрет

Читайте также: