У мхов нет корней цветков и плодов с семенами

Обновлено: 18.09.2024

Особенности разных групп растений:
Водоросли − растут только в воде.
Мхи − растут во влажных местах, у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на перья. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Хвойные растения − вместо листьев у них хвоинки. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.
Цветковые растения − такие растения, у которых есть цветки и плоды. Цветковые растения наиболее разнообразны.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом


Видеоурок рассказывает об одном из разделов биологии, который посвящён растениям. На данном уроке учащиеся познакомятся с разнообразием растений на планете. Узнают особенности строения водорослей, мхов, папоротников, хвойных и цветковых растений. Многочисленные иллюстрации помогут учащимся лучше усвоить материал.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Разнообразие растений"

Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, пустынь и болот. Они обитают в морях и океанах, озёрах и реках разных стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений.

Наука, которая занимается изучением растений, называется ботаника. Ботаника изучает жизнь растений, их строение и распространение по земному шару.

Ботаника – наука о растениях


Растения значительно отличаются друг от друга по размерам. Например, водное растение ряска имеет размеры около 1 сантиметра, а сосна — 60 метров. Настоящим гигантом считается австралийский эвкалипт — по сравнению с берёзой и елью это особенно заметно.

На земном шаре обитает огромное количество растений, чтобы их изучить, учёные – ботаники с давних времён пытались разделить их на отдельные группы: водоросли, мхи, папоротники и цветковые растения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними поближе.



В сырых лесах, на заболоченных лугах и болотах растут мхи. Один из самых известных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в заболоченных или просто влажных местах. Стебель кукушкина льна, также как и большинства мхов, тонкий и растёт вертикально вверх. Он покрыт зелёными узкими листочками. Кукушкин лён вырастает до 20 сантиметров. У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами. Так как у мхов нет корней, воду и минеральные вещества они всасывают при помощи стебля и листьев.

На растениях развиваются коробочки на длинных ножках, закрытые колпачками. В коробочках образуются специальные образования – споры, с помощью которых мхи размножаются. Они имеют очень мелкие размеры, и видны только в микроскоп. Также в лесах и на болотах часто встречается торфяной или белый мох. У него сильно ветвящийся стебель, на котором располагается большое количество мелких беловатых листочков. Размножается торфяной мох спорами, так же как кукушкин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.

Кукушкин лён


В лесах встречаются также папоротники. Они отличаются красивыми листьями, которые похожи на перья. Стебель у них короткий и спрятан в почве. Кроме стеблей и листьев, у них есть корни. Так же, как и у мхов, у них нет цветков, плодов и семян. Размножаются они спорами, которые располагаются группами на нижней стороне листьев.

В лесу или парке вы, наверное, видели высокие стройные сосны и раскидистые ели. У этих растений листья имеют вид иголок, которые называются хвоей. На ветках образуются шишки, в которых созревают семена. Это хвойные растения. К ним относятся ель, сосна, пихта, кедр, лиственница и можжевельник. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период, вместо того, чтобы терять их ежегодно, как это делают листопадные деревья. Хвоинки сосны держатся на дереве 2 - 3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево, которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образует новые. Это лиственница.

Хвойные растения


Но больше всего на Земле и в нашей стране цветковых растений. Это ландыш, роза, кувшинка, сирень, яблоня, берёза и многие другие растения, окружающие нас. Кроме листьев, на их стеблях формируются цветки, после отцветания которых образуются плоды. В плодах созревают семена. В почве у цветковых растений находятся корни, которые закрепляют растение в почве и поглощают питательные вещества, необходимые для его жизни.

Цветковые растения


Среди цветковых растений есть деревья, кустарники и травы. Вы уже знаете, что деревья имеют один прочный ствол, который сохраняется до конца их жизни. Кустарники имеют много одинаковых стволиков. А травы – это растения, у которых каждый год отмирают стебель и листья. Среди всех цветковых растений, вероятно, самые необычные – насекомоядные, способные ловить мелких животных и использовать их в пищу. Так, росянки удерживают неосторожных насекомых липким веществом, которое покрывает верхнюю поверхность их листьев. У венериной мухоловки листья состоят из двух половинок, которые резко захлопываются, когда добыча дотрагивается до специальных чувствительных волосков на их поверхности.

В каждой группе растений много видов. Рассмотрим рисунки цветковых растений. На них показаны растения следующих видов: василёк синий, одуванчик лекарственный, колокольчик раскидистый. Обратите внимание, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные. А мы обычно называем растения просто: василёк, одуванчик, колокольчик. Растения разных видов не похожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны между собой.

Особая роль растений на нашей планете заключается в том, что они обеспечивают на ней жизнь. Без растений было бы невозможно существование животных и человека. Они выделяют в окружающую среду кислород, которым мы дышим, и поглощают вредный для нас углекислый газ.

Леса и луга, растительность болот, рек, озёр служат естественным домом для животных. Здесь они находят пишу, прячутся от врагов, строят жилища, выводят и выкармливают потомство. Растениями и их частями питаются животные. Человек использует растения для получения продуктов питания (картофеля, пшеницы, риса, различных фруктов и овощей).

Человек использует лекарственные растения, например ландыш, валериану, тысячелистник, подорожник, ромашку аптечную для изготовления лекарственных препаратов.

Значение растений


Растения украшают города и посёлки, помещения, школы и наши дома.

Растительные насаждения поглощают вредные газы, задерживают пыль, делают воздух более влажным. Поэтому люди постоянно сажают деревья, кустарники, создают парки, скверы, цветники и газоны.

Давайте подведём итог. Растения разнообразны по строению и местам обитания. Наука, которая занимается изучением растений, называется ботаника. В царстве растения учёные выделяют несколько групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Важно, чтобы все люди заботились о растениях и охраняли их. Пусть каждый школьник будет другом растений: сажает деревья, кустарники, цветы, ухаживает за ними, охраняет от повреждений.

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

У мхов более сложное строение, чем у водорослей. У них есть стебель и листья , но нет корня . Поэтому мхи в основном растут там, где много влаги и её можно впитывать листьями. Цветков и плодов с семенами у них не бывает.

Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название.

Polytrichum_commune.jpg

Sphagnum.flexuosum.jpg

У папоротников большие красивые листья , напоминающие большие птичьи перья. Кроме листьев у них есть корни и стебли .

Читайте также: