Выберите цвета которые относятся к вторичным цветам

Обновлено: 18.09.2024

Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Цветоведение. Цветовой круг

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Основные цвета

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Вторичные цвета

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг с двенадцатью цветами

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовой круг

Основные приемы создания цветовых схем

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония - основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Комплементарные или дополнительные цвета

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Классическая триада в цветоведении

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Аналоговая триада в цветоведении

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Тетрада - сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Тетрада - сочетание четырех цветов

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Квадрат

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Цветовой круг в живописи

Глаз человека – это уникальный механизм, способный улавливать миллионы оттенков, поэтому любой художник понимает, что используемые им цвета должны гармонично сочетаться друг с другом. Одни живописцы интуитивно подбирают сочетания, другие пользуются цветовым кругом, состоящим из холодных и теплых тонов, а третьи умело сочетают эти два метода, что позволяет получать невероятные по красоте колористические комбинации.

Что такое цветовой круг

Цветовой круг представляет собой упорядоченную согласно законам образования цветов комбинацию, ориентируясь на которую можно определить, какие оттенки лучше всего подходят для передачи эмоционального состояния в том или ином произведении. Окружность условно можно разделить на две части, где будут располагаться теплые и холодные спектры. В каждом из них присутствуют первичные (основные), вторичные и третичные оттенки.

Основные цвета художественных красок

Большинство художников используют цветовой круг Иттена как самый удобный и хорошо структурированный. К основным цветам относятся синий, красный и желтый, являющиеся неотъемлемой составляющей всех художественных красок, потому что смешиванием других красителей их получить невозможно. В круге Иттена они располагаются в самом центре и образуют цветной треугольник.


Вторичные цвета

При смешивании синего и красного получается фиолетовый, красного и желтого – оранжевый, синего и желтого – зеленый. Это и есть вторичные оттенки. На цветовом круге они представлены в виде дополнительных треугольников, имеющих общие стороны с треугольником центральным. Прилегающие к этим сторонам основные спектры указывают на то, какие первичные цвета принимали участие в образовании вторичного.

Третичные цвета цветового круга

Третичные или составные цвета получены смешением одного из основных с соседним дополнительным оттенком. К ним относятся:

  • желто-оранжевый;
  • красно-оранжевый;
  • красно-фиолетовый;
  • сине-фиолетовый;
  • сине-зеленый;
  • желто-зеленый.

Нетрудно догадаться, что желто-оранжевый – это смесь желтого и оранжевого, сине-зеленый – синего и зеленого и т. д., и поясок цветового круга это наглядно демонстрирует. Основные, дополнительные и составные цвета называются хроматическими; черный, белый и оттенки серого – ахроматическими. Поскольку красный и желтый ассоциируются с огнем, а синий с водой и льдом, их вариации соответственно называют теплыми и холодными.

Как создать цветовую гармонию. Основные приемы создания цветовых схем

Существует несколько цветовых сочетаний, знание которых помогает художнику применять их в качестве колористической гаммы в живописи. Специалисты выделяют 6 основных комбинаций: комплиментарную, прямоугольную и квадратную, а также 3 вида триад – классическую, аналоговую и контрастную.

В традиционных техниках живописи цветовой круг также используется для определения конечного оттенка при смешивании красок. Однако результат получатся не всегда удовлетворительным, так как основные цвета у разных производителей имеют различные температуру, светлоту, цветовой тон и насыщенность. Кроме того, смешиванием красок на палитре невероятно трудно точно попасть в цвет, от чего картина становится разрозненной и неестественной. Тончайшие полутона, не говоря уже о внутреннем свечении, таким методом и вовсе получить невозможно.

Качественной альтернативой современным методикам, включая смешивание красок на палитре, является технология оптических просветов (ТОП), при которой цвета появляются естественным образом благодаря сочетаниям лессировок, имприматуры, оптических смесей и тонкой проработке полотна наждачной бумагой. Этот механизм включает в себя опыт великих мастеров эпохи Высокого Возрождения, когда совершенство художественных решений приблизилось к идеалу, и лучших инструментов, техник современного искусства. С недавних пор технология оптических просветов стала доступна всем желающим, и в практической части мастер-класса, мы показываем механизм введения цвета. Подробнее о ТОП рассказывается в книге, скачать которую можно здесь.

Цвет мы видим в первую очередь, почти одновременно с формой объекта. При использовании того или иного цвета важно в каком цветовом окружении будет находиться новый элемент. Цветовые сочетания играют важную роль в визуальной коммуникации. По этой причине я решил уделить внимание цветовому кругу и цветовым сочетаниям.

Но прежде чем приступить к сочетаниям, сначала нужно разобраться с цветами как таковыми.

Первичные цвета(от англ. Primary Colors).цветовой_круг_cvetovoy_krug_pervichnie_cveta

Сначала поговорим о первичных цветах. Красный цвет, как жёлтый и синий не могут быть получены комбинацией или смешением в отличии от других цветов спектра, которые являются производными. Это основные цвета, из которых путём смешения можно получить все остальные цвета радужного спектра.

Вторичные цвета(от англ. Secondary Colors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_vtorichnie_cveta

Вторичные цвета получаются путём равномерного смешения основных цветов. Смешиваем красный с жёлтым и получаем оранжевый, жёлтый плюс синий — получаем зелёный, красный мешаем с синим и получаем фиолетовый.

Третичные цвета (от англ. Tertiary Colors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_tretichnie_cveta

Цвета получаемые путём смешения основных и вторичных цветов.

Так уж устроен человеческий орган зрения что наш мозг пытается уровнять все цвета, смешав их визуально в один цвет и получив в итоге серый цвет. Физиолог Эвальд Геринг доказал что нейтральный серый цвет несёт в себе визуальное равновесие.

Если долго смотреть на жёлтый квадрат, а потом закрыть глаза то мы увидим фиолетовый квадрат. Таким образом наш мозг компенсирует расход сил потраченных на восприятие данного цвета и подсознательно уравновешивает его дополняющим цветом.

Если смешать первичные цвета вместе то мы получим в итоге ахроматический цвет. Тот же результат будет если мы смешаем вторичные цвета или третичные. Стоит отметить что белый мы получаем в том случае если работаем с отражаемым (вещественным) цветом. Если же мы говорим об излучаемых (невещественных) цветах то при смешении они будут давать чёрный цвет.

Этот факт хорошо иллюстрируется в опытах проведённым Исааком Ньютоном при разложении дневного света на спектр. Для этого он использовал трёхгранную призму. В полученном спектре были все цвета кроме пурпурного.

Таким образом идеальным цветовым сочетанием будет цветовая палитра, которая при смешивании всех задействованных цветов будет давать серый цвет.

На основе данного утверждения мы получаем гармоничные цветовые палитры с которыми предлагаю ознакомиться ниже.

Дополняющие цвета (от англ. ComplementaryColors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_klubnika_dopolnyaushie_cveta

Цвета которые занимают противоположные положения в цветовом круге, называются дополняющими, по-другому комплементарными. Дополняющие цвета при слиянии образуют единый ахроматический, отсюда и название.

цветовой_круг_cvetovoy_krug_dopolnyaushie_cveta

Это наиболее яркие и контрастные сочетания.

Аналогичные цвета (от англ. Analogous Colors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_analogichnie_cveta

Эти цвета находятся рядом на цветовом круге. Эти цвета образуют более тонкие и нюансные сочетания.

Триады (от англ. Triads).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_triadi

Триадные цветовые сочетания позволяют добавить контраста и гармонизировать цветовую палитру.

Расщепленные дополняющие цвета (от англ. Split Complementary Colors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_treugolnik

В этом случае один из дополняющих цветов делится на два ближайших цвета.

Квадрат (от англ. Square Colors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_peyzazh_kvadrat

цветовой_круг_cvetovoy_krug_kvadrat_cveta

Цветовую схему с квадратной основой лучше использовать в случае если один цвет доминирует над остальными.

Прямоугольник (от англ. Tetradic Colors).

цветовой_круг_cvetovoy_krug_popugay_cveta

цветовой_круг_cvetovoy_krug_kvadrat

Немного отличается от квадрата, но в целом очень похожие цветовые схемы.

Конечно использовать данные цветовые сочетания нужно обдуманно. Кроме того используя лишь чистые цвета спектра тяжело будет добиться гармонии. Стоит выделять цвета при помощи тона и насыщенности, но подробнее об этом в других статьях блога.

Часто нам стоит оглянуться вокруг для того чтобы понять что такое гармония и как можно использовать цветовые сочетания.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понять, какие цвета сочетаются друг с другом не всегда просто, в этой статье описаны основы теории цвета, которые пригодятся при выборе цветовой схемы для дизайна сайта. Начнем с самого простого.

Основные цвета (Primary Colors)


Основные цвета палитры — красный, желтый и синий. Если говорить об основных цветах на экранах различных устройств — это RGB, красный, зеленый и синий.

Вторичные цвета (Secondary Colors)


Если равномерно смешать красный и желтый, желтый и синий, синий и красный получатся соответственно вторичные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сочетание этих цветов в проекте может придать дизайну контраст.

Третичные цвета (Tertiary Colors)


Третичный цвет получается если смешать основной и вторичный. Например, красный-фиолетовый, синий-фиолетовый, синий-зеленый, желтый-зеленый, красный-оранжевый, желтый-оранжевый.

Дополняющие цвета (Complementary Colors)



Аналогичные цвета (Analogous Colors)

Располагаются рядом на колесе цветов. Соседние цвета создают ощущение разнообразия, например синий-зеленый или желтый-оранжевый.

Триады (Triads)



Используя триады на цветовом колесе можно добиться достаточного разнообразия, но в то же время хорошего баланса.

Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors)



Такое сочетание цветов добавляет контраста и разнообразия дизайну.

Квадратная схема (Square Colors)


Такая схема хорошо работает при одном усиленном цвете и трех приглушенных.

Прямоугольная схема (Tetradic Colors)


Похожа на предыдущую схему, а точнее просто ее вариация.

Использование света и тени (Tints and Shades)


Придает дизайну объем и цветовое разнообразие.

Теплые и холодные цвета (Warm and Cool Colors)



Холодные и теплые цвета сами по себе являются классическими цветовыми схемами. Главное их отличие в восприятии человеком. Теплые цвета вызывают летние ассоциации: тепло, солнце, зеленые пейзажи, а холодные цвета ассоциируется с зимой: холод, снег, пасмурная погода.

Понимание теории цвета и грамотное использование ее на практике — это один из важнейших навыков хорошего дизайнера. Правильное сочетания цветов на сайте улучшает общее восприятие дизайна и может вызывать различные эмоции.

В дополнение могу посоветовать kuler — очень крутой сервис для подбора цветовых схем от Adobe.

Первичные цвета:разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.


Цвета пигментов

Вторичные цвета:получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов:красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Та , например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синегодополнительным является оранжевый(полученный путем смешения желтого и мадженты).


Хроматический круг по Манселлу

Закон цветности это основная система понимания цветовых взаимоотношений. Смешивая цвета, можно убедиться, что сочетание одних и тех же цветов дает одинаковый результат. Красный и синий цвета, смешанные в равных пропорциях, всегда дают фиолетовый. Равные доли синего и желтого всегда создают зеленый цвет. Из равных долей красного и желтого цветов всегда получается оранжевый. Эта система и называется законом цветности, поскольку указанные законы сочетаемости цветов являются результатом неоднократных проверок, доказавших их достоверность.

Основные первичные цвета

Основные цвета нельзя получить путем смешивания. Это синий, красный и желтый. Все остальные цвета — производные от них. Цвета с преобладанием синего называются холодными, с преобладанием красного и желтого — теплыми.

Синий — самый темный из основных цветов. При добавлении его к другому цвету, полученный цвет становится темнее и холоднее. Синий — единственный холодный из основных цветов, при добавлении его к любому первичному, вторичному и третичному он становится доминирующим (рис. 1). Делая другой цвет холодным, синий, кроме того, усиливает его глубину, придает темный оттенок. Гранулы синего пигмента самые большие, концентрация его наиболее высока.



Рис. 1

Вторичные цвета

Вторичные цвета — это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются при сочетании двух, и только двух, первичных цветов в равных пропорциях. Зеленый — это сочетание синего и желтого, оранжевый — красного и желтого, фиолетовый — синего и красного. Зеленый и фиолетовый имеют в своем составе синий, поэтому являются холодными тонами. В оранжевом сочетаются красный и желтый цвета, поэтому он теплый (рис. 2).



Рис. 2 Вторичные цвета

Третичные цвета

Это сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Третичные цвета создаются при смешивании первичного цвета со смежным вторичным. Сине-зеленый и сине-фиолетовый — холодные тона, красно-фиолетовый — тоже холодный, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем преобладает красный. Красно-оранжевый и желто-оранжевый — теплые тона. Желто-зеленый — теплый тон, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем присутствует синий (рис. 3).



Рис. 3 Третичные цвета

Читайте также: