Вырастите цветы в глаголе в форме повелительного наклонения
Обновлено: 19.09.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: русский язык.
Учитель: Цедова Виктория Ивановна.
Тема урока: Повелительное наклонение глагола (1 урок).
Цели: познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки.
Планируемые результаты:
предметные: знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении;
метапредметные: извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы;
личностные: способность к самоопределению и самооценке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы : фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Новые понятия: повелительное наклонение.
Формы контроля: устный опрос; систематическое наблюдение за работой учеников в обучении; взаимо- и самопроверка.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, листы самооценки, раздаточный материал.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Глаголы называют …действия предметов
2) Начальная форма глагола …инфинитив
3) Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.
4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (-сь),называются…возвратными.
5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.
7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
2.Мотивация. Создание проблемной ситуации.(слайд 3)
– О каком наклонении идёт речь?
– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
- Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном (фронтальная работа).
III . Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте текст.(Слайд 4).
На уроках слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и аккуратно!
- В чём особенность этого текста? ( Все предложения выражают побуждение к действию).
- Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (глаголы употреблены в повелительном наклонении).
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повелительного наклонения глагола, научиться распознавать глаголы, правильно их писать и употреблять в речи).
IV . Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
2. Работа по учебнику.
Б) словарная работа (слайд 5):
В тексте В. А. Жуковского использованы некоторые непонятные грамматические формы.
В)запись тетрадях и на доске (слайд 6):
В) чтение теоретического материал и правила на стр. 123, 124 учебника.
Г) комментарий учителя:
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо – приказывает, просит, советует выполнить.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица.
Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса –И- или без суффикса: включу-включи
Глаголы в повелительном наклоненииизменяются по числам и не изменяются по временам и родам.
Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного числа при помощи окончания –ТЕ: включи-включите, научи-научите, пой-пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на –ТЕ означают вежливое обращение.
При выражении просьбы употребляются вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляются только с глаголами повелительного наклонения.
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется перед суффиксом –СЯ (-СЬ) и окончанием –ТЕ: отправься
д) запись опорной схемы на доске и в тетрадях (слайд 6):
е) работа над упр. 548 – выразительное чтение стихотворения, коллективное выполнение заданий на доске и тетрадях.
Запись в тетрадях и на доске (слайд 7):
Давай( 2 л., ед.ч.), замри (2 л.,ед.ч.), отомри (2 л., ед.ч.), смотри(2 л., ед.ч.), беги (2 л., ед.ч.), помоги ( 2 л., ед.ч.), сядь (2 л., ед.ч.), не трогай (2 л.,ед.ч.), не пой ( 2 л., ед.ч.), не сори ( 2 л., ед.ч.), говори ( 2 л., ед.ч).
V . Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
1. Работа в парах с последующей проверкой упражнения 549.
- Какой самый важный призыв в тексте? ( Украшай землю и жизнь!)
Запись в тетрадях ( слайд 8) :
Не оправдывай – не оправдывайте
- Какое окончание в форме единственного числа? (Нулевое).
- Какое окончание в форме множественного числа? (Окончание –ТЕ).
2.Самостоятельная работа над стихотворением из упражнения 550.
-Прочитайте стихотворение вслух.
- Поработаем над значением некоторых слов (слайд 9):
Раззудиться – вызвать охоту к чему-либо, раззадориться;
Пахнуть (не путать с омографом пахнуть) – обдать струёй воздуха, тепла, запаха или повеять;
Подкошённая – форма с ударением, которого требует ритм стихотворения ( правильно: подкошенная);
Головой земле! – форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.
- Назовите переходные глаголы. ( Освежи, взволнуй).
3.Самостоятельная работа с последующей проверкой выполнения упражнения 551.
Запись в тетрадях:
Не реви – не плачь, не горюйте – не печальтесь, не скрывайтесь – не прячьтесь, освободи – избавь, не упорствуй – не упрямься.
4.Тест: (раздаточный материал на партах).
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
3) Найдите строку, в которой даны глаголы только повелительного наклонения.
а) читал бы, пишу, рисуй
б) возьми, собери, принес бы
в) узнай, поезжай, смотри
г) расстроили, нарисовал бы, решил бы
4) Найдите пословицу, в которой глаголы употреблены в повелительном наклонении.
а) Меньше бы говорил, больше бы делал.
б) Десять раз примерь, а потом отрежь.
в) Была бы охота, заладится всякая работа.
г) поищешь - найдешь, захочешь - добьешься.
5) Найдите строчку, в которой глаголы имеют форму 2-го лица, множественного числа, повелительного наклонения.
Задание 5. Орфографический анализ.
1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ.
3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
Для решения задания нужно определить часть речи, к которой относится выделенное слово, и применить соответствующее правило.
1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-. – верно.
2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ. – верно.
3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. – неверно, НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И. – верно.
5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О. – неверно, в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. • В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? • Какой из призывов в тексте представляется вам самым важным?
Образец. Создавай☐ − создавайте .
Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо. (По Г. Николаевой)
Решение
Делай☐ − делайте , украшай☐ − украшайте , выращивай☐ − выращивайте , борись☐ − боритесь , не оправдывай☐ − не оправдывайте .
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в побудительных предложениях.
Самым важным в тексте для меня представляется следующий призыв: "Украшай землю и жизнь!"
Повелительное наклонение глагола — это непостоянный грамматический признак, который выражает волеизъявление в виде приказа, просьбы, пожелания, запрета и пр.
Рассмотрим, что такое повелительное наклонение глагола, как образуются формы глаголов повелительного наклонения. Приведем таблицу всех форм глаголов повелительного наклонения.
Что обозначает повелительное наклонение глагола?
Чтобы понять, что такое повелительное наклонение глагола, сравним его с формами изъявительного наклонения. Изъявительное наклонение выражает действие, которое протекает по отношению к моменту речи во времени, настоящем, будущем или прошлом:
- я (что делаю?) смотрю, (что буду делать?) буду смотреть, (что делал?) смотрел;
- ты (что сделаешь) споёшь, (что сделал?) спел.
Формы повелительного наклонения не связаны со временем. Действие, обозначенное глаголом, протекает вне времени, безотносительно к нему:
- (что делай?) смотри в окно (когда?) в этот момент, завтра или спустя некоторое время?
- (что сделай?) спой песню (когда?) может, сейчас, через час или вовсе потом?
Повелительное наклонение — это грамматический признак глаголов, которые обозначают волеизъявление, побуждение к определенному действию других лиц.
Побуждение собеседника или нескольких лиц к действию выражается с помощью разных речевых формул:
- пожелания (будьте здоровы);
- просьбы (запиши-ка, присядьте);
- приказа (стой! молчите!)
- запрета (не курите, не звони больше);
- призыва (да здравствует свобода!)
- совета (принимайте по чайной ложке).
Как образуется повелительное наклонение глагола?
Глаголы повелительного наклонения имеют две грамматические формы:
- простую (синтетическую);
- сложную (аналитическую).
Простая форма повелительного наклонения
Простая форма повелительного наклонения чаще всего выражается глаголами 2 лица единственного или множественного числа, которые отвечает на вопросы:
- (что делай?) ты смотри фильм — (что делайте?) вы смотрите фильм;
- (что сделай?) ты нарисуй пейзаж — (что сделайте?) вы нарисуйте пейзаж.
Форма единственного числа образуется от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида или простого будущего времени глаголов совершенного вида с помощью нулевого суффикса или суффикса -и-.
Нулевой суффикс используется, если ударение падает на гласный звук основы:
- ре́зать — они ре́ж ут — ре́жь
- прове́рить — они прове́р ят — проверь .
- пролить — они прольют [п р а л’ й’ у т] — проле й
- отмыть — они отмоют [а т м о й ‘ у т ] — отмо й .
Суффикс -и- образует формы повелительного наклонения:
а) если ударным является окончание 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени:
- ползти — я полз у́ — полз и́
- полежать — я полеж у́ — полеж и́
- прочесть — я прочт у́ — прочт и́
б) у глаголов с ударной приставкой вы-:
- вы́брать — вы́бер и
- вы́лизать — вы́лиж и
- вы́ставить — вы́став и
в) у глаголов с основой на сочетание согласных:
- крикн и
- законч и
- продолж и .
Простая форма повелительного наклонения множественного числа может быть образована с помощью постфикса -те от глагола 1 лица множественного числа изъявительного наклонения, если она выражает просьбу, пожелание, обращенное ко многим лицам или к одному человеку в уважительной форме:
- мы споём — спо ем те
- мы зайдём — (вы) зайд ем те .
Форма множественного числа образуется присоединением постфикса -те к форме единственного числа:
- режь — режь те
- проверь — проверь те
- пролей — пролей те
- отмой — отмой те .
Составная форма повелительного наклонения
- да будет согласие;
- давай пойдем;
- давайте спросим его;
- пусть веселится;
- пускай позвонят.
Для наглядности составим таблицу форм глаголов повелительного наклонения.
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | – | давай прочитаем, давайте решим, поедем, поедемте. Давайте купим билеты на этот самолёт. |
2-е лицо | Проснись, нарисуй, убери, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабушке сейчас. | Поставьте, отпразднуйте, укажите, сберегите, напишите-ка. Предложите ему пообедать с нами. |
3-е лицо | Пусть скажет, пускай ответит. Пусть подумает над этим предложением. | Пусть гуляет; пускай спрашивают. Пускай обсудят эту проблему вместе. |
В качестве повелительного наклонения используется неопределенная форма глагола, которая произносится с особой интонацией в форме приказа:
В речи нередко наблюдается использование одного наклонения в значении другого:
1. повелительное наклонение в значении условного
Будь ты посмелее, выступил бы лучше.
2. условное наклонение в значении повелительного
3. изъявительное наклонение в значении повелительного
Не имеют форм повелительного наклонения:
- безличные глаголы (лихорадит, трясёт, светает и пр.);
- глаголы восприятия (видеть, слышать, чувствовать);
- глаголы состояния (зябнуть, недомогать, обезножеть);
- модальные глаголы (мочь, желать, хотеть) и др.
Как определить глагол в форме повелительного наклонения?
Чтобы узнать, что глагол находится в форме повелительного наклонения, предпримем следующие шаги:
- в предложении отыщем глагол (слово, обозначающее действие);
- зададим к нему соответствующий по смыслу вопрос что делай? что сделай? что делайте? что сделайте?
- выясним, что глагол выражает просьбу или пожелание;
- посмотрим на грамматическую форму слова (форма 2 лица с суффиксом -и, постфиксом -те, наличие частиц и пр.);
- сделаем вывод.
Образец рассуждений
Коля, прочти, пожалуйста, этот абзац вслух.
Составьте таблицу признаков лишайников и мхов.
Примеры
Обозначьте это место на карте.
Узнаем-ка, откуда доносится этот писк.
Давай отойдем в сторонку и поговорим наедине.
Надень дождевик и сходи в сарай.
Пускай дети встретят Деда Мороза!
Видеоурок (6 класс)
Напомним, в русском языке существует три вида наклонения глаголов:
-
(индикатив); (оптатив);
- Повелительное (императив).
это грамматический признак глагола, который выражается целым рядом глагольных форм, побуждающих к чему-либо.
Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.
Будь добр, передай, пожалуйста, соль.
Подайте мою шляпу.
Давайте напишем письмо.
Немедленно выйди из воды!
Пусть расскажет о себе.
Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.
Формы повелительного наклонения
Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | - | Давайте выясним, давай потанцуем, поедем, поедемте; Давайте назовём щенка Пиратом. |
2-е лицо | Отрежь, посмотри, закопай, поверни, развесь-ка; Купи билет на новый фильм. | Радуйтесь, двигайте, выполняйте, посмотрите-ка; Укрепите плакат на доске. |
3-е лицо | Пусть узнает, пускай докажет Не кричи, пусть плывёт. | Пусть уходит; пускай извинится; Пускай решают задачу другим способом. |
Определение или образование повелительного наклонения
Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.
Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.
Настоящее и будущее простое время | Повелительное наклонение глагола | |
Единственное число | Множественное число | |
говорят | говори | говорите |
считают (ю-йу) | считай | считайте |
ведут | веди | ведите |
моют (ю-йу) | мой | мойте |
приготовят | приготовь | приготовьте |
возьму, возьмусь | возьми, возьмись | возьмите, возьмитесь |
Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка. Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.
Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.
Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть.
Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.
Конспект урока для 6 класса
Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.
Глаголы повелительного наклонения
- изучение нового материала;
- развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
- воспитание культуры поведения и общения.
- Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
- Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
- Коммуникативные: умение выразить мысль;
- Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Актуализация опорных знаний:
А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.
Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.
Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):
Расскажу, расскажите, рассказал бы, отрезала, отрезали бы, отрежь, отрежьте, приготовили, приготовлю, приготовьте, приготовил бы, лежишь, лёг бы, ляг, лягте.
При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.
Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).
Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).
Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).
А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;
дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).
Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!
Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.
Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.
(СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).
Приведите свои примеры таких глаголов.
В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.
-ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?
-ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;
Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!
Вывод об особенностях правописания данных глаголов.
Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте).
Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.
Заполнение таблицы упр. 549.
Инфинитив: Стоять! Молчать!
Повелительное наклонение: Помолчите!
Условное наклонение: Помолчали бы вы!
Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!
Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).
Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.
– Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.
При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).
Подведение итогов, рефлексия.
Разбор домашнего задания: §76, упр. 551
Читайте также: