Вырастите цветы в глаголе в форме повелительного наклонения

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: русский язык.

Учитель: Цедова Виктория Ивановна.

Тема урока: Повелительное наклонение глагола (1 урок).

Цели: познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки.

Планируемые результаты:

предметные: знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении;

метапредметные: извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы;

личностные: способность к самоопределению и самооценке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы : фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Новые понятия: повелительное наклонение.

Формы контроля: устный опрос; систематическое наблюдение за работой учеников в обучении; взаимо- и самопроверка.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, листы самооценки, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Глаголы называют …действия предметов

2) Начальная форма глагола …инфинитив

3) Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.

4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (-сь),называются…возвратными.

5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.

6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.

7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.

2.Мотивация. Создание проблемной ситуации.(слайд 3)

– О каком наклонении идёт речь?

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

- Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном (фронтальная работа).

III . Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте текст.(Слайд 4).

На уроках слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и аккуратно!

- В чём особенность этого текста? ( Все предложения выражают побуждение к действию).

- Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (глаголы употреблены в повелительном наклонении).

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повелительного наклонения глагола, научиться распознавать глаголы, правильно их писать и употреблять в речи).

IV . Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

2. Работа по учебнику.

Б) словарная работа (слайд 5):

В тексте В. А. Жуковского использованы некоторые непонятные грамматические формы.

В)запись тетрадях и на доске (слайд 6):

В) чтение теоретического материал и правила на стр. 123, 124 учебника.

Г) комментарий учителя:

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо – приказывает, просит, советует выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица.

Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса –И- или без суффикса: включу-включи

Глаголы в повелительном наклоненииизменяются по числам и не изменяются по временам и родам.

Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного числа при помощи окончания –ТЕ: включи-включите, научи-научите, пой-пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на –ТЕ означают вежливое обращение.

При выражении просьбы употребляются вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляются только с глаголами повелительного наклонения.

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется перед суффиксом –СЯ (-СЬ) и окончанием –ТЕ: отправься

д) запись опорной схемы на доске и в тетрадях (слайд 6):

е) работа над упр. 548 – выразительное чтение стихотворения, коллективное выполнение заданий на доске и тетрадях.

Запись в тетрадях и на доске (слайд 7):

Давай( 2 л., ед.ч.), замри (2 л.,ед.ч.), отомри (2 л., ед.ч.), смотри(2 л., ед.ч.), беги (2 л., ед.ч.), помоги ( 2 л., ед.ч.), сядь (2 л., ед.ч.), не трогай (2 л.,ед.ч.), не пой ( 2 л., ед.ч.), не сори ( 2 л., ед.ч.), говори ( 2 л., ед.ч).

V . Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

1. Работа в парах с последующей проверкой упражнения 549.

- Какой самый важный призыв в тексте? ( Украшай землю и жизнь!)

Запись в тетрадях ( слайд 8) :

Не оправдывай – не оправдывайте

- Какое окончание в форме единственного числа? (Нулевое).

- Какое окончание в форме множественного числа? (Окончание –ТЕ).

2.Самостоятельная работа над стихотворением из упражнения 550.

-Прочитайте стихотворение вслух.

- Поработаем над значением некоторых слов (слайд 9):

Раззудиться – вызвать охоту к чему-либо, раззадориться;

Пахнуть (не путать с омографом пахнуть) – обдать струёй воздуха, тепла, запаха или повеять;

Подкошённая – форма с ударением, которого требует ритм стихотворения ( правильно: подкошенная);

Головой земле! – форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.

- Назовите переходные глаголы. ( Освежи, взволнуй).

3.Самостоятельная работа с последующей проверкой выполнения упражнения 551.

Запись в тетрадях:

Не реви – не плачь, не горюйте – не печальтесь, не скрывайтесь – не прячьтесь, освободи – избавь, не упорствуй – не упрямься.

4.Тест: (раздаточный материал на партах).

1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

в) которые могут происходить при определённых условиях.

2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;

б) по числам и родам;

3) Найдите строку, в которой даны глаголы только повелительного наклонения.

а) читал бы, пишу, рисуй

б) возьми, собери, принес бы

в) узнай, поезжай, смотри

г) расстроили, нарисовал бы, решил бы

4) Найдите пословицу, в которой глаголы употреблены в повелительном наклонении.

а) Меньше бы говорил, больше бы делал.

б) Десять раз примерь, а потом отрежь.

в) Была бы охота, заладится всякая работа.

г) поищешь - найдешь, захочешь - добьешься.

5) Найдите строчку, в которой глаголы имеют форму 2-го лица, множественного числа, повелительного наклонения.

Задание 5. Орфографический анализ.

1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ.

3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.

Для решения задания нужно определить часть речи, к которой относится выделенное слово, и применить соответствующее правило.

1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-. – верно.

2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ. – верно.

3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. – неверно, НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И. – верно.

5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О. – неверно, в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.

Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. • В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? • Какой из призывов в тексте представляется вам самым важным?
Образец. Создавай☐ − создавайте .
Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо. (По Г. Николаевой)

Решение

Делай☐ − делайте , украшай☐ − украшайте , выращивай☐ − выращивайте , борись☐ − боритесь , не оправдывай☐ − не оправдывайте .
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в побудительных предложениях.
Самым важным в тексте для меня представляется следующий призыв: "Украшай землю и жизнь!"

Повелительное накло­не­ние гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет воле­изъ­яв­ле­ние в виде при­ка­за, прось­бы, поже­ла­ния, запре­та и пр.

Рассмотрим, что такое пове­ли­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла, как обра­зу­ют­ся фор­мы гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния. Приведем таб­ли­цу всех форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го наклонения.

Что обозначает повелительное наклонение глагола?

Чтобы понять, что такое пове­ли­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла, срав­ним его с фор­ма­ми изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Изъявительное накло­не­ние выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое про­те­ка­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи во вре­ме­ни, насто­я­щем, буду­щем или прошлом:

  • я (что делаю?) смот­рю, (что буду делать?) буду смот­реть, (что делал?) смот­рел;
  • ты (что сде­ла­ешь) спо­ёшь, (что сде­лал?) спел.

Формы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния не свя­за­ны со вре­ме­нем. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, про­те­ка­ет вне вре­ме­ни, без­от­но­си­тель­но к нему:

  • (что делай?) смот­ри в окно (когда?) в этот момент, зав­тра или спу­стя неко­то­рое вре­мя?
  • (что сде­лай?) спой пес­ню (когда?) может, сей­час, через час или вовсе потом?

Повелительное накло­не­ние — это грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­лов, кото­рые обо­зна­ча­ют воле­изъ­яв­ле­ние, побуж­де­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию дру­гих лиц.

Побуждение собе­сед­ни­ка или несколь­ких лиц к дей­ствию выра­жа­ет­ся с помо­щью раз­ных рече­вых формул:

  • поже­ла­ния (будь­те здо­ро­вы);
  • прось­бы (запиши-ка, при­сядь­те);
  • при­ка­за (стой! мол­чи­те!)
  • запре­та (не кури­те, не зво­ни боль­ше);
  • при­зы­ва (да здрав­ству­ет сво­бо­да!)
  • сове­та (при­ни­май­те по чай­ной лож­ке).

Как образуется повелительное наклонение глагола?

Глаголы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют две грам­ма­ти­че­ские формы:

  • про­стую (син­те­ти­че­скую);
  • слож­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Повелительное наклонение глагола

Простая форма повелительного наклонения

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния чаще все­го выра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, кото­рые отве­ча­ет на вопросы:

  • (что делай?) ты смот­ри фильм — (что делай­те?) вы смот­ри­те фильм;
  • (что сде­лай?) ты нари­суй пей­заж — (что сде­лай­те?) вы нари­суй­те пей­заж.

Форма един­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида или про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са или суф­фик­са -и-.

Нулевой суф­фикс исполь­зу­ет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на глас­ный звук основы:

  • ре́зать — они ре́ж ут — ре́жь
  • прове́рить — они прове́р ят — про­верь .
  • про­лить — они про­льют [п р а л’ й’ у т] — про­ле й
  • отмыть — они отмо­ют [а т м о й ‘ у т ] — отмо й .

Суффикс -и- обра­зу­ет фор­мы пове­ли­тель­но­го наклонения:

а) если удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го (буду­ще­го) времени:

  • полз­ти — я полз у́ — полз и́
  • поле­жать — я полеж у́ — полеж и́
  • про­честь — я про­чт у́ — про­чт и́

б) у гла­го­лов с удар­ной при­став­кой вы-:

  • вы́брать — вы́бер и
  • вы́лизать — вы́лиж и
  • вы́ставить — вы́став и

в) у гла­го­лов с осно­вой на соче­та­ние согласных:

  • крикн и
  • законч и
  • про­долж и .

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния мно­же­ствен­но­го чис­ла может быть обра­зо­ва­на с помо­щью пост­фик­са -те от гла­го­ла 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, если она выра­жа­ет прось­бу, поже­ла­ние, обра­щен­ное ко мно­гим лицам или к одно­му чело­ве­ку в ува­жи­тель­ной форме:

  • мы спо­ём — спо ем те
  • мы зай­дём — (вы) зайд ем те .

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем пост­фик­са -те к фор­ме един­ствен­но­го числа:

  • режь — режь те
  • про­верь — про­верь те
  • про­лей — про­лей те
  • отмой — отмой те .

Составная форма повелительного наклонения

  • да будет согласие;
  • давай пой­дем;
  • давай­те спро­сим его;
  • пусть весе­лит­ся;
  • пус­кай позвонят.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го наклонения.

Единственное чис­лоМножественное чис­ло
1-е лицодавай про­чи­та­ем, давай­те решим, поедем, поедем­те. Давайте купим биле­ты на этот самолёт.
2-е лицоПроснись, нари­суй, убе­ри, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабуш­ке сейчас.Поставьте, отпразд­нуй­те, ука­жи­те, сбе­ре­ги­те, напишите-ка. Предложите ему пообе­дать с нами.
3-е лицоПусть ска­жет, пус­кай отве­тит. Пусть поду­ма­ет над этим предложением.Пусть гуля­ет; пус­кай спра­ши­ва­ют. Пускай обсу­дят эту про­бле­му вместе.

В каче­стве пове­ли­тель­но­го накло­не­ния исполь­зу­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей в фор­ме приказа:

В речи неред­ко наблю­да­ет­ся исполь­зо­ва­ние одно­го накло­не­ния в зна­че­нии другого:

1. пове­ли­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии условного

Будь ты посме­лее, высту­пил бы лучше.

2. услов­ное накло­не­ние в зна­че­нии повелительного

3. изъ­яви­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии повелительного

Не име­ют форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  1. без­лич­ные гла­го­лы (лихо­ра­дит, тря­сёт, све­та­ет и пр.);
  2. гла­го­лы вос­при­я­тия (видеть, слы­шать, чув­ство­вать);
  3. гла­го­лы состо­я­ния (зяб­нуть, недо­мо­гать, обез­но­жеть);
  4. модаль­ные гла­го­лы (мочь, желать, хотеть) и др.

Как определить глагол в форме повелительного наклонения?

Чтобы узнать, что гла­гол нахо­дит­ся в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее действие);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий по смыс­лу вопрос что делай? что сде­лай? что делай­те? что сделайте?
  3. выяс­ним, что гла­гол выра­жа­ет прось­бу или пожелание;
  4. посмот­рим на грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва (фор­ма 2 лица с суф­фик­сом , пост­фик­сом -те, нали­чие частиц и пр.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждений

Коля, про­чти, пожа­луй­ста, этот абзац вслух.

Составьте таб­ли­цу при­зна­ков лишай­ни­ков и мхов.

Примеры

Обозначьте это место на карте.

Узнаем-ка, отку­да доно­сит­ся этот писк.

Давай отой­дем в сто­рон­ку и пого­во­рим наедине.

Надень дож­де­вик и схо­ди в сарай.

Пускай дети встре­тят Деда Мороза!

Видеоурок (6 класс)

Напомним, в русском языке существует три вида наклонения глаголов:

    (индикатив); (оптатив);
  • Повелительное (императив).

это грамматический признак глагола, который выражается целым рядом глагольных форм, побуждающих к чему-либо.

Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.

Будь добр, передай, пожалуйста, соль.

Подайте мою шляпу.

Давайте напишем письмо.

Немедленно выйди из воды!

Пусть расскажет о себе.

Глаголы повелительного наклонения

Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.

Формы повелительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.

Единственное числоМножественное число
1-е лицо-Давайте выясним, давай потанцуем, поедем, поедемте;
Давайте назовём щенка Пиратом.
2-е лицоОтрежь, посмотри, закопай, поверни, развесь-ка;
Купи билет на новый фильм.
Радуйтесь, двигайте, выполняйте, посмотрите-ка;
Укрепите плакат на доске.
3-е лицоПусть узнает, пускай докажет
Не кричи, пусть плывёт.
Пусть уходит; пускай извинится;
Пускай решают задачу другим способом.

Определение или образование повелительного наклонения

Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.

Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.

Настоящее и будущее простое время Повелительное наклонение глагола
Единственное число Множественное число
говорятговориговорите
считают (ю-йу)считайсчитайте
ведутведиведите
моют (ю-йу)моймойте
приготовятприготовь приготовьте
возьму, возьмусь возьми, возьмись возьмите, возьмитесь

Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка. Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.

Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.

Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть.

Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.

Конспект урока для 6 класса

Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.

Глаголы повелительного наклонения

  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
  • воспитание культуры поведения и общения.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Актуализация опорных знаний:

Наклонение глаголов. упр 524

А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.

Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):

Расскажу, расскажите, рассказал бы, отрезала, отрезали бы, отрежь, отрежьте, приготовили, приготовлю, приготовьте, приготовил бы, лежишь, лёг бы, ляг, лягте.

При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.

Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).

Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).

Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).

А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;

Упражнение 543

дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).

Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!

Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.

Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.

(СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).

Приведите свои примеры таких глаголов.

В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.

Упражнение 545

-ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?

-ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;

Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!

Упражнение 546

Вывод об особенностях правописания данных глаголов.

Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте).

Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.

Упражнение 549

Заполнение таблицы упр. 549.

Инфинитив: Стоять! Молчать!

Повелительное наклонение: Помолчите!

Условное наклонение: Помолчали бы вы!

Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!

Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).

Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.

– Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.

Упражнение 550

При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).

Подведение итогов, рефлексия.

Разбор домашнего задания: §76, упр. 551

Читайте также: