4 как отразится снижение плотности популяции воробьев в саду на численности вредителей яблони

Обновлено: 15.09.2024

1 группа. Дать характеристику агроценоза на примере пшеничного поля. По результатам работы заполнить табличку:

Характеристика агроценоза пшеничного поля.

Источники энергии

Продуценты

Консументы

Редуценты

Примеры пищевых цепей

Условия устойчивости

Меры по повышению продуктивности

Группа. Сравнительная характеристика агроценоза и биогеоценоза.

Направление отбора

Источники энергии

Баланс питательных элементов

Регуляция

Устойчивость

Продуктивность

3. На основе материалов лекции и видео-сюжетов выполните практические задания:

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.

Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

  • действует на экосистему минимально,
  • не действует на экосистему,
  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем (больше, меньше).

Природная Агроэкосистема
Видовой состав
Продуктивность

1. Как вы думаете, скажется ли резкое снижение количества скворцов, гнездящихся в саду, на численности вредителей яблони?

2. К снижению или сохранению запасов приводит массовый сбор клубники (земляники зеленой)? Ответ поясните, опираясь на экологию вида.

3. К каким явлениям приводит антропогенная трансформация пастбищных экосистем?

4. Как отразится снижение плотности популяции воробьев в саду на численности вредителей яблони?

.Установите соответствие между характеристикой экосистемы и ее названием. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.

Характеристика Экосистема
А. Незамкнутый круговорот веществ 1. Картофельное поле 2. Луг
Б. Разветвленные пищевые цепи
В. Источник энергии – удобрения
Г. Единственный источник энергии - Солнце
Д. Способность к саморегуляции
Е. Длительно существует в неизменном виде
Ж. Преобладает монокультура
З. Неустойчива

Приведите примеры агроэкосистем, встречающиеся в вашей местности.

Пастбище, поле, пашня, пруд, огород, сад, парк, сквер.

В чем заключаются причины неустойчивости искусственных экосистем? Дайте ответ.

Почему виды растений более устойчивы к неблагоприятным факторам среды, чем сорта культурных растений? Дайте ответ.

Признаки, сходные у природных экосистем и агроэкосистем:

а) действует естественный отбор; б) трофическая структура представлена продуцентами, консументами, редуцентами; в) происходит круговорот веществ и превращение энергии; г) естественные экосистемы более устойчивы, агроэкосистемы без поддержки человека разрушаются и превращаются в естественные экосистемы.

2. К снижению или сохранению запасов приводит массовый сбор клубники (земляники зеленой)? ответ поясните, опираясь на экологию вида.

3. К каким явлениям приводит антропогенная трансформация пастбищных экосистем?

4. Как отразится снижение плотности популяции воробьев в саду на численности вредителей яблони

Ответы

2 пары гомологичных хромосом

2)днк и все виды рнк(ирнк трнк ррнк)

4)неклеточная форма жизни

5) организмы питающиеся готовыми органическими продуктами

6) организмы, которые синтезирующие органические соеденения из неорганических

7)цитокинез- деление тела эукариотической клетки

8)аллогенез- это направление эволюции группы организмов, при которой у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остаётся прежним.(вьюрки дарвина)

9) гомогенез- развитие человечества онтогенез- индивидуальное развитие организма от зачатия до его смерти коньюгация- процесс в котором произходит обмен участками гомологичных хромосом гомеостаз- поддержание постоянной среды внутри организма

10) 1865-66 году меделем молекулярная зародилась в середине 20 века

11)это первый закон менделя и 2 закон его же

12)различные формы одного и того же генна определяющего развитие одного признака( например цвет глаз)

13)процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе i мейоза

1. запасает дополнительную воду ( до 50 % в зависимости от региона) и питательные вещества для растения. 2. растворяет и поставляет растению недоступные минеральные питательные вещества, например, фосфаты. 3. защищает растение от подземных вредителей (например, нематод).

общим является то, что простейшие - это эукариоты, т.е имеют оформленное ядро.

так почему же учёные , что у животных и у растений были общие предки? во-первых, согласно клеточной теории, и те, и другие имеют клеточное строение, так же, оба имеют, практический одинаковый хим. состав, во-вторых, нашли промежуточные организмы, например,те же простейшие (если интересно будет, почитай), в-третьих, сам подумай, допустим в подцарстве одноклеточных, есть тип саркожгутиконосцы, который делится на два класса - саркодовые и жгутиковые. в классе жгутиковых есть такой организм, который способен питаться как растение, и как животное! и вот, как это объяснить? вроде не растение, потому что подвижно, имеет ограниченный рост, но, способен к фотосинтезу, и в то же время животное, поскольку может питаться гетеротрофно, не имеет вакуолей и т.д. поэтому учёные считают общими предками растений и животных - протистов, или простейших.

Снижение плотности популяции воробьев приведет к увеличению численности вредителей яблони. Воробьи, поедая различных насекомых снижают их популяцию, тем самым они яблони и другим культурным растениям, прорастающим в саду. Ежедневно воробей уничтожает до 400 насекомых.

Другие вопросы по Биологии

Решить по биологии голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, мать которой имела голубые глаза, от этого брака родилась голубоглазая дочь, и кареглазый сын. определить ге.

Задача 1. В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука и плотва. В соседнем, изолированном от первого водоёма, обитает окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?

Ответ: Видов 3: Карповые ( карась,плотва, лещ),Окуневые( окунь,ерш, судак),Хищные (щука).Популяций 7

Задача 2. В нижнем течении р. Лены самки якутского осетра начинают размножаться в 15-летнем возрасте, достигнув 70- сантиметровой длины тела. Осётр в возрасте 34 года имел массу 34 кг и длину – 182 см. На реке Алдан самки этого же осетра мечут икру в 12 лет при длине всего в 58 см. Промысловая мера (минимальный размер особи, разрешённой к вылову) составляет 62 см. Что произойдёт с алданской и ленской популяциями, если в результате интенсивного промысла станут вылавливать всех особей, начиная с разрешённых размеров?

Ответ: Произойдет исчезновение популяции, в дальнейшем это приведет к разрушению экосистемы, в которой существовал осетр ( исчезновение других видов, зависимых от осетра).

Задача 3. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками.

Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?

Дано: А1 500- помечены

А3 - 50 с пометками

Решение 10 000 – 50

х=10 000*500 /50=100 000 особей в популяции.

Ответ: численность- 100 000 особей в популяции, я считаю , что не применимо.

Задача 1. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

Ответ: чем выше численность, тем больше конкуренция за пищевые и прочие ресурсы. Тогда и выживаемость потомства падает (на счет рождаемости - не в курсе, может и она падает тоже). А на полях и в садах чрезмерное количество пищи для этих самых "вредителей", поэтому они там и размножаются хорошо. Любое поле - это не природный биоценоз, а искусственный, он нарушает естественное равновесие.

Задача 2. На территории площадью 100 км ежегодно производи ли частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80—110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

Ответ: а – 0,5 особи/км2; б – 6,5 особи/км2; в – 0,9 особи/км2. Численность лосей возросла из-за охраны на территории заповедника. Позже численность уменьшилась, так как в заповедниках рубка леса запрещена. Это привело к тому, что через 15 лет мелкие деревья, растущие на старых вырубках, выросли, и кормовая база лосей уменьшилась

Задача 3. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%.

Определите: численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.

1 раз самка приносит 3 детенышей, то их кол-во на конец года 12.т.к. самок 4,следовательно 48. Вместе со взрослыми - 56. Средняя смертность -10%, т. е. 6. Тогда численность в конце года 50.

Плотность весной 0,4 (соболя/км) в конце года 50/20=2,5 (соболя/км)

Рождаемость 50=100%; 54=150% ;54 до 56=60 %

Процент смертности на конец года 6 до 56=10%

Ответ: численность соболей-50; В конце года 50/20=2,5; рождаемость-60 % ; процент смертности на конец года-10%

Рассмотрим еще один тип экологических задач.

Пример: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Есть одна маленькая хитрость, которая может помочь упростить весь процесс, особенно тем кто не очень дружен с математикой. Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать нуль.

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Решение задач по экологии"

Данная презентация включает в себя подборку заданий, которые могут быть использованы для отработки практического значения начальных экологических знаний, а также при повторении темы. Я использую на за.

"Решение задач в Excel" Открытый интегрированный урок информатики, биологии, экологии в 9 классе.

"Решение задач в Excel"Открытый интегрированный урок информатики,биологии, экологиив 9 классе.Цель: Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц Excel в решении нестандартных зад.


Решение задачи по экологии с помощью электронных таблиц

Представлена технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме: "Электронные таблицы и математическое моделирование". На уроке ученики вместе с учителем моделируют отношения "Хищник - жертва".


Цель: Научить решать задачи на движение.Задачи: обучающие: формирование умений и навыков умножения и деления чисел, решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния.


интегрированный урок в 11 классе (экология и математика) "Законы и правила экологии. Решение задач".

План урока построен с учётом метапредмедного подхода: учитывались знания учащихся по экологии и математике. Девиз урока :" Математика - это язык, на котором написана книга природы". Дети, как исследов.


Интегрированный урок алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений" 7 класс

Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая.


Информационный образовательный ресурс к уроку алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений"

Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая.

Читайте также: