Акт на обрезку деревьев

Обновлено: 18.09.2024

Можно ли без специального разрешения путем привлечения специально обученных людей подстричь дерево, являющееся элементом озеленения придомовой территории, не спилить, а подстричь? И какая за это предусмотрена ответственность?

Такое простое мероприятие, как обрезка деревьев или подстригание кустов, являющихся элементами озеленения придомовой территории, для омолаживания или формирования эстетической формы кроны, требует получения ордера (разрешения), выдаваемого органом управления зеленым фондом администрации города. И это требование основано на следующем законодательстве.

Согласно абз. 2 ч. 7 ст. 3 указанного закона повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного абз. 1 ч. 7, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 70 до 100 тыс. руб.

Правила благоустройства, нарушение которых запрещает закон, это – Правила благоустройства территории города Челябинска, утвержденные решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32, которые разработаны на основе законодательства РФ, Устава города Челябинска и иных нормативных правовых актов, утвержденных органами местного самоуправления города Челябинска (далее – Правила).

Названные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта, регулируют порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливают требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров на производство указанных работ в пределах городской черты Челябинска.

Согласно пп. 6 п. 59 Правил благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников.

Согласно пп. 1 п. 59 Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, а также путем заключения договора с организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов, элементов и (или) объектов благоустройства на придомовой территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района.

Согласно пп. 3 п. 79 Правил работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарникам, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.) по установленным нормативам.

Согласно пп. 7 п. 80 Правил работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку деревьев и кустарников, удаление поросли, стрижку и кронирование живой изгороди, лечение ран.

Согласно п. 206 Правил высота омолаживающей обрезки деревьев (кустарников) указывается в соответствующем разрешении, выдаваемом органом управления зеленым фондом администрации города.

Таким образом, действующее законодательство Челябинской области не запрещает гражданам благоустраивать придомовую территорию, включая обрезку деревьев и кустарников, однако при этом требует получение ордера (п. 32 Правил), в котором будет указаны: сведения о заявителе, виде, объеме, сроках и зоне производства работ.

За ордером следует обратиться в орган управления зеленым фондом администрации города с письменным заявлением (заявкой), в котором указать цель обрезки, в том числе нарушение инсоляции (если разросшееся дерево заслоняет окна от прямых солнечных лучей, сокращая длительность освещения, установленную для региона СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1076-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 № 29.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обрезка зеленых насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обрезка зеленых насаждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2021 N 304-ЭС21-6907 по делу N А70-4526/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании солидарно ущерба, причиненного незаконной рубкой и повреждением зеленых насаждений.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что ветви яблонь между 3 и 4 подъездами и возле 8 подъезда МКД были направлены в сторону фасада дома; работы произведены на основании разрешения от 08.08.2019 N 22-63-000077/19 на проведение санитарной обрезки 22 зеленых насаждений и омолаживающей обрезки 6 зеленых насаждений, произрастающих на территории МКД; в соответствии с актом обследования зеленых насаждений от 17.07.2020 и приложенным к нему фотоматериалам спорные яблони имеют свежие ветви с нормально развитыми листьями, достаточно облиственные, отвечают признакам хорошего качественного состояния деревьев, закрепленным в пункте 5.12 Правил N 153, и пришли к выводам об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков ущерба, причиненного повреждением яблонь, в сумме 31 513, 30 руб.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 N 08АП-15292/2020 по делу N А46-2383/2020
Требование: Об обязании провести мероприятия по санитарной очистке земельного участка, вырубке древесной и кустарниковой поросли, установке ограждения строительной площадки, ограничению доступа посторонних лиц на объект незавершенного строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Доводы ответчика о необходимости согласования сноса, обрезки зеленых насаждений с комиссией в соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 10.08.2010 N 683-п "О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории города Омска" не противоречат решению суда, а также не могут являться основанием для освобождения ответчика от обязанности по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением и освобождения его от ответственности устранить последствия захламления участка.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обрезка зеленых насаждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Что такое порубочный билет и как его получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2021) план территории с точным указанием местоположения вырубаемых и подлежащих обрезке зеленых насаждений в масштабе М 1:500;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Такие виды работ, как снос и обрезка зеленых насаждений, содержание газонов и кустарников, Правилами благоустройства территории города Магнитогорска, утвержденными Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 31.10.2017 N 146, отнесены к вопросам организации благоустройства территории города Магнитогорска.

Нормативные акты: Обрезка зеленых насаждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля"
(утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) 6.1.1 Ограничение видимости дорожных знаков и светофоров, вызванное каким-либо препятствием (зелеными насаждениями или конструкциями), не допускается. Обрезку зеленых насаждений для обеспечения видимости осуществляют в течение одних суток на дорогах категорий IА - III и улицах групп А - Д, на остальных дорогах и улицах - в течение 3-х сут.

от 4 марта 2020 года N 42

Об утверждении Порядка выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград"

(с изменениями на 23 декабря 2020 года)

(в ред. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 23.12.2020 N 258)

Заслушав и обсудив информацию заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства Купцова А.А., председателя комиссии по городскому хозяйству - заместителя председателя городского Совета депутатов Калининграда Колодяжного А.Н. о рассмотрении проекта решения городского Совета депутатов Калининграда "Об утверждении Порядка выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград", руководствуясь Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений", Уставом городского округа "Город Калининград", городской Совет

1. Утвердить Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" (приложение).

2. Признать утратившими силу следующие решения городского Совета депутатов Калининграда:

2.3. От 17.02.2016 N 27 "О внесении изменений в Правила выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), пересадку и обрезку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 26.11.2014 N 388 (в редакции решения от 10.06.2015 N 164)";

4. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по городскому хозяйству (Колодяжный А.Н.).

Глава городского округа
"Город Калининград"
А.Н. Силанов

Председатель городского Совета
депутатов Калининграда
А.М. Кропоткин

Приложение
к Решению
городского Совета
депутатов Калининграда
от 4 марта 2020 г. N 42

ПОРЯДОК выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград"

(в ред. Решения городского Совета депутатов Калининграда от 23.12.2020 N 258)

1. Общие положения

1.1. Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений", Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153, и определяет процедуру получения разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград", формирования и контроля исполнения условий этой разрешительной документации (специального разрешения на вырубку (снос), обрезку и (или) пересадку зеленых насаждений).

1.2. Действие настоящего Порядка не распространяется на правоотношения в сфере использования, охраны, содержания и воспроизводства зеленых насаждений в лесопарковых зеленых поясах, зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, зеленых насаждений на земельных участках, предназначенных для обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, земельных участках, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также при проведении мелиоративных мероприятий.

1.3. В настоящем Порядке используются основные термины и определения в соответствии с Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений", а также следующие:

разрешительная документация (специальное разрешение на вырубку (снос), обрезку и (или) пересадку зеленых насаждений) - документы, разрешающие вырубку (снос), и/или обрезку, и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград", оформленные в форме порубочного билета, акта о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений или приказа уполномоченного органа администрации "О разрешенном периоде производства работ по обрезке зеленых насаждений";

омолаживающая обрезка - глубокая обрезка ветвей деревьев и кустарников до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Проводится у деревьев и кустарников, которые с возрастом теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность;

санитарная обрезка - обрезка деревьев и кустарников, направленная на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом;

формовочная обрезка - обрезка деревьев, проводимая с целью придания кроне дерева заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей и/или обрезка кустарников, проводимая с целью придания кустарнику заданной формы и сохранения ее, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей;

порубочный билет - документ, разрешающий вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений;

акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений - документ, предписывающий исполнение работ по вырубке (сносу), обрезке и/или пересадке зеленых насаждений;

приказ уполномоченного органа администрации "О разрешенном периоде производства работ по обрезке зеленых насаждений" - правовой акт, специальная форма разрешительной документации на выполнение санитарной и формовочной обрезки зеленых насаждений, производимой в рамках работ по текущему (ежегодному) содержанию таких зеленых насаждений;

уполномоченный орган администрации - комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград";

комиссия по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории городского округа "Город Калининград" (далее - комиссия) - коллегиальный орган, созданный и действующий на основании распоряжения администрации городского округа "Город Калининград";

акт обследования - документ, составляемый комиссией по результатам натурного обследования зеленых насаждений;

акт освидетельствования - документ, составляемый комиссией по результатам натурного обследования места выполнения работ по вырубке (сносу), обрезке и/или пересадке зеленых насаждений;

акт оценки объемов и качества выполненных работ по компенсационному озеленению - документ, составляемый комиссией по результатам натурного обследования зеленых насаждений, высаженных в качестве компенсационного озеленения или при реконструкции зеленых насаждений;

проект компенсационного озеленения - документация, включающая в себя описание мероприятий по осуществлению воспроизводства зеленых насаждений взамен уничтожаемых или уничтоженных, и/или поврежденных зеленых насаждений, в том числе предусмотренных проектной документацией, имеющей положительное заключение экспертизы проектной документации, либо согласованным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом рекультивации земель, либо описание мероприятий по пересадке зеленых насаждений, утвержденная уполномоченным органом администрации в установленном администрацией городского округа "Город Калининград" порядке, а в случаях, предусмотренных Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений", и согласованная с органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (далее - Уполномоченный орган);

проект реконструкции зеленых насаждений - документация, включающая в себя описание мероприятий, предусматривающих полную или частичную замену деревьев, кустарников, цветников, газонов, садово-парковых дорожек и площадок, оборудования и малых архитектурных форм, в том числе предусмотренных проектной документацией, имеющей положительное заключение экспертизы проектной документации, либо согласованным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом рекультивации земель, либо описание мероприятий по пересадке зеленых насаждений, утвержденная уполномоченным органом администрации в установленном администрацией городского округа "Город Калининград" порядке, а в случаях, предусмотренных Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений", и согласованная с уполномоченным органом;

перечетная ведомость - документ, подготовленный заявителем, содержащий информацию о всех имеющихся на земельном участке зеленых насаждениях с указанием видового, породного, качественного и количественного состава, а также информацию о планируемых к вырубке (сносу), обрезке и/или пересадке зеленых насаждениях, о площади земельного участка, на территории которого планируется вырубка (снос) зеленых насаждений, согласованный уполномоченным органом администрации в порядке, установленном административным регламентом, утвержденным правовым актом администрации городского округа "Город Калининград";

подеревная съемка - топографический план земельного участка в масштабе 1:500 с изображением места расположения и сквозной нумерацией каждого зеленого насаждения, расположенного на данном земельном участке;

результаты лесопатологического обследования - документ, содержащий описание состояния зеленых насаждений и выводы (рекомендации) о необходимости (целесообразности) проведения санитарной рубки и/или рубки ухода, составленный специалистом, имеющим подтвержденную квалификацию лесопатолога;

заинтересованное лицо (заявитель) - физическое или юридическое лицо, в интересах которого планируется повреждение или уничтожение зеленых насаждений и которое обращается за получением порубочного билета.

1.4. Обследование зеленых насаждений и земельных участков в целях подготовки разрешительной документации проводится комиссией.

1.5. Разрешительная документация оформляется и выдается или направляется уполномоченным органом администрации в соответствии с административными регламентами, утвержденными правовыми актами администрации городского округа "Город Калининград" (далее - регламент(-ы)).

1.6. Формы бланков порубочного билета, акта о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений, акта обследования, акта освидетельствования и акта оценки объемов и качества выполненных работ по компенсационному озеленению устанавливаются регламентами.

1.7. Бланки разрешительной документации должны содержать указанные ниже обязательные сведения и реквизиты:

1.7.1. Бланк порубочного билета:

регистрационный номер, дату регистрации;

фамилию и инициалы, заверенную печатью подпись должностного лица уполномоченного органа администрации;

срок действия порубочного билета;

реквизиты лица - получателя порубочного билета (заинтересованного лица): фамилия и инициалы физического лица/наименование юридического лица;

почтовый индекс, адрес;

наименование разрешенных работ (вырубка (снос), пересадка и/или обрезка зеленых насаждений);


Аварийное дерево представляет серьезную опасность, поэтому его необходимо своевременно спилить. Причем ответственность за это лежит в первую очередь на владельце территории, ведь статья 1064 ГК РФ говорит, что возмещать причиненный вред должен тот, кто его причинил, причем не обязательно напрямую.

С одной стороны, за него отвечает собственник земли, но с другой стороны, не меньшая ответственность лежит на органах местного самоуправления (администрации поселения), потому что без ее позволения вырубить представляющий опасность объект невозможно.

Так же обстоят дела и в тех случаях, когда широко разросшаяся крона представляет угрозу для линий электроснабжения или элементов здания (окна, крыши и т. д.). Ведь такая крона может быть только у взрослых деревьев, а большинство их них, вне зависимости от породы, подпадают под определение ценного ресурса, поэтому владелец участка не может самовольно решать их судьбу.

Основные признаки аварийных деревьев под спил:

На стволе или ветвях есть заметные или незаметные дефекты, из-за которых ствол или ветвь при падении могут причинить ущерб здоровью или имуществу.

При движении под действием ветра или других факторов ствол или ветви могут повредить коммуникации или любое движимое/недвижимое имущество.

Дальнейший рост дерева представляет угрозу для объектов недвижимости.

С целью избегания нанесения возможного вреда имуществу и гражданам в муниципальных образованиях Красносулинского района выполняются работы по спилу аварийных деревьев.

За истекший период текущего года на территории Красносулинского района спилено – 68 деревьев. На территории Ударниковского сельского поселения спилено – 27 деревьев; на территории Красносулинского городского поселения – 18; в Горненском городском поселении – 13; в Табунщиковском сельском поселении – 5, в Ковалевском и Пролетарском сельских поселениях по – 2 дерева, Киселевском сельском поселении – 1.

Читайте также: