Беседа почему деревья сбрасывают листья подготовительная группа

Обновлено: 18.09.2024

Формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Расширение знаний детей о листьях, их значении для деревьев; Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы; Развитие внимания, мелкой моторики руки; Воспитание любознательности, интереса к природе.

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, мешочки из белой ткани

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

Примерный ход НОД:

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года как зовется?

А какие осенние месяцы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я - учёный профессор биологических наук. Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле.

Осень – одно из самых ярких и красочных времён года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

- А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

- А вы молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они падают?

2. Опыт №1: Строение листа

Воспитатель: Ну что ж, ребята, чтобы ответить на вопросы профессора нам нужно провести опыты.

- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: благодаря листьям дерево дышит)

- А вам интересно узнать, как устроен лист?

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему листья бывают сначала зелеными, а потом желтыми, красными или оранжевыми? (Дети: Да)

Об этом вам расскажет профессор.

Воспитатель: Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

-Ребята, перед вами лежат белые мешочки. Возьмите зеленый листочек и положите в свой мешочек и прокатите несколько раз по нему деревянной палочкой. Что вы видете? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые).

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

(Плавное покачивание руками над головой)

(Руки в стороны, махательные плавные движения)

(Медленно присесть на корточки)

(Встать, руки в стороны)

Воспитатель: На прогулках мы с вами наблюдали, как с деревьев падают листья. Давайте вспомним, какой листик падал медленно и плавно раскачивался? (Кленовый)

А какой быстро падал и красиво кружился? (Березовый, рябиновый)

А почему они по-разному падают? (Потому, что кленовый лист большой, а березовый и рябиновый маленькие)

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам зарисовать падение листьев.

Возьмите карандаши и проведите линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

6. Рефлексия

Воспитатель: Ну, что ж, пришло время сообщить наши результаты опытов профессору

(Общение через скайп)

-Из каких частей состоит лист? (у листьев есть черешок и прожилки)

-Почему листья зелёные? (в листе содержится зеленое вещество - хлорофилл)

-Как листья падают? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.)

А Вам понравилось общаться со мной? Ребята, я предлагаю в следующий раз поговорить о других явлениях природы и узнать, например, почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга. До новых встреч!

Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

  • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
  • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;

Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Отгадайте загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель : А какие осенние месяцы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

-Сейчас какая осень? (поздняя)

-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)

Воспитатель : Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья .

Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук

- А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).

- Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.

Учёный: - Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)

- А какие приметы осени вы знаете? ( Дети: птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

Учёный: - А вы молодцы ребята много знаете примет осени .

- И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

-Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

- А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?

Ответы детей( нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

- А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, листья, салфетка, кубик) Приложение1

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

- Что нам понадобиться для этого эксперимента Приложение2

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод . Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

- Профессор предполагал , что листья опадают потому что они плохо переносят холод и ветер

-А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)

-Из каких частей состоит лист? (слайд №1) Приложение3

-Почему листья зелёные? (слайд№2)

-Почему листья меняют свою окраску и опадают? (слайд №3)

-Как листья опадают? (слайд №4,№5)

Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Я вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 " Сказка" г. Камбарка

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Воспитатель 1 категории

Тема занятия: Почему листья опадают.

Цель: 1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование : Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

- Ребята, сегодня , когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? ( Да)

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

- Ну что , ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

- А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? ( Ответы детей)

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

- Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

-Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

- Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

- Вот , оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? ( ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях( желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? ( хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? ( потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

-Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали -
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. ( Дети смотрят мультфильм)

- Ну что ребята, вы все поняли?(да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

- А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? ( Дети выполняют задание)

- Ну что вы заметили? ( Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

- Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают ( ответы детей) . Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. ( Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. ( Дети берут листочки и встают в круг.

- Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

Как приятно пройтись по аллее, тихо шурша осенними листьями.

А вы когда-нибудь задумывались почему листья с деревьев опадают?

Сегодня предлагаем вам побеседовать с детьми на эту тему.

Большинство видов деревьев сбрасывает листву намеренно, при приближении холодной поры.

Так как световой день осенью начинает уменьшаться, лиственные растения начинают меньше вырабатывать вещество - хлорофилл, которое окрашивает лист в зелёный цвет. Этот зелёный пигмент помогает растению перерабатывать солнечный свет в питательные вещества. Света становится меньше, питательных веществ вырабатывается меньше, поэтому дереву приходится сбрасывать листву, чтобы прокормить себя.

В лесу деревья сбрасывают листву быстрей, чем в городе. Это связано с искусственным освещением, ведь в городе гораздо ярче и светлей. Свет от уличных фонарей, от окон домов, свет от фар машин - всё это дает возможность городским деревьям стоят в листве дольше.

Интересно, что за лето в листьях деревьев накапливаются вредные вещества, и скидывая осенью листву, дерево оздоравливается.

Важно помнить, что опавшая листва будет согревать корни дерева холодной зимой, и питать - весной.

🍁🥕Что общего между морковкой и листом? 🥕🍂

В листьях, как и во всём, что нас окружает, есть пигменты - это краска, которая предаёт цвет. Пигменты содержатся в наших волосах, поэтому у нас разный цвет волос, в глазах, во фруктах и овощах. Например, в морковке содержится пигмент - каротин, который окрашивает её в оранжевый цвет. Представь себе, что осенний оранжевый лист, тоже раскрашен каротином. И так со всеми цветами🌈. А вот чтобы тот или иной цвет появился в листьях нужны разные условия: зелёный, мы уже знаем - много тепла и света, оранжевый и жёлтый - много тепла и мало света, а вот все оттенки красного нуждаются в холодной и солнечной погоде.

Но есть и вечнозелёные деревья, которые сохраняют свою листву в течении всего года. Это многие виды хвойных деревьев. Иголки у хвойных деревьев - это те же листья. Благодаря тому, что иголки покрыты воском и содержат в себе особые незамерзающие вещества, хвойные растения не замерзают при низких температурах. Исключением является лиственница - это хвойное растение, которое ведет себя как лиственное. Всё потому, что у лиственницы иголки мягкие и воскового слоя, защищающего иголки зимой, нет.

Читайте также: