Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья

Обновлено: 18.09.2024

1) Найди на карте природных зон зону тайги; зону смешанных и широколиственных лесов. Что можно рассказать о них по карте?

Природная зона тайги занимает самую большую площадь в России. Она протянулась от северо-западных границ страны до Дальнего Востока и Камчатки. Это зона хвойных лесов.

Южнее зоны тайги узкой полосой протянулась зона смешанных лесов. Она расположена от западных границ России до юга Западной Сибири, и продолжается на Дальнем Востоке.

Ещё южнее смешанные леса сменяются широколиственными, это совсем небольшая зона, которую можно встретить в центре европейской части России и на юге Дальнего Востока.

2) Познакомьтесь по учебнику с природой тайги. Рассмотрите в гербарии растения тайги. Определите их названия с помощью учебника и атласа-определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.

  • Ель. Хвоинки ели мелкие и колючие, её шишки длинные и узкие, врастут вниз.
  • Сосна. Хвоинки сосны густые, длинные и мягкие. Шишки округлой формы, раскрытые.
  • Лиственница. Хвоинки лиственницы растут маленькими кисточками, хвоинки меньше, чем у сосны. Шишки чуть вытянутые, небольшие по форме.
  • Пихта. Хвоинки равномерно усеивают веточки, они мягкие и более длинные, чем у ели. Шишки растут вверх.
  • Кедр. Кедровые шишки самые большие, в них находятся крупные орешки. Хвоя длинная, сдвоенная, мягкая.

3) Познакомьтесь по учебнику с природой смешанных и широколиственных лесов. Рассмотрите в гербарии растения этой лесной зоны. Определите их названия с помощью учебника и атласа — определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.

  • Дуб. Узнать это дерево легко по особой форме листьев и желудям, плодам дуба.
  • Клен. И также легко узнаётся по форме листьев, и плодам — так называемым парашютикам.
  • Липа. У липы листья напоминают листья тополя, но более мелкие. Узнать липу проще всего во время цветения и по цветкам, и по запаху.
  • Ясень. Его можно узнать по ажурным листьям, которые легко пропускают солнечный свет. Плоды ясеня похожи на парашютики, но одиночные.
  • Вяз. Это могучее дерево обладает листьями, украшенными мелкими зубчиками, а плоды вяза в центре содержат маленький орех.

4) С помощью рисунка учебника (с. 98 — 99) познакомьтесь с животным миром тайги. Найдите в тексте учебника информацию о некоторых животных. Чем они особенно интересны? По рисунку и тексту учебника расскажите об экологических связях в тайге. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тайги.

В тайге обитает много различных животных и каждое из них интересно по-своему.

Например, птица кедровка. Она помогает распространяться кедру. Кедровка делает запасы на зиму, прячет в них кедровые орехи, но часто про них забывает, и орехи прорастают.

Белка — летяга умеет планировать на большое расстояние, ведь у неё есть кожистые перепонки между лапками, которые играют роль крыльев.

Соболь — пушной зверёк, который славится своим красивым мехом. Из-за этого меха соболя чуть было не уничтожили. Теперь он живёт в заповедниках и охраняется законом.

Пример экологических связей в тайге для 4 класса

Птица кедровка помогает распространяться кедру на новые территории. Она питается орехами кедра, но при этом часто забывает места, в которых прячет орехи. А эти орехи дают жизнь новым деревьям.

Такую же связь можно обнаружить у кедра и бурундука. Бурундук делает запасы на зиму, но не всегда весной съедает эти запасы. Ведь животное может стать жертвой того же соболя. И оставленные орехи также прорастают.

Пример цепи питания, характерной для тайги 4 класс

  • Кедровые орехи — бурундук — соболь — рысь.
  • Таежные травы — лось — медведь.
  • Семена и орехи — полевка — сокол — дербник.

Модель цепи питания тайги

Тайга — это самая большая по площади природная зона России. Она начинается на севере, там, где лесотундра сменяется хвойными лесами. Ведь тайга — это и есть густой хвойный лес.

В тайге растут преимущественно хвойные деревья — ели, сосны, пихты, лиственницы и кедры. Только по берегам рек растут лиственные кустарники.

В тайге живёт очень много различных животных. Многие из них являются растительноядными. Это, например, олень и лось, белка и бурундук. А также орехами и семенами таёжных деревьев питаются многочисленные птицы. Это кедровки, рябчики, глухарь.

Но в тайге много и хищных зверей. Самым крупным и опасным из них является бурый медведь. Он всеяден. Он может питаться как растительной, так и животной пищей.

Ещё один страшный хищник тайги — рысь. Эта кошка легко лазает по деревьям, и может охотиться даже на других хищников, например на соболя.

Из хищных птиц в тайге можно встретить сокола — дербника.

Природные зоны смешанных и широколиственных лесов появляются южнее зоны тайги. В тех местах намного теплее, здесь уже нет вечной мерзлоты, здесь часто идут дожди, а зимы становятся мягкими.

Поэтому в этих местах растут лиственные породы деревьев. В смешанных лесах чаще всего встречаются берёза и осина, которые называются мелколиственными деревьями. А в широколиственных лесах растут теплолюбивые дубы, вязы, клёны, липы, ясени.

Растительный мир тайги представлен преимущественно деревьями хвойных пород. По тому, какое именно дерево преобладает в том или ином участке тайга может быть лиственничной, сосновой, еловой, пихтовой, кедровой.

Тайга, где растут лиственница и сосна, называется светлохвойной. Тайга, где растут ели, называется темнохвойной.

Помимо хвойных деревьев в тайге можно встретить и отдельные островки лиственных пород. Особенно их много вдоль берегов таёжных рек и озёр. Здесь растут берёзы, осины, различные кустарники.

Животный мир тайги очень разнообразен.

Многие животные тайги приспособились к жизни на деревьях. Они отлично лазают, живут в дуплах или стоят гнезда. Это белки, соболь и другие представители куньих.

А также на деревьях обитают многие птицы, но не всё. Так, в кронах строят свои гнёзда кедровки, здесь обитают орлы — дербники. А вот глухарь или рябчик предпочитают жить на земле.

На земле можно встретить и самых крупных обитателей тайги — лося, благородного оленя, бурого медведя. А также здесь промышляют орехами и семенами множество грызунов, например, бурундуки и полёвки.

Водятся в тайге зайцы, встречаются рыси.

Обсудим!

Сравните природу тундры и лесных зон.

Природа лесных зон несравненно богаче, чем природа тундры.

Лесные зоны находятся южнее зоны тундры и поэтому получают больше солнечного тепла. Здесь часто идут дожди, здесь растут высокие деревья, для которых достаточно влаги, тепла и слоя почвы.

А там, где есть деревья, появляются и животные, которые питаются их плодами, семенами, побегами. Поэтому и животных в тайге много больше, чем в тундре.

Многие из таёжных животных на зиму впадают в спячку, дожидаясь прихода весны и появления пищи.

Проверь себя

1. Покажи на карте лесные зоны.

Зона тайги показана на карте тёмно-зелёным цветом. Она самая большая в России и найти её несложно.

Южнее зоны тайги светло-зелёным цветом показана зона смешанных лесов, которая плавно переходит в зону широколиственных лесов. Это зоны нет в Восточной Сибири, но она есть на Дальнем Востоке.

2. Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

В лесных зонах много солнца, то есть солнечного тепла, и влаги.

3. Раскрой особенности тайги, смешанных и широколиственных лесов.

  • Тайга представляет собой густой хвойный лес.
  • Смешанный лес — это переходная зона между тайгой и широколиственными лесами. В смешанных лесах встречаются как хвойные деревья. Так и деревья лиственных пород.
  • Широколиственные леса образованы теплолюбивыми лиственными породами деревьев.

4. Приведи примеры животных тайги.

В тайге обитают бурые медведи, лоси, благородные олени, бурундуки, белки — летяги, соболь, глухарь, кедровка.

5. Какие экологические связи сложились в тайге?

Животные и птицы питаются орехами и семенами хвойных деревьев и одновременно помогают этим деревьям расселяться на новые территории.

Задания для домашней работы

1) Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

Готовые рисунки “Как я себе представляю тайгу”

Детский рисунок Как я себе представляю тайгу

Готовые рисунки “Как я себе представляю смешанный и широколиственный лес”

Как я себе представляю смешанный и широколиственный лес

Сибирский кедр, или кедровая сосна, самое ценное дерево тайги. Это высокое дерево, которое может вырастать до 50 метров, обладающее раскидистой кроной. Хвоя кедра колючая и собрана в пучки по пять хвоинок. По этому признаку всегда можно отличить хвою кедра, от хвои других деревьев.

Главным достоинством кедра является кедровый орех. Необычайно вкусные и полезные семена кедра, которые растут в крупных, смолистых шишках. Кедровый орех собирают осенью, и одно крупное дерево может дать несколько мешков шишек.

Кедр ценится и своей древесиной. Она обладает красивым цветом, легко обрабатывается и с давних времён использовалась для изготовления мебели. Используется кедр и в кораблестроении.

Ещё одно чудо кедровых лесов — их лечебные свойства. Как и другие представители хвойных, кедр выделяет особые вещества, которые уничтожают микроорганизмы. Поэтому воздух в кедровом лесу очень полезен для здоровья. Различные части кедра используются в народной медицине.

Бурый медведь считается хозяином тайги, и это не просто слова. Именно медведь является самым крупным хищником тайги.

Крупные медведи могут весить более 200 килограмм, при этом они очень быстры и подвижны. Охотятся медведи, ориентируясь по слуху и обонянию, по тайге передвигаются почти бесшумно, и заметить их в лесу очень сложно.

Медведи всеядные животные. Чтобы нагулять жир для зимней спячки, медведям приходятся есть всё, что удаётся найти. Они любят коренья, ягоды, молодые побеги. Едят насекомых и земноводных. Ловят рыбу, охотятся на крупных и мелких млекопитающих. Даже такой гигант, как лось, часто становится добычей бурого медведя.

На зиму медведи строят берлоги, часто используя для этого залежи валежника. Но иногда могут сгибать верхушки деревьев, образуя шалаш. В готовой берлоге медведь спит до весны и именно в берлоге у бурого медведя появляется потомство.

Бурый медведь встречается по всей территории тайги, но во многих местах очень редок и внесён в Красную книгу России.

На следующем уроке

Вспомни, что ты уже знаешь о роли леса в жизни человека. Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу?

Лес играет большую роль в жизни человека. Он даёт нам пищу, древесину, из которой изготавливают разные полезные вещи, он служит местом отдыха, дарит людям чувство единения с природой, развивает чувство прекрасного.

В лесу нельзя ломать деревья, ветки, срывать цветы, топтать тропинки, разорять птичьи гнёзда, шуметь, жечь костры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Леса России

Учебный предмет: Окружающий мир.

Тема: Леса России.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи: 1) ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов; познакомить с растительным и животным миром данной зоны; 2) создать условия для развития исследовательской деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией;

3) воспитать умению слушать учителя и друзей.

Формы и методы обучения:

формы: фронтальная, индивидуальная, групповая;

методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Планируемые результаты:

-уметь показывать лесную зону на карте природных зон;

-иметь представление о природе тайги, смешанных и широколиственных лесов;

-иметь представление о растительном и животном мире лесной зоны.

Познавательные: уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение нужной информации из источников , обобщать информацию –делать выводы.

Регулятивные: определять учебную цель урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог.

- положительное отношение к учению;

- умение анализировать свои действия и управлять ими;

- умение оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

План –конспект урока:

Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределяли время, вспомним, правила работы на уроке :

2. На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Тундре. Чтобы сегодня продолжить путешествие по другой природной зоне.

Проверим вашу дорожку. Молодцы, справились с заданием!

У каждого исследователя имеется дневник , в который записывается результат исследования . Мы сегодня с вами будем тоже исследователями и будем вести дневники. У вас на партах есть эти дневники- оценочные листы (см. приложение ), мы их тоже будем заполнять, набирать баллы.

В оценочном листе поставьте в первом задании 5баллов, если у вас все ответы верные; 4– есть 1-2 ошибки, 3 – 3 и больше ошибок.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Кто уже догадался, какая тема урока?

-Какие цели поставим перед собой для того, чтобы путешествовать по зоне лесов?

Давайте составим план изучения этой природной зоны:

1. Географическое положение

2. Климатические условия

3. Растительный мир

С помощью учебников и других источников информации мы проведём исследование лесной зоны.

У каждой группы своя задача.

Географы расскажут нам о том, где расположена зона лесов и на какие части делится, а Синоптики поведают нам о климатических условиях.

Выступление географов и синоптиков.

Вопрос к географам – Мы свами в какой зоне лесов живём?

ВЫВОД: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

В лесной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.

-Работа группы оценивается по критериям: задание № 2

если вы полностью ответите на вопросы карточки-помогайки, то в оценочном листе во втором задании поставите 5 баллов, если ответы будут неполные – 4.

Отдохнули, продолжаем работать. Появляются новые ученые:

Ботаники расскажут о том, что растет в тайге, в смешанных и широколиственных лесах. (см. приложение)

Также у вас есть карточки – помощники, картинки растительного и животного мира, а также листы бумаги А3. Ваша план работы:

1 Прочитать карточки-помощники.

2 . Выбрать картинки, которые относятся к Лесной Зоне и приклеить их на бумагу.

Затем ботаники расскажут, какие растения растут в определенной части Лесной зоны, а зоологи расскажут какие животные обитают в лесах. План работы у вас есть в группах.

- Выступление ботаников и зоологов

ВЫВОД : Растительный и животный мир лесной зоны богат и разнообразен по сравнению с Тундрой.

-Работа группы оценивается по критериям: Задание №3

если вы полностью ответите на план работы, то в оценочном листе в третьем задании поставите 5 баллов, если ответы будут неполные – 4.

Давайте уточнимся. Зона лесов делится на 3 части. Какие?

- Какие растения живут в тайге? а какие в смешенном лесу? Ну и наконец в широколиственном лесу? Хорошо, сейчас проверим как вы запомнили.

Я вам предлагаю самостоятельную работу в виде КЛАСТЕРа

Слайд (проверка)

В оценочном листе в четвёртом задании поставьте 5 баллов, если верно, 4 – с ошибкой

Вот и завершилось наше путешествие.

-С какой природной зоной познакомились?

-Достигли цели урока?

-Выполнили намеченный план урока?

-Посмотрите на оценочные листы: что получилось, где возникли трудности, над чем поработать.

Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко.

Оцените свою работу на уроке:

- если вы сегодня всё поняли, всё вспомнили и уходите с урока с полным багажом знаний, у вас отличное настроение, то кликните мышкой по весёлому солнышку

- если у вас не всё сегодня получилось, и ещё надо немножко позаниматься, по нашей теме, то кликните мышкой по солнышку, которое выглядывает из-за тучки

- а если вы сегодня вообще ничего не поняли и у вас очень много вопросов осталось по теме Леса России, то кликните по тучке.

Северное сияние - явление природы характерное для степей.

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

Дождь зимой - явление характерное для тундры.

Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство.

Зона тундры находится в горах.

В тундре добывают нефть и природный газ.

В зоне тундры обитают: верблюды, лошади, коровы.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ________________________________

Карточка –помощник (географам)

Лесная зона находится южнее зоны тундры. Здесь выпадает большое количество осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Это лесная зона. Она тянется широкой полосой с севера на юг. Эта зона находится в умеренном поясе тепловом поясе . Занимает больше половины территории России.

На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.

Эта природная зона самая большая.

В зоне три части : 1. самая большая – тайга , она обозначена тёмно – зелёным цветом.

2. Смешанные леса – тоже зелёным цветом обозначены, но светлее

3. часть – это широколиственные леса – светло – зелёным цветом.

Синоптики (стр.95 ,97, 101) (карточка-помогайка)

В лесной зоне _________________, чем в тундре. Выпадает довольно много _________________.

В тайге зима __________________________ . Здесь есть многолетняя мерзлота. Летом поверхность земли _________________ на бóльшую глубину, чем в тундре. Это очень важно для ________________________

______________ деревьев.

Южнее тайги зима гораздо ________________. Многолетней мерзлоты ___________. Выделяются четыре _________________________________, одинаковые по продолжительности.

Почвы в лесных зонах богаче ________________________________, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее.

. Распределить картинки и наклеить их в нужную часть лесной зоны.

. Рассказать какие растения растут в тайге, в смешенных лесах и широколистных.

Карточка-помощник (ботаники)

Тайга – это хвойный лес . Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, пихта, лиственница, кедровая сосна . У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Плоды у них – шишки. Ели – долгожители. В еловом лесу темно и влажно.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём растут хвойные деревья и лиственные: берёзы, осины, ольхи . Зима здесь не очень холодная. У лиственных деревьев листья некрупные, их они на зиму сбрасывают.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными , в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

. Выбрать картинки, которые относятся к Лесной Зоне и приклеить их на бумагу.

Рассказать какие животные обитают в лесах.

Карточка-помощник (зоологи)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Цели урока : сформировать у обучающихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД :

Предметные: формировать у учащихся представление о лесной зоне, знакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов. Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, делать выводы.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать учебную задачу, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Оборудование: компьютер, смарт-доска, карточки, учебники, цветные карандаши.

Ход урока.

Мы начинаем наш урок.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

За парты садитесь, пора начинать.

-Покажите, что вы готовы помочь в работе своему соседу по парте.

2) Актуализация опорных знаний.

Перед вами листочки, ответьте на вопросы, поставьте рядом с предложением зелёный кружочек, если вы согласны с ответом, и красный кружочек, если вы не согласны. (работают в парах, по необходимости, или самостоятельно). 2 человека работают с интерактивной доской. (Слайд 1)

-Проверка выполненного. Оцените ваши ответы.

1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

2. Природные условия тундры суровые: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

3. Летом поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см.

4. В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.

5. В тундре, как в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7. Дикие северные олени обычно живут стадами.

8. В тундре добывают нефть и природный газ.

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский)

-Как вы думаете, в какую природную зону мы совершим путешествие?

-А почему вы так решили?

-Спрогнозируйте тему урока, как она будет звучать (Леса России).

-Как вы думаете, что мы будем изучать? Что вы хотите узнать? (О видах леса, о растениях и животных леса) (Слайд 3)

-Что значит дремучий? (темный, страшный, как в сказках)

-А какие ещё бывают леса?

Какие появились у вас вопросы по теме урока?

-Проверим ваши предположения в течении урока.

3). Ориентировочный этап

-А где мы можем найти ответы на наши вопросы?

4) Поисково-исследовательский этап (Слайд 4)

-Что такое лес? Как вы себе его представляете?

Итак, лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

Работа с картой (Слайд 5)

-Откройте с. 72 и найдите карту природных зон. Как вы думаете, где на карте зона лесов? Каким цветом изображены леса?

-А почему три цвета зелёной краски?

-Затрудняетесь ответить? Нам поможет карточка №1.

-Найдите на столе карточку №1, прочитайте текст, поделитесь информацией в парах (самостоятельное чтение)

Южнее зоны тундры становится теплее. Здесь выпадает большое количество осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Это лесная зона. На карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона самая большая. В зоне три части: самая большая – тайга, она обозначена тёмно – зелёным цветом. Смешанные леса – тоже зелёным цветом обозначены, но светлее и ещё одна часть – это широколиственные леса – светло – зелёным цветом.

-Кто сможет ответить на поставленные вопросы?

(Консультант – географ следит за ответом детей и уточняет знания)

- Работа в группах:

Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, пихта, лиственница, кедровая сосна. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Плоды у них – шишки. Ели – долгожители. В еловом лесу темно и влажно.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нё м растут хвойные деревья и лиственные: берёзы, осины, ольхи. Зима здесь не очень холодная. У лиственных деревьев листья некрупные, их они на зиму сбрасывают.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. (Слайд 6.

1) Карточка №2 – тайга (Слайды 7-8)

1. Что называют тайгой

2. Природные условия тайги

3. Что общего у всех растений тайги

4. Какие растения растут в тайге

2) Карточка №3 – смешанные леса (Слайды 9-10)

1. Расположение смешанных лесов

2. Природные условия в этих лесах

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

3) Карточка № 4 – широколиственные леса. (Слайды 11-12)

1. Расположение широколиственных лесов

2. Природные условия в этих лесах

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

-Оцените каждый свою работу в группах, покажите.

6) Практическая работа (работа по слайдам) (Слайды 13-16)

-Определите, какое это дерево, в каком лесу растёт?

-Запишите на листочке ответы.

7) Рефлексия деятельности:

(Если утверждение правильное, - хлопаем, если неправильное – топаем)

1. Тайга - хвойный лес

2. В широколиственном лесу растут берёзы, осины.

3. Лиственница – это лиственное дерево.

4. Плоды кедровой сосны распространяют птицы синицы.

5. Жёлуди являются плодами дуба.

6. Символом России является дерево дуб.

8) Рефлексия успеха:

-Выберите отметку на которую вы поработали.

9) Д/ задание: Учебник с. 95 – 102, прочитать; (Слайд 17)

11. Итог урока

1)Какие леса образуют лесную зону?

2)Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?

3)На все ли вопросы вы получили ответы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения урока - исследование учеными географами, ботаниками, зоологами, экологами зоны лесов.

Тема урока: Леса России

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Формируемые УУД:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

-формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Планируемые результаты

Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

1. регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения;

2. познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

3. коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Технологии обучения: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, технология смешанного обучения (перевернутый класс),

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Эмоциональный настрой на урок (слайд 1).

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности. А теперь откройте глазки. Улыбнитесь дуг другу и нашим гостям.

II. Проверка домашнего задания.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке?

Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

– Расскажите о природе тундры зимой, летом.
– Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
– Расскажите о животных тундры.

(слайд 2).

1. Зона тундры расположена .

а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена . а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры - .

а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

5. Растения тундры .

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся .

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают .

а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы.

- Проверьте свои ответы и оцените свою работу (самопроверка, самооценка) (слайд 3).

III. Актуализация знаний. Введение в тему.

-Сегодня мы узнаем о новой природной зоне России, а как она называется, вы узнаете, прослушав стихотворение. (Звучит запись голосов птиц)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.

- Совершенно верно - это лес.

- Но ведь не все леса тёмные. В каких лесах светло? ( Например, в берёзовой роще светло и весело.)

- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые?

- Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

- Какие цели мы поставим на уроке?

С географическое положением зоны лесов, природными условия, какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.

определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

умение оценивать свой учебный труд, умение слушать одноклассников.

IV. Работа по теме урока. Самостоятельная работа учащихся.

- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами и экологами" и с помощью дополнительного материала, который вы читали дома и своих учебников отправляетесь исследовать леса России. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы.

Правила работы в группах: (слайд 5).

-Распределить роли;

-Работать тихо, не шуметь.

- Не говорить всем сразу.

-Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.

- Как вы думаете, каким цветом на карте изображена данная зона? Почему?

(Зелёным. Потому что деревья, их листва ассоциируются с зеленым цветов.)

- Откройте карту природных зон России на с. 72-73 вашего учебника. Точно такая же карта у меня на слайде. (слайд 6).

- Рассмотрите зону лесов.

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета.

(Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

- Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.

- Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом.

-Что это? (Это лесотундра)

- Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов.

- На чем же отправимся в путешествие, чтобы исследовать самую большую природную зону?

Птица по небу летит,
Слышно, как она гудит.
Отправляется на взлёт
Серебристый — … (самолет). (слайд 7)

Прежде чем мы отправимся в путешествие, нам нужно набраться сил и отдохнуть.

Мы пилоты, заводим двигатели, полетели.

Самолеты загудели, Вращение руками, согнутыми в локтях перед грудью.

Самолеты полетели, Руки в стороны, бег.

На площадку тихо сели, Приседания.

Да и снова полетели. Вращение руками, согнутыми в локтях перед грудью.

- Перед каждой группой "ученых" стоит определенная задача, у вас есть карточки-"помогайки" с заданиями. работать вы будете пока не прозвучит сигнал, при ответе на вопросы можно пользоваться учебниками.

Карточка-"помогайка" "ученых-географов".

- Где расположена зона лесов?

- Расскажи о природных условиях в зоне лесов.

- Как меняется характер лесов с севера на юг?

- Какая зима? Какое лето?

Карточка-"помогайка" "ученых-ботаников".

-Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

- Перечислите, какие растения есть в зоне лесов.

- Какие в смешанных и широколиственных лесах?

Карточка-"помогайка" "ученых-зоологов".

- Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.

-Как приспособились к жизни?

- Чем они питаются?

- Почему животные леса так разнообразны?

Карточка-"помогайка" "ученых- экологов".

Роль леса в природе и жизни людей

2. Перечислите экологические проблемы леса

Зона лесов (слайд 8).

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее.

Здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги.

Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли.

Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство.

Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.

- Почему в этой зоне растет так много деревьев? ( почвы плодородные, достаточно тепла и влаги)

- На какие три части делится зона лесов?

Задание: Возьмите контурные карты и раскрасьте зону лесов.

Растительный мир лесной зоны(слайд 9).

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

(слайд 10)..

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха(слайд 11). Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Зона смешанных лесов получила свое название потому, что в ней как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветерка. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета.

Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз(слайд 12). Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья отсюда и название, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы-темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Клен - листопадное дерево или кустарник от 5 до 40 м высотой с простыми листьями красивой формы, очень декоративными осенью своей разнообразной окраской, а плоды у всех видов клена-крылатки.

Задание: наклейте на контурную карту название растений тайги, смешанных и широколиственных лесов

- Какие растения наклеили в зоне Тайги?

Какие растения отнесли к смешанным и широколиственным лесам?


- Настало время заслушать наших зоологов.
- Что вы узнали о животном мире зоны лесов?

Животный мир лесной зоны (слайд 13).

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные

Задание: выберите животных, которые относятся к природной зоне лесов и приклейте к контурным картам.

- Каких животных вы отнесли к лесной зоне?

Мы не можем представить свою жизнь без того, что даёт нам лес.. Каждый год в лесах люди собирают тонны ягод, заготавливают грибы и мёд. Из лесных лекарственных растений получают медицинские препараты. Особенно важно значение леса как источника древесины. В лесной зоне плодородные почвы. Это позволяет выращивать картофель, лён и другие сельскохозяйственные культуры. Заготовка леса проводится круглый год. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности и вырубка леса ведёт к изменению климата, гибели растений и животных. Браконьерство привели к уменьшению численности животных. Рост городов и посёлков –привели к загрязнению окружающей среды бытовыми и промышленными отходами, что может привести к пожарам.

Задание: нарисуйте запрещающие знаки, которые можно поставить в лесу для людей.

V. Закрепление изученного материала.

- Что же такое лес? (Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов).

-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)

Деревья в лесной полосе растут в определённом порядке.

На севере - хвойные деревья - ТАЙГА

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями?

(между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА).

Первая цепочка – растения, вторая – растительноядные животные, третья – хищники.

Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.

Как мы можем позаботиться о нашей планете, о наших лесах лесах?

VI. Итог урока (слайд 14).

- Наше путешествие подходит к концу.

- Ответим на вопрос, который был задан в начале урока: почему одни леса тёмные, а другие светлые? (хвойные леса, которые растут в тайге создают, густую тень, поэтому они темные)

-Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг?

( Неравномерным распределением тепла на Земле. Чем ближе к экватору, тем солнце поднимается выше над горизонтом, тем больше поверхность получает тепла,)

В аэропорту нас ждали журналисты, которые стали задавать следующие вопросы?

-Как называется природная зона России, о которой вы узнали сегодня на уроке?

-Какие три части можно выделить в лесной зоне?

- Кто определил, в какой части зоны лесов проживаем мы? (смешанный лес)

- Чему вы учились? (определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон)

Где это может пригодиться в жизни?

VII. Рефлексия

Лесная природная зона

География

На карте России можно увидеть, что лесная природная зона занимает почти половину территории государства (46,6%), а это составляет 763,5 млн га. На огромном пространстве разместилось несколько климатических зон, каждая из которых оказала непосредственное влияние на формирование не только растительности, но и животного мира на этих территориях. Сами леса играют большую роль в создании климата.

Общая информация

Россия занимает ведущее место в мире по площади лесов, которые образуют единую экологическую систему и главной жизненной формой в ней являются деревья. Сюда входят также кустарники и вся растительность, покрывающая почву между деревьями: разнотравье, цветы, лесные ягоды, папоротники, грибы.

Распределение леса по территории России

Леса распределены неравномерно по территории страны. Это вызвано различием природных условий. Основная их часть расположена в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока — в умеренном климатическом поясе, где зимы холодные с обильными снегопадами, а лето сравнительно тёплое. Влажность воздуха умеренная или повышенная. Природная зона лесов состоит из трех подзон. Последовательность их расположения по направлению с севера на юг:

  1. Тайга, занимающая большую часть территории.
  2. Смешанные леса.
  3. Широколиственные леса.

Три природных комплекса плавно переходят один в другой (смешанные и широколиственные леса занимают гораздо меньшую площадь). Однако и тайга не сразу начинается дремучими лесами — ее предваряет полоса лесотундры, которая протянулась узкой полосой на Севере вдоль всей России.

Это суровая климатическая зона, создающая довольно унылый вид: равнинные участки чередуются с редколесьями, заболоченными местами и озерами. Растительность скудная. Лесотундра преображается только в весеннее время, когда массово зацветают различные растения. Местность примечательна разнообразием и быстрым ростом мхов, поэтому сюда на пастбище прибывает много северных оленей.

Характеристика тайги

Тайга — самая большая лесная зона России

Тайга — самая большая лесная зона России, ее ширина в Европейской части составляет приблизительно 800 км, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 км. Здесь царствуют вечнозелёные хвойные деревья, что является отличительным признаком природного комплекса, изредка встречаются лиственные породы.

Внутри зоны существуют значительные колебания температур, так как находится она в двух климатических поясах — субарктическом и умеренном. Зимы здесь длинные (5 месяцев) и холодные со средней температурой -25 градусов, иногда опускается до -50. Лето сравнительно тёплое — 10…20 градусов. Осадки выпадают обильными дождями, что приводит к значительному возрастанию уровня влаги.

Тайга богата водными ресурсами. С юга на север текут крупные реки Обь, Енисей и Лена, множество небольших рек, озер и других водоемов. Почва насыщена гумусом и большим количеством минеральных веществ.

Суровые холода и повышенная влажность лесной зоны сформировали леса из неприхотливых и морозоустойчивых хвойных деревьев, способных расти даже на многолетней мерзлоте. В зависимости от состава почв и климатических условий, существует разделение тайги на два типа:

Светлохвойные леса

  1. Темнохвойные леса. Преобладают в европейской части России в зонах повышенной влажности, например, в горах. Представителями такого вида леса являются ель, пихта, а ближе к Уралу и Сибири присоединяется кедр сибирский. Но преобладают все же еловые леса, особенностью которых является полумрак и сырость. Плотно сомкнутые кроны деревьев не пропускают солнечного света к нижнему ярусу растительности, поэтому подлесок слабо развит и состоит только из теневыносливых растений: мха, лишайника и трав.
  2. Светлохвойные леса. Распространены в Восточной и Средней Сибири, образованы соснами и лиственницами. Эти леса довольно просторные и светлые по сравнению с ельниками — у сосны небольшое количество ветвей, а у лиственницы нижние ветки, находящиеся в тени, со временем отмирают, оголяя стволы. Благодаря достаточному количеству света в нижнем растительном ярусе уже встречаются заросли багульника, лесные ягоды — черника, голубика, брусника.

Хозяйственная деятельность человека на разных участках тайги связана с климатическими условиями и историей заселения зон. Холодные, северная и средняя части природной зоны, менее освоены. Здесь в основном занимаются животноводством на естественных пастбищах, заготовкой леса, добычей полезных ископаемых. В южной тайге выращивают овощи, злаковые культуры.

Животный мир таежных лесов

Фауна таежных лесов включает более 40 видов животных. По сравнению с лесотундрой у них более благоприятные условия для жизни, поэтому здесь больше оседлых зверей. Описание некоторых из них:

Уссурийский или амурский тигр

Кроме вышеперечисленных животных, в лесах тайги обитают благородный олень, росомаха, лоси, волки, бурундуки, рыси и др. Нигде в мире не водится столько пушных зверей, как в тайге: белка, соболь, лиса, заяц-беляк, колонок, горностай, норка.

Птицы представлены 260 видами. Среди них: глухари, кедровки, совы, рябчики, неясыть, сычи, филин, ястреб.

Лесная зона смешанных пород

Южнее тайги начинаются смешанные леса, которые протянулись широкой полосой на Русской равнине и более узкой в Западной Сибири. Они образованы как хвойными, так и лиственными деревьями.

Здесь теплое и более продолжительное лето (длится около 4 месяцев), в июле температура достигает 20 градусов. Зимняя температура не превышает -25. Снег ложится равномерно на всей территории биокомплекса. Более мягкий климат и достаточное количеством осадков (500−800 мм в год) способствуют полноценному развитию лиственных пород деревьев и другой растительности, которая представлена несколькими ярусами:

Ярусы леса

  1. Верхний ярус составляют самые высокие деревья (от 18 до 30 метров). Это ель, сосна, дуб, клен, бук.
  2. Под ними идёт ярус небольших или молодых деревьев. К ним можно отнести березу, дикую яблоню, грушу, рябину.
  3. Ещё ниже — кустарниковый ярус. Это может быть калина, шиповник, боярышник, малина.
  4. Далее идёт ярус из трав (земляника, папоротник, медуница) и грибов.
  5. Самый нижний ярус составляют мхи и лишайники.

Из животных обитают типичные представители широколиственных лесов: благородный и пятнистый олени, енот, енотовидная собака, косуля, кабан, лесная мышь. Встречаются и таежные животные: белка, лось, заяц-беляк. Водится большое количество птиц: иволга, соловей, сойка, зяблик, сова, кукушка, сойка.

Лесополоса широколиственных деревьев

Смешанные леса плавно переходят в широколиственные. Они образованы теплолюбивыми листопадными деревьями с широкими, крупными листовыми пластинками. К ним относятся дуб, клён, граб, липа, бук, вяз, ясень. Леса такого типа занимают в основном территории Русской равнины и Урала. Большая часть распространена во влажных и умеренно-влажных районах умеренного климата, где соотношение влаги и тепла — оптимальное.

Лесополоса широколиственных деревьев

Здесь теплое и продолжительное лето с температурой, достигающей 24 градуса, мягкая зима, плодородные почвы — серые лесные и бурые лесные, насыщенные различными микроэлементами. Все эти факторы обеспечивают самые благоприятные условия в период вегетации растений.

В лесах, кроме основных пород деревьев, растут кедр корейский, орех маньчжурский, липа амурская, лиственница. Множество кустарников (бузина, малина), ягод и грибов, различных трав. Это создает комфортные условия для проживания многих представителей фауны.

Животные встречаются такие же, как и в тайге, — кабан, лось, медведь, волк, лиса, иволга, сова, дятел. Но есть и типичные для широколиственных лесов — это зубр, рысь, туры, тарпаны. Здесь появляется больше земноводных и пресмыкающихся.

Природная зона смешанных и широколиственных лесов претерпевает большие изменения не в лучшую сторону. Почти 40% площади массивов европейской части страны распахано под сельское хозяйство, строительство и расширение городов. Вырубаются ценные породы деревьев и отправляются на экспорт, вытесняется животный мир — некоторые виды можно увидеть только в заповедниках. В этой ситуации человек становится основной угрозой выживания многих видов флоры и фауны, поэтому каждый должен контролировать свои действия и беречь природу.

Читайте также: