Чем обработать икону из дерева

Обновлено: 15.09.2024

Реставрация иконы просто необходима, если ей очень много лет, и она со временем потеряла свой первоначальный вид. Особенно это касается семейных реликвий, которые передаются от одного поколения другому.

Образа со временем становятся более хрупкими и способны портиться от резких скачков температур, от повышенной влажности или сухого воздуха. Старые иконы, реставрация которых может быть проведена самостоятельно или доверена специалисту, должны даже после этой процедуры храниться аккуратно, чтобы в будущем эти проблемы не возникли столь быстро.

Реставрация икон своими руками

Распространенные проблемы

Реставрация иконы – шаг очень серьезный и ответственный. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте ее профессионалам. Также очень важно вовремя и правильно распознать ту или иную проблему.

Чаще всего встречается следующее:

  • рассыхается доска под воздействием сухого воздуха;
  • появляются трещины;
  • деформация;
  • краска начинает сыпаться;
  • под воздействием влажности образ покрывается плесенью или грибком.

Требуется правильно выявить степень повреждения, и тут потребуется своевременная реставрация иконы, чтобы потом не потерять ее вообше. Нередко встречаются проблемы с окладом образа, который со временем окисляется и зеленеет, чем значительно портит внешний вид иконы. В таком случае его нельзя снимать самому, поскольку неловкими действиями можно еще больше навредить.

Реставрация иконы


Многие специалисты считают, что реставрация иконы в домашних условиях неподготовленными людьми качественно не может быть выполнена, поэтому, если у вас нет подобного опыта, лучше отдать святыню профессионалам. Если же вы ранее хоть немного этим занимались, можно попробовать привести ее в порядок самостоятельно.

Красочный слой

Любые мероприятия с ликами святых необходимо проводить не спеша, аккуратно. Мойте иконы мягкими тряпочками и влажными салфетками.

икона

В домашних условия реставрировать красочный слой можно такими способами:

  1. Использование мыла. Мыльный раствор хорошо удаляет копоть. Но частое его использование может привести к тому, что лик частично или полностью сотрется. В итоге теряются ценнейшие иконы.
  2. От копоти поможет избавиться желток куриного яйца, кипяченая охлажденная вода, скипидар, спирт в соотношении 1:5:2:2. Состав хорошо перемешивают, наносят мягкой кистью или ватной палочкой. Затем сухой тряпочкой протирают красочный слой.
  3. Как правильно восстановить икону самостоятельно, если красочный слой начал шелушиться? Для этого используют 1 желток куриного яйца и 5 частей воды. Эмульсию наносят на разрушенные участки, сушат 1 час. Такую манипуляцию повторяют несколько раз. Затем необходимо смочить поврежденные места все тем же раствором, и прижать к доске.
  4. Вернуть иконе цвет поможет растительное масло. В старину использовали оливковое. Им протирают лик один раз в месяц. Наносят тонким слоем.

Если ранее женщина очищала икону, но она начала терять цвет и тускнеть, следует обратиться к реставратору.

После того, как икона была почищена, не выливайте воду в раковину. Ее можно вылить только в нехожее место на улице.

Очистка и реставрация — это деликатный процесс, требует осторожности. Если появились сомнения по этому поводу, лучше воспользоваться услугами специалиста.

Рабочие растворы

Реставрация икон своими руками осуществляется посредством применения специальных эмульсий. Каждая из них имеет свое назначение:

  • рыбий клей используется при закреплении красочного слоя, реставрации деревянных частей икон и для профилактической заклейки;
  • пчелиный воск, растворенный в бензине, помогает обрабатывать торцы деревянной части конструкции;
  • восковые мастики разного содержания применяют при шелушении краски и при отставании грунта. С их помощью реставрируют деревянную часть и заделывают трещины;
  • спиртовой раствор используют для укрепления образов, которые долго лежали во влажном помещении;
  • раствор ДДТ помогает, когда икона поражена насекомыми;
  • эмульсия на основе воды и желтка укрепляет краску при шелушении в виде вздутий;
  • водный раствор ПАВ используется для чистки грязи на поверхности иконы.

Удаление плесени и грибка

Священное изображение на дереве может разрушиться из-за плесени, которая распространяется очень быстро. Если плесень образовалась на лицевой части иконы, во избежание порчи лика следует отнести икону к реставратору. Самому устранить плесень на видном месте очень трудно и можно принести больше вреда, чем пользы.

Если грибок распространился на задней стороне реликвии, то его можно удалить самостоятельно. Потребуется щетка, щетина которой сделана из нейлона.

Как удаляется плесень с деревянных поверхностей икон:

Ни в коем случае нельзя мыть иконы водой, иначе она просочится в более сложные места, следовательно, через малый срок лик и красочное покрытие повредятся.

Особенности профилактической заклейки

Реставрация старинных икон включает в себя и такой этап, который является временным решением для консервации тех или иных деформаций, чтобы не допустить их последующего развития.

Так, заклейка наносится сроком от месяца до 3 лет, все зависит от степени повреждения изделия и условий его хранения. Превышать срок нельзя, иначе икона может претерпеть дополнительные разрушения. Если же есть необходимость его продлить, заклейку нужно сменить.

Этот процесс осуществляется посредством специальных рабочих растворов спирта и папиросной бумаги. Любые ее другие виды могут дать сильную усадку и сорвать и без того слабый грунт. Работу проводят широкой щетинной кистью, валиком и влажным тампоном.

Если на поверхности присутствует плесень, то заклейку нужно наносить только после спиртовой обработки. Бумага должна быть разрезана на маленькие листики, размер которых зависит от степени разрушения иконы и ее вида. На поверхность кисточкой наносят клей, чтобы вся она была покрыта равномерно, при этом много клея не нужно. Главное, чтобы после высыхания не появилась пленка, которая может вызвать шелушение краски.

Реставрация иконы в домашних условиях

Как укрепить грунт и краску

Реставрация иконы может включать в себя мероприятия по укреплению. Ведь ее части подвержены растрескиванию, отставанию грунта и его повреждению, царапинам, плесени, трещинам, ожогам и многому другому.

Старые иконы реставрация

Чтобы закрепить краску при шелушениях или вздутиях, нужно поверхность иконы обработать спиртом посредством мягкой кисточки. Движения должны быть плавными, при этом смотрите, чтобы раствора было много, иначе фрагменты красочного слоя художественной части могут сместиться друг с другом, и вы повредите изображение.

Пропитку нужно повторить, если спирт впитывается сильно. Примерно через полчаса пропитайте места укрепления рыбьим клеем при помощи кисточки. Остатки спирта с периферийной части снимайте влажным тампоном.

Пропитывайте поверхность клеем так, чтобы она им насытилась равномерно. В зависимости от скорости впитывания, работа займет до 20 минут.

Через пару часов нанесите профилактическую заклейку рыбьим клеем и прижмите ее отжатым тампоном. Если имеются долгие жесткие вздутия краски, то их следует уложить фторопластовым шпателем.

Еще спустя полчаса после заклейки прогладьте поверхность теплым утюжком сквозь фильтрованную бумагу и фторопласт. Удалить ее нужно через 10 дней. Для этого участок смочите теплым тампоном на основе ваты и марли, чтобы все немного нагрелось.

Способы реставрации

Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.


Живописные иконы

Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.

Чистка

Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:

  1. Мыльный раствор. Снимает следы копоти, используют 5-процентный раствор детского мыла, но изредка.
  2. Скипидарно-спиртовой состав. Смешивают желток яйца, скипидара и спирта по две части, холодной воды кипяченой — пять частей. Кистью наносят на красочный слой, спустя несколько минут снимают ватным тампоном.
  3. Спиртовой раствор. Водка или спирт смешивается с водой в равных частях. Ватный тампон смачивают в жидкости и осторожно протирают поверхность.

Дезинфекция

Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.

Укрепление

Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.

Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.

Защита

Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.

Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.

Металлические иконы

Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.

Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.

Золото, серебро

Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.

Как удалять поверхностные загрязнения

Реставрация домашних икон редко когда подразумевает профессиональную и кропотливую работу, потому что далеко не каждый сможет приготовить специальный раствор для чистки и качественно совершить заклейку, когда в этом есть необходимость.

А вот удалить грязь с поверхности образа можно и не имеющему специальных навыков человеку. Ведь иконы, к сожалению, со временем собирают на себе пыль и прочие загрязнения.

Реставрация старинных икон

Методы ухода за сплавом

Перед тем как начать очистку латуни необходимо выполнить следующее:

  1. Если детали или предметы покрываются лакокрасочными веществами их запрещается обрабатывать при помощи средств агрессивного характера. Рекомендуется протереть ветошью, предварительно смоченной в мыльном растворе.
  2. Окисленные участки и загрязнения повышенной сложности удаляют при помощи средств, которые не содержат абразивных частиц. Перед обработкой необходимо проверить на кромке детали из латуни, применяются щетки с мягкой щетиной.
  3. Уксусная, лимонная и соляная кислоты быстро устраняют загрязнения и налеты на предметах из сплава. Однако рекомендуется соблюдать меры предосторожности, иногда вещества могут причинить вред латунным изделиям.
  4. Запрещается мойка посуды из данного металла, в результате она утратит начальный блеск.

Чистка латунной вазы


Чистка и полировка латуни

Реставрация иконы просто необходима, если ей очень много лет, и она со временем потеряла свой первоначальный вид. Особенно это касается семейных реликвий, которые передаются от одного поколения другому.

Образа со временем становятся более хрупкими и способны портиться от резких скачков температур, от повышенной влажности или сухого воздуха. Старые иконы, реставрация которых может быть проведена самостоятельно или доверена специалисту, должны даже после этой процедуры храниться аккуратно, чтобы в будущем эти проблемы не возникли столь быстро.

Реставрация икон своими руками

Распространенные проблемы

Реставрация иконы – шаг очень серьезный и ответственный. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте ее профессионалам. Также очень важно вовремя и правильно распознать ту или иную проблему.

Чаще всего встречается следующее:

  • рассыхается доска под воздействием сухого воздуха;
  • появляются трещины;
  • деформация;
  • краска начинает сыпаться;
  • под воздействием влажности образ покрывается плесенью или грибком.

Требуется правильно выявить степень повреждения, и тут потребуется своевременная реставрация иконы, чтобы потом не потерять ее вообше. Нередко встречаются проблемы с окладом образа, который со временем окисляется и зеленеет, чем значительно портит внешний вид иконы. В таком случае его нельзя снимать самому, поскольку неловкими действиями можно еще больше навредить.

Реставрация иконы

Многие специалисты считают, что реставрация иконы в домашних условиях неподготовленными людьми качественно не может быть выполнена, поэтому, если у вас нет подобного опыта, лучше отдать святыню профессионалам. Если же вы ранее хоть немного этим занимались, можно попробовать привести ее в порядок самостоятельно.

Рабочие растворы

Реставрация икон своими руками осуществляется посредством применения специальных эмульсий. Каждая из них имеет свое назначение:

  • рыбий клей используется при закреплении красочного слоя, реставрации деревянных частей икон и для профилактической заклейки; растворенный в бензине, помогает обрабатывать торцы деревянной части конструкции;
  • восковые мастики разного содержания применяют при шелушении краски и при отставании грунта. С их помощью реставрируют деревянную часть и заделывают трещины;
  • спиртовой раствор используют для укрепления образов, которые долго лежали во влажном помещении;
  • раствор ДДТ помогает, когда икона поражена насекомыми;
  • эмульсия на основе воды и желтка укрепляет краску при шелушении в виде вздутий;
  • водный раствор ПАВ используется для чистки грязи на поверхности иконы.

Особенности обработки образа, пораженного микробами

Чаще всего поражение сосредотачивается на поверхности. Реставрация иконы в подобном случае заключается в дезинфекции и консервации. То есть в обработке поверхности с последующим введением внутрь ядовитых веществ, с целью уничтожения микроорганизмов.

Реставрация домашних икон

Следует помнить, что при работе очень важно соблюдать меры безопасности. Обязательно заклеивайте пластырем порезы или раны на открытых участках кожи, не забывайте надевать халат и мыть руки после окончания процедуры.

Особенности профилактической заклейки

Реставрация старинных икон включает в себя и такой этап, который является временным решением для консервации тех или иных деформаций, чтобы не допустить их последующего развития.

Так, заклейка наносится сроком от месяца до 3 лет, все зависит от степени повреждения изделия и условий его хранения. Превышать срок нельзя, иначе икона может претерпеть дополнительные разрушения. Если же есть необходимость его продлить, заклейку нужно сменить.

Этот процесс осуществляется посредством специальных рабочих растворов спирта и папиросной бумаги. Любые ее другие виды могут дать сильную усадку и сорвать и без того слабый грунт. Работу проводят широкой щетинной кистью, валиком и влажным тампоном.

Если на поверхности присутствует плесень, то заклейку нужно наносить только после спиртовой обработки. Бумага должна быть разрезана на маленькие листики, размер которых зависит от степени разрушения иконы и ее вида. На поверхность кисточкой наносят клей, чтобы вся она была покрыта равномерно, при этом много клея не нужно. Главное, чтобы после высыхания не появилась пленка, которая может вызвать шелушение краски.

Реставрация иконы в домашних условиях

Ход работ

Далее листик наложите на поверхность, расправьте валиком, не нажимая. Проколите его хирургическим зондом, чтобы заклейка полностью прижалась.

Удалять ее в будущем нужно или отпариванием или посредством влажного тампона. Если ее изначально нанесли правильно, она отойдет без проблем. Если нет, нужно использовать специальный шпатель, но тут следует смотреть, чтобы не испортить икону. Категорически нельзя допускать, чтобы на ее поверхности оставался клей.

Как укрепить грунт и краску

Реставрация иконы может включать в себя мероприятия по укреплению. Ведь ее части подвержены растрескиванию, отставанию грунта и его повреждению, царапинам, плесени, трещинам, ожогам и многому другому.

Старые иконы реставрация

Чтобы закрепить краску при шелушениях или вздутиях, нужно поверхность иконы обработать спиртом посредством мягкой кисточки. Движения должны быть плавными, при этом смотрите, чтобы раствора было много, иначе фрагменты красочного слоя художественной части могут сместиться друг с другом, и вы повредите изображение.

Пропитку нужно повторить, если спирт впитывается сильно. Примерно через полчаса пропитайте места укрепления рыбьим клеем при помощи кисточки. Остатки спирта с периферийной части снимайте влажным тампоном.

Пропитывайте поверхность клеем так, чтобы она им насытилась равномерно. В зависимости от скорости впитывания, работа займет до 20 минут.

Через пару часов нанесите профилактическую заклейку рыбьим клеем и прижмите ее отжатым тампоном. Если имеются долгие жесткие вздутия краски, то их следует уложить фторопластовым шпателем.

Еще спустя полчаса после заклейки прогладьте поверхность теплым утюжком сквозь фильтрованную бумагу и фторопласт. Удалить ее нужно через 10 дней. Для этого участок смочите теплым тампоном на основе ваты и марли, чтобы все немного нагрелось.

Как удалять поверхностные загрязнения

Реставрация домашних икон редко когда подразумевает профессиональную и кропотливую работу, потому что далеко не каждый сможет приготовить специальный раствор для чистки и качественно совершить заклейку, когда в этом есть необходимость.

А вот удалить грязь с поверхности образа можно и не имеющему специальных навыков человеку. Ведь иконы, к сожалению, со временем собирают на себе пыль и прочие загрязнения.

Реставрация старинных икон

Чем удалять грязь?

Но очищать икону с помощью обычной тряпки и воды тоже нельзя. Для работы приготовьте следующее:

С помощью перечисленных инструментов и средств аккуратно протирайте икону. Существуют разные методы ее очистки, они зависят от вида и интенсивности загрязнения, а также от места его нахождения и общего состояния изделия.

Например, убрать пыль, сажу, воск или копоть лучше всего с помощью водного раствора. В нем или эмульсии смочите кисть и обработайте поверхность вращательными движениями. Затем протрите ее сухим тампоном. Если даже после этого будут оставаться уплотненные загрязнения, уберите их механическим способом, но чтобы это не повредило изображение.

Так, воск сначала удаляем скальпелем, а потом растворяем его остатки бензином, красочные брызги убираются посредством специальных растворителей, а помет или известь нужно вычищать скальпелем, при этом максимально аккуратно.

Недавно у меня умерла бабушка и в наследство от неё мне досталась наша семейная реликвия — старая икона. Потемневший лик Богородицы Владимирской всегда вызывал трепетное отношение, а сейчас, когда икона стала моей, я осознала всю ответственность за её сохранение. Ведь мне предстоит передать её своим сыновьям в надлежащем виде.

Как продлить жизнь старой иконе?

Итак, прежде всего нужно знать, что старой иконе вредят как холод, так и жара, а также сквозняки, сырость, прямой солнечный свет, микроорганизмы, жуки-точильщики, плесень, пары различных органических растворителей и кислот, дым, копоть свечей и лампад.

Многие любят смазывать старые иконы различными маслами — растительными и минеральными. Вроде бы так лучше — и блеск добавился, и яркость. Лучше этого не делать. Особенно опасно вазелиновое (лампадное) масло. Проникая через трещины в красочном слое и грунте, оно со временем изменяет цвет и структуру живописи. Если уж появилось желание покрыть икону защитным слоем, то пользуйтесь льняной олифой высшего качества — для лицевой стороны, и воско-скипидарным составом для тыльной и боковых. Обычно всех этих мер бывает достаточно, чтобы сохранять икону многие-многие годы.

Если икона сильно потемнела от копоти и других загрязнении, но красочный слой в хорошем состоянии, то удалить копоть и другие поверхностные загрязнения вы сможете таким составом:

1 желток куриного яйца, 5 частей кипяченой охлажденной воды, 2 части скипидара, 2 части спирта.

Смесь тщательно взболтайте кистью до состояния эмульсии. Смочив мягкую кисть или ватный тампон, попробуйте удалить копоть и грязь. После этого возьмите чистый тампон и вытрите всю влагу, она может повредить иконе.

Если на красочном слое иконы образовались трещины, вздутия, чешуйки, выпадения красочного слоя, то такую икону необходимо укрепить. Сделать это можно все той же желтковой эмульсией:

1 желток и 5 частей воды (или 3 части воды и 2 части водки).

Эмульсию тщательно перемешать. Смочить разрушенные места и просушить около часа, можно под электрической лампой. Повторить пропитку несколько раз, а затем плавно прижать отставшие чешуйки отжатым тампоном, внимательно следя, чтобы не сдвинуть и не оторвать краску.


Если разрушается, отстает от доски и осыпается в виде твердых, прочных пластинок левкас (материал, необходимый для создания икон, по сути, он является ничем иным, как грунтовкой, которой покрывают деревянное основание будущей иконы), то это уже авария, икону немедленно следует укрепить.

Если под рукой не окажется и этого клея, то воспользуйтесь мучным или пшеничным клейстером, камедью (вишневый, сливовый или абрикосовый клей).

Ни в коем случае не применяйте для этой цели воск, олифу и другие жировые вещества, как это делают некоторые, нанося непоправимый ущерб иконе!

Лучше всего достать высшего качества мездрового или рыбьего клея. Сначала в несколько приемов надо сделать пропитку склеиваемых поверхностей жидким (трех- или пятипроцентным) составом. Затем 7−10-процентным составом чешуйки можно подклеить окончательно, придавив место подклейки мешочком с теплым сухим песком.

Если случились проблемы с доской, на которой написано икона. Она сильно покоробилась, выгнулась — выравнивать не нужно! Трещины заделайте мастикой из клея, опилок и мела. Можно залить их горячим воском, но только с тыла и с боков.

Если доска сильно поедена жучком-точильщиком, то наверняка он еще продолжает ее точить. В этом случае приготовьте смесь. Она готовится на огне из 3 частей скипидара и двух частей воска (не парафина!). Взяв кисть, пропитайте доску так, чтобы смесь заполнила поры, ходы и отверстия. Потом доску положите в полиэтиленовый пакет, плотно завяжите и держите так 2 -3 недели. Этот же состав в дальнейшем защищает доску от перепадов влажности.

Это некоторые правила реанимации. Я ими воспользовалась, потому что сама по образованию историк, неоднократно имела дело с археологией и некоторыми реставрационными работами. Поэтому хочу сразу сказать, что этими правилами может пользоваться только тот, кто хотя бы раз в жизни имел дело с подобными работами или хотя бы реставрацией старой мебели.

Если ваша икона начала разрушаться и ей нужна серьезная помощь, постарайтесь найти мастера-иконника. Ну, а уж если такой возможности нет, то воспользуйтесь моими советами из реставрационной практики, соблюдая все пропорции и точности. Успехов!

Альфия Мещерова

Господа иконописцы, поделитесь опытом, чем покрываете иконы. Перепробовала кучу разных материалов, но ничего не удовлетворяет. Все время вылезает какя-нибудь бяка. Олифа в чистом виде не подходит, так как ни один из моих заказчиков не согласился ждать, пока она высохнет.

Елена Волошина

В олифу надо добавлять сиккатив, чтобы она бысрее встала и через пару дней уже высохла. Все мои знакомые иконописцы и реставраторы перешли на копаловый лак. Этот лак состоит из льняного масла с копаловой смолой и растворителем. По технологии все то же самое, что и с олифой, но только сохнет быстрее и икона со временем не так быстро темнеет.

Владимир Григорьев

Яичная темпера, особенно письмо плавью требует либо олифу, либо льнянное масло. Если пропитать олифой, хотя-бы в течение одного часа и убрать ее насухо, после можно и копалом, акрилом и тд иначе возможны побеления , в случае с акрилом не страшно, чуть пройтись тойже олифой и все, а вот копал встает намертво.Но, под олифой все мягче и благороднее.

Ирина Алексеева

Да, темпера требует олифу,но можно ее смешать 50%50 с лаком и сохнет быстро и блеска не дает, только в последний момент, перед тем как покрытие "встанет", пройтись рукой. Тогда блеска не будет и быстро высохнет, но это надо чувствовать.

Владимир Григорьев

Альфия Мещерова

Владимир Григорьев

Копал, янтарный лак самый стойкий, стоит веками , его и скайпелем-то не возьмешь, только он жесткость живописи придает, если писать плавями и где то недоработать все наружу выходит, но все же , если пропитать олифой как следует пару часов, почти под готовую и убрать до мата, можно на след. день и копалом, только разбавленным, то все будет идеально, а блеск потом убрать. Копал хороший Лефранковский.

Ирина Алексеева

Я покрывала свои работы лаком ПФ (пентафталевый) и олифой вываренной льняной в соотношении 1%3. Вот уже лет 15 как покрыты первые работы и пока все в порядке.

Владимир Григорьев

Если к иконе относится более или менее, то и олифа сгодится. Хотя свои , через месяц беру из храмов на реставрацию. Некоторым и стекло не поможет. И всеж олифа самое лучшее,а под акрилом так и б или менее антиварварское средство. Пару икон два года назад покрыл водно акрилатным лаком после пропиткой олифой. Он и от уф спасает и спиртом даже не смыть и цвет не меняет и гленца совсем нет. Очень доволен. Только процесс покрытия должен быть аккуратным два раза одно место не покрывать, пока не высохнет, хотя после олифы плави не смываются.

Альфия Мещерова

Н-дя! Негусто. Ирина, я тоже работала ПФ ярославского завода. Последние полгода там что-то стали химичить не по делу. Лак стал другим и для работы больше не годится. Покрывать просто олифой я не могу по нескольким причинам. Во первых, икона не защищена от варварских лобызаний напомаженных губ. И они, дествительно, требуют реставрации уже через месяц. Тем более, что настоятель категорически против киотов. Сохнет олифа очень долго, закасчики ждать не привыклис-с. Им всем надо срочно, желательно вчера. Ну, господа иконописцы, есть еще варианты?

Читайте также: