Деревья при заготовке в старину

Обновлено: 15.09.2024

Деревья на Руси почитались особо, многие из них считались священными. Наши языческие предки соблюдали множество обрядов и суеверий относительно дерева. Ему приписывали могущество и силу, относились как к живому существу.

К выбору подходящего материала древние славяне подходили с трепетом. Рубить разрешалось не все деревья, многие из них были под запретом. Нельзя было использовать для заготовки:

  • деревья с аномалиями: переплетенные ветки, раздвоенная верхушка, круглые наросты;
  • старые или слишком высокие деревья;
  • растущие у дороги, на перекрестках;
  • сухие (безжизненные) деревья;
  • молодняк; (скорее всего это было связано со стремлением сохранить лес);
  • плодовые и посаженные человеком.

Самыми распространенными породами для сруба были, и по сей день являются хвойные деревья. Предки уже тогда заметили главные их особенности:

  • прочность и долговечность;
  • ровная структура;
  • правильная форма ствола;
  • отсутствие дефектов;
  • простота обработки;
  • минимальное количество влаги.

Избы и хозяйственные постройки из хвойных пород деревьев стояли сотни лет и практически не деформировались, не давали трещин. Для стен чаще всего использовали лиственницу и сосну, для кровли – ель. Лиственные деревья применяли для строительства редко, только в случаях отсутствия другой породы. Это были береза, осина, дуб.

Перед началом заготовки древние славяне выполняли некоторые действия для большей долговечности и защиты древесины от деформаций. Деревья чаще всего рубили не сразу. За несколько лет до начала заготовки поступали так:

  1. Выбирали дерево заранее, делали затесы и прорезали вертикальные полосы сверху вниз.
  2. Небольшие участки коры оставляли, чтобы обеспечить движение сока.
  3. Дерево оставляли на лет пять.
  4. По прошествии этого времени оно полностью пропитывалось смолой, подсыхало и было пригодно к дальнейшей обработке.
  5. При таком подходе обязательно было рубить дерево не позже декабря, пока день еще не начал удлиняться. В противном случае оно слишком рано начинало гнить.

Выбранные для строительства деревья иногда поливали под корень серным раствором, чтобы обезопасить материал от нападений тли. Полив производили несколько лет подряд.

Когда наступало подходящее время, хозяин вместе с лесником отправлялся в лес. Обсуждали, сколько нужно материала, где рубить. Для стандартного четырехугольного сруба требовалось около 100 бревен длиной в 7 метров. Подбирали подходящие деревья по диаметру, начинался процесс валки леса.

Дерево подкапывали со всех сторон, обрубали ненужные корни. Некоторые оставляли для удобства, так проще было повалить дерево: оно медленно падало, оставленные корни постепенно обрывались. При помощи ваг и веревок деревья валили на снег. Снежный покров защищал соседние растения от повреждений. Затем топором удаляли все сучья и корни.

Предлагаем ознакомиться: Выбор материала для конопатки бревенчатого дома и методы его укладки. Трещины в бревнах (брусьях) сруба: способы профилактики и заделки древесных дефектов Чем заделать стык между бревнами

Когда все деревья нужного диаметра были срублены, их отмечали затесами. Так было проще вести счет. Подготовленные бревна доставляли к месту стройки на санях, запряженных лошадьми. При помощи топора снимали кору. Древесину сначала сортировали и подсушивали. Только потом, к весне, приступали непосредственно к строительным работам. В процессе строительства участвовали мужчины со всей улицы.

Особенности рубки сруба в старину

По виду материала сруб может быть брусовым или бревенчатым

При строительстве деревянных срубов – дома или бани – предпочтительнее выбирать бревна хвойных и лиственных пород. Исходный материал должен быть сухим, без гнили, трещин, не зараженным грибком или жуком.

Венцы сплачивают между собой в паз, который выбирают с нижней стороны каждого бревна. Ширина паза может колебаться от 13 до 15 см. Лучшая форма паза — полуокружность, худшая — треугольник. Для теплоизоляции пазов в современном строительстве используются ленточные утеплители. Чтобы придать стенам устойчивость, при строительстве дома венцы между собой укрепляют вставными шипами высотой 12—15 см, располагая их через 1,5—2 м по длине и в шахматном порядке по высоте сруба.

В первые 1-1,5 года после строительства дома бревенчатые стены дают усадку, достигающую 1/20 — 1/30 первоначальной высоты сруба. Соответственно, если высота помещения планируется 3 м, при рубке сруб надо делать на 15 — 20 см выше. Над оконными и дверными проемами деревянного строения оставляют специальный зазор на осадку, равный 1/20 высоты проема. Этот зазор заполняют теплоизоляционным материалом, а после осадки в него вставляют брусок и конопатят.

Для строительства деревянных зданий использовалась древесина разных пород. На севере отдавали предпочтение хвойным деревьям сосне и ели, они обладают хорошими теплотехническими характеристиками, прочностью. А на юге лиственным породам: лиственница, дуб, осина, липа. Но в конце 19 века дуб стал практически недоступным в связи с его высокой стоимостью, поэтому старались возводить сруб из привезенного хвойного леса.

Бревна для строительства выбирали внимательно, чтобы стволы были ровными и без наличия дефектов. Далее ручным способом снимали кору, при помощи специального инструмента скобеля. Особенность этого инструмента заключалась в том, что сохранялся защитный слой древесины, обеспечивающий долговечность материалу.

Сруб в старину представлял собой скрепленные в четырехугольник бревна. Нижний венец укладывали прямо на землю. Либо подкладывали мощные каменные валуны, они защищали деревянный материал от гниения и холода. А чтобы нижние венцы прослужили как можно дольше, подбирали более смолянистые и толстые бревна и обжигали их, тем самым защищая их от влаги, гнили, биологическими и другими вредителями.

Для фиксации деревянных материалов не использовали металлические скобы и гвозди, от которых древесина быстро начинает гнить, а пользовались клиньями и колышками, изготовленными из древесины. Главным инструментом для рубки сруба являлся топор, имея только его можно было полностью собрать деревянный дом.

Пила появилась в 10-х веках, но ее использовали только для древесины, которая использовалась внутри помещения. Топор после удара по древесине как бы запечатывает все волокна, а пила наоборот рвет их, делая менее уязвимыми перед водой. Угловые соединения обладали своей индивидуальной формой, повторить их было просто невозможно.

Для того чтобы сохранить тепло в помещение делали окна маленькими и устанавливали их высоко. А между венцами укладывали мох либо паклю. Это натуральные долговечные утеплительные материалы, которые улучшают теплоизоляцию дома и не препятствуют дыханию древесины. Даже сейчас разбирая вековые срубы, между венцами встречают эти утеплители находящиеся в неплохом состоянии.

Крышу сруба крыли толстым слоем соломы, камышами либо досками, обмазанными глиной. На такие здания как сараи, кузницы, амбары укладывали куски земли, вырезанные пластом вместе с травой. Весной после дождика начинала расти трава и крыша зеленела. Трубу раньше не устанавливали. На потолке находилась дыра, из которой и выходил дым, поэтому стены в срубах были закопченными.

Деревянная Русь, так называли нашу страну в старину. Ведь из дерева строились не только дома, но и возводились целые города, причем в довольно короткий срок. Деревянными были крепости, церкви, боярские хоромы и т.д. Древесина отлично подходит для северных и южных городов, суровой зимой в срубе тепло, прохладно в жаркие дни и сухо в дождь.

Инструменты

Единственным инструментом для строительства и заготовки древесины являлся топор. Пила была известна с Х века, но применялась в основном плотниками. Топор не нарушал структуру древесных волокон, в отличие от пилы. С его помощью на дереве делали затесы, снимали кору, удаляли сучки.

Главным орудием труда на Руси у древнего зодчего был топор. Пилы стали известны примерно с конца Х века и применялись только в столярном деле при внутренних работах. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен.

Что еще надо помнить?

Наравне с этим при строительстве своего деревянного дома вы так же столкнетесь со множеством других моментов, не менее важных. Однако, все труды будут напрасны, если вы не позаботитесь об антисептической обработке древесины сооружения, так как самый большой вред древесине наносят самые маленькие враги – деревоокрашивающие и дереворазрушающие грибки, плесень, мхи, лишайники и насекомые – вредители древесины.

Они способны незаметно стать вашими соседями и вести разрушительную деятельность там, где вы даже не предполагаете. А потому следует своевременно заботиться о профилактике здоровья вашего сруба и применять антисептические средства для его комплексной обработки. Хорошо для этих целей подойдут составы Неомид 400, Неомид 440, Неомид 430 Эко, Неомид 450 и отбеливатель древесины – Неомид 500 и пр.

Сроки заготовки – главный секрет качественной древесины

Сроки рубки леса в древности играли важную роль. Наши предки верили, что долговечность готового строения зависит от правильно выбранного времени для заготовки материала. Хвойные деревья рубили в основном зимой. Причин было несколько:

  • люди были свободны от работы;
  • считалось, что спящие деревья не чувствуют боли от топора;
  • срубленные зимой деревья имели намного меньше влаги, строения из них были прочными и долговечными;
  • заготовленные деревья без проблем хранились до весны, под корой не размножались грибки и вредители.

Идеальным временем для рубки леса считался декабрь. Практика показала, что декабрьская древесина была наиболее долговечной. Однако в некоторых источниках упоминается, что в начале лета и весной тоже заготавливали материал. Весной в основном рубили лиственные породы, с них легко снималась кора и при подсушивании на солнце становилась твердой и прочной. Фазы луны также учитывались при выборе времени для заготовки бревен. Лучшим временем считалась фаза убывающей луны.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Заготовка дерева в старину: способы, хитрости, инструменты

Человек с древних времен заготавливал и обрабатывал древесину. Не было недостатка в этом легко обрабатываемом и доступном материале и в России. Не зря ее называли страной лесов или деревянной Русью. Древесина использовалась для постройки изб, строительства городов, возведения церквей и крепостных сооружений. Причем все работы по валке деревьев и обработке стволов выполнялись простым инструментом – топором. У древних славян было немало обычаев, в том числе и связанных с заготовкой материала для изготовления бревенчатых срубов.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

В древней Руси мастеровые люди из дерева изготавливали все, начиная с кухонной утвари, инструмента и предметов декора, и заканчивая мебелью, колодцами и срубами. В то время существовали традиции выбора и заготовки древесины. Деревья специальным образом готовились к рубке. Причем не всякий материал был пригоден для строительных и ремесленных целей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Заготовка производилась строго в определенное время года. Давайте поближе познакомимся с традициями древних славян, связанных с выбором и заготовкой леса.

Особенности выбора древесины для строительных целей и ремесленничества

Славяне к деревьям относились с особым уважением, их не только почитали, но и считали священными. Для древних людей древесина была не просто строительным материалом. У наших языческих предков было немало суеверий, связанных с деревом. Их считали, чуть ли не живыми существами. Согласно древним славянским легендам, первые люди своим сотворением обязаны деревьям. Именно поэтому их считали мудрыми, могущественными и сильными.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Рубка священного дерева отождествлялась с убийством человека. И вместе с тем из древесины нужно было строить избы.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Тут существовал компромисс. Не всякий материал использовался для строительных целей. Древним славянам свойственно трепетное отношение к выбору подходящей древесины. Многие деревья настолько почитали, что они считались священными, и их запрещалось рубить. Причем под запрет попадали как целые заповедные рощи, так и отдельные виды деревьев в зависимости от размеров, возраста и особенностей развития.

Категорически запрещалось рубить:

  • деревья, растущие на могилах и рядом с ними. Считалось, что они являются пристанищем человеческих душ. Скрип, который издавало дерево, согласно поверью отождествлялся с плачущей душой замученного человека;
  • старые деревья, называвшиеся лесными патриархами. Их считали священными, имеющими право на смерть только от старости;
  • молодой, незрелый лес. Люди думали о будущем и хотели дать возможность молодым деревьям достичь наилучших кондиций;
  • древесину с аномалиями. К ним относились наличие дупла, наростов, вросшего в дерево камня, необычное переплетение корней и непривычная форма ствола. Считалось, что в такой древесине могла поселиться нечистая сила.

Запрет также распространялся на деревья, растущие рядом с дорогами и перекрестками, сухую безжизненную древесины и деревья, которые посадил человек.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

О качестве древесины и выборе подходящей породы

Подбирая материал для изготовления сруба, славяне отдавали предпочтение хвойным породам деревьев.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Это было связано со следующими особенностями древесины:

  • правильной и удобной для обработки формой ствола;
  • отсутствием дефектов, характерных для других пород деревьев;
  • малым количеством влаги за счет повышенной концентрации смол;
  • достаточной для строительства прочностью и высокой долговечностью;
  • равномерной структурой материала и простотой ручной обработки.

О правильности выбора свидетельствовало то, что избам и хозяйственным постройкам из хвойной древесины удалось простоять не одну сотню лет без трещин и деформаций.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Стены древних домов часто изготавливали из лиственницы или сосны, а кровлю из ели. От использования лиственных пород старались воздержаться. В редких случаях производилась заготовка березы и осины, которые считались энергетически неблагоприятными для людей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Каким инструментом производилась заготовка леса?

Исключительно топором! Он использовался как для заготовки, так и для выполнения строительных работ.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Как готовили и когда рубили деревья!

Древесину для рубки выбирали за пару лет. На стволе выполняли несколько вертикальных затесов, часть коры удаляли, и дерево ждало заготовки на протяжении четырех-пяти лет.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

За этот период древесина высыхала, насыщалась смолой, и считалась пригодной для строительных целей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Рубка производилась исключительно в зимнее время. Соблюдение сроков заготовки было главным секретом качественного материала. Срубленные деревья грузили на сани и везли к месту строительства.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Там материал сортировался, высушивался, а затем использовался по назначению.


Раньше каждый хозяин точно знал, откуда, в какое время и сколько ему взять для любого задуманного им дела. Все рецепты и советы были известны, передавались из поколения в поколение. У природы же есть все необходимое для человека. В старину говаривали: "Лесная сторона не только волка, а и мужика досыта накормит".

Основным материалом для строительства был лес. Лес называли вторым полем, он тоже кормил человека, давал жизненно важные продукты и материалы: кроме ягод и грибов, пушнину и дичь, древесину для изготовления предметов быта и строительства. Не случайно, к примеру, в Архангельской губернии его называли "радой". Дерево было священно. Вся вселенная представлялась человеку в образе дерева. С его образом соотносили люди и пути-дороги. "Лежит брус на всю Русь, встанет – до неба достанет" или "Когда свет зародился, тогда дуб повалился и теперь лежит". Деревья наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились к ним как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями. "В разных уголках земли, – писал французский этнограф Жак Бросс, - живет легенда о праотце всех деревьев, дереве-великане, которое поднималось к небесам из центра земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, принесшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления".

В некоторых местах не использовались деревья с наростом ("гуз), ибо у жильцов могли появиться "кылдуны" (колтуны) и деревья с "пристоем" – маленьким деревцем ("хозяйская дочь-девушка родит дитя"). "Буйным" деревьям приписывалась разрушительная сила, тайная и скрытая, угадать и указать которую могли только одни колдуны. Не рубили и пограничные деревья, так как в народе считали, что "на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрестке нечистый волен в душе человека". Использовать на стройке запрещалось и деревья, выращенные человеком.

Этот, отнюдь не полный перечень примет и обычаев россиян по отношению к дереву позволяет глубже понять и почувствовать отношение наших предков к окружающему миру, к каждому жизненному жесту. Причем надо отметить, что северянин, впитавший веру с молоком матери, для которого Бог воплощен в окружающем Мире, суеверен менее, чем южанин. Наоборот, его отношение к превратностям жизни чаще ироническое: "Бейся не бойся: без року смерти не будет", "Мир освещается солнцем, а человек знанием", "Честь на волоске висит, а потеряешь – так и канатом не привяжешь". Таковы неизменные поговорки северянина.

В тех местах, где растет лиственница, ее предпочитали другим породам деревьев при строительстве дома. А там, где ее нет, использовали прямые стволы сосны и реже ели. Если же лиственницы в районе было мало, из нее рубили фасадную часть дома – перед и первые венцы. Она намного долговечней других, не боится морозов, жары и осадков.

Хорошие хозяева перед тем, как рубить деревья, подпитывали их, подливая под корень много лет подряд серный раствор. Такие деревья в срубе впоследствии "никакая тля не брала". В советское время чрезмерной подсочкой (сбор смолы с дерева), проводившейся вместо одного года по несколько лет кряду, да еще с впрыскиваением кислоты в раны дерева древесина убивалась еще в лесу. Лес, который тогда имелся для строительства, мужики называли "опреснино", он почти как губка сразу набирает влагу и тонет в воде. Нынче многие строительные фирмы из-за спешки заготавливают плохой лес "мянду" – лес, не выстоявший своего времени, только приспевающий, в возрасте от 60 до 100 лет. Спелым же, окрепшим лесом считается лет со 101 года, его называют "остойным". Годовые кольца его на срезе тонкие, как бумага, в отличие от толстых и рыхлых у опреснино.

Использование сибирского кедра считалось полезным. Его древесина долгое время сохраняет бактерицидные свойства. К примеру, в шкафу, изготовленном из нее, не заведется моль, не поселятся жучки-древоточцы. Запас кедра на гектаре обычно составляет до 560 кубометров. Это значительно выше по сравнению с другими породами леса.

Качество древесины, долговечность строения или изделия из нее зависят и от того, в какое время года срублено дерево. Вот что писали в старом русском журнале в 1867 году: ". срубленные четырех одинаковых лет, с одного места и грунта сосновые деревья в течении декабря, января, февраля и марта по выделке из них четырех потолочных балок показали по нагрузке их тяжестью, что дерево, срубленное в январе на 12, в феврале на 20, в марте на 38 выдержало менее тяжести, чем срубленное в декабре. Из двух сосен одного места и одних лет, зарытых в сыром грунте, по прошествии восьми лет, сосна, срубленная в феврале, была совершенно проникнута гнилостью, между тем, срубленная в декабре, после 16-ти лет лежания в том же сыром грунте, оказалась еще вполне здоровой. В той же степени время рубки дерева имеет влияние на проницаемость его водою или другими жидкостями, а поэтому для бочек и других вододержащих сосудов должно выбирать дерево декабрьской рубки".

По традиции лес начинали заготавливать от зимнего Николы, с 19 декабря. В некоторых местах считали, и не случайно, лучшим временем для заготовки один месяц – с декабря по январь, да по первому морозцу, когда лишняя влага из ствола выходит на волю. Знали, что приступать к работе лучше на зорьке. "Раннюю птаху и мороз не бъет". Лес спит. Тихо, да и день то зимой короток. Начиная работу, бодрились: "Мозолистые руки не знают скуки", "Глаза боятся, руки делают", "Ленивые руки – не родня умной голове", "Все впору да в срок, так и будет толк". На земле все сызмальства у дела. А у взрослых и тем паче: "День да ночь – сутки прочь".

По народным приметам строевой лес рубили на новолунье: срубленный на ущербе диска луны лес сгнивает. Лишь при острой необходимости его заготавливали до прихода весенних месяцев – марта и апреля. До этой поры снег обычно лежит. И времени для заготовки хватает, в отличие от летнего периода, когда "один день год кормит". Чем толще снежный покров, тем лучше для растительного слоя. Снег предохраняет кустарники, мхи и землю от повреждения при падении срубленных или спиленных деревьев. В малонаселенных пунктах рубки проводили не сплошные, а выборочные. Лес при этом страдает меньше. И напротив, когда убираются деревья с кронами на верхнем ярусе леса, тем самым улучшаются условия для роста молодняка, деревьев второго яруса – подлеска. Хозяин строительства с лесником заранее выходят на деляну. Обговаривают, какие деревья будут вырубаться, их количество. На сруб четырехстенок требуется сто деревьев – сто хороших семиметровых бревен и их вершины. Деревья подходящего диаметра и качества "точкуются", на них делают затесы под счет. Тут не преминут вспомнить поговорку: "Всяк сам по себе дерево рубит". Выбрать хорошие деревья не мудрено. Известно, если у сосны кора светлая – негодная будет древесина, рыхлая. А если кора рыжая, рудная и ствол немного крученый – значит хороший лес, тяжелый, смолистый. Эти деревья давно знакомы и памятны: ". Здесь как-то столько маслят собрал, что едва унес, а с этого такого огромного глухаря спугнул!" Все было знакомо с детства, как сучки на потолке над кроватью. Детям в это время говорили: "Минуло сосне сто лет, а морщин у нее так и нет. Высоко она стоит, далеко глядит. Придет смерть за сосной-старушкой, станет она пятистенной избушкой".



К деревьям на Руси относились с почтением. Ведь они на многое способны — дом оберегать, от лешего спасать, от болезней избавлять. Многие деревья считались священными, другие использовались знахарями для лечения, а были и такие, к которым не стоило даже приближаться. Читайте, что такое царь-дерево, как с помощью именных деревьев следили за судьбой и почему нельзя лазить по кладбищенским деревьям.

Деревья священные и как с ними надо было себя вести

Дуб считался на Руси священным деревом. /Фото: i.pinimg.com

На Руси считали, что дерево — природная лестница, при этом корни олицетворяли подземное царство, ствол — реальный мир, а в кроне обитали разные духи. По дереву не рекомендовалось лазить, так как духи (неважно, добрые или злые) не любили этого. Не рекомендовалось рвать листья и ломать ветки, трясти дерево, сдирать кору. Это могло привести к наложению проклятия на человека и его семью.

В то же время древние дубы называли домом для нечистой силы. Потому к очень старым деревьям не рекомендовалось подходить близко. Но не только дуб удостоился такой чести. Например, в северных областях к разряду священных причислялась сосна. К ней шли после пасхального христосования, считали ее оберегом на удачный путь. Чтобы не сбиться с пути, путники жертвовали сосне мелкие монетки или красивые лоскутки. Возвращаясь, следовало произнести молитву около дерева и обязательно принести благодарность за хорошее путешествие.

Что такое царь-дерево и почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом

Бог Перун мог метнуть огненную стрелу в одинокое дерево. /Фото: attuale.ru

Почти все знают, что во время грозы стоять под одиноким деревом нельзя. А идет это из древности, когда предки считали, что в одинокое дерево рассерженный Перун (а потом и Илья-пророк) метко кидает горящие стрелы, чтобы прогнать нечистую силу, спрятавшуюся в кроне. При этом стрела могла случайно попасть и в ни в чем не виноватого человека, который спрятался от дождя.

Большие, вековые деревья называли царь-дерево. Обычно это были сосны и дубы, которые нельзя было рубить, а также лазить по ним. Если рассмотреть этот запрет с современной точки зрения, то станет понятно, почему: старые деревья могли быть трухлявыми, и ствол иногда просто не выдерживал вес человека. Маленькая радость — свалиться с большой высоты.

Кладбищенские хранители душ и пьяные деревья, которые нельзя тревожить

Корявые деревья называли еще пьяными. /Фото: img1.badfon.ru

Суеверный страх вызывали странные деревья, к ним старались близко не подходить. Речь об экземплярах, имеющих изогнутые или скрученные стволы, или о тех, что стелились по земле. Говорили, что дерево стало таким уродливым, безобразным, потому что понравилось нечистой силе. Конечно, лучше обойти стороной! Народ звал такие странные деревья пьяными.

Лазить по нему было нельзя, так как леший наверняка развесил на ветках пьяного дерева люльки со своими детьми. Беспокоить их было опасно, ведь в отместку леший мог сделать так, что человек заблудится в лесу, будет бродить по нему, умирая от голода и усталости, а в результате утонет в вонючем болоте или будет съеден страшными дикими зверями. Для того чтобы леший не зверствовал, надо было его задобрить: следовало сесть на пень и аукнуть три раза.

Внушали страх и деревья, растущие на могилах. В народе верили, что в них живут души умерших. Лазить по такому дереву означало топтать душу, а это грех. Потому к ним относились с осторожностью, не трогали, не ломали, не рубили.

Именные деревья как гарант удачи и возможность следить за судьбой

Березка у избы могла стать именным деревом. /Фото: i.arts.in.ua

Но не только души умерших символизировали деревья. Они также олицетворяли новую жизнь. После рождения ребенка на Руси было принято перед домом сажать дерево: мужское, то есть ясень, клен или дуб для мальчика или женское (липа, береза), если родилась девочка. Это были именные деревья, которые играли роль оберегов. Родители наблюдали, как они растут, стараясь узнать судьбу своего чада. Чтобы ребенок был защищен от бед и болезней, следовало беречь дерево, ухаживать за ним. Любое повреждение могло, по народным поверьям, плохо отразиться на здоровье и благополучии того человека, в честь кого оно было посажено.

Деревья лечебные, рябина да яблоки

Яблоня была олицетворением матери и дитя. /Фото: asa-hudozhnik.ru

Народные целители всегда использовали плоды деревьев. К примеру, рябина могла унять зубную боль. А можно было просто встать перед деревом на колени и помолиться, после чего следовало поцеловать рябину и дать обещание, что никогда не принесешь ей вреда (не будешь лазить по ней, ломать ветки, рвать ягоды). Если же человек нарушал обещание, то зубы начинали болеть еще сильнее.

Еще одно целительное дерево — яблоня. Оно было олицетворением матери и ребенка, и поэтому по нему тоже нельзя было лазить, а уж тем более рубить его. В некоторых областях существовал строгий запрет, относящийся к яблокам: их нельзя было есть до Преображения, чтобы не повторить судьбу Евы и Адама, которых выгнали из Рая. Существует и другое мнение: этого нельзя было делать потому, что именно после Преображения Господь одаривает яблоками умерших детишек. А если на земле их матери нарушили запрет, то угощения не будет.

А некоторые недетские сказки вполне поучительны и просты для понимания. По этой причине их и сегодня читают детям.

Читайте также: