Деревья тоборочи где растут

Обновлено: 07.09.2024

Историческая справка

Русские — одна из этнических общин южноамериканской республики. Помимо членов семей сотрудников российского посольства, проживающих в Боливии, она включает в себя около 2 тыс. потомков русских староверов.

Староверы, которые не признали исправленных богословных книг и не приняли изменений в церковных обрядах, подвергались жестоким преследованиям церкви, и гонений со стороны государственных властей. Уже в XVIII в. многие бежали из России, поначалу они спасались в Сибири и на Дальнем Востоке. Упрямцы вызывали раздражение у Николая II, а впоследствии и у большевиков.

Переселяться в Боливию староверы начали еще во 2-й половине XIX в., прибывая отдельными группами, но массовый их приток пришелся на период 1920 — 1940 гг. — в эпоху послереволюционной коллективизации.

Часть староверов перебрались в Бразилию и Аргентину. Однако экзотические страны, полные соблазнов, показалась ортодоксальным старообрядцам непригодными для праведной жизни. Кроме того, власти выделили им земли, покрытые дикими джунглями, которые требовалось выкорчевывать вручную. К тому же почва имела очень тонкий плодородный слой. В итоге, через несколько лет адского труда староверы пустились на поиски новых территорий. Многие осели в Уругвае, кто-то уехал в США, кто-то отправился в Австралию и на Аляску.

Несколько семейств добрались до Боливии, которая считалась самой дикой и отсталой страной на континенте. Власти оказали русским скитальцам радушный прием и тоже выделили им участки, заросшие джунглями. Зато боливийская почва оказалась достаточно плодородной. С тех пор старообрядческая община в Боливии стала одной из самых крупных и крепких в Латинской Америке.

Правительство страны охотно идет навстречу старообрядцам, выделяя земли для их больших семей и предоставляя льготные кредиты на развитие сельского хозяйства. Поселения староверов располагаются в отдалении от больших городов на территории тропических департаментов Ла-Пас (исп. LaPaz), Санта-Крус (исп. SantaCruz), Кочабамба (исп. Cochabamba) и Бени (исп. Beni).

Любопытно, что в отличие от общин, проживающих в других странах, староверы в Боливии практически не ассимилировались.

Русские староверы в Боливии

Более того, будучи гражданами республики, своей настоящей родиной они по сей день считают Россию.

Жизненный уклад староверов Боливии

Старообрядцы живут в отдаленных тихих деревнях, бережно сохраняя свой уклад, но и не отторгая жизненных правил окружающего мира.

Они традиционно занимаются тем же, чем жили их предки в России — земледелием и животноводством. Староверы так же сажают кукурузу, пшеницу, картофель, подсолнечник. Только в отличие от далекой холодной родины, здесь они еще выращивают рис, сою, апельсины, папайю, арбузы, манго, ананасы и бананы. Труд на земле дает им неплохой доход, поэтому в основном все староверы — люди зажиточные.

Как правило, мужчины — отличные предприниматели, у которых крестьянская хватка сочетается с невероятной способностью улавливать и воспринимать все новое. Так, на полях боливийских старообрядцев работает современная с/х техника с системой управления GPS (т. е. машины управляются оператором, передающим команды из единого центра). Но при этом староверы – противники телевидения и Интернета, они опасаются банковских операций, предпочитая производить все расчеты наличностью.

В общине боливийских староверов господствует строгий патриархат. Женщина здесь знает свое место. Согласно старообрядческим законам, главное предназначение матери семейства — сохранять домашний очаг. Женщине негоже выставлять себя напоказ, они носят платья и сарафаны до пят, покрывают голову, никогда не пользуются косметикой. Некоторое послабление допускается молодым девушкам — им разрешается не повязывать голову платком. Вся одежда шьется и вышивается женской частью общины.

Замужним женщинам запрещается предохраняться от беременности, поэтому старообрядческие семьи традиционно многодетные. Детишки появляются на свет дома, при помощи бабки-повитухи. В больницу староверы обращаются лишь в крайних случаях.

Строгие правила запрещают староверам употреблять в пищу продукты, купленные в магазине, и, тем более, посещать общественные заведения питания. Обычно они едят только то, что вырастили и произвели сами. Эта установка не распространяются только на те продукты, которые сложно или просто невозможно получить в своем хозяйстве (соль, сахар, растительное масло и пр). Будучи приглашенными в гости местными боливийцами, староверы едят только принесенную с собой еду.

Они не курят, не приемлют жевание коки, не употребляют алкоголь (исключение составляет только брага собственного изготовления, которую они по случаю с удовольствием попивают).

Несмотря на внешнее несходство с местными и строгое соблюдение традиций, сильно отличающихся от латиноамериканской культуры, конфликтов с боливийцами у русских старообрядцев никогда не было. Они живут с соседями дружно и прекрасно понимают друг друга, ведь все старообрядцы хорошо владеют испанским языком.

Тоборочи

Как сложилась жизнь старообрядцев в стране, можно ознакомиться, побывав в боливийской деревне Тоборочи (исп. Toborochi).

В восточной части Боливии, в 17 км от города Санта-Крус расположился колоритный поселок, основанный в 1980-х гг. прибывшими сюда российскими староверами. В этом поселке чувствуется настоящий русский дух; здесь можно отдохнуть душой от городской суеты, поучится древнему ремеслу или просто замечательно провести время среди удивительных людей.

Собственно говоря, старообрядческое поселение на просторах Боливии — зрелище малореалистичное: традиционная русская деревня конца XIX в., которую окружают не березовые рощи, а боливийская сельва с пальмами. На фоне экзотической тропической природы расхаживают по своим ухоженным владениям этакие русоволосые, голубоглазые, бородатые Микулы Селяниновичи в вышитых рубахах-косоворотках и в лаптях. А румяные девицы с пшеничными косами ниже пояса, обряженные в длиннополые цветастые сарафаны, поют за работой задушевные русские песни. Между тем, это не сказка, а реальное явление.

Это Россия, которую мы потеряли, но которая сохранилась далеко за океаном, в Южной Америке.

Даже сегодня этой небольшой деревни нет на картах, а в 1970-х тут были только непролазные джунгли. Тоборочи состоит из 2-х десятков дворов, достаточно отдаленных друг от друга. Дома – не бревенчатые, а добротные, кирпичные.

Женщины традиционно занимаются рукоделием и ведут домашнее хозяйство, растят детей и внуков. Раз в неделю женщины выезжают на ближайшую городскую ярмарку, где продают молоко, сыр, выпечку.

Старообрядческие семьи в большинстве своем многодетные — 10 детей тут не редкость. Как и в былые времена, нарекают новорожденных по Псалтыри согласно дате появления на свет. Имена тоборочинцев, непривычные для слуха боливийца, и для русского человека звучат слишком архаично: Агапит, Агрипена, Авраам, Аникей, Елизар, Зиновий, Зосим, Инафа, Киприян, Лукиян, Мамелфа, Матрена, Маримия, Пинарита, Палагея, Ратибор, Саламания, Селивестр, Федосья, Филарет, Фотинья.

Молодежь стремится идти в ногу со временем и вовсю осваивает смартфоны. Хотя многие электронные устройства в деревне формально запрещены, но сегодня даже в самой глухой глуши не удается спрятаться от прогресса. Почти во всех домах есть кондиционеры, стиральные машины, микроволновки, а в некоторых — и телевизоры.

Основное занятие жителей Тоборочи — сельское хозяйство. Вокруг поселения раскинулись ухоженные с/х угодья. Из культур, выращиваемых старообрядцами на обширных полях, первое место занимают кукуруза, пшеница, соя и рис. Причем, это староверам удается лучше, чем боливийцам, живущим в здешних краях на протяжении столетий.

В искусственных водоемах тоборочане разводят амазонскую пресноводную рыбу паку, мясо которой славится удивительной мягкостью и нежным вкусом. Взрослые особи паку весят более 30 кг.

Русские староверы в Боливии

Прикармливают рыбу 2 раза в день — на рассвете и на закате. Корм производится тут же, на деревенской мини-фабрике.

Здесь каждый занят своим делом — и взрослые, и дети, которых с ранних лет приучают к труду. Единственный выходной – воскресенье. В этот день члены общины отдыхают, ходят друг к другу в гости и обязательно посещают церковь. Мужчины и женщины приходят в Храм в нарядных светлых одеждах, поверх которых накинуто что-то темное. Черная накидка – символ того, что каждый равен перед Богом.

Также в воскресенье мужчины ездят на рыбалку, мальчишки играют в футбол и волейбол. Футбол — самая популярная игра в Тоборочи. Местная футбольная команда не раз побеждала на любительских школьных турнирах.

Образование

У староверов — своя система образования. Самая первая и главная книга — азбука церковнославянского языка, по которой детей обучают с малых лет. Дети постарше изучают старинные псалмы, только потом — уроки современной грамоты. Им ближе древнерусский, даже самые маленькие бегло читают ветхозаветные молитвы.

Русские Старообрядцы Боливии

Русскому языку дети учатся дома. В деревне везде говорят только по-русски, за исключением школы.

Культура, религия

Находясь вдали от исторической родины, русские староверы в Боливии сохранили уникальные культурные и религиозные обычаи лучше, чем их живущие в России единоверцы. Хотя, возможно, именно удаленность от родной земли послужила причиной тому, что эти люди так оберегают свои ценности и истово отстаивают традиции предков. Боливийские старообрядцы — самодостаточная община, но она не противостоит внешнему миру. Русские смогли прекрасно наладить не только свой быт, но и культурную жизнь. Им неведома скука, они всегда знают, чем заняться в свободное время. Свои праздники они справляют очень торжественно, с традиционными застольями, с плясками и песнями.

Боливийские старообрядцы неукоснительно соблюдают строгие заповеди, касаемые религии. Молятся они минимум 2 раза в день, утром и вечером. Каждое воскресенье и в религиозные праздники служба длится по нескольку часов. Вообще говоря, религиозность южноамериканских староверов отличается истовостью и непоколебимостью. Абсолютно в каждой их деревне имеется свой молельный дом.

Язык

Не ведая о существовании такой науки, как социолингвистика, русские староверы в Боливии интуитивно действуют так, чтобы сохранить для потомков родной язык: живут обособленно, чтят вековые традиции, дома говорят только по-русски.

В Боливии прибывшие из России старообрядцы, поселившиеся вдали от крупных городов, практически не вступают в брак с местным населением. Это позволило им сохранить русскую культуру и язык Пушкина гораздо лучше, чем другим старообрядческим общинам в Латинской Америки.

Язык предков хранит и прививает семья, передавая его от старшего поколения младшему. Детей обязательно учат читать по-русски и по-старославянски, ведь в каждой семье главная книга — Библия.

Удивительно, что все староверы, живущие в Боливии, говорят по-русски без малейшего акцента, хотя их отцы и даже деды родились в Южной Америке и никогда не бывали в России. Более того, речь старообрядцев до сих пор носит оттенки характерного сибирского говора.

Хотя дома староверы общаются исключительно на русском, но все в достаточной степени владеют испанским языком для беспроблемного проживания в стране. Как правило, испанский лучше знают мужчины, ведь обязанность зарабатывать деньги и обеспечивать семью лежит полностью на них. Задача женщин — вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Так что женщины являются не только домоправительницами, но и хранительницами родного языка.

Интересно, что такая ситуация характерна для староверов, живущих в Южной Америке. В то время как в США и Австралии уже второе поколение старообрядцев полностью перешло на английский.

Браки

Русские староверы в Боливии

Старообрядцы отлично знают свою родословную и общаются со всей родней.

Смешанные браки старообрядцами не поощряются, но молодым людям не запрещают категорически создавать семьи с местными жителями. Но только иноверец непременно должен принять православную веру, выучить русский язык (обязательно чтение священных книг на старославянском языке), соблюдать все традиции староверов и заслужить уважение общины. Легко догадаться, что такие свадьбы происходят нечасто. Впрочем, взрослые редко спрашивают мнение детей по поводу брака — чаще всего родители сами подбирают супруга своему чаду из других общин.

В начале 2010-х гг. впервые за много лет у русских старообрядцев появились трения с властями, когда левое правительство Эво Моралеса (исп. Juan Evo Morales Ayma; президент Боливии с 22 января 2006 г.) стало проявлять повышенный интерес к индейским землям, на которых обосновались русские старообрядцы. Многие семьи всерьез задумались о переезде на историческую родину, тем более, что российское правительство в последние годы активно поддерживает возвращение соотечественников.

Большинство южноамериканских старообрядцев никогда не бывали в России, но помнят свою историю и говорят, что всегда ощущали тоску по родине. Еще старообрядцы мечтают увидеть настоящий снег. Российские власти выделили приехавшим землю в тех регионах, откуда они 90 лет назад бежали в Китай, т.е. в Приморье и Сибири.

Вечная беда России – дороги и чиновники

Сегодня только в Бразилии, Уругвае и Боливии проживает ок. 3 тыс. русских староверов.

В рамках программы по переселению соотечественников на родину в 2011-2012 гг. несколько старообрядческих семей переехали из Боливии в Приморский край. В 2016 г. представитель Русской православной старообрядческой церкви сообщил, что переехавшие оказались обманутыми местными чиновниками и находятся на грани голода.

«В Южной Америке мы чужие, потому что русские, но и в России тоже никому не нужны. Здесь — рай, природа такая красивая, что захватывает дух. Но чиновники — это сущий кошмар”, — огорчаются старообрядцы.

Чиновники от образования в замешательстве. С одной стороны, не хочется давить на самобытных переселенцев. Но по закону о всеобщем образовании все граждане России, независимо от их вероисповедания, обязаны отправлять детей в школу.

Староверов нельзя силком заставить нарушать свои принципы, ради сохранения традиций они готовы будут опять сорваться с места и искать другое пристанище.

Российские власти хорошо понимают, что старообрядцы, сумевшие вдали от родины сохранить культуру и традиции предков, являются Золотым фондом русской нации. Особенно на фоне неблагоприятной демографической ситуации в стране.

Сегодня в Амурской области и Приморском крае проживает около 150 семей переселенцев-старообрядцев, прибывших из Южной Америки. На Дальний Восток готовы переехать еще несколько семей южноамериканских староверов, для них уже подобрали земельные участки.

В марте 2017 г. Корнилий, Митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви, стал первым за 350 лет предстоятелем-старообрядцем, официально принятым президентом России. В ходе обстоятельной беседы Путин заверил Корнилия в том, что государство будет внимательнее относиться к соотечественникам, желающим вернуться в родные края, и искать пути наилучшего разрешения возникающих проблем.

Приморские староверы очень ждут переезда в Россию оставшихся за океаном родных. Они мечтают, чтобы закончились, наконец, многолетние скитания по свету и хотят окончательно обосноваться здесь — пусть и на краю земли, но на любимой родине.

10 наиболее необычных деревьев

8. Баобаб

Местонахождение: Мадагаскар
Этим великолепным деревьям, эндемичным Мадагаскару, более 1000 лет. Баобаб относится к исчезающим видам деревьев. Многие деревья этого вида достигают более 80 метров в высоту, а их стволы дорастают до 25 метров в обхвате. Разбухшие стволы баобабов являются источником воды, поставляя её в сезон засухи. Цветы баобаба находятся в цветении всего 24 часа. Эти цветы изображены на Мадагаскарской банкноте в 100 франков.

10 наиболее необычных деревьев

5. Персиковая пальма (Pejibaye Palm)

Местонахождение: Коста-Рика и Никарагуа
Это дерево присуще Центральной и Южной Америке, хотя его родиной являются Коста-Рика и Никарагуа. Персиковая пальма вооружена рядами чёрных острых шипов, которые расположены кольцами по всему стволу от корней до вершины дерева. Обычно эта пальмы дорастают примерно до 20 метров. Листья достигают 3 метров в длину. Коренные американцы обычно ели плоды этой пальмы, после того как они забродили и это яство составляло большую часть их рациона. Забродивший плод персиковой пальмы остаётся популярным лакомством, и по сей день.

10 наиболее необычных деревьев

4. Кривой лес города Грыфино (Gryfino)

Местонахождение: Польша
В Западной Польше, около города Грыфино, можно найти порядка 400 этих странных деревьев. Считается, что эти деревья были искривлены человеческим вмешательством, хотя их назначение так и остаётся загадкой. Некоторые считают, что они предназначались для изготовления согнутой деревянной мебели, рёбер для корпусов лодок или же использовались для изготовления ярма, для плугов, тащимых быками. Как бы то ни было, начало Второй мировой войны заставило покинуть эти деревья, тех, кто выращивал их и теперь они являются загадкой.

10 наиболее необычных деревьев

3. Баобаб Санлэнд (Sunland)

Местонахождение: Южная Африка
Баобаб Санлэнд это дерево, находящееся возле Моджаджисклуф (Modjadjiskloof), провинции Лимпопо, Южная Африка, которое было превращено в бар. Дерево является естественно полым и в 1933 году, в нём был открыт небольшой бар, способный вместить 15-20 человек. Это один из самых высоких баобабов в Южной Африке, и, очевидно, самое широкое дерево во всей Африке. Дерево достигает 4 метров в обхвате и 20 метров в высоту. Оно также является одним из старейших деревьев в мире, так как ему более 6000 лет!

Тоборочи – дерево, которое вот-вот лопнет

В мире существует множество удивительных деревьев! Все мы знаем об огромных древних секвойях, помнящих, кажется, еще динозавров, или о величественных баобабах, стремящимися разорвать планету Маленького Принца из сказки-повести Антуана де Сент-Экзюпери. Но мало кто знает, что в тропиках Боливии растет забавное дерево тоборочи, которое выглядит так, будто сейчас лопнет!

Деревья тоборочи распространены в тропической зоне в Боливии. Они имеют забавный вид благодаря стволу, который значительно утолщается к середине. При этом ствол голый, а ветки растут на верхушке.

Дерево покрыто небольшими острыми шипами. Плоды тоборочи имеют округлую продолговатую форму и, когда высыхают, лопаются. Внутри у них оказывается некое наполнение, похожее на хлопок. Когда-то бедные люди использовали его, чтобы набивать подушки.

Дерево

Тоборочи еще называют Чоризия. Местные жители в Боливии считают тоборочи самым бесполезным деревом. Древесина мягкая и не пригодна для использования в хозяйстве, плоды не съедобные.

Тоборочи – дерево, которое вот-вот лопнет

Тоборочи – дерево, которое вот-вот лопнет

Когда мир был еще совсем молод, духи тьмы постоянно издевались над людьми – обижали, оскорбляли и даже убивали их. Однажды духи узнали, что у дочери вождя Урурути – Араверы, — должен родиться сын от бога колибри, который прогонит злых духов прочь.

Тоборочи – дерево, которое вот-вот лопнет

Чтобы помешать этому осуществиться, духи задумали убить Араверу. Они напали на нее, но девушка спаслась бегством на летающем ковре, подаренном мужем. Долгое время она убегала от духов, а они все не давали ей покоя, постоянно раскрывая ее местонахождения.

Тоборочи – дерево, которое вот-вот лопнет

Изнуренная девушка решила спрятаться от тьмы в стволе дерева тоборочи и там родила сына, который впоследствии прогнал злых духов из нашего мира. Но Аравере суждено было остаться в стволе дерева на всю жизнь. Иногда она выходит наружу в образе красивого цветка, который приманивает колибри – это единственный способ встретиться влюбленным.

Тоборочи

В восточной части Боливии расположился маленький, но достаточно необычный поселок Тоборочи. Прославился он благодаря своим местным жителям – настоящим русским староверам. В этом поселке вы сможете прочувствовать настоящий дух россиян, оценить российский и боливийский колорит, поучится древнему ремеслу или просто провести прекрасно время в окружении тишины и красивой природы. Тоборочи – это то самое место, где ищут вдохновение художники и поэты, поэтому в поселок едут те, кто слишком устал от городской суеты. Мы поделимся с вами всей необходимой туристической информацией об удивительном поселке.

Русские староверы

Как добраться до Тоборочи в Боливии?

Чтобы доехать до поселка Тоборочи из столицы, вам придется сделать несколько пересадок. Изначально необходимо проделать путь до Санта-Круса, в котором пересесть на автобус до Чане. Этот городок с деревней Тоборочи разделяет 17 км, вы сможете преодолеть их пешком или сесть на попутку.

В самом Тоборочи местные жители привыкли передвигаться с помощью велосипедов или мотоциклов. Поселок небольшой по размерам, поэтому автомобильное движение – явление здесь достаточно редкое.

Транспорт в Тоборочи

Погода

Погодные условия в Тоборочи достаточно комфортные и мягкие, что на руку путешественникам. Осадки здесь выпадают в основном в период с декабря по февраль. Максимальная зимняя температура воздуха приравнивается к +30 градусам, а летняя – +17. Лучшим периодом для отдыха в Тоборочи являются месяцы с апреля по сентябрь.

Улица Тоборочи

Чем заняться?

В Тоборочи едут, чтобы посмотреть на удивительное переплетение русского и боливийского колорита, традиций и обычаев. В этой местности живут люди достаточно религиозные, и они ломают многие стереотипы о коренных россиянах. Вы сможете побывать на местной ярмарке в Тоборочи, где продаются интересные символические сувениры. Также можно сходить на искусственные водоемы – фермы, в которых выращивают амазонскую рыбу.

Рыбная ферма

Около Тоборочи расположен лес, где растет настоящий эвкалипт, апельсины и орхидеи. На полях поселка выращивают боливийские какао-бобы, пшеницу и кукурузу. Поселок привлекает внимание ботаников, ведь в нем растут удивительные деревья, которые также называются тоборочи. Внешне такое дерево похоже на огромную вазу с пышной кроной вместо цветов. Из пуха этого дерева здесь изготовляют подушки и одеяла.

Деревья Тоборочи

Где остановиться?

В Тоборочи, к сожалению, не функционируют отели или гостиницы. Но, несмотря на это, туристы находят место для остановки и отдыха в домах местных жителей. Многие староверы сдают в аренду комнаты или даже дома, в которых вы сможете удобно расположиться и переночевать за вполне приемлемую цену.

Дом в Тоборочи

Где перекусить?

Туристы в Тоборочи привыкли питаться в основном продуктами, приобретенными на местном рынке. В самой деревушке нет ресторанов, но есть магазины, около которых расположены столики и стулья. Собственно, в таких заведениях вы не сможете попробовать традиционные блюда Боливии, поэтому туристы покупают продукты и готовят их в местах, где остановились.

Читайте также: