Елки 2 посадка самолета

Обновлено: 18.09.2024

После аварийной посадки самолета A321 на кукурузном поле в Подмосковье после столкновения с птицами многие сразу же вспомнили похожий случай, который произошел в 2009 году в Нью-Йорке, когда А320 сел на воду. Тогда никто не погиб, сейчас — тоже. Но мало кто помнит, что в истории России есть еще как минимум одна история чудесного спасения самолета и всех людей на борту, достойная экранизации не меньше, чем посадка аэробуса на Гудзон. Речь про аварийную посадку Ту-154 на аэродроме в Ижме. Редакция ИА YakutiaMedia вспоминает события, произошедшие 9 лет назад.

События аварийной посадки Ту-154М в Ижме частично описаны в фильме "Ёлки 2", действие которого в том числе разворачивается в терпящем крушение самолёте. Роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак. По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром (Wikipedia).

8 октября 2010 года Указом Президента России, тогда им был Дмитрий Медведев, за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, членам экипажа были присвоены звания ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЛАМАНОВУ Андрею Александровичу – командиру; НОВОСЁЛОВУ Евгению Геннадьевичу – командиру.

За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, награждены ОРДЕНОМ МУЖЕСТВА: ВЫРОДОВ Василий Георгиевич – бортпроводник; ДМИТРИЕВ Николай Юрьевич – бортпроводник; ДМИТРИЕВА Елена Фёдоровна – бортпроводник; КАРИМОВ Рафик Ахметнурович – бортинженер; НИЗАМОВ Рифкат Гильмутдинович – бортпроводник; РАЗУМОВА Елена Владимировна – старший бортпроводник; ТАЛАЛАЕВ Сергей Владимирович – штурман.

ИА YakutiaMedia напоминает хронику событий, сделанную на основе официальных данных из Приказа Росавиации от 03.02.2011 года №33 "О серьезном авиационном инциденте с самолетом Ту-154М RA-85684" Обстоятельства серьезного авиационного инцидента, произошедшего 07.09.2010 с самолетом Ту-154М RA-85684.

07.09.2010 экипаж самолета Ту-154М RA-85684 выполнял регулярный пассажирский рейс ДРУ-516 по маршруту Полярный — Москва (Домодедово). Кроме 4 членов летного и 5 членов кабинного экипажа, на борту самолета находилось 72 пассажира.

Комиссией Росавиации по расследованию серьезного авиационного инцидента с самолетом Ту-154М RA-85684 было установлено, что взлет в аэропорту Полярный был произведен в 00:15 UTC.

С 02:58:52 диспетчер предпринимал безуспешные попытки вызова на связь экипажа самолета.

Начиная с 03:01 самолет Ту-154М RA-85684 начал уклоняться вправо от воздушной трассы.

В дальнейшем самолет Ту-154М RA-85684 был обнаружен местными жителями в районе села Ижма (Республика Коми), выполняющим полет на малой высоте с выпущенными шасси.

Экипаж самолета Ту-154М RA-85684 после перехода на визуальный полет принял решение о посадке на взлетно-посадочную полосу неэксплуатируемого аэродрома в районе села Ижма. После трех проходов над ВПП аэродрома Ижма экипаж самолета принял решение о посадке на ВПП. Посадка была произведена в 03:35.

В процессе пробега после посадки произошло выкатывание самолета по курсу посадки на 168 метров от выходного торца ВПП с уклонением влево от осевой линии на 27 метров.

При выкатывании самолет получил повреждение конструкции планера (от столкновения с деревьями) и лопаток двигателей № 1 и 3 от попадания посторонних предметов. В результате применения аварийного торможения и последующего выкатывания произошло разрушение пневматиков внешних колес на правой стойке шасси и одного внешнего заднего колеса на левой стойке шасси. Пассажиры и экипаж самолета не пострадали.

По результатам выполнения работ на самолете обнаружена неисправность аккумуляторов № 1 и 2. При этом первоначальным источником неисправности электрооборудования самолета явился аккумулятор № 1, установленный в левой сети постоянного тока. Отказ аккумулятора № 1 явился следствием его теплового разгона.

По результатам исследований аккумуляторных батарей комиссией по расследованию было установлено, что их эксплуатация осуществлялась с нарушением Руководства по техническому обслуживанию.





Информация из Wikipedia: Пилоты, по их признанию, обнаружили аэропорт Ижмы случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели лайнер на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приводнение. Обнаружение взлётной полосы было неожиданной удачей. Бо́льшая часть бортового навигационного оборудования не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам.

Часть пассажиров перед посадкой была переведена в переднюю часть салона для равномерного распределения перед аварийными выходами. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками, в связи с этим посадочная скорость 350—380 км/ч была значительно выше нормы (270 км/ч).

Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, это дало возможность пилотам оценить состояние ВПП (отсутствие на ней препятствий). Только с третьего захода в 07:55 по местному времени (03:55 UTC) была совершена успешная аварийная посадка, но самолёт выкатился на 164 метра за торец ВПП в кустарник и мелкий лес, в результате чего он был частично повреждён.

Все 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были успешно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. Пострадавших не было.

Успешная посадка аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую взлетную полосу в этих метеоусловиях была расценена российскими авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник. В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Сотников был награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Самолёт был сильно повреждён, и первоначально было объявлено о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров.

Затем авиакомпания "Алроса" решила восстановить борт RA-85684, его отбуксировали на ВПП, где начали готовить к вылету. В частности, замене на месте подлежали два двигателя, в которые при посадке попали ветки деревьев. Для взлёта с короткой полосы и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.

Короткий разбег и взлет

24 марта 2011 года борт RA-85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом топлива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего борт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч.

Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе "Авиакор".

Самолет после ремонта

К 16 июня 2011 года ремонт закончился. Отремонтированный лайнер был передан авиакомпании "Алроса", в которой он эксплуатируется по сей день.

В августе 2017 года авиакомпания "АЛРОСА" выполнила "Ретро полет" на легендарном ТУ-154 с бортовым номером RA-85684, возглавляемым командиром ВС Героем Российской Федерации Ламановым Андреем Александровичем, который посадил самолет в 2010-м.

10 лет назад, 7 сентября 2010 года, в Коми случилась история, которую до сих пор считают чудом. Впрочем, то счастливое провидение, которое спасло 72 пассажира и 9 членов экипажа самолета Ту-154, имеет свое имя. Зовут его Сергей Михайлович Сотников - начальник аэропорта в селе Ижма.

Пилоты какое-то время летели над рекой, в крайнем случае рассчитывая сесть на лед, пока не увидели рядом с селом Ижма старую "взлетку". Скриншот с видео канала "Россия"

Пилоты какое-то время летели над рекой, в крайнем случае рассчитывая сесть на лед, пока не увидели рядом с селом Ижма старую "взлетку". Скриншот с видео канала "Россия"

После закрытия аэропорта он по личному желанию на протяжении 12 лет ухаживал за взлетно-посадочной полосой. Она уже давно была снята со всех реестров, но Сотников все равно не давал ей зарасти, подрезал кусты и деревья, убирал мусор, рисовал разметку. Следил, ухаживал, чистил. Для чего? На экстренный случай. И когда у самолета Ту-154, летевшего из города Полярный в Якутии — в Москву, отказали все электроприборы, этот случай настал.

Сотников выпилил лобзиком четыре буквы "ИЖМА" и прибил их над входом в здание сельского аэропорта. Скриншот с видео канала "Россия"

Сотников выпилил лобзиком четыре буквы "ИЖМА" и прибил их над входом в здание сельского аэропорта. Скриншот с видео канала "Россия"

Об этой истории 10 лет назад много писали в прессе. Потому в Интернете можно легко найти детали той аварийной посадки посреди тайги. Многие оценили геройский поступок пилотов, которые сумели посадить реактивный самолет с отказавшими приборами. Но еще больше восхитила преданность своей профессии Сергея Сотникова, по сути обычного сельского мужичка.

И именно его поступок вдохновил сценаристов и писателей на создание художественных произведений. Тем, кто по счастью не попал в число участников событий, хотелось узнать – как все происходило. Испытать с пассажирами рискованный полет, понять, как вели себя в момент посадки пилоты, увидеть кружащийся над селом самолет глазами ижемцев. Так что вышедшие вскоре фильм и книга позволили отчасти пережить этот экшн.

Вот как показали аварийную посадку в фильме "Елки-2":

- С Вятками связи нет. Там, наверное, уже все елками поросло? Так что пробуйте дотянуть до Москвы, – сообщают диспетчеры пилотам.

- Если числится, значит он там. Я в этом уверен, - непреклонен командир. Именно такая верность хранителя взлетной полосы, в которую верит киношный герой, и в жизни спасла самолет.

Пассажир в фильме даже в самый напряженный момент уминает йогурт. Точно также, почти не заметив, что находятся на грани катастрофы, вели себя и пассажиры Ту-154. Многие без паники приняли приземление в тайге.

После аварийной посадки самолет еще полгода стоял в аэропорту и стал достопримечательностью. Сельчане увековечили этот случай на неофициальной эмблеме Ижемского района

После аварийной посадки самолет еще полгода стоял в аэропорту и стал достопримечательностью. Сельчане увековечили этот случай на неофициальной эмблеме Ижемского района

Под одной обложкой опубликовано два произведения Сенчина, в основе которых реальные события. "Зона затопления" - о переселении деревень для строительства Богучанской ГЭС. "Полоса" - об аварийной посадке самолета в Ижме.

Под одной обложкой опубликовано два произведения Сенчина, в основе которых реальные события. "Зона затопления" - о переселении деревень для строительства Богучанской ГЭС. "Полоса" - об аварийной посадке самолета в Ижме.

Однако сам писатель с хранителем аэропорта не встречался, а опирался лишь на статьи в прессе. Он предупреждает, что хотя основа повести документальная, многое придумано и взято из других ситуаций. Считали ли и вправду земляки Сотникова-Шулина чудаком, который годами методично наводит порядок на взлетке несуществующего аэропорта, или это домыслы? Отстаивал ли он перед начальством полосу, не желая ее разрушать, или все так само сложилось? Решать, где правда, а где выдумка, самому читателю.

Возможно, и эта цитата сочинена писателем Романом Сенчиным. Но она все равно точно отражает суть того сентябрьского счастливого приземления в Ижме:

- Летчики были благодарны, и я им благодарен, что не подвели и сели на мою полосу. Оказалась она в нужном месте в нужное время.

Если вам захотелось побольше узнать об этом случае, поставьте лайк и поделитесь своими мыслями в комментариях. А чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь на Север неизвестный.

В кинотеатрах страны запущен в прокат фильм “Ёлки-2” – продолжение прошлогодней новогодней комедии с участием молодых звёзд отечественного кино Ивана Урганта и Сергея Светлакова.

Итак, в фильме происходит следующее: у лайнера в полёте отказывают все навигационные приборы, прерывается связь с землёй, и весь груз ответственности ложится на плечи капитана Григория Земляникина (его играет актер Алексей Петренко). Вернуться назад уже нельзя, и, значит, нужно искать что-то подходящее по ходу следования. Земляникин просит принести стакан воды и приказывает изумлённому пилоту вести самолёт по этому “прибору”.

Далее (оказалось, прямо как в жизни!) среди чёрной тайги им открывается взлётка заброшенного аэродрома посёлка Вятки. Её вот уже несколько лет подряд, несмотря ни на какие экономические неурядицы и насмешки собственного внука, содержит в порядке герой Владимира Меньшова. Так сказать, киношный Сергей Сотников. Посадка прошла благополучно (как же иначе – комедия ведь?!), лайнер “Юленька”, названный так в честь любимой девушки командира, приземлился.

Безызвестный герой Меньшова горд и преисполнен чувства выполненного долга. А внук, похоже, доволен даже больше: ему Земляникин дарит свой мобильный, по которому парень уже звонит своей любимой девушке…

История счастливой ижемской “тушки” широко обсуждалась в прессе. Немудрено, что она впечатлила известного режиссёра и сценариста.

А может, и не его одного. Так что, возможно, похожий сюжет появится ещё в каком-нибудь… кино. Лучше в комедии со счастливым концом.

В новогодние праздники два раза смотрел фильм "Елки-2"
Если первый фильм, был "нашпигован" рекламой т.н. "спонсоров", то во втором фильме режиссерами всё было хорошо спрятано, Но если быть немного наблюдательным можно было кое что и заметить, а так фильм ОЧЕНЬ позитивный.
За что режиссерам фильма ОГРОМНОЕ спасибо.

Что о себе, может мне так показалось, что когда Ургант с Дядей-КВС выпивают по 50 гр коньячка. перед взлетом, сначала показывают наполненные фужеры, через пару секунд ПУСТЫЕ! а потом снова!! полные.

И конечно же самолет.

Если в первом фильме авиакомпания "S-7" хорошо показали и свою фирменную окраску и сам самолет - уж не знаю сколько у них бортов с т.н. "псевдо-кожаным" салоном - но я на таком летал по маршруту Краснодар-Москва.

и в Фильме "ЕЛКИ-2", может быть это моя аналогия, но увидев ТУ-154 с именем ЮЛИЯ СНЕГИРЕВА, я вспомнил свой вояж, на ТУ-154 Юлия Фомина,
принадлежащей Авиакомпании "СИБИРЬ" она же "S-7"

ОБЩЕГО в этих рейсах - бортпроводник Николай Юрьевич Дмитриев.
Он находился на борту ТУ-154 и 15 марта 2001 года и при экстренной посадке самолета в ИЖМЕ!
Вот так!
Ничего больше, ничего личного

Знаменитый самолет из

Знаменитый ТУ-154, известный экстренной посадкой на аэродроме "Ижма", проводили на "пенсию". Его история легла в основу одной из сюжетных линий фильма "Ёлки-2". В 2010 году самолет совершил экстренную посадку на аэродроме "Ижма". В тот день, благодаря слаженным действиям экипажа, были спасены жизни всех, кто находился на борту. Позже самолет восстановили и еще восемь лет он продолжал работать. После полёта из Мирного в Новосибирск он станет экспонатом музея авиации. Фото: Григорий Ифтодий (@iftody), @almaznyi_krai

Читайте также: