Фигурная стрижка деревьев формы методы уход генрих бельц

Обновлено: 07.09.2024

Скачивай любимые книги во всех популярных форматах и читай в электронной книжке, на iPad или на компьютере! Все книги загружают сами пользователи сайта исключительно на бесплатные файлообменники. Никаких паролей и смс! Любую книгу можно скачать абсолютно бесплатно и без регистрации.

Популярные форматы книг

Скачивай книги только нужного формата! Наиболее популярный формат книг:

fb2 epub pdf txt doc djvu mp3

Художественная литература

Научная литература

Экономическая литература

Увлечения и хобби

Компьютерная литература

Иностранные языки

Аудиокниги

Фигурная стрижка деревьев

Фигурная стрижка пришла к нам из Древнего Рима, именно римляне первые применили для фигурной стрижки особые устройства. Сегодня искусство топиари – или по-другому фигурная стрижка находится на взлете. Разнообразные геометрические формы, фигуры животных придают неповторимость и являются изюминкой дизайна. Из книги вы узнаете, как создать разнообразные фигуры, использую базовые элементы и готовые шаблоны. А также как правильно подобрать растения для стрижки и ухаживать за ними.

Друзья! В нашей электронной библиотеке вы всегда можете бесплатно скачать книги и аудиокниги. Библиотека пополняется ежедневно самими пользователями. Книги добавляются в самых распространенных форматах - fb2, pdf, rtf и др. Многие из этих форматов поддерживаются современными электронными книгами (читалками). Если у вас во время работы с сайтом возникнут вопросы - вы можете задать их в специальном разделе или в комментариях к книге. Просим также не забывать, что все книги представлены исключительно для ознакомления. Уважайте труд авторов - покупайте печатный вариант книг!

Генрих Бельц - Фигурная стрижка деревьев. Формы, методы, уход обложка книги

Аннотация к книге "Фигурная стрижка деревьев. Формы, методы, уход"

Предлагаемое читателю издание содержит немало интересного по созданию оригинальных форм фигурной стрижки растений и уходу за ними. Книга снабжена красочными иллюстрациями и рисунками.
Отпечатано в Словакии.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Конечно, к полиграфии претензий нет, но она для меня никогда на первом месте не стоит. Я не профессионал-ландшафтник, но очень интересующийся и читающий любитель. Даже те, кому безразлична эта тема, визуально знакомы с различными формами стрижки, т.е. такими фото не удивить. А вот информации для практики не очень-то почерпнёшь из этой вообщем-то недешёвой книги, даже если "их" тис и самшит заменить на "наши" вяз и кизильник. Основные формы советуют стричь на глазок. Как-то.

Конечно, к полиграфии претензий нет, но она для меня никогда на первом месте не стоит. Я не профессионал-ландшафтник, но очень интересующийся и читающий любитель. Даже те, кому безразлична эта тема, визуально знакомы с различными формами стрижки, т.е. такими фото не удивить. А вот информации для практики не очень-то почерпнёшь из этой вообщем-то недешёвой книги, даже если "их" тис и самшит заменить на "наши" вяз и кизильник. Основные формы советуют стричь на глазок. Как-то всё поверхностно. В очередной раз убедилась, что, за редким исключением, надо покупать книги наших авторов, благо опыт уже в этой сфере накоплен. Скрыть

Всем, кто интересуется искусством топиара (фигурная обрезка растений) и просто, тем, кто хочет сделать свой сад неповторимым рекомендую эту книгу.
Книга написана профессионалом, довольно подробно, а главное простым понятным языком. Даны подробные иллюстрации, так что сделать красивую фигурную обрезку сможет любой желающий. Качество печати и фотографии достойны высших похвал.
Рекомендую всем – не пожалеете.

Идеи | Творческая мастерская | Хитрости

Идеи | Творческая мастерская | Хитрости

Идеи | Творческая мастерская | Хитрости запись закреплена

😍

Хвойные: не бойтесь обрезать

Во всем мире хвойные растения – излюбленный объект для топиарной стрижки. За ними не сложно ухаживать, они декоративны круглый год, разнообразны по форме и цвету. Но главное – хвойные, как правило, хорошо переносят стрижку и медленно растут, поэтому вам не придется часто браться за ножницы.
Лучшие образцы топиарного искусства можно увидеть в знаменитом саду при усадьбе Левенс Холл в Англии. Львы, шахматные фигуры, павлины, геометрические композиции из тисса растут здесь не менее трех веков. И до сих пор вдохновляют садовников на создание своих, домашних шедевров.
Из хвойных растений можно создавать топиарные объекты любой сложности. Из видов с пластичными, гибкими ветвями – даже замысловатые фигуры животных и людей, буквы и цифры. Но начинающим не стоит ставить перед собой цель превратить разросшийся куст туи или можжевельника в неведомую зверушку. Для начала нужно освоить стрижку простых геометрических форм – шара, куба, пирамиды, цилиндра, конуса. И только потом приступать к созданию спиралей, арок, берсо и прочих арт-объектов.
Правила стрижки хвойных

Начинать формирование растения можно не ранее чем через год после посадки или пересадки. Для стрижки выбирайте экземпляры в самом хорошем состоянии, желательно акклиматизированные растения или виды из местной флоры. Например, если в вашем регионе ели чувствуют себя хорошо, то можете смело высаживать их на участке и воплощать свои художественные замыслы.
В выборе топиарной формы следует ориентироваться на природную форму кроны. Часто достаточно просто подчеркнуть ножницами форму, заложенную природой, чтобы в саду появилась законченная композиция.
За одну стрижку можно убирать не более 1/3 зеленой массы. Ведь это все-таки стресс для растения. А вот для того, чтобы крона стала гуще, в конце сезона надо обязательно срезать треть прироста текущего года, просто повторяя уже имеющуюся форму кроны.
При стрижке нельзя оставлять голые ветви, лишенные хвои. В отличие от большинства лиственных растений, хвойные не имеют спящих почек, и поэтому голая ветвь не покроется зеленью, а просто засохнет.
Многие из хвойных ядовиты – например, большинство видов туи, можжевельника, тисса. Поэтому перчатки при работе обязательны. Также не забывайте, что выделяющаяся при стрижке смола практически не отстирывается.
Инструмент для обрезки должен быть остро заточенным и чистым. Кроме того, желательно протирать лезвия несколько раз в процессе стрижки.
После работы режущие поверхности нужно вымыть теплой водой с мылом или очистить специальными средствами.
Чтобы растение лучше перенесло топиарную стрижку, нужно правильно выбрать время. Вообще стричь хвойные в условиях России можно с ранней весны до поздней осени. Главный критерий – среднесуточная температура воздуха: она должна быть не ниже 4°С. У каждого вида хвойных есть периоды активного роста, когда обильно выделяется смола, и в это время растения беспокоить не стоит. Наиболее сильное истечение смолы бывает ранней весной и летом, а более точные сроки зависят от условий местности и особенностей определенного вида. Поэтому новичкам для первых опытов лучше выбрать вторую половину лета и осень.
Уход до и после стрижки

Если у вас на участке немного хвойных и они не в лучшей форме, а вам очень хочется придать им дизайнерский вид, то сначала нужно укрепить жизненные силы растений. Этого несложно добиться с помощью подкормок и правильной агротехники. Не забывайте, что избыточный полив может быть так же вреден для хвойных, как засуха. Вообще, хвойные любят полив на крону, дождевание.

После стрижки желательно поддержать растения с помощью стимуляторов и адаптогенов. На крону распыляйте эпин, а для стимуляции корнеобразования применяйте циркон. Прежде чем использовать препараты, ознакомьтесь с инструкцией.

Часто стричь хвойные не надо. Обычно требуется 1–3 поддерживающие стрижки за сезон. И не выбрасывайте "отходы производства". Если вы стрижете ели осенью, то получаете прекрасный укрывной материал – лапник. Он пригодится для укрытия роз, молодых саженцев, виноградной лозы.

Принципам топиарной стрижки простых форм посвящено немало книг. Одна из лучших – "Фигурная стрижка деревьев" Генриха Бельца (издание 2008 года). В ней вы найдете и хорошие рисунки, и подробное описание методов и способов стрижки.

: Владимир Ляпчев

Во всем мире множество людей увлекается садоводством, и потому интерес к фигурной стрижке деревьев и кустарников растет с каждым годом. Topiaria, что в переводе означает "садоводческое искусство" – это создание декоративных форм растений путем художественной стрижки и обрезки.

Далеко не каждому садовнику под силу создать из дерева арт-объект. Это искусство требует определенных навыков, знаний, художественного вкуса и огромного терпения.

Владимир Ляпчев профессионально занимается фигурной стрижкой деревьев и кустарников с 2005 года, проводит консультации и мастер-классы, создает из деревьев садово-парковые скульптуры, гармоничные ландшафтные композиции. Оригинальные работы мастера можно увидеть на его сайте, в Инстаграм, в социальной сети ВКонтакте.

Владимир, с чего началось ваше увлечение топиарным искусством?

Мой приход в профессию был нестандартным. Обычно ведь как бывает: человек был увлечен садоводством или рисованием, скульптурой, а потом пришел в "топиарку". Да, я хорошо рисую, в молодости даже зарабатывал этим деньги. Но не в этом суть. По первому образованию я учитель истории, закончил Московский педагогический государственный университет им. Ленина. По второму высшему – экономист. Кем только не работал! В трудовой книжке больше десятка записей: от директора до дворника. Вместе со всей страной переживал и очень тяжелые времена.

В начале двухтысячных младшему сыну пора было в садик, а мест не хватало. Кому-то из семьи надо было устроиться в детсад, чтобы ребенка туда взяли. Так я стал дворником-сторожем в одном из детсадов города Тольятти. Там впервые начал ухаживать за древесными растениями и стричь кусты, которые до меня уже сформировал мой коллега. Мне понравилось это занятие, стало получаться все лучше и лучше. Потом я сел и хорошо обдумал, прописал новый бизнес. Практически сразу это все дало результат. Я начал получать заказы и вскоре сделал топиарное искусство своей профессией.

Владимир Ляпчев

Сейчас я уже более 16 лет зарабатываю деньги только фигурной стрижкой деревьев и кустарников. Все это время я развиваюсь как мастер, как художник в широком смысле этого слова. Конечно, я постоянно занимаюсь и занимался самообразованием. В ландшафтной школе я отучился еще на раннем этапе, много читал специальной литературы. Книги по обрезке и стрижке выискивал где только можно. Перерывал интернет, общался с ландшафтниками. А еще больше работал, анализировал свой опыт.

Сейчас я создаю собственные технологии, ставлю эксперименты, иду ни на кого не похожим творческим путем, разрабатываю проекты своих собственных инновационных ландшафтов. Занимаюсь обучением. Провел уже более 50 мастер-классов. Они очень востребованы, поскольку о топиарном искусстве в средней полосе реально негде почитать. Литература в основном европейская, в нашем климате она применима с большими оговорками именно из-за разницы в климате. В вузах нет ни курсов, ни предметов, ни лекций… Практически нет ничего именно в условиях средней полосы. В дальнейшем планирую уделять больше времени обучению.

Владимир Ляпчев

С какими видами растений вам больше всего нравится работать?

Вы, наверное, предполагаете, что я назову какие-то отдельные виды? Ну, нет! Мне нравятся все древесные растения, иначе я бы не занимался своим делом. А работать я предпочитаю с теми деревьями и кустарниками, в которых я увидел художественный потенциал. Когда понимаю, что могу сотворить шедевр. И конечно же, люблю работать с растениями, которые не болеют, дают хорошие приросты. С экзотами не работаю. Это совсем другое направление садоводства, ближе к коллекционированию. Меня интересует сильный, устойчивый, живучий материал.

Чем отличается стрижка от обрезки?

Стрижка и обрезка – это две разные операции. Стрижка – удаление периферийного слоя кроны (зеленой массы) с помощью садовых ножниц или кустореза. Обрезка – удаление отдельных ветвей в строго определенных местах. Обрезка выполняется секатором, сучкорезом или пилой, в зависимости от толщины удаляемой ветви. Для обрезки и стрижки существуют свои сроки, свои правила. Я еще использую такое понятие – арт-обрезка. В отличие от обрезки обычной, которая выполняется с утилитарной целью, арт-обрезка – это инструмент для создания произведений искусства из живых деревьев. Точно так же бывает просто стрижка для уменьшения размеров растения или для загущения кроны, а бывает фигурная – для создания новой формы, фигуры, имеющей художественную ценность.

Владимир Ляпчев

Какие формы пользуются наибольшей популярностью в средней полосе?

У нас в стране популярны самые разные геометрические фигуры. Мода на сады в регулярном стиле не проходит уже тысячелетия. Просто если раньше уход за топиарным садом могли позволить себе только состоятельные люди или какие-то организации, то сейчас – практически любой садовод. Причина в том, что в стране появился качественный и очень разнообразный садовый инструмент. Любые секаторы, ножницы, кусторезы, пилы… Все, что хотите, на любой вкус и кошелек. Почему бы сейчас не содержать кусты или живую изгородь в виде шаров или других фигур? Купил кусторез и стриги себе на здоровье. Было бы желание.

Владимир Ляпчев

Популярны также и сады в природном стиле, которые, кстати, тоже не обходятся без стрижки и обрезки. В последнее время в ландшафтном дизайне встречаются садовые деревья в японском стиле, типа ниваки или гартенбонсай. Их продают в садовых центрах уже в готовом виде. Но они также требуют регулярного ухода, стрижки и обрезки. Я формирую деревья в собственном авторском стиле, не копируя европейцев или японцев. И на такие деревья тоже есть спрос!

Владимир Ляпчев

Каждая ваша работа – просто шедевр! Сады выглядят гармонично и стильно. Как рождаются идеи и как вы прорабатываете композицию, приступая к работе над объектом?

Чаще всего мне приходится работать в уже сложившихся ландшафтах. То есть, как правило, я не занимаюсь пересадками или досаживанием растений. Но в старых садах особенно ярко видно, каким мощным преобразующим инструментом является топиарное искусство. Только с помощью обрезки и стрижки я могу полностью изменить стиль сада (рестайлинг), видоизменить пространство, перенести акценты. Сад буквально создается заново, хотя все деревья и дорожки остаются на своих местах. Но это занимает время. Даже если мы начинаем формировать уже большое дерево или взрослый кустарник, проходит несколько лет, прежде чем форма приобретет законченный вид. Мой материал – живые существа, поэтому от того, как они будут себя чувствовать, насколько хорошо расти, тоже зависит конечный результат.

Мне также интересно делать ландшафты с нуля. Я разрабатываю свои подходы к созданию садов, приватных территорий. Откуда приходит вдохновение? Конечно же, от природы. Много впечатлений от пейзажей я получаю в поездках по миру, по родной стране. Не для красного словца, реально, природа – источник вдохновения. Какую форму выбрать для того или иного экземпляра, решается по совокупности факторов. В том числе выбор формы зависит от габитуса растения, от стиля сада, от пожеланий заказчика и моей интуиции.

Владимир Ляпчев

А бывает ли такое, что идея создания какой-то композиции рождается у владельца сада, но растения не подходят для реализации?

Бывает, конечно, поэтому и приглашается профессионал. Я всегда сразу говорю, что можно сделать, а чего не стоит. Иногда даже отговариваю заказчика от обрезки или стрижки, если и так все красиво. Бывает также, что идеи владельца сада мне неинтересны. И тогда я от заказа вежливо отказываюсь.

Владимир Ляпчев

Многие садоводы боятся состригать лишние ветви, обрезать верхушки, опасаются испортить форму… Какие растения легко прощают ошибки неопытных мастеров? На чем можно потренироваться новичку?

И правильно боятся! Растения – живые. Не по-людски их кромсать без толку и смысла, без гарантий того, что они будут жить дальше. Это с одной стороны. А с другой, в садоводстве вообще очень много мифов, суеверий, граничащих с мракобесием. Например, про макушки. Очень живучий миф, что без макушки дерево перестанет расти и погибнет. Откуда он взялся, понятия не имею. Самой природой, миллионами лет эволюции у деревьев заложена как способность расти вверх, так и способность замещать отломанную верхушку новыми побегами.

За свою 16-летнюю практику я убирал верхушки деревьев тысячи раз. Реакция дерева на эту операцию одна: оно старается выпустить один или несколько побегов-заместителей. Конечно же, важно соблюдать баланс. Я как опытный мастер могу сходу решить, на какую высоту можно снизить то или иное дерево. И иногда убираю сразу много. Неопытному человеку лучше начинать с малого, срезать тонкую макушку и избегать больших срезов.

Владимир Ляпчев

Живые изгороди из туи западной

Страхи и неуверенность очень хорошо снимаются на мастер-классах. Я это вижу каждый раз. У людей загораются глаза, они начинают так щелкать ножницами и секаторами, что не оттащишь от растения. Когда мы понимаем, что надо делать, а чего не надо, тогда и рука берет столько, сколько нужно. На чем потренироваться, и какие растения прощают неопытность садовода, отвечу так: начинать надо с тех растений, которые в данном регионе, на данном участке отлично растут. Старайтесь выбирать лесообразующие породы в данной местности. Смотрите, какие экземпляры дают хорошие приросты, не болеют, не чахнут. Только с такими можно работать.

Владимир Ляпчев

Каким инструментом вы работаете, и что из вашего арсенала подойдет для начинающих мастеров?

У меня просто огромное количество инструментов. Слишком долго, да наверное, и ни к чему рассказывать обо всем моем арсенале. В любом саду опытному или начинающему садоводу для работы с древесными растениями необходимы: секатор, садовые ножницы и садовая пила. Секаторы служат для обрезки ветвей до 2 см в диаметре, ножницы – для стрижки, садовая пила – для обрезки ветвей толще 2 см. Можно еще посоветовать купить сучкорез для обрезки ветвей 3-4 см в диаметре. Он очень ускоряет и упрощает работу.

Насчет конкретных марок и производителей советовать не буду. Главное, чтобы инструмент удобно лежал в руке, был острым и чистым. Только так можно сделать правильный срез, который потом хорошо затянется. Некоторые путают садовую и столярную пилы. Столярная предназначена для мертвой древесины, а садовая – для живой. Естественно, для спила живых веток надо использовать именно садовую пилу.

Инструмент садовника

Минимальный набор садовника

Нужно ли подкармливать растения до и после стрижки и чем?

Подкармливать растения надо в соответствии с сезоном: неважно, есть стрижка или нет. Я советую не стричь и не обрезать растения в экстремальных погодных условиях, например, когда стоит жара, засуха, идут сильные дожди, дует сильный ветер. Полить растение после стрижки, конечно, можно, если почва сухая. Для хвойных хорошо устраивать дождевание на крону. То есть полить, как из душа, все дерево.

Владимир Ляпчев

Какие рекомендации вы обычно даете обладателям садов после обрезки и стрижки? Обучаете ли вы хозяев последующему уходу за стрижеными формами?

Самое главное, что должны усвоить владельцы садов: если вы начали стричь и обрезать, это придется делать и дальше, чтобы сохранить формы. Поддерживающие стрижки хвойных растений надо проводить один-два раза за сезон, лиственных – до пяти-шести раз, в зависимости от вида.

Заказчиков у меня много, поэтому я физически не могу работать в одном саду долгое время. И меня вполне устраивает, если поддерживающие стрижки будет выполнять сам владелец сада или его садовник. Конечно, по желанию я обучаю уходу. Тем более, что это, как правило, в удовольствие: выйти в сад и пощелкать ножницами, поработать с секатором, подышать фитонцидами. Периодически необходимо, чтобы я корректировал форму. На некоторые участки я приезжаю раз в год или в два, чтобы создать что-то новое или откорректировать старые формы.

Владимир Ляпчев

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать мастер топиарного искусства?

Если честно, никогда об это мне задумывался. Любить сады, растения, природу – это, наверное, для всех актуально. Иметь точный глазомер, художественный вкус. Быть в хорошей физической форме, поскольку топиарное искусство – это, прежде всего, тяжелый физический труд. Иметь вагон терпения! Это необходимое качество для работы с деревьями, которые живут совсем в другом ритме.

Подождать лет пять до получения результата – для меня это норма, это несложно, а у некоторых людей вызывает нервный смешок, потому что обычно заказчики хотят всего и сразу, причем даже не завтра, а еще вчера. Да, надо уметь договариваться с заказчиками, чувствовать людей, понимать их зону комфорта, их запросы, их менталитет, вкус, жизненный уклад и учитывать это все при создании сада, ландшафтной композиции или отдельного арт-объекта. Договариваться с людьми сложнее, чем с растениями. И еще раз повторюсь: было бы желание, а научиться можно всему!

Владимир Ляпчев работает над созданием своего проекта не один. Главным партнером мастера является его жена – Ирина Немова – биолог по образованию, журналист с большим опытом работы. Ирина отвечает за переговоры с партнерами, за ведение сайта, за фото- и видеосопровождение работы. Такой прекрасный союз – залог успеха в любом деле!

Читайте также: