Горчичное дерево где растет

Обновлено: 18.09.2024

“И сказал [Иисус]: чему уподобим Царствие Божие, или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные” (Мк.4:30-32).

“Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” (Мф.13:31-32).

Обычно предполагается, что расхождения между синоптическими евангелиями случайные. В проповедях мы чаще слышим толкования на Матфея или Луку. Именно на основании этих двух евангелий ораторы рассуждают о вере, которая, быв однажды маленьким семенем, становится большим деревом.

Говоря другими словами, если горчица будет пересажена в чей-то огород для медицинских или кулинарных целей, она будет представлять собой весьма серьезную опасность, ведь она уничтожит и перерастет все другие злаки, а птицы, которые будут виться вокруг, привлекаемые тенью горчичных растений, станут настоящей катастрофой для крестьянина Средиземноморья, являя собой перманентную угрозу всей растительности сада.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать определенный вывод: идея этой притчи не в том, что горчичное семечко вырастет в высокий куст или дерево а в том, что однажды оно окажется там, где его не ждут. Именно в этом, как сказал Иисус, заключается смысл Царства.

Однако есть еще одна особенность этой притчи, связанная уже не с характеристиками растения, а с литературным расположением некоторых метафор и символов в Евангелии от Марка. Матфей, при работе с материалами Марка, будучи книжником и преследуя свои литературные и богословские цели, делает акценты на одном, а Лука – на другом. Это касается и расположения написанного материала, что является темой отдельного исследования.

Именно в имперском контексте, в плане мессианских ожиданий иудеев, деревья, особенно кедровые, считались символом силы и власти, величия и могущества. От могучих деревьев веяло всесилием, и именного этого, как кажется, хотел в своей притче избежать Иисус. Высокое и пышное дерево с могучей кроной и раскидистыми ветвями защищает землю от палящих лучей солнца, под ним прячутся звери, а птицы в ветвях вьют свои гнезда.

Конечно, мы не можем с абсолютной уверенностью знать, что заставило Матфея и Луку исправлять материалы Марка и писать иначе. Однако основной мотив в рассказе первого евангелиста ими не был подхвачен. Возможно, Матфей и Лука решили исходить из других соображений и интересов. Как библеисты, мы можем кое-что предположить.

Что мы можем сказать в итоге? Труды евангелистов – это результат кропотливой богословской работы по воссозданию образа и учения Иисуса Христа. При этом авторы были не только и не столько историками, которые реконструировали исторический портрет Иисуса. Они адаптировали Его образ и учение для нравственно-духовных нужд и богословских интересов своих читателей.

© 2017 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора.

Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.

В двух Евангелиях упоминается горчичное дерево. Горчичного дерева не существует. Образ мощного дерева, выросшего из мельчайшего зернышка, используется как метафора для описания Царства Небесного.

У евангелиста Марка горчичное растение вырастает ветвистым и выше всех злаков, но деревом не названо.

В Евангелиях от Матфея и Луки в горчичном зерне оказывается сокрыто дерево.

Горчица (греч. σινάπι, ивр. "хардаль") — это однолетнее травянистое растение, ветвистое, с жёлтыми цветами и мелкими семенами в стручках. Горчица обладает многими целебными свойствами, очень медоносна, и на протяжении нескольких тысяч лет культивируется в Средиземноморье. Растение неприхотливо и широко распространено в диком виде.

Плиний Старший писал в I в. от Р.Х. о двух характерных свойствах горчичного растения: о чрезвычайной пользе горчицы для здоровья и о чрезвычайной опасности для сада — однажды посеянная, она быстро распространяется и губит сад, заполняя его (Естественная история, глава 19). её неконтролируемого разрастания в иудаизме запрещается сеять горчицу в садах и огородах и предписывается сеять её только на полях, где её можно выращивать отдельно от других растений (Мишна, II в. от Р.Х.).

Святитель Феофан Затворник.

Мысли на каждый день года

Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, проникла все человечество; с другой - образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее - намерение и решимость спасаться через богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах - в уме, воле, чувстве и иcполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.

Cвященноисповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, Беседы на Евангелие от Марка, гл. IV, ст.21–24

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Лука.13:19
Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Лука, 17:6

Семена горчицы по своему внешнему виду очень малы и мелки и по своей мелкоте вошли даже в пословицу, так что, когда евреи хотели означить какую-либо малую вещь , говорили, что она как зерно горчичное (Лк. XVII, 6).

Спаситель , предлагая иудеям притчу о Царствии Божием, говорит, что оно подобно зерну горчичному, которое, взяв человек, посадил в саду своем, и оно возросло и стало большим деревом , и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк. XIII, 19). Слова притчи, что семга становится деревом или, по словам Евангелиста Луки , великим деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные, очевидно, должно разуметь выражения образные, свойственные восточному языку; но вообще горчичное растение, различное ростом по разности климата и почвы, действительно в благорастворенном климате и на плодородной почве достигает самого высокого роста и необыкновенно широко распространяет свои ветви.

Архимандрит Никифор (Бажанов)
Библейская энциклопедия

Дерево достигает огромных размеров, хоть семя его и мало.
Когда человек приходит к Богу, его вера ещё мала и не прочна, но растя духовно, человек становится великодушным, благородным и помогает другим.
Про такого человека говорят: человек с большой буквы.
Видимо, поэтому Господь и сравнивал веру с горчичным семенем, которое при должном старании становится деревом огромных размеров.

Рассмотрим два наиболее вероятных варианта растений, о которых говорил Иисус

Первое предположение, касательно того, что Спаситель имел в виду, когда говорил о горчичном зерне - Горчица Черная. Это однолетнее, травянистое растение, которое достигает в высоту до 240 см.

Горчичное зерно и дерево - что имел в виду Иисус (1)

Рис.1 - "Черная Горчица"

Следует знать, что всего существует четыре вида горчицы, и Горчица Черная является единственным претендентом среди них потому, что такой рост бывает только у нее.

Второе предположение заключается в том, что Евангелисты, в притче о зерне горчичном, описывают настоящее Горчичное Дерево. В интернете на форумах можно найти опровержение существования данного растения. Однако оно действительно существует с ботаническим названием - Salvadora Persica. К слову сказать, Мисвак (Miswak, Siwak) – является наименованием веточек этого кустарника. Однако в народе и даже в литературе можно встретить такие названия данного растения, как: salt bush (солевой кустарник), mustard tree (дерево горчицы), toothbrush tree (дерево щеток для зубов). Теперь предлагаем посмотреть несколько фотографий этого чуда:

Рис. 4 - Salvadora Persica или Mustard Tree (Горчичное Дерево) Рис. 5 - Горчичное дерево Рис. 6 - Горчичное дерево Рис. 7 - Плоды горчичного дерева Рис. 8 - Горчичное дерево

Как видите, в ветвях этого дерева могут спрятаться не только птицы небесные, но и люди. Тем не менее, о том, насколько это растение можно отнести к злаковым, – сложно сказать, вежливо говоря!

Как бы то ни было, суть притчи остается неизменной. Несмотря на то, что горчичные семена не являются, строго говоря, самыми маленькими – они употреблены в примере именно как таковые. Важно понимать, что любая притча на то и создается автором, чтобы образно, часто в преувеличенном виде преподнести ту или иную истину для лучшего понимания.

Если у вас есть иные мнения по поводу того, что имел в виду Иисус, говоря о горчичном зерне и горчичном дереве – пишите в комментариях.


Притча о зерне горчичном — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном.

Содержание

Евангельский текст

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Толкование

Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их, подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна принести богатые всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.

Таким образом, в толковании притчи можно выделить как образ умножения Церкви и распространения апостольской проповеди:

Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии.

так и образ действия слова Божия в душе человека:

Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно с Христом [4] :

Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он — и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он — неисчетный, вечный; Он — невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он — неразлучное с Отцом Слово; Он — Тот, на котором обитают птицы небесные, то есть пророки, апостолы и все избранные; Он Своей собственной теплотой очищает страдания души, Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя; Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых; Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка; Он спасает всех силой Отчей; Он от земли процвел до небес; Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу.

К сказанному Святитель Феофилакт Болгарский добавляет [5] :

Читайте также: